Способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области автоматического управления подачей топлива на запусках газотурбинного двигателя. Техническая задача заключается в повышении надежности запуска газотурбинного двигателя путем снижения температуры продуктов сгорания топлива за счет оптимизации подачи топлива в камеру сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что в способе дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора nвд, определение величины ускорения , дозирование топлива для поддержания величины соответствующей заданной зависимости =f(nвд), согласно изобретению дополнительно измеряют температуру воздуха Твх на входе в двигатель и температуру Тпр продуктов сгорания топлива, формируют пороговое значение Тпрпорог по зависимости Тпрпорог=f(Твх), сравнивают Тпр с Тпрпорог и при Тпр>Tпрпорог изменяют дозирование топлива для снижения величины до значения кор=×Ккор, где Ккор - коэффициент коррекции, определяемый зависимостью Ккор=f(Тпр), а при Тпрпрпорог восстанавливают величину в соответствии с заданной зависимостью =f(nвд). 2 ил.

 

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования подачи топлива на запусках газотурбинного двигателя.

Известен способ дозирования топлива в процессе разгона газотурбинного двигателя путем измерения давления воздуха за компрессором и частоты вращения ротора двигателя, формирования программы регулирования расхода топлива в соответствии с измеренными параметрами и перемещения дозирующего элемента пропорционально величине отклонения текущего расхода топлива от заданного по программе [Любомудров Ю.В. Применение теории подобия при проектировании систем управления газотурбинных двигателей. М., Машиностроение, 1971, с.96].

Известный способ не обеспечивает приемлемую точность поддержания времени разгона. Кроме того, для двигателя с докритическим перепадом в реактивном сопле линия рабочих режимов в координатах программы разгона смещается в зависимости от высоты и скорости полета, что приводит к изменению дозируемых избытков топлива, поэтому в различных условиях эксплуатации возможны как «зависание» двигателя, так и перегрев, что снижает надежность двигателя.

Наиболее близким к заявляемому является способ дозирования топлива на запуске, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения , регулирование частоты вращения ротора газогенератора в соответствии с зависимостью и ограничение расхода топлива в соответствии с зависимостью GTогр=f(nВД, ТВХ). При достижении температурой продуктов сгорания предельного значения Тпрзащит производится кратковременная отсечка топлива, включение агрегата зажигания, изменение зависимости в сторону снижения на 50% и изменение зависимости GTогр=f(nВД, ТВХ) в сторону снижения на 10% и дальнейшее осуществление запуска с измененной зависимостью регулирования. При повторном превышении температурой продуктов сгорания порогового значения Tпрзащ производится прекращение запуска [Устройство и эксплуатация силовых установок самолетов ИЛ-96-300,ТУ-204, ИЛ-114, Москва, 1993,стр.25].

Данный способ не учитывает температуру продуктов сгорания до достижения предельного значения Тпрзащ. Выполнение кратковременной отсечки топлива при Тпрпрзащ дает положительный эффект только в случае помпажных явлений в компрессоре. Для случая, когда причиной высокой температуры продуктов сгорания на запуске является снижение КПД узлов вследствие износа или загрязнения, а также температурное состояние двигателя, кратковременная отсечка топлива не приводит к снижению температуры. Используемое в прототипе изменение зависимостей =f(nВД) и GTогр=f(nВД, ТВХ) в процессе всего запуска приводит к неоправданно затянутому времени запуска и «зависаниям» газотурбинного двигателя после отключения стартера.

Недостатком известного способа является снижение надежности запуска двигателя в результате повышения температуры продуктов сгорания топлива на запуске при снижении к.п.д. узлов вследствие износа или загрязнения.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности запуска газотурбинного двигателя путем снижения температуры продуктов сгорания топлива за счет оптимизации подачи топлива в камеру сгорания.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения дозирование топлива для поддержания величины соответствующей заданной зависимости согласно изобретению дополнительно измеряют температуру воздуха ТВХ на входе в двигатель и температуру Тпр продуктов сгорания топлива, формируют пороговое значение Tпрпорог по зависимости Тпрпорог=f(Твх), сравнивают Тпр с Tпрпорог и при Тпрпрпорог изменяют дозирование топлива для снижения величины до значения кор=×Ккор, где Ккор - коэффициент коррекции, определяемый зависимостью Ккор=f(Tпр), a при Тпр<Tпрпорог восстанавливают величину в соответствии с заданной зависимостью =f(nвд).

Предлагаемый способ корректирует дозируемый избыток топлива на запуске по температуре продуктов сгорания топлива, снижая ускорение только при высокой температуре Тпр, позволяя снизить максимальную температуру продуктов сгорания на запуске двигателя и выполнить запуск за минимально возможное время.

На фиг.1 представлена зависимость Ккор от величины температуры продуктов сгорания Тпр для газотурбинных установок на базе двигателя ПС90А.

Величина порогового значения Тпрпорог определяет зону повышенной температуры продуктов сгорания, запуск в которой производится с коррекцией ускорения ротора газогенератора на заданный коэффициент Ккор:

Тпрпорогпрзащ-ΔТ,

где Тпрзащ=f(Tвх) - предельное значение температуры продуктов сгорания для защиты двигателя от перегрева на запуске, зависящее от внешних условий, превышение которой приводит к прекращению запуска;

Твх - температура воздуха на входе в двигатель;

ΔT - постоянная величина, зависящая от типа двигателя («уставка»).

Зависимость коэффициента коррекции Ккор величины от текущей температуры продуктов сгорания при превышении Тпрпорог определяется параметрами двигателя.

Структурная схема осуществления предлагаемого способа для газотурбинных установок на базе ПС90А представлена на фиг.2.

Блок 1 - блок формирования задания на изменение величины в зависимости от nвд [=f(nвд)].

Блок 2 - логический блок, осуществляющий сравнение текущей температуры продуктов сгорания с пороговой величиной Тпрпорог. Величина Тпрпорог определяет зону повышенной температуры продуктов сгорания при запуске газотурбинного двигателя, в которой требуется коррекция величины ротора генератора на коэффициент коррекции Ккор. Блок формирует величину Kкор=f(Тпр) для текущей температуры Твх и заданного значения «уставки» ΔT.

Блок 3 - арифметический, выполняет коррекцию задания величины с учетом Ккор: кор=×Ккор.

Блок 4 - блок, формирующий задание на дозатор топлива с учетом выходного сигнала с блока 3, обеспечивая расход топлива, необходимый для поддержания скорректированной величины кор.

Способ осуществляется следующим образом.

При запуске двигателя газотурбинной установки на базе двигателя ПС90А блок 1, на вход которого поступает сигнал о величине текущей частоты вращения ротора газогенератора nвд, формирует задание на величину и подает выходной сигнал I1 на первый вход блока 3. На входы блока 2 поступает информация о величинах температуры воздуха на входе в двигатель Твх, температуры продуктов сгорания Тпр и «уставки» ΔT.

При Тпрпрпорог блок 2 формирует сигнал I2<1, пропорциональный

коэффициенту коррекции Ккор, поступающий на вход блока 3. Изменение Ккор соответствует диапазону 0,4-1,0 (фиг.1).

При Тпр≤Tпрпорог на вход блока 3 поступает сигнал I2=1 о величине Kкор=1.

Блок 3 выполняет коррекцию задания и формирует выходной сигнал I3, поступающий на вход блока 4, который задает режим работы дозатору топлива, обеспечивая расход топлива, необходимый для поддержания скорректированной величины кор. При этом уменьшаются дозируемые избытки топлива, что в конечном счете снижает максимальную температуру продуктов сгорания Тпр. При Тпр≤Tпрпорог происходит восстановление величины в соответствии с заданной зависимостью =f(nвд).

Способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора nвд, определение величины ускорения дозирование топлива для поддержания величины соответствующей заданной зависимости отличающийся тем, что дополнительно измеряют температуру воздуха Твх на входе в двигатель и температуру Тпр продуктов сгорания топлива, формируют пороговое значение Тпрпорог по зависимости Тпрпорог=f(Твх), сравнивают Тпр с Тпрпорог, и при Тпрпрпорог изменяют дозирование топлива для снижения величины до значения кор=·Ккор, где Ккор - коэффициент коррекции, определяемый зависимостью Ккор=f(Тпр), а при Тпрпрпорог восстанавливают величину в соответствии с заданной зависимостью =f(nвд).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического управления газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к системам топливопитания газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники.

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении.

Изобретение относится к области систем впрыска топлива в камеру сгорания турбомашины. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к системам регулирования топлива воздушно-реактивного двигателя (ВРД), имеющим двухступенчатые электроприводные насосные агрегаты.

Изобретение относится к области регулирования расхода топлива в воздушно-реактивные двигатели. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). .

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования подачи топлива на запусках газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями ГТД

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями ГТД

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам автоматического управления газотурбинными двигателями (САУ ГТД)

Изобретение относится к области управления подачей топлива в газотурбинные двигатели

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями ГТД

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (СУ)

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД)
Наверх