Газотурбинная установка для выработки электроэнергии

Изобретение относится к области регулирования газотурбинных установок для выработки электроэнергии. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является создание дополнительного канала регулирования газотурбинной установки в виде технологической нагрузки с регулируемой потребляемой мощностью, что позволит обеспечить устойчивую работу двигателя на холостом ходу и при сбросах и набросах нагрузки. Заявляемый технический результат достигается тем, что газотурбинная установка для выработки электроэнергии включает газотурбинный двигатель с дозатором топлива и датчиком оборотов, турбогенератор, соединенный с внешней сетью и приводимый двигателем, и систему автоматизированного управления газотурбинной установкой. Система автоматизированного управления газотурбинной установкой содержит регулятор двигателя, выход которого связан дозатором топлива двигателя, а вход - с датчиком оборотов двигателя. Газотурбинная установка снабжена технологической нагрузкой и регулятором ее уровня. Система автоматизированного управления снабжена регулятором турбогенератора и регулятором технологической нагрузки. Выход технологической нагрузки через ее регулятор и регулятор турбогенератора подключен к входу турбогенератора, выход которого подключен к входу технологической нагрузки и к входу регулятора турбогенератора. Вход регулятора уровня технологической нагрузки соединен с выходом регулятора технологической нагрузки в системе автоматизированного управления, а выход регулятора уровня технологической нагрузки - с входом технологической нагрузки. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области регулирования газотурбинных установок для выработки электроэнергии.

Известна газотурбинная установка для выработки электроэнергии, содержащая газотурбинный двигатель, электрогенератор, регулятор активной нагрузки генератора и контур регулирования скорости генератора, сумматор-усилитель и топливорегулирующий клапан. В контур регулирования скорости генератора подают корректирующий импульс, получаемый как разность между импульсами, характеризующими выходную скорость турбокомпрессора и активную нагрузку генератора. Вслед за изменением нагрузки генератора происходит перемещение топливорегулирующего клапана (описание изобретения к авторскому свидетельству № 196486, МПК F02С, заявл. 28.04.66 г., опубл. 1968 г.).

Также известна газотурбинная установка для выработки электроэнергии, включающая газотурбинный двигатель с дозатором топлива и датчиком оборотов, соединенный с внешней сетью, генератор, приводимый двигателем, и систему автоматизированного управления газотурбинной установкой. Система управления газотурбинной установкой содержит регулятор двигателя, выход которого связан с дозатором топлива двигателя, а вход - с датчиком оборотов двигателя (описание изобретения к авторскому свидетельству № 346712, МПК G05D 13/34, заявл. 25.03.70 г., опубл. 28.07.72 г.).

К недостаткам известных газотурбинных установок для выработки электроэнергии относится то, что при их использовании в автономных сетях (единая сеть, в которой снабжение электричеством осуществляется ограниченным числом равномощных агрегатов) из-за подключения или отключения мощных потребителей (сбросы и набросы нагрузки) или при аварийной ситуации в сетях потребителя, требующих отключения генератора от сети, невозможно полностью исключить аварийную остановку двигателя из-за недопустимой раскрутки ротора силовой турбины. Основной причиной этого является наличие только одного канала регулирования - регулирование подачи топлива.

Кроме того, при использовании двигателей с силовой турбиной, приводящих турбогенератор через редуктор или по безредукторной схеме, для поддержания оборотов вала турбогенератора (не более 3000 об./мин) на холостом ходу требуются очень малые мощности, что выводит двигатель на режим с очень малыми запасами газодинамической устойчивости. В результате наброс нагрузки должен производиться медленно, а в случае несанкционированно резких набросов происходит останов двигателя, что существенно снижает эксплуатационные качества газотурбинной установки, особенно в условиях обеспечения электроэнергией опасных технологических процессов. При повышенных давлениях и температуре атмосферного воздуха иногда становится вообще невозможным запустить такой двигатель.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является создание дополнительного канала регулирования газотурбинной установки в виде технологической нагрузки с регулируемой потребляемой мощностью, что позволит обеспечить устойчивую работу двигателя на холостом ходу и при сбросах и набросах нагрузки.

Заявляемый технический результат достигается тем, что газотурбинная установка для выработки электроэнергии включает газотурбинный двигатель с дозатором топлива и датчиком оборотов, турбогенератор, соединенный с внешней сетью и приводимый двигателем, и систему автоматизированного управления газотурбинной установкой. Система автоматизированного управления газотурбинной установкой содержит регулятор двигателя, выход которого связан c дозатором топлива двигателя, а вход - с датчиком оборотов двигателя.

Новым в предлагаемом изобретении является то, что газотурбинная установка снабжена технологической нагрузкой и регулятором ее уровня. Система автоматизированного управления снабжена регулятором турбогенератора и регулятором технологической нагрузки. Выход технологической нагрузки через ее регулятор и регулятор турбогенератора подключен ко входу турбогенератора, выход которого подключен ко входу технологической нагрузки и ко входу регулятора турбогенератора. Вход регулятора уровня технологической нагрузки соединен с выходом регулятора технологической нагрузки в системе автоматизированного управления, а выход регулятора уровня технологической нагрузки - с входом технологической нагрузки.

На прилагаемом чертеже изображена схема заявляемой газотурбинной установки для выработки электроэнергии.

Газотурбинная установка для выработки электроэнергии включает газотурбинный двигатель 1 с дозатором 2 топлива и датчиком 3 оборотов, турбогенератор 4, соединенный с внешней сетью 5 и приводимый двигателем 1. Установка включает также систему автоматизированного управления (САУ), содержащую регулятор 6 двигателя 1, выход 7 которого связан с дозатором 2 топлива двигателя 1, а вход 8 - с датчиком оборотов двигателя 1.

Кроме того, газотурбинная установка снабжена технологической нагрузкой 9 и регулятором 10 ее уровня. САУ снабжена регулятором 11 турбогенератора 4 и регулятором технологической нагрузки 12. Выход 13 технологической нагрузки 9 через ее регулятор 12 и регулятор 11 турбогенератора 4 подключен к входу 14 турбогенератора 4, выход 15 которого подключен ко входу 16 технологической нагрузки 9 и к входу 17 регулятора 11 турбогенератора 4. Вход регулятора 10 уровня технологической нагрузки 9 соединен с выходом 18 регулятора 12 технологической нагрузки 9 в САУ, а выход 19 регулятора 10 уровня технологической нагрузки 9 - с входом 20 технологической нагрузки 9.

Газотурбинная установка работает следующим образом.

Производят запуск двигателя 1 по программе, реализованной в регуляторе 6. В процессе выхода на режим холостого хода к турбогенератору 4 с помощью регулятора 12 технологической нагрузки 9 подключают технологическую нагрузку 9, а с помощью регулятора 10 уровня нагрузки 9 до входа во внешнюю сеть 5 медленно повышают величину нагрузки 9 до значения, обеспечивающего устойчивый режим турбокомпрессора двигателя 1. По команде оператора после синхронизации генератора 4 с внешней сетью 5 с помощью регулятора 11 турбогенератора 4 входят во внешнюю сеть 5 и по мере увеличения нагрузки во внешней сети 5 регулятор 10 уровня технологической нагрузки 9 уменьшает ее значение, сохраняя суммарное значение нагрузки генератора, равной или большей величине, обеспечивающей устойчивый режим холостого хода. При сбросах нагрузки, в том числе при полных выходах из сети 5, устойчивый режим холостого хода также обеспечивается подключением технологической нагрузки 9, имеющей необходимую величину. Одновременно с этим регулятор 11 турбогенератора 4 поддерживает необходимое напряжение во внешней сети 5, а регулятор 6 двигателя 1 соответствующим изменением расхода топлива через дозатор 2 (изменением положения дозирующей иглы дозатора 2) - необходимую частоту тока (частоту вращения приводного ротора турбогенератора 4, контролируемую по датчику 3).

Газотурбинная установка для выработки электроэнергии, включающая газотурбинный двигатель с дозатором топлива и датчиком оборотов, турбогенератор, соединенный с внешней сетью и приводимый двигателем, систему автоматизированного управления газотурбинной установкой, содержащую регулятор двигателя, выход которого связан c дозатором топлива двигателя, а вход - с датчиком оборотов двигателя, отличающаяся тем, что газотурбинная установка снабжена технологической нагрузкой и регулятором ее уровня, система автоматизированного управления снабжена регулятором турбогенератора и регулятором технологической нагрузки, при этом выход технологической нагрузки через ее регулятор и регулятор турбогенератора подключен к входу турбогенератора, выход которого подключен к входу технологической нагрузки и к входу регулятора турбогенератора, вход регулятора уровня технологической нагрузки соединен с выходом регулятора технологической нагрузки в системе автоматизированного управления, а выход регулятора уровня технологической нагрузки - с входом технологической нагрузки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому управлению газотурбинными двигателями (ГТД), в частности к автоматическому управлению двухвальными двухконтурными турбореактивными двигателями на динамических режимах.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). .

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования (CAP) газотурбинного двигателя (ГТД). .

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования (CAP) газотурбинного двигателя (ГТД). .

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, используемыми в качестве силовых агрегатов в газовой и энергетических отраслях. .

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования (CAP) газотурбинного двигателя (ГТД). .

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты турбин авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) от перегрева.

Изобретение относится к системам управления турбогенераторными одновальными установками, используемыми для производства тепловой и электрической энергии, а именно турбогенераторными одновальными установками с тиристорным преобразователем частоты (ТПЧ).

Изобретение относится к системам автоматического регулирования газотурбинных двигателей и позволяет повысить надежность работы двухканальной системы автоматического управления за счет функционального контроля селектора переключения каналов в процессе выключения двигателя по окончании полета.

Изобретение относится к области газотурбинного машиностроения для наземных энергетических установок. .

Изобретение относится к системам автоматического управления газотурбинными энергетическими установками, оборудованными свободной силовой турбиной и электрическим генератором, при изменениях потребляемой мощности

Изобретение относится к области автоматического регулирования и может быть использовано в системах управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД)

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления тягой газотурбинных двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к электронным системам управления газотурбинным авиадвигателем, осуществляющим регулирование расхода топлива в камеру сгорания и управление проточной частью газодинамического тракта авиадвигателя

Изобретение относится к управлению газотурбинными двигателями, в частности к системам автоматического управления, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, где используются газотурбинные двигатели

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к тактильным системам предупредительной сигнализации для вертолетов

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями с форсажной камерой сгорания (ТРДФ)

Изобретение относится к области управления сложными объектами техники, работающими в широком диапазоне режимов и нагрузок и использующими одно управляющее воздействие для регулирования нескольких параметров, и может быть использовано в системах управления газотурбинными двигателями, турбинами электростанций, водяными воздухонагревателями и другими объектами

Изобретение относится к области автоматического регулирования воздушно-реактивных двигателей, в частности к системам автоматического регулирования прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) с вытеснительной системой подачи топлива
Наверх