Битумно-резиновая композиция и способ ее получения

Изобретение относится к получению битумно-резиновых композиций из битума и крошки вулканизированной резины из отработанных автомобильных шин и может быть использовано в дорожном строительстве в качестве вяжущего для асфальтобетонных смесей, в промышленном и гражданском строительстве для кровельных, гидроизоляционных работ, для производства мастик и клеев. Битумно-резиновая композиция включает, мас.%: битум - 70-80, крошку из вулканизированной резины из отработанных автомобильных шин - 15-25 и нафталиновую фракцию каменноугольной смолы - 5-10. Нагревают смесь битума и нафталиновой фракции каменноугольной смолы до 100°С. Затем вводят крошку с размерами частиц 5-10 мм. Компоненты перемешивают в негерметичной емкости при 200-220°С в течение 30-60 мин. Затем смесь в горячем состоянии продавливают с использованием шнекового устройства через фильеры диаметром 1 мм. Полученную готовую к применению композицию сливают через металлическую сетку в емкость для хранения и транспортировки. Технический результат состоит в расширении ассортимента битумно-резиновых композиций с улучшенными эксплуатационными характеристиками, упрощении технологии приготовления композиции и сокращения длительности процесса. 2 н.п. ф-лы. 2 табл.

 

Изобретение относится к получению битумно-резиновых композиций (БРК) из битума и крошки вулканизированной резины из отработанных автомобильных шин. Получаемые БРК могут быть использованы в дорожном строительстве в качестве вяжущего для асфальтобетонных смесей, в промышленном и гражданском строительстве для кровельных, гидроизоляционных работ, для производства мастик и клеев.

Известна битумно-резиновая композиция, включающая битум и дисперсную фазу, представляющую собой резиновую крошку, поверхность которой посредством радикальной полимеризации «подшивается» к непредельным компонентам, содержащимся в битуме. В результате в битуме образуется гетерогенная армирующая пространственная структура из компонентов композиции (пат России 2167898 С1, кл. С08L 95/00).

Недостатком этой композиции является то, что требуется использование относительно дорогой мелкой резиновой крошки (не более 0,5 мм), дорогостоящих инициаторов (перекисные соединения) и соинициаторов (нитроны) радикальной полимеризации. Кроме того, образование пространственной сетки внутри композита предполагает ее разрушение при вторичном нагревании при получении конечного асфальтового материала, что должно отрицательно сказываться на его эксплуатационных свойствах.

Известна битумная композиция, представляющая собой растворенную в битуме девулканизированную резину, что достигается нагреванием смеси резиновой крошки, битума и добавок органического основания (ароматические или гетероароматические амины, фосфины) в герметичном реакторе (пат. России 2164927 С2, кл. С08L 95/00). Способ позволяет получать гомогенную систему с низкой температурой хрупкости, однако, не указано размеров частиц резиновой крошки, подвергаемой растворению, что предполагает использование очень тонко измельченной (следовательно, дорогой) резиновой крошки. Кроме того, использование герметичного реактора подразумевает работу с избыточным давлением и прерывность самого процесса получения битумно-резинового композита.

Наиболее близкой предлагаемому изобретению композицией и способом ее получения является композиция, получаемая в соответствии с патентом 2162475 С2, кл. С08L 95/00 (Россия). По указанному способу битумная композиция, содержащая битум и диссоциированную до отсутствия различимых частиц резину, получается при термическом и механическом воздействии на смесь битума, углеводородного масла, жидкого каучука и резиновой крошки. Недостатками данной композиции и способа ее получения является длительный и сложный технологический процесс многократных загрузок и прогрева при интенсивном перемешивании, использовании дорогостоящих реагентов - ароматических масел с торговыми названиями "SUNTEH" и "HYDROENE", низкомолекулярного жидкого каучука (полибутадиенового или полиизопренового с молекулярной массой 300-60000). Кроме того, не указано, какими эксплуатационными свойствами обладает битумно-резиновый композит.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение ассортимента битумно-резиновых композиций с улучшенными эксплуатационными характеристиками при упрощении технологии приготовления композиции за счет уменьшения числа стадий и сокращения длительности процесса, обеспечения возможности проведения процесса приготовления БРК в непрерывном режиме и отсутствия дорогостоящих ингредиентов при их получении.

Поставленная задача достигается тем, что заявляемая битумно-резиновая композиция включает битум (70-80%), крошку вулканизированной резины из отработанных автомобильных шин (15-25%) и нафталиновую фракцию каменноугольной смолы (5-10%). Кроме того, задача решается тем, что предлагаемый способ получения БРК заключается в том, что компоненты перемешиваются в негерметичной емкости при температуре 200-220°С в течение 30-60 мин, а затем смесь в горячем состоянии продавливается с использованием шнекового устройства через фильеры диаметром 1 мм. Полученную готовую к применению БРК сливают через металлическую сетку в емкость для хранения и транспортировки.

В указанных условиях вследствие разрушения сетки поперечных сульфидных и полисульфидных связей в резине получается однородная масса без присутствия различимых частиц резины, содержащая недеструктированные полимерные цепи каучука. Конечный продукт отличается от исходного битума улучшенными характеристиками, а именно, более низкой температурой хрупкости, повышенной температурой размягчения, большей эластичностью, что характерно для битумно-полимерных вяжущих композиционных материалов.

Для приготовления композиции используют дорожные битумы марки БНД 60/90 или 90/130 по ГОСТ ГОСТ 22245-90, нафталиновую фракцию каменноугольной смолы, не содержащую компоненты с температурой кипения ниже 200°С по ТУ 14-7-100-80. Концентрационный интервал содержания каменноугольной смолы в композите обусловлен оптимальным соотношением ускоряющего эффекта смолы на процесс растворения резины в битуме и эксплуатационными характеристиками конечного продукта.

Резиновая крошка (5-10 мм) может быть приготовлена измельчением амортизированных автомобильных покрышек как без корда, так и с синтетическим кордом. Нижний предел содержания резиновой крошки обусловлен заметным изменением свойств конечного продукта по сравнению с исходным битумом, а верхний предел ограничен отрицательным влиянием диспергированной сажи, высвобождающейся при растворении резиновой крошки.

Указанные пределы температурного режима прогрева композиции являются оптимальными, т.к. ниже 200°С растворение резины происходит очень медленно, а выше 220°С температуру повышать нецелесообразно, т.к. идут процессы деструкции макромолекул каучука. При соблюдении указанного температурного режима амортизированная резина переходит в раствор битума в виде невулканизированного каучука с высокой молекулярной массой, что и обеспечивает улучшение эксплуатационных свойств композита по сравнению с исходным битумом.

В табл.1 приведены составы исходной смеси, температурные режимы и продолжительность приготовления композита, а в табл.2 физико-механические свойства получаемых композитов.

Пример 3.

В 2-литровый химический стакан, снабженный обогревающей рубашкой и механической лопастной мешалкой, помещают 500 г битума марки БНД 60/90, 70 г нафталиновой фракции каменноугольной смолы и смесь нагревают до 100°С. Затем засыпают 140 г крошки вулканизированной резины из отработанных автомобильных шин с размерами частиц 5-10 мм. Полученную массу нагревают при перемешивании до 220°С в течении 60 мин и в горячем состоянии продавливают с использованием шнекового устройства через фильеры диаметром 1 мм.

Способ по предлагаемому изобретению прост в исполнении, позволяет получать битумно-резиновые композиции, превосходящие по своим характеристикам исходный битум. Повысилась температура размягчения на 12-20°С, температура хрупкости, наоборот, понизилась на 10-22°С, появилась эластичность при нормальной температуре (25°С), характерная для полимер-битумных вяжущих, а при пониженной температуре (0°С) полностью отсутствует хрупкий разрыв, характерный для битума. Существенно увеличилась адгезия к мраморной крошке и песку. Небольшая продолжительность процесса перевода резиновой крошки в растворенное состояние позволяет снизить энергозатраты на производство битумно-резинового композита по сравнению с известными способами. Предлагаемое изобретение является одним из эффективных подходов утилизации амортизированных резиновых изделий и отходов их производства.

Таблица 1
Состав, температурный и временной режим приготовления битумно-резиновой композиции
№ОбразцаСостав, мас.%Температура приготовления БРК, °СВремя перемешивания, мин
1 (контрольный пример)Битум - 70; резиновая крошка - 10; каменноугольная смола - 2022040
2 (контрольный пример)Битум - 60; резиновая крошка - 30; каменноугольная смола - 1022040
3Битум - 70; резиновая крошка - 20; каменноугольная смола - 1022040
4Битум - 75; резиновая крошка - 20; каменноугольная смола - 522060
5Битум - 70; резиновая крошка - 20; каменноугольная смола - 1020060
6 (контрольный пример)Битум - 70; резиновая крошка - 20; каменноугольная смола - 1024040
7Битум - 70; резиновая крошка - 20; каменноугольная смола - 1022060
8Битум - 70; резиновая крошка - 20; каменноугольная смола - 1022030

Таблица 2
Результаты испытаний некоторых образцов битумно-резиновой композиции
№ образцаПенетрация при 25°СТемпература размягчения, °СТемпература хрупкости, °СЭластичность при 25°С, %Изменение температуры размягчения после прогрева, °ССцепление с мрамором или пескомТемпература вспышки, °С
17049-25405Выдерживают по контрольному образцу №2 ГОСТ 11508-74220
24170-13344
36567-39856
46859-27806
55861-33615
69055-21393
77267-3884,55
863,563-26755
БНД 60/9080,547-17Не нормируется5Не выдерживает230

1. Битумно-резиновая композиция, включающая битум и крошку из вулканизированной резины из отработанных автомобильных шин, отличающаяся тем, что указанная крошка вулканизированной резины имеет размер 5-10 мм и композиция дополнительно содержит нафталиновую фракцию каменноугольной смолы при следующем соотношении компонентов, мас.%:

битум70-80
указанная крошка из вулканизированной резины15-25
нафталиновая фракция каменноугольной смолы5-10

2. Способ получения битумно-резиновой композиции, включающий нагревание смеси битума и нафталиновой фракции каменноугольной смолы до 100°С, затем вводят крошку вулканизированной резины из отработанных автомобильных шин с размерами частиц резины 5-10 мм перемешивают при 200-220°С в течение 30-60 мин и в горячем состоянии продавливают с использованием шнекового устройства через фильеры диаметром 1 мм при следующем соотношение компонентов, мас.%:

битум70-80
крошка из вулканизированной резины15-25
нафталиновая фракция каменноугольной смолы5-10



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к угольной промышленности и может быть использовано для брикетирования мелкодисперсных фракций бурого угля. .
Изобретение относится к области получения композиций, которые входят в состав битумов, используемых при строительстве дорог любых категорий, для обустройства дорожных покрытий, для выполнения ямочного ремонта, получения холодного асфальта и для других видов дорожно-ремонтных и строительных работ.
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов.
Изобретение относится к виброшумопоглощающим материалам, изготавливаемым на основе битумных композиций и предназначенным для применения в автомобилестроении. .
Изобретение относится к материалам, применяемым для изоляции труб и трубных систем, и может быть использовано при строительстве и ремонте трубопроводов различного назначения, в том числе подземных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в летний и зимний периоды времени.

Изобретение относится к области строительных материалов, в частности строительных дорожных материалов, содержащих органическое связующее, и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, применяемых для устройства покрытий автомобильных дорог I-IV категорий в I-IV климатических зонах, а также аэродромных покрытый и полов в служебных помещениях.

Изобретение относится к области строительных материалов, в частности строительных дорожных материалов, содержащих органическое связующее, и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, применяемых для устройства покрытий автомобильных дорог I-IV категорий в I-IV климатических зонах, а также аэродромных покрытый и полов в служебных помещениях.
Изобретение относится к полимерной отрасли химической промышленности, в частности к композициям, используемым для изоляции стыков, примыканий, швов, приклейки рулонных полимерных материалов - кровельных и/или гидроизоляционных и гидроизоляции фундаментов и трубопроводов.
Изобретение относится к материалам защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности, защиты от подземной и атмосферной коррозии наружной поверхности стальных магистральных трубопроводов, транспортирующих природный газ, нефть и нефтепродукты.
Изобретение относится к модифицирующей добавке к битумам, включающей смесь синтетического товарного каучука и целевых компонентов. .
Изобретение относится к резиновой промышленности и может быть использовано в производстве плит двухслойной конструкции для полов спортивных сооружений. .
Изобретение относится к полимерной отрасли химической промышленности, в частности к композициям, используемым для изоляции стыков, примыканий, швов, приклейки рулонных полимерных материалов - кровельных и/или гидроизоляционных и гидроизоляции фундаментов и трубопроводов.
Изобретение относится к производству резино-технических изделий на основе бутадиенстирольных каучуков, в частности к получению эбонитовых аккумуляторных моноблоков.
Изобретение относится к резинотехнической промышленности, а именно к получению кровельного материала, используемого для производства мягких кровель зданий и сооружений.

Изобретение относится к производству композиций на основе битума для гидроизоляции кирпичных и бетонных строительных конструкций, изоляции подземных, стальных трубопроводов и др.

Изобретение относится к регенерации эластомерных изделий, в частности к способу получения способного к вулканизации серой эластомерного материала и способу изготовления изделий.

Изобретение относится к области получения композиций на основе нефтяного битума, каучука, используемых в строительстве, гидроизоляции, ремонте бетонных и асфальтобетонных покрытий, заливе трещин в них, герметизации, защите от коррозии, обустройстве кровли.

Изобретение относится к шинной промышленности. .

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано в качестве мастики для ремонта дорожных покрытий. .

Изобретение относится к эластомерной композиции, используемой при производстве шин, например для изготовления протекторов шин и боковин шин, включающей, по меньшей мере, один наполнитель, серную вулканизующую группу и, по меньшей мере, один тройной сополимер дериватизированных из изоолефина с С 4 по C8 звеньев, дериватизированных из мультиолефина с С4 по С 14 звеньев и деривантизированных из п-алкилстирола звеньев, а также к способу получения такой композиции.
Наверх