Способ управления дозированием топлива на запуске газотурбинного двигателя

Способ относится к области автоматического управления подачей топлива на запусках газотурбинного двигателя. Техническая задача заключается в повышении надежности работы двигателя на режимах запуска путем автоматической коррекции программной зависимости ограничения дозирования топлива. Сущность изобретения заключается в том, что в способе управления дозированием топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения , регулирование nВД по заданной зависимости и ограничение дозирования топлива по программной зависимости Gt=f(nВД, ТВХ), согласно изобретению дополнительно формируют пороговое и программное значения величины ускорения и , фактическую величину сравнивают с , при формируют разрешающий сигнал на коррекцию программной зависимости GТ=f(nВД, ТВХ) с заданной скоростью изменения коэффициента коррекции , сравнивают фактическую величину с программным значением , и при разрешающий сигнал снимают и продолжают ограничение дозирования топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)×К, а повторные запуски газотурбинного двигателя осуществляют с учетом измененной величины коэффициента K. 1 ил.

 

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования подачи топлива на запусках газотурбинного двигателя.

Известен способ управления дозированием топлива в процессе разгона газотурбинного двигателя путем измерения давления воздуха за компрессором и частоты вращения ротора двигателя, формирования программы регулирования расхода топлива в соответствии с измеренными параметрами и перемещения дозирующего элемента пропорционально величине отклонения текущего расхода топлива от заданного по программе [Любомудров Ю.В. Применение теории подобия при проектировании систем управления газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1971, с.96].

Известный способ не обеспечивает приемлемую точность поддержания времени разгона. Кроме того, для двигателя с докритическим перепадом в реактивном сопле линия рабочих режимов в координатах программы разгона смещается в зависимости от высоты и скорости полета, что приводит к изменению дозируемых избытков топлива, поэтому в различных условиях эксплуатации возможны как «зависание» двигателя, так и перегрев, что снижает надежность двигателя.

Наиболее близким к заявленному является способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения , регулирование nВД по заданной зависимости и ограничение дозирования топлива по программной зависимости GТ=f(nВД, ТВХ). [Устройство и эксплуатация силовых установок самолетов ИЛ-96-300, ТУ-204, ИЛ-114, под редакцией д.т.н., профессора Б.А.Соловьева, Москва, Транспорт, 1993, с.25].

Известный способ используется на режимах запуска двигателя при всех климатических условиях за счет обеспечения избытков топлива над статической характеристикой по заданной зависимости , а также для защиты двигателя от помпажа настройкой программы ограничения расхода топлива в камере сгорания.

Однако известно, что с увеличением наработки двигателя линия статической характеристики поднимается, а ширина «дорожки» запуска уменьшается. Износ и засорение топливорегулирующей аппаратуры в процессе эксплуатации ведут к смещению линии программной зависимости GТ=f(nВД, ТВХ), что приводит к пересечению ее с линией статической характеристики и возникновению возможности «зависания» ротора двигателя. Для продолжения эксплуатации требуется повторная настройка зависимости GТ=f(nВД, ТВХ).

Техническая задача, решаемая данным изобретением, заключается в повышении надежности работы двигателя на режимах запуска путем автоматической коррекции программной зависимости ограничения дозирования топлива.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе управления дозированием топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения , регулирование nВД по заданной зависимости и ограничение дозирования топлива по программной зависимости GТ=f(nвд, Твх), согласно изобретению дополнительно формируют пороговое и программное значения величины ускорения и , фактическую величину сравнивают с , при формируют разрешающий сигнал на коррекцию программной зависимости GТ=f(nвд, Твх) с заданной скоростью изменения коэффициента коррекции сравнивают фактическую величину с программным значением , и при разрешающий сигнал снимают и продолжают ограничение дозирования топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)×К, а повторные запуски газотурбинного двигателя осуществляют с учетом измененной величины коэффициента К.

Формирование пороговых значений величин ускорения и , сравнение фактической величины с , при формирование разрешающего сигнала на коррекцию программной зависимости GТ=f(nвд, Твх) с заданной скоростью изменения коэффициента коррекции , а также сравнение фактической величины с программным значением , и при снятие разрешающего сигнала позволяют продолжать процесс дозирования топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)×К, а повторные запуски газотурбинного двигателя осуществлять с дозированием топлива с учетом измененного коэффициента К по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)×К, то есть автоматически, без повторной настройки программной зависимости. Это исключает вероятность «зависания» ротора двигателя и повышает надежность работы двигателя в целом.

На чертеже представлена структурная схема предлагаемого способа.

Блок 1 формирует сигнал I1 - задание на величину первой производной по времени () в зависимости от частоты вращения nВД, сигнал о величине которой поступает на вход блока 1.

Блок 2 - блок формирования сигнала I2, пропорционального величине расхода топлива для поддержания необходимой величины ускорения .

Блок 3 - арифметический блок, на вход которого поступают сигналы о величинах nВД и Твх. Блок 3 осуществляет вычисление приведенной к текущей температуре частоты вращения nВД по формуле

Блок 4 - логический блок, на вход которого поступает сигнал I3, пропорциональный величине nВДПР. Блок 4 формирует сигнал I4, пропорциональный величине программной зависимости ограничения дозирования топлива при текущих климатических условиях GТ=f(nвд, Твх).

Блок 5 формирует сигнал I5, пропорциональный изменению программной зависимости ограничения дозирования топлива с учетом коэффициента коррекции К:GТ'=f(Пвд, Твх)×К.

Блок 6 - логический блок выбора управляющего сигнала, поступающего на дозатор топлива. Блок 6 выбирает минимальный из входящих сигналов I2 и I5, поступающих с блоков 2 и 5 соответственно, и формирует сигнал I6 на дозатор топлива. При выборе сигнала I5 в качестве управляющего дополнительно формируется сигнал I13=1, который поступает на вход блока 7, в случае выбора сигнала I2 управляющим сигналом, значение сигнала I13=0.

Блок 7 - дифференциально-логический блок, в котором вычисляется фактическая величина , на второй вход которого поступает сигнал I13 с блока 6. При I13=1 формируется сигнал I7, пропорциональный величине .

Блок 8 - логический блок сравнения сигнала I7, пропорциональный величине с пороговым значением , при достижении которого формируется сигнал I8=1.

Блок 9 - логический блок сравнения величины сигнала I7 с величиной сигнала I1, пропорционального программному значению , при достижении которого формируется сигнал I9=1.

Блок 10 - логический блок, работающий как триггер, который срабатывает при поступлении сигнала I8=1 с блока 8 и отключается при поступлении сигнала I9=1 с блока 9. Выходной сигнал I10=1 является разрешающим для блока 11.

Блок 11 - логическо-арифметический блок формирования сигнала I11, пропорционального скорости изменения коэффициента коррекции для текущего значения nВД при наличии сигнала I10=1.

Блок 12 - интегрирующий блок, осуществляющий изменение коэффициента К в соответствии со скоростью, заданной сигналом I11 с блока 11. Выходной сигнал с блока 12 подают на второй вход блока 5 для коррекции сигнала I5 пропорционального программной зависимости GТ=f(nвд, Твх).

Способ осуществляется следующим образом.

На вход блока 1 поступают данные о текущей величине nВД. Выходной сигнал I1, соответствующий текущей величине ускорения , поступает на вход блока 2. Выходной сигнал I2 соответствует величине расхода топлива, необходимой для поддержания требуемой величины ускорения .

На вход блока 3 поступают сигналы о величинах nВД и ТВХ. Выходной сигнал I3, соответствующий текущему значению nВД ПР, поступает на вход блока 4. Выходной сигнал I4, ограничивающий дозирование топлива при текущих климатических условиях и параметрах топлива, поступает на первый вход блока 5. На второй вход поступает выходной сигнал I12 с блока 12, соответствующий коэффициенту коррекции К. Начальное значение К=1.

Блок 6 выбирает минимальный из сигналов I2 и I5 и формирует задание на дозатор топлива (сигнал I6).

На запуске по программе задание на дозатор (сигнал I6) соответствует сигналу I2, сформированному блоком 2.

При выборе блоком 6 сигнала I5 дополнительно формируется сигнал I13=1, являющийся разрешающим для работы блока 7.

При «зависании» двигателя текущая величина становится меньше , блок 8 подает сигнал I8 на вход блока 10, который формирует сигнал I10 - сигнал разрешения коррекции программной зависимости GТ=f(nвд, Твх).

Блок 11 при наличии разрешающего сигнала I10 формирует для текущего значения nВД заданную скорость изменения коэффициента коррекции выходной сигнал I11 с которого поступает на вход блока 12, изменяющего коэффициент коррекции К в соответствии с заданной величиной

Выходной сигнал I12 поступает на вход блока 5, формирующего задание на дозатор топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Tвх)×К.

Когда величина GТ' становится выше линии статической характеристики двигателя, величина возрастает, двигатель выходит из «зависания» и достигается величина текущей , равная программному значению . При блок 9 формирует сигнал I9, по которому блок 10 снимает сигнал I10 разрешения коррекции программной зависимости GТ=f(nвд, Твх).

При успешном завершении запуска измененный коэффициент коррекции К запоминается. Повторные запуски осуществляют по программе ограничения дозирования топлива с измененным коэффициентом коррекции К.

При изменении внешних условий или характеристик двигателя, приводящих к «зависанию» частоты вращения ротора двигателя, программа ограничения дозирования топлива вновь оптимизируется автоматически для изменившихся условий.

Способ управления дозированием топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора nвд, определение величины ускорения регулирование nвд по заданной зависимости и ограничение дозирования топлива по программной зависимости Gt=f(nвд, Твх), отличающийся тем, что дополнительно формируют пороговое и программное значения величины ускорения и фактическую величину сравнивают с при формируют разрешающий сигнал на коррекцию программной зависимости OТ=f(nвд, Твх) с заданной скоростью изменения коэффициента коррекции сравнивают фактическую величину с программным значением и при разрешающий сигнал снимают и продолжают ограничение дозирования топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)·К, а повторные запуски газотурбинного двигателя осуществляют с учетом измененной величины коэффициента К.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматического управления подачей топлива на запусках газотурбинного двигателя. .

Изобретение относится к системам автоматического управления газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к системам топливопитания газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники.

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении.

Изобретение относится к области систем впрыска топлива в камеру сгорания турбомашины. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к системам регулирования топлива воздушно-реактивного двигателя (ВРД), имеющим двухступенчатые электроприводные насосные агрегаты.

Изобретение относится к области регулирования расхода топлива в воздушно-реактивные двигатели. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями ГТД

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями ГТД

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам автоматического управления газотурбинными двигателями (САУ ГТД)

Изобретение относится к области управления подачей топлива в газотурбинные двигатели

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями ГТД

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (СУ)

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД)

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности, к системам автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД)
Наверх