Способ балансировки роторов

Изобретение относится к измерительной технике. Сущность: ротору, установленному вертикально, сообщают сферическое колебательное движение. Ротор продольной осью располагают параллельно оси системы, движущейся по конической поверхности, а одну из двух плоскостей приведения неуравновешенности последовательно совмещают с плоскостью, проходящей через вершину конической поверхности перпендикулярно продольной оси ротора, причем исключают взаимовлияние избыточных масс m1 и m2, расположенных в верхней и нижней плоскостях соответственно. Технический результат: повышение точности и производительности балансировки. 1 ил.

 

Настоящее изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения неуравновешенности деталей вращения, имеющих две плоскости приведения неуравновешенных масс.

Известен способ балансировки деталей вращения [1], при котором детали сообщают круговое колебательное движение, а о величине и угловой координате избыточной массы детали судят по амплитуде и фазе ее угловых колебаний. Недостатком этого способа является то, что он применим лишь для балансировки деталей, имеющих одну плоскость приведения неуравновешенности, проходящей через центр масс. Это детали типа дисков.

Аналогом настоящего изобретения является также способ балансировки роторов, описанный в [2] и взятый за прототип, по которому продольная ось ротора подвижно закреплена в центре координат неподвижной системы осей и описывает коническую поверхность, а неуравновешенность ротора, характеризуемая величиной радиальной и угловой координат его центра масс, определяется по угловому колебательному движению ротора вокруг его продольной оси.

Недостатком этого способа, как и способа [1], является возможность его применения также лишь для роторов, имеющих одну плоскость приведения неуравновешенности. Как известно, балансировка роторов, имеющих две плоскости приведения неуравновешенности, требует разделения и исключения взаимовлияния этих плоскостей для точного определения величин избыточных масс и их координат в каждой плоскости.

В этом способе это может быть достигнуто только расположением одной плоскости приведения неуравновешенности в неподвижной точке, совпадающей с центром координат системы неподвижных осей, что практически невозможно или связано с большими техническими трудностями, так как этому препятствует наличие на роторе цапф, предназначенных для установки его в подшипниках.

Сущность изобретения

Целями настоящего изобретения являются:

- первое - достижение возможности балансировки роторов с двумя плоскостями приведения неуравновешенности и повышение точности их балансировки;

- второе - повышение производительности балансировки.

Возможность балансировки роторов с двумя плоскостями приведения неуравновешенности достигается тем, что балансируемый ротор своей продольной осью располагают параллельно подвижной оси системы, совершающей коническое вращательное движение, называемое сферическим колебательным, а одну из плоскостей приведения неуравновешенности (при вертикальном расположении ротора она будет нижней) совмещают с плоскостью, проходящей через неподвижный центр системы и перпендикулярной ее подвижной оси, совершающей коническое вращательное движение. Такое расположение ротора исключает необходимость пропускания цапфы ротора сквозь неподвижный центр системы, являющийся вершиной конической поверхности, что в свою очередь повышает точность балансировки.

Действительно, точка ротора в верхней плоскости приведения неуравновешенности в месте расположения избыточной массы m1, как и все другие точки в этой плоскости, описывает эллиптические кривые, близкие к окружности, и, следовательно, является источником информации о неуравновешенности ротора, а вторая точка ротора в нижней плоскости приведения неуравновешенности с избыточной массой m2, как и все другие точки в этой плоскости, совершает лишь продольные угловые колебания в вертикальной плоскости с амплитудой, равной половине угла раствора конуса, и поэтому не является источником информации о неуравновешенности ротора.

Сам же ротор совершает поперечные угловые колебания вокруг своей продольной оси, амплитуда которых определяется только величиной избыточной массы m1 и амплитудой сферического колебательного движения ротора, а фаза их относительно его фазы - угловой координатой этой массы.

Избыточная же масса m2 в нижней плоскости приведения не вызывает поперечных угловых колебаний ротора, т.к. сила инерции этой массы направлена параллельно продольной оси ротора и не создает крутящего момента.

Точность же балансировки повышается благодаря исключению влияния неуравновешенных масс m1 и m2 при их измерении.

Повышение производительности балансировки настоящим способом достигается тем, что аналогичным образом вокруг подвижной оси системы, совершающей коническое вращательное движение, устанавливается два и более роторов, которые в каждой плоскости приведения балансируются за один пуск - установку одновременно.

Сущность настоящего изобретения поясняется чертежом, на котором представлена схема установки балансируемых роторов, показаны действующие силы, моменты и движения, происходящие при их балансировке.

Здесь OXYZ - система неподвижных координатных осей. Ось OZ′ - подвижная ось системы осей OX′Y′Z′, совершающая коническое вращательное движение вокруг оси OZ, характеризующееся некоторой круговой частотой ω и углом раствора конуса, равным 2β. Неподвижный опорный центр 1, являющийся центром сферы радиусом R и вершиной конуса О. Балансируемые роторы 2 и 3 со своими цапфами 4 и 5. m1 и m2 - избыточные массы ротора, расположенные на торцах радиуса r и лежащие в плоскостях приведения I и II, а α1 и α2 - их угловые координаты. F1 - сила инерции массы m1, содержащая крутящий момент, пропорциональный m1r, и вызывающая поперечные угловые колебания ротора ϕ1 при балансировке в плоскости I. ϕ2 - продольные угловые колебания точек ротора в плоскости II с размахом, равным углу раствора конуса 2β.

F2 - сила инерции массы m2, действующая в вертикальной плоскости. Она направлена параллельно продольной оси ротора и, следовательно, не вызывает его поперечных угловых колебаний.

Плоскость приведения неуравновешенности II совпадает с плоскостью, проходящей через неподвижный центр 1 перпендикулярно подвижной оси OZ′ и продольной оси O2Z1, расположенной параллельно оси OZ′ на некотором расстоянии l от нее. Как видно из чертежа цапфа 4 ротора 2 удалена на такое же расстояние и не мешает расположению плоскости приведения II в плоскости, проходящей перпендикулярно оси ротора O2Z1. Таким образом, исключается взаимовлияние плоскостей приведения неуравновешенности I и II и тем самым повышается точность балансировки.

Величина избыточной массы m1 и ее угловая координата α1 определяется по амплитуде и фазе поперечных угловых колебаний ротора относительно фазы сферического колебательного движения подвижной оси системы OZ′. Определение избыточной массы m2 и ее угловой координаты α2 ротора 2 производится аналогично путем его переустановки таким образом, что плоскости приведения I и II меняются местами.

Для повышения производительности, обеспечения симметрии и равновесия системы устанавливается ротор 3 и более, неуравновешенность которых в каждой плоскости приведения определяется одновременно подобным же образом.

На основании изложенного можно заключить, что использование настоящего изобретения позволит осуществить балансировку роторов с двумя плоскостями приведения неуравновешенных масс и повысить ее точность и производительность.

Перечень схем, рисунков и чертежей

Чертеж, содержащий схему установки балансируемых роторов, действующих сил и движений, происходящих при их балансировке.

Литература

1. Авторское свидетельство №316956. Способ балансировки деталей вращения. МПК G01m 1/16. Бюллетень №30 от 07.10.1971. УДК 620.1.05:531.24 (088.8).

2. Авторское свидетельство №462098. Способ балансировки роторов. М. кл. G01m 1/16. Бюллетень №8 от 28.02.75. УДК 62-755:62-25 (088.8).

Способ балансировки роторов с двумя плоскостями приведения неуравновешенности, заключающийся в том, что ротору, установленному вертикально, сообщают сферическое колебательное движение, отличающийся тем, что ротор продольной осью располагают параллельно оси системы, движущейся по конической поверхности, а одну из двух плоскостей приведения неуравновешенности последовательно совмещают с плоскостью, проходящей через вершину конической поверхности перпендикулярно продольной оси ротора, причем исключают взаимовлияние избыточных масс m1 и m2, расположенных в верхней и нижней плоскостях соответственно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению, в частности к балансировочным станкам для балансировки автомобильных колес в мастерских автосервиса. .

Изобретение относится к области машиностроения. .

Изобретение относится к области измерений, в частности к проверке статической балансировки конструкций, и может быть использовано для балансировки несущих и рулевых винтов вертолетов.

Изобретение относится к балансировочной технике. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при балансировке на балансировочные станках с вертикальной и горизонтальной осью вращения несимметричных роторов, для которых требуется балансировка по продольной оси.

Изобретение относится к комбинированным машинам или устройствам для одновременного определения и коррекции дисбаланса. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля электрических и вибрационных параметров электроприводной арматуры, преимущественно атомных электростанций (АЭС), и выдачи результатов оперативному персоналу энергоблока.

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности, к способам проведения однонаправленных испытаний на выносливость динамическим способом консольных конструкций типа лопасти или удлиненного стержня.

Изобретение относится к испытаниям, в частности к определению физико-термических свойств резины обрезиненных опорных катков гусеничных машин в различных условиях работы.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для проверки тормозной системы транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проектировании динамически уравновешенных узлов крепления дисков, наклоненных к плоскости их вращения, в частности шлифовальных кругов

Изобретение относится к универсальной испытательной технике, в частности для диагностики силовых установок автомобилей и других транспортных средств

Изобретение относится к станкостроению, в частности к балансировочным станкам для балансировки автомобильных колес в мастерских автосервиса

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к методам определения статического момента тел, преимущественно длинномерных, и может быть использовано для измерения статического момента лопаток турбомашин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к диагностированию тормозных систем автотранспортных средств

Изобретение относится к технике динамической балансировки вращающихся тел и может быть использовано для коррекции дисбаланса роторов, в частности ротора гироскопа на шаровом подвесе

Изобретение относится к акустике автотранспортных средств (АТС) и может быть использовано для идентификации источников шума АТС и их ранжирования

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструкциям испытательных стендов, связанных с доводкой и определением ресурса автомобилей, строительно-дорожных машин, колесных тракторов, и может быть использовано на заводах производителях автомобилей, колесных тракторов, дорожно-строительных машин, а также в сфере сервиса и ремонта перечисленной техники
Наверх