Устройство для оценки психологических характеристик обучаемых

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для диагностики способностей при профессиональном отборе, а также при проведении различных инженерно-психологических исследований. Устройство содержит первый блок ввода ответных действий обучаемого, первый счетчик, индикатор эффективности работы, информационное табло, второй счетчик, генератор, делитель частоты, первый элемент И и второй элемент И. Также устройство содержит второй блок ввода ответных действий обучаемого, третий и четвертый элементы И, третий счетчик, второе информационное табло, второй делитель частоты, первый и второй элементы ИЛИ. Технический результат заключается в увеличении глубины психологического исследования и повышении качества оценки эффективности принятия правильного решения в экстремальных условиях. 1 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для диагностики способности обучаемого к быстрому принятию правильного решения в экстремальных условиях его деятельности при профессиональном отборе, а также при проведении различных инженерно-психологических исследований.

Известно устройство для оценки психологических характеристик обучаемых, содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, два счетчика, индикатор эффективности работы, информационное табло, генератор, два элемента И, делитель частоты. Работа устройства заключается в том, что обучаемому предполагают путем определенного числа нажатий на кнопку набрать максимально возможное число очков. При этом ему указывают, что продолжительность нажатия не должна превышать, например, трех секунд, в противном случае все набранные очки аннулируются. При любом нажатии кнопки всегда существует вероятность того, что набранные очки будут аннулированы, поэтому обучаемый, если считает нужным, может отказаться от дальнейшей работы. (Авторское свидетельство СССР №1310878, кл. G09B 9/00, опубл. 15.05.87, бюл. №18).

Недостатком описанного выше устройства, принятого за прототип, является не достаточно высокий уровень диагностики для быстрого принятия правильного решения в экстремальных условиях его деятельности и инженерно-психологических исследований.

Технической задачей изобретения является расширение возможностей устройства, улучшение эксплуатационных характеристик за счет повышения сложности действий обучаемого в условиях с известной ему степенью риска.

Сущность изобретения заключается в том, что в устройство для оценки психологических характеристик обучаемых, содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, первый и второй счетчики, индикатор эффективности работы, информационное табло, генератор импульсов, делитель частоты, первый и второй элементы И, причем сигнал, длительность которого определяется временем нажатия на кнопку блока, поступает на объединенные входы обоих элементов И, на второй вход элемента И поступают импульсы с выхода второго элемента И, который открыт, импульсы поступают на объединенные входы первого и второго счетчиков, при этом второй счетчик подсчитывает число импульсов, которое соответствует продолжительности нажатия на кнопку и с помощью информационного табло предъявляет это число обучаемому, кроме того, импульсы с генератора импульсов поступают на вход делителя частоты, дополнительно введены второй блок ввода ответных действий обучаемого, третий и четвертый элементы И, третий счетчик, второе информационное табло, второй делитель частоты и первый и второй элементы ИЛИ, причем выходы второго и третьего счетчиков соединены соответственно с входом первого и второго информационных табло, установочные входы второго и третьего счетчиков соединены с соответствующими выходами первого и второго блоков ввода ответных действий обучаемого, а их информационные входы - с выходами соответственно первого и третьего элементов И, подключенных соответственно к первому и второму входами первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к информационному входу первого счетчика, установочный вход которого соединен с выходом второго элемента ИЛИ, а выход - с входом индикатора эффективности работы, первый и второй входы второго элемента ИЛИ подключены к выходам второго и четвертого элементов И, первые входы первого и второго элементов И подключены к информационному выходу первого блока ввода ответных действий обучаемого, а первые входы третьего и четвертого элементов И подключены к информационному выходу второго блока ввода ответных действий обучаемого, а вторые входы второго и четвертого элементов И подключены к выходам первого и второго делителей частоты, входы которых соединены с выходом генератора, к которому подключены также вторые входы первого и третьего элементов И.

Технический результат изобретения, заключающийся в расширении возможностей устройства и улучшении эксплуатационных характеристик достигнут за счет наличия существенных отличительных признаков устройства и новых связей с существующими элементами схемы устройства, а именно включение в схему второго блока ввода ответных действий обучаемого, третьего и четвертого элементов И, третьего счетчика, второго информационного табло, второго делителя частоты и первого и второго элементов ИЛИ.

В результате при проведении диагностики необходимых профессионально важных качеств обучаемого, с учетом локализации функций головного мозга, повышается качество оценки эффективности принятия правильного решения в экстремальных условиях за счет усложнения уровней переключения внимания, обусловленного включением в психологический процесс левого и правого полушарий мозга, что увеличивает глубину психологического исследования.

На чертеже представлена структурная схема предлагаемого устройства. Устройство для оценки психологических характеристик обучаемых содержит первый блок 1 ввода ответных действий обучаемого, первый счетчик 2, индикатор 3 эффективности работы, информационное табло 4, второй счетчик 5, генератор 6, делитель частоты 7, первый элемент И 8 и второй элемент И 9, второй блок 10 ввода ответных действий обучаемого, третий и четвертый элементы И 11, 12, третий счетчик 13, второе информационное табло 14, второй делитель частоты 15, первый и второй элементы ИЛИ 16, 17.

Описание работы устройства.

Обучаемому предлагают путем определенного числа поочередных нажатий на кнопки, расположенные в блоках 1 и 10, левой и правой рукой набрать максимально возможное число очков. При этом ему указывают на то, что продолжительность нажатия на кнопку не должна превышать, например, трех секунд для левой и пяти секунд для правой или пяти секунд для левой и трех секунд для правой, в противном случае все набранные очки аннулируются. При любом нажатии на кнопку всегда существует вероятность того, что набранные очки будут аннулированы, поэтому обучаемый, если считает нужным, может отказаться от дальнейшей работы.

Электронная схема устройства работает следующим образом.

При нажатии на кнопку блока 1 сигнал, длительность которого определяется временем нажатия на кнопку, поступает на объединенные входы элементов И 8 и 9. На второй вход элемента И 8 поступают импульсы с генератора импульсов 6. С выхода элемента И 8, который открыт, импульсы поступают на первый вход первого элемента ИЛИ 16 и вход второго счетчика 5. С выхода первого элемента ИЛИ 16 импульсы поступают на первый вход первого 2 счетчика. Счетчик 5 подсчитывает 7 число импульсов, которое соответствует продолжительности данного нажатия на кнопку. Это число с помощью табло 4 предъявляется обучаемому. Кроме того, импульсы с генератора импульсов 6 поступают на вход делителя частоты импульсов. Коэффициент деления выбирается таким образом, что при продолжительности нажатия кнопки, например в 3 с, на этом интервале обязательно появляется один импульс на выходе делителя частоты импульсов 7. Так как нажатие кнопки может происходить в случайные моменты времени, то всегда существует вероятность того, что появится импульс на выходе делителя 7 частоты импульсов. Эта вероятность тем больше, чем больше длительность нажатия на кнопку, и равна единице, если длительность нажатия превышает 3 с.

Если в момент нажатия на кнопку импульс на выходе делителя 7 не появляется, то счетчик 2 суммирует данный результат с ранее набранными результатами и набранную сумму с помощью индикатора эффективности работы 3 может наблюдать обучаемый. При отпускании кнопки закрываются элементы И 8 и 9, прекращается подача импульсов счетчиками 2 и 5 и сигналом с блока 1 через некоторое время счетчик 5 устанавливается в нулевое состояние, тем самым происходит стирание информации о результате последней пробы.

В следующий момент обучаемый нажимает кнопку на блоке 10. При этом сигнал, длительность которого определяется временем нажатия на кнопку блока, поступает на объединенные входы элементов И 11 и 12. На второй вход элемента И 12 поступают импульсы с генератора импульсов 6. С выхода элемента И 12, который открыт, импульсы поступают на второй вход первого элемента ИЛИ 16 и вход третьего счетчика 13. С выхода первого элемента ИЛИ 16 импульсы поступают на первый вход первого счетчика 2. Счетчик 13 подсчитывает число импульсов, которое соответствует продолжительности данного нажатия на кнопку. Это число с помощью табло 14 предъявляется обучаемому. Кроме того, импульсы с генератора импульсов 6 поступают на вход делителя частоты 15 импульсов. Коэффициент деления выбирается таким образом, что при продолжительности нажатия кнопки, например в 5 с, на этом интервале обязательно появляется один импульс на выходе делителя частоты 15 импульсов. Так как нажатие кнопки может происходить в случайные моменты времени, то всегда существует вероятность того, что появится импульс на выходе делителя частоты 15 импульсов. Эта вероятность тем больше, чем больше длительность нажатия на кнопку, и равна единице, если длительность нажатия превышает 5 с.

Если в момент нажатия кнопки импульс на выходе делителя 16 не появляется, то счетчик 2 суммирует данный результат с ранее набранными результатами и набранную сумму с помощью индикатора эффективности работы 3 может наблюдать обучаемый. При отпускании кнопки закрываются элементы И 11 и 12, прекращается подача импульсов счетчиками 2 и 13 и сигналом с блока 10 через некоторое время устанавливается в нулевое состояние счетчик 13, тем самым происходит стирание информации о результате последней пробы. При последующих нажатиях на кнопки в блоке 1 или блоке 10 устройство работает аналогично. Если же на выходе делителя 7 или делителя 15 сигнал не появляется, то счетчик 2 суммирует результаты всех нажатий, если сигнал появляется, то результаты аннулируются.

Устройство для оценки психологических характеристик обучаемых, содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, первый и второй счетчики, индикатор эффективности работы, информационное табло, генератор импульсов, делитель частоты, первый и второй элементы И, причем сигнал, длительность которого определяется временем нажатия на кнопку блока, поступает на объединенные входы обоих элементов И, на второй вход элемента И поступают импульсы с выхода второго элемента И, который открыт, импульсы поступают на объединенные входы первого и второго счетчиков, при этом второй счетчик подсчитывает число импульсов, которое соответствует продолжительности нажатия на кнопку и с помощью информационного табло предъявляет это число обучаемому, кроме того, импульсы с генератора импульсов поступают на вход делителя частоты, отличающееся тем, что в него дополнительно введены второй блок ввода ответных действий обучаемого, третий и четвертый элементы И, третий счетчик, второе информационное табло, второй делитель частоты и первый и второй элементы ИЛИ, причем выходы второго и третьего счетчиков соединены соответственно с входом первого и второго информационных табло, установочные входы второго и третьего счетчиков соединены с соответствующими выходами первого и второго блоков ввода ответных действий обучаемого, а их информационные входы - с выходами соответственно первого и третьего элементов И, подключенных соответственно к первому и второму входами первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к информационному входу первого счетчика, установочный вход которого соединен с выходом второго элемента ИЛИ, а выход - с входом индикатора эффективности работы, первый и второй входы второго элемента ИЛИ подключены к выходам второго и четвертого элементов И, первые входы первого и второго элементов И подключены к информационному выходу первого блока ввода ответных действий обучаемого, а первые входы третьего и четвертого элементов И подключены к информационному выходу второго блока ввода ответных действий обучаемого, а вторые входы второго и четвертого элементов И подключены к выходам первого и второго делителей частоты, входы которых соединены с выходом генератора, к которому подключены также вторые входы первого и третьего элементов И.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области наземного моделирования факторов космического полета и может использоваться для подготовки экипажей космических аппаратов к длительным перелетам на другие планеты.

Изобретение относится к области наземного моделирования факторов космического полета и может использоваться для подготовки экипажей пилотируемых космических аппаратов к длительным перелетам на другие планеты, в частности на Марс.

Изобретение относится к устройствам контроля работоспособности телевизионных следящих авиационных прицельных систем, а также для использования в качестве тренажера летного состава.

Изобретение относится к области авиационных тренажеров и может быть использовано для подготовки операторов дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано в тренажерах пилотируемых космических аппаратов. .

Изобретение относится к области учебно-тренировочного оборудования, в частности к способам физической тренировки мышечной системы лиц опасных профессий с высоким уровнем риска развития сердечно-сосудистых и других видов заболеваний вследствие воздействия повышенных нагрузок на их мышечную систему в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Изобретение относится к области тренажерной техники и предназначено для применения в космических моделирующих стендах и тренажерах. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения пилотированию в условиях вихревой опасности. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей и экипажей тягачей эвакуации машин без выхода экипажей. .

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов и вертолетов.

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей и экипажей тягачей эвакуации машин без выхода экипажей

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для выработки навыков обслуживания корабельных систем

Изобретение относится к исследовательским стендам, имитаторам, тренажерам подготовки, контроля, оценки и прогнозирования качества дистанционного мониторинга и блокирования потенциально опасных объектов с применением беспилотных автоматизированных комплексов и направлено на расширение функциональных возможностей

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности корабельным тренажерам, и может быть использовано для подготовки экипажей кораблей
Изобретение относится к моделированию действующих факторов длительного космического полета

Изобретение относится к области наземного моделирования действующих факторов космического полета и может использоваться для подготовки экипажей пилотируемых космических аппаратов к длительным космическим перелетам на другие планеты, в частности на Марс

Изобретение относится к технике ближней радиолокации

Изобретение относится к тренажерам для подготовки спасателей

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано для создания тренажера выхода в космос в виде скафандра с человеком, приобретающим навыки работы в открытом космосе
Наверх