Способ подготовки к пуску алюминиевого электролизера

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к способам подготовки к пуску электролизеров для получения алюминия любого типа. Способ подготовки к пуску включает нагрев подины и обжиг швов внешним источником тепла, засыпку на подину защитного слоя, состоящего из смеси солей. Защитный слой состоит из смеси флотационного и регенерационного криолита (90-95 вес.%) с карбонатом кальция (5-10 вес.%), и защитный слой засыпают перед обжигом на периферийный шов подины электролизера. Наличие карбоната кальция в смеси приводит к уменьшению содержания фтористого алюминия и увеличению содержания фтористого кальция в электролите в послепусковой период. Технический результат заключается в обеспечении оптимального прогрева катодного устройства алюминиевого электролизера за счет укрытия периферийного шва подины электролизера смесью флотационного и регенерационного криолита с карбонатом кальция. 3 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к производству алюминия электролитическим способом, и может быть использовано при подготовке к пуску электролизеров любого типа.

Известно множество способов подготовки к пуску алюминиевых электролизеров, различающихся по способам обжига, установки анодов, заливки расплавов в шахту электролизеров.

Известен способ подготовки к пуску алюминиевого электролизера любого типа, по которому подготовку ведут в две стадии. На первой стадии подину электролизера обжигают и разогревают до температуры не ниже 750°С за счет тепла от организованного сжигания распыленного топлива, распределяемого равномерно в пространство между внутренней поверхностью шахты катода и нижней поверхностью анода. При этом нижняя поверхность анода находится на уровне с бортом катода. На второй стадии заливают перегретый до 970-1010°С электролит и продолжают нагрев катода и футеровки до эксплуатационных температур (авторское свидетельство СССР, №659645, С25С 3/06, 1979).

Известен способ термической подготовки к пуску алюминиевого электролизера любого типа, заключающийся в нагреве подины электролизера за счет организованного сжигания жидкого топлива (например, дизельного топлива, мазута) внутри замкнутого пространства, образуемого футеровкой катода, нижней поверхностью анода и временными крышками между анодом и бортами электролизера (авторское свидетельство СССР №765403, С25С 3/06, 1980).

Известен способ обжига и пуска электролизера для получения алюминия, который включает монтаж на подине электролизера анодных ячеек с электроизоляционными боковыми стенками и электропроводящим днищем, монтаж электронагревательных элементов, загрузку анодной массы, нагрев и формирование самообжигающегося анода током серии, заливку расплава, установку рабочего напряжения на электролизере. По мере сгорания анода самообжигающиеся анодные ячейки заменяют обожженными анодами (авторское свидетельство СССР №1740499, С25С 3/06, 1992).

Известен способ подготовки к пуску алюминиевого электролизера, включающий укладку на подину электролизера, выполненную из блоков, защитного слоя смеси флотационного и регенерированного криолита с литийсодержащим компонентом в количестве 2,5-5,0% в пересчете на фтористый литий, нагрев подины электролизера и обжиг швов внешним источником тепла, заливку электролита (патент России №2255144, С25С 3/06, 2003).

Недостатком перечисленных выше способов подготовки электролизеров к пуску является перегревание периферийного шва футеровки электролизера на обжиге, а также неоптимальный химический состав электролита в послепусковой период, которые являются причиной термических и механических разрушений подины электролизера и, в конечном итоге, приводят к преждевременному выходу электролизеров из строя. Механизм данного явления описан в книге (А.И.Беляев, М.Б.Рапопорт, Л.А.Фирсанова. Электрометаллургия алюминия, М.: Государственное научно-техническое издательство литературы по черной и цветной металлургии, стр.149-154, 1953).

Известен способ подготовки к пуску алюминиевого электролизера, по которому на подину засыпают слой смеси солей толщиной 2-3 см. После покрытия подины смесью солей и перекрытия пространства между анодом и бортовой площадкой теплоизолированными крышками начинают разогрев подины горелками. Через 5-6 часов при температуре расплава солей 500-750°С осуществляют выдержку при этой температуре в течение 3-10 часов. Затем продолжают разогрев расплава и катода с помощью форсунок до температуры 850-950°С, опускают анод до соприкосновения с расплавом, подключают электролизер в электрическую цепь и производят его пуск на электролиз (авторское свидетельство СССР №549510, С25С 3/06, 1974).

По назначению и наличию сходных существенных признаков данное решение принято в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является неоптимальное укрытие подины в процессе обжига, которое не в полной мере компенсирует перегревание периферийного шва подины электролизера на обжиге, а также неоптимальный химический состав электролита в послепусковой период, что может явиться причиной термических и механических разрушений подины электролизера.

Задачей предлагаемого решения является повышение технико-экономических показателей работы электролизеров в послепусковой период: увеличение выхода по току за счет оптимизации состава электролита, снижение накладных затрат в послепусковой период за счет использования дешевого карбоната кальция, а также увеличение срока службы электролизеров.

Технический результат заключается в обеспечении оптимального прогрева катодного устройства алюминиевого электролизера за счет укрытия периферийного шва подины электролизера смесью флотационного и регенерационного криолита с карбонатом кальция, увеличивающей температуру прогрева периферийного шва, а также за счет увеличения содержания фторида кальция в электролите в послепусковой период.

Поставленная задача решается тем, что в способе подготовки к пуску алюминиевого электролизера, включающем нагрев и обжиг подины внешним источником тепла, засыпку на подину защитного слоя, состоящего из смеси солей, согласно заявляемому решению защитный слой состоит из смеси флотационного и регенерационного криолита (90-95 вес.%) с карбонатом кальция (5-10 вес.%) и защитный слой засыпают перед обжигом на периферийный шов подины электролизера.

В результате сравнения заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не выявлено признаков, отличающих заявляемое решение от прототипа, что делает возможным сделать вывод о соответствии критериям «новизна» и «изобретательский уровень».

Защитный слой не только обеспечивает отсутствие прямого контакта пламени горелок и периферийного шва при обжиге, но также приводит к недопущению теплового удара на подину электролизера при заливке электролита.

Использование карбоната кальция в защитном слое приводит к увеличению криолитового отношения и содержания фторида кальция в электролите в послепусковой период, что, несомненно, является положительным моментом предлагаемого способа. Использование карбоната кальция существенно удешевляет способ, используемый в настоящее время для корректировки химического состава электролита, фтористый кальций значительно дороже.

Наличие более 10 вес.% карбоната кальция (соответственно, менее 90 вес.% флотационного и регенерационного криолита) в смеси приводит к интенсификации процесса настылеобразования в послепусковой период.

Наличие более 95 вес.% флотационного и регенерационного криолита (соответственно менее 5 вес.% карбоната кальция) в смеси приводит к уменьшению содержания фторида кальция в электролите, что снижает производительность электролизера.

Сущность изобретения поясняется графическим материалом.

На фиг.1 показан принцип укладки смеси флотационного и регенерационного криолита с карбонатом кальция в электролизер, на фиг.2 - сравнение температуры прогрева подины в процессе обжига по заявляемому способу и прототипу, на фиг.3 - сравнение содержания фторида кальция в электролите в послепусковой период по заявляемому способу и прототипу. Обозначения на фиг.1: бортовая футеровка - 1, подина электролизера - 2, анодный массив - 3, смесь флотационного и регенерационного криолита с карбонатом кальция - 4.

Способ подготовки был опробован в укрупненно-опытном масштабе в электролизном производстве ОАО «БрАЗ». Планируемое увеличение срока службы электролизеров, запущенных по предлагаемому способу, составляет не менее 6 месяцев.

Результаты испытаний показаны в таблице и на фиг.2, 3.

При использовании заявляемого способа достигается увеличение температуры прогрева периферийного шва за счет использования термоизоляционного слоя, состоящего из смеси флотационного и регенерационного криолита с карбонатом кальция. Вышесказанное подтверждают результаты измерений температуры прогрева подины во время проведения обжига (фиг.2). Как видно, температура прогрева подины при использовании укладки смеси флотационного и регенерационного криолита с карбонатом кальция увеличивается.

Таким образом, после заливки электролита и металла в пусковой электролизер вероятность теплового удара, вызванного разностью температур прогрева подины и заливаемого электролита, ниже.

Наличие карбоната кальция приводит к увеличению содержания фторида кальция в послепусковой период (фиг.3).

Изменение содержания фторида кальция и выхода по току от содержания карбоната кальция в шихте приведено в таблице.

Таблица
Содержание карбоната кальция в шихте, вес.%Содержание фторида кальция в электролите, вес.%Выход по току, %
2,51,887,5
53,688,0
7,55,488,5
107,188,5
12,58,988,0

Наличие карбоната кальция в смеси приводит к увеличению содержания фтористого кальция по следующей реакции:

AlF3+СаСО3=Al2О3+CaF2+СО2

Протекание вышеописанной реакции приводит к увеличению содержания фтористого кальция и снижению содержания фтористого алюминия в электролите, что приводит к экономии фтористого кальция и кальцинированной соды, используемых в послепусковой период для корректировки химического состава электролита.

В отличие от прототипа использование карбоната кальция имеет экономический эффект: стоимость карбоната кальция в несколько раз ниже стоимости фторидов щелочных и щелочноземельных металлов.

Способ подготовки к пуску алюминиевого электролизера, включающий засыпку на подину защитного слоя, состоящего из смеси солей, нагрев и обжиг подины внешним источником тепла, отличающийся тем, что защитный слой засыпают перед обжигом на периферийный шов подины электролизера, при этом защитный слой состоит из следующей смеси солей, вес.%:

смесь флотационного и регенерационного криолита90-95
карбонат кальция5-10



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу предварительного нагрева электролизера для получения алюминия электролизом при его запуске. .

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому получению алюминия, а именно к способам обжига подины алюминиевого электролизера с обожженными анодами.

Изобретение относится к возбуждаемой током системе известного вида с жидким металлом и электролитом, усовершенствованная посредством наложения на нее дополнительного внешнего изменяющегося во времени и/или переменного магнитного поля.
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому получению алюминия, а именно к составу шихты, используемой для герметизации прианодного пространства электролизера для получения алюминия.

Изобретение относится к цветной металлургии. .

Изобретение относится к металлургии алюминия и может быть использовано при монтаже электролизеров, конкретно, при обжиге подины алюминиевого электролизера. .

Изобретение относится к способу снижения содержания сернистых примесей в электролизерах для производства алюминия. .

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому производству алюминия, и может быть использовано при монтаже катодного узла алюминиевого электролизера, в частности к способу формирования бесшовных футеровочных слоев алюминиевого электролизера и устройству для его осуществления.

Изобретение относится к электролитическому производству алюминия и может быть использовано в конструкциях ошиновок мощных электролизеров с обожженными анодами при их поперечном расположении в корпусе.

Изобретение относится к способу охлаждения электролизера для производства алюминия электролизом расплава путем получения капелек текучего теплоносителя или диспергированного текучего теплоносителя, предпочтительнее, в замкнутом объеме в контакте с определенной поверхностью по меньшей мере одной стенки кожуха электролизной ванны электролизера таким образом, чтобы вызвать испарение всех или части упомянутых капелек при контакте с упомянутой поверхностью и осуществить отбор тепла от этой поверхности
Изобретение относится к способам подготовки алюминиевых электролизеров к обжигу и пуску, в том числе после капитального ремонта
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к способу обслуживания алюминиевых электролизеров

Изобретение относится к способу получения алюминия электролизом и к анодам для получения алюминия электролизом

Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к производству углеродных материалов, применяемых для футеровки подины электролизера

Изобретение относится к устройству для предпускового обжига катодной части алюминиевого электролизера

Изобретение относится к электролизеру для получения алюминия электролизом криолитоглиноземного расплава

Изобретение относится к системе механического и электрического соединения между концами двух по существу коаксиальных валов, к оборудованию электролизера для электролизного производства алюминия и к устройству пробивания и измерения

Изобретение относится к способу определения содержания оксида алюминия в криолит-глиноземном расплаве в электролизере для производства алюминия
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к эксплуатации электролизера для получения алюминия с применением кислых электролитов
Наверх