Система наддува топливных баков (варианты)

Изобретение относится к космической технике, а точнее к проектированию и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА). В систему наддува топливных баков, содержащую баллоны высокого давления, связанные пневмомагистралями с газовыми полостями соответствующих топливных баков горючего и окислителя, и последовательно установленные на пневмомагистралях пускоотсечные клапаны и газовые редукторы, в отличие от прототипа, по первому варианту в нее введено подогревающее устройство, выполненное в виде подключенного к системе терморегулирования многоканального кожухотрубного теплообменника, внутри каждой трубки которого расположено тело-вытеснитель по всей длине трубки с образованием равномерного зазора в кольцевом канале между стенкой трубки и телом-вытеснителем, причем трубки выполнены в виде змеевиков и каналы теплообменника включены в соответствующие контуры пневмомагистралей после газовых редукторов, перед которыми установлены дроссельные устройства, при этом межтрубная полость теплообменника подключена к бортовой системе терморегулирования. По второму варианту в систему наддува топливных баков введено подогревающее устройство, выполненное в виде подключенного к системе терморегулирования многоканального кожухотрубного теплообменника, внутри каждой трубки которого расположено тело-вытеснитель по всей длине трубки с образованием равномерного зазора в кольцевом канале между стенкой трубки и телом-вытеснителем, причем трубки выполнены в виде змеевиков и каналы теплообменника включены в соответствующие контуры пневмомагистралей после дроссельных устройств, установленных перед газовыми редукторами, при этом межтрубная полость теплообменника подключена к бортовой системе терморегулирования. Изобретение обеспечивает повышение эффективности и надежности за счет исключения образования холодного потока газа, входящего в газовые полости топливных баков горючего и окислителя. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к космической технике, а точнее к проектированию и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Система наддува топливных баков горючего и окислителя, например, двигательной установки космического летательного аппарата используется в современных РДУ КЛА, применяемых для создания импульсов тяги, необходимых как для перемещения центра масс КЛА (коррекция траектории движения, торможение КЛА для обеспечения схода с орбиты), так и для создания управляющих моментов относительно его центра масс (ориентация, развороты и т.д.). Импульсы тяги для различных режимов управления аппаратом в пространстве создаются с помощью имеющихся на борту реактивных двигателей (РД), величины тяг которых в зависимости от их назначения изменяются в широких пределах (от нескольких сотен кГс до единиц кГс и менее). Работа указанных двигателей с заданными параметрами обеспечивается системами наддува топливных баков и подачи топлива к входам двигателей.

Известны системы наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки КЛА (см., например, журнал №7 «Авиация и космонавтика», М., Воениздат, 1978 г., стр.36, 37, рис.2). Системы наддува содержат баллоны высокого давления, заполненные газом, например азотом, которые служат для обеспечения выдавливания топлива из топливных баков и подачи его к реактивным двигателям двигательной установки.

Баллоны высокого давления связаны с газовыми полостями наддува топливных баков посредством пневмомагистралей, содержащих пускоотсечные клапаны, газовые редукторы. Заправка баллонов газом высокого давления производится на Земле перед стартом ракеты-носителя.

Недостатками известных аналогов системы наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки КЛА являются малая эффективность и низкая надежность системы.

Известна также система наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки КЛА, выбранная в качестве прототипа (см., например, патент Великобритании №2051246, МПК: F04F 1/06, F02K 9/50 от 1981 г.). Система содержит баллоны высокого давления, связанные пневмомагистралями с газовыми полостями соответствующих топливных баков горючего и окислителя, и последовательно установленные на пневмомагистралях пускоотсечные клапаны и газовые редукторы. В данных системах в качестве источников газа высокого давления служат газонаполненные баллоны. При подаче топлива к потребителю, например к РД, выдавливание топлива из топливных баков производят газом с давлением порядка 10 кГс/см2, например азотом, закачанным до давления порядка 350 кГс/см2, в баллоны высокого давления на Земле перед стартом. Понижение давления до рабочего состояния 10 кГс/см2 осуществляют посредством газовых редукторов, при этом за счет большого и резкого понижения давления (с 350 до 10 кГс/см2) происходит значительное понижение температуры рабочего газа (азота), что отрицательно сказывается на состоянии как топлива (горючего и окислителя), так и на конструкции топливных баков и приводит к необходимости дополнительно термостатировать топливные баки, а это снижает эффективность и надежность системы.

Недостатками прототипа системы наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки КЛА являются малая эффективность и низкая надежность системы из-за образования холодного потока газа, входящего в газовые полости топливных баков.

Задачей настоящего изобретения является создание системы наддува топливных баков, обладающей повышенной эффективностью и надежностью за счет исключения образования холодного потока газа, входящего в газовые полости топливных баков горючего и окислителя.

По первому варианту технический результат достигается тем, что в систему наддува топливных баков, содержащую баллоны высокого давления, связанные пневмомагистралями с газовыми полостями соответствующих топливных баков горючего и окислителя, и последовательно установленные на пневмомагистралях пускоотсечные клапаны и газовые редукторы, в отличие от прототипа, в нее введено подогревающее устройство, выполненное в виде подключенного к системе терморегулирования многоканального кожухотрубного теплообменника, внутри каждой трубки которого расположено тело-вытеснитель по всей длине трубки с образованием равномерного зазора в кольцевом канале между стенкой трубки и телом-вытеснителем, причем трубки выполнены в виде змеевиков и каналы теплообменника включены в соответствующие контуры пневмомагистралей после газовых редукторов, перед которыми установлены дроссельные устройства, при этом межтрубная полость теплообменника подключена к бортовой системе терморегулирования.

По второму варианту технический результат достигается тем, что в систему наддува топливных баков, содержащую баллоны высокого давления, связанные пневмомагистралями с газовыми полостями соответствующих топливных баков горючего и окислителя, и последовательно установленные на пневмомагистралях пускоотсечные клапаны и газовые редукторы, в отличие от прототипа, в нее введено подогревающее устройство, выполненное в виде подключенного к системе терморегулирования многоканального кожухотрубного теплообменника, внутри каждой трубки которого расположено тело-вытеснитель по всей длине трубки с образованием равномерного зазора в кольцевом канале между стенкой трубки и телом-вытеснителем, причем трубки выполнены в виде змеевиков и каналы теплообменника включены в соответствующие контуры пневмомагистралей после дроссельных устройств, установленных перед газовыми редукторами, при этом межтрубная полость теплообменника подключена к бортовой системе терморегулирования.

Использование предлагаемой системы наддува топливных баков КЛА, например, на грузовом космическом корабле типа «Прогресс» позволит дать значительный экономический эффект за счет повышения эффективности и надежности путем исключения образования холодного потока газа, входящего в газовые полости топливных баков горючего и окислителя.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 дана схема системы наддува топливных баков, а на фиг.2 - поперечное сечение трубки змеевика.

Предлагаемая система наддува топливных баков, например, двигательной установки КЛА состоит из следующих основных узлов, деталей и агрегатов: баллонов высокого давления 1, 2, связанных пневмомагистралями 3, 4 с газовыми полостями 5, 6 соответствующих топливных баков горючего 7 и окислителя 8, и последовательно установленных на пневмомагистралях 3, 4 пускоотсечных клапанов 9, 10 и газовых редукторов 11, 12. Система наддува содержит подогревающее устройство 13, выполненное в виде подключенного к системе терморегулирования 14 многоканального кожухотрубного теплообменника 15, содержащего в каждой трубке 16 тело-вытеснитель 17, расположенное внутри по всей длине трубки 16 с образованием равномерного зазора в кольцевом канале 18 между стенкой трубки 16 и телом-вытеснителем 17. В качестве тела-вытеснителя используют, например, запаянную с двух концов трубку, входящую с зазором в полость трубки 16, образующим кольцевой канал 18. Теплообменник 15 содержит два змеевика 19 и 20, выполненные из трубок 16 с каналом 18 и размещенные в межтрубной полости 21 теплообменника 15, образованной внутри кожуха 22. По варианту 1 каналы 18 теплообменника 15 включены в соответствующие контуры пневмомагистралей 3, 4 после газовых редукторов 11, 12, перед которыми установлены дроссельные устройства 23, 24. По варианту 2 каналы 18 теплообменника 15 аналогично включены в соответствующие контуры пневмомагистралей 11, 12 после дроссельных устройств 23, 24, установленных перед газовыми редукторами 11, 12 (на фиг.1 показано пунктирной линией). Межтрубная полость 21 теплообменника 15 подключена к бортовой системе терморегулирования 14. Дроссельные устройства 23, 24 выполнены в виде дроссельных шайб. Для обеспечения равномерного кольцевого зазора, образующего в трубке 16 канал 18, на поверхность тела-вытеснителя 17 напаивают спираль, например, из проволоки или узкой ленты.

Работает система наддува топливных баков двигательной установки КЛА следующим образом. При выдавливании и подаче топлива к потребителю, например к РД 25, из топливных баков горючего 7 и окислителя 8 открывают пускоотсечные клапаны 9, 10 и газ, например азот, из баллонов 1, 2 под высоким давлением порядка 350 кГс/см2 проходит через дроссельные устройства 23, 24. В процессе дросселирования наряду с понижением давления до 30 кГс/см2 значительно понижается температура газа. Далее охлажденный газ с пониженным (расчетным) давлением порядка 30 кГс/см2 поступает в газовые редукторы 11, 12, которые понижают давление газа до заданного и необходимого давления порядка 10 кГс/см2 для выдавливания топлива из топливных баков 7, 8 и подачи его к потребителю, например к РД 25. По варианту 1 после газовых редукторов 11,12 газ гелий поступает в каналы 18 змеевиков 19 и 20, где подогревается до заданной температуры от теплоносителя бортовой СТР 14, прокачиваемого через межтрубную полость 21 теплообменника 15, и подается в газовые полости 5, 6 топливных баков 7, 8, откуда производится выдавливание и подача топлива к потребителю, например к РД 25.

По второму варианту при использовании воздуха или азота после дроссельных устройств 23, 24 газообразное вещество с давлением порядка 30 кГс/см2 поступает в каналы 18 змеевиков 19 и 20, где подогревается до заданной температуры от теплоносителя бортовой СТР 14, прокачиваемого через межтрубную полость 21 теплобменника 15. Далее подогретый газ (подогрев газа улучшает работу газовых редукторов) поступает в газовые редукторы 11, 12, которые понижают давление газа до 10 кГс/см2. При таком перепаде (с 30 до 10 кГс/см2) давления понижение температуры предварительно подогретого газа практически не происходит. После газовых редукторов 11, 12 газ при давлении 10 кГс/см2 подается в газовые полости 5, 6 топливных баков 7, 8, откуда производится выдавливание и подача топлива к потребителю, например к РД 25.

В случае использования гелия для наддува, газовые редукторы работают на сухом газе - гелии, так как сжижения газа (гелия) не происходит и, следовательно, не снижается работоспособность газовых редукторов; в этом случае при подключении подогревателей после газовых редукторов обеспечивается более качественное поддержание температуры на входе в газовые полости топливных баков, что и определяет выбор 1-го варианта. В случае использования для наддува воздуха или азота при донных перепадах давлений происходит сжижение газообразного вещества, что недопустимо для работы газовых редукторов, поэтому нагреватели необходимо устанавливать перед газовыми редукторами, как во 2-ом варианте.

Выбор и использование того или другого вариантов включения подогревающего устройства 13 в пневмомагистрали 3, 4 производится в зависимости от применения газов (азота, гелия или др.), имеющих различные теплофизические свойства и состояния при дросселировании газа. Таким образом, предлагаемое техническое решение в части включения в контуры пневмомагистралей 3, 4 подогревающего устройства 13: по варианту 1 - после газовых редукторов 11, 12, перед которыми установлены дроссельные устройства 23, 24; и по варианту 2 - после дроссельных устройств 23, 24, установленных перед газовыми редукторами 11, 12, обеспечивает повышение эффективности и надежности за счет исключения образования холодного потока газа, входящего в газовые полости 5, 6 топливных баков горючего 7 и окислителя 8, что обеспечивает выполнение поставленной задачи.

1. Система наддува топливных баков, содержащая баллоны высокого давления, связанные пневмомагистралями с газовыми полостями соответствующих топливных баков горючего и окислителя, и последовательно установленные на пневмомагистралях пускоотсечные клапаны и газовые редукторы, отличающаяся тем, что в систему введено подогревающее устройство, выполненное в виде подключенного к системе терморегулирования многоканального кожухотрубного теплообменника, внутри каждой трубки которого расположено тело-вытеснитель по всей длине трубки с образованием равномерного зазора в кольцевом канале между стенкой трубки и телом-вытеснителем, причем трубки выполнены в виде змеевиков и каналы теплообменника включены в соответствующие контуры пневмомагистралей после газовых редукторов, перед которыми установлены дроссельные устройства, при этом межтрубная полость теплообменника подключена к бортовой системе терморегулирования.

2. Система наддува топливных баков, содержащая баллоны высокого давления, связанные пневмомагистралями с газовыми полостями соответствующих топливных баков горючего и окислителя, и последовательно установленные на пневмомагистралях пускоотсечные клапаны и газовые редукторы, отличающаяся тем, что в систему введено подогревающее устройство, выполненное в виде подключенного к системе терморегулирования многоканального кожухотрубного теплообменника, внутри каждой трубки которого расположено тело-вытеснитель по всей длине трубки с образованием равномерного зазора в кольцевом канале между стенкой трубки и телом-вытеснителем, причем трубки выполнены в виде змеевиков и каналы теплообменника включены в соответствующие контуры пневмомагистралей после дроссельных устройств, установленных перед газовыми редукторами, при этом межтрубная полость теплообменника подключена к бортовой системе терморегулирования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к области проектирования и эксплуатации систем хранения и подачи компонентов топлива двигательных установок (ДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к области космической техники, а точнее - к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок, обеспечивающих дозаправку космических объектов в условиях космического пространства.

Изобретение относится к области топливных систем летательных аппаратов, преимущественно беспилотных. .

Изобретение относится к устройствам для хранения и подачи жидкостей и может быть использовано для хранения и подачи компонентов топлива к потребителям на космических кораблях и летательных аппаратах.

Изобретение относится к космической технике, а именно к повторной заправке топливом космических летательных аппаратов (КЛА) на орбите функционирования с помощью вытеснительных систем с разделением жидкости и газа.

Изобретение относится к космической технике, а именно к способам заправки топливом космических летательных аппаратов (КЛА) на орбите функционирования с помощью вытеснительных систем с разделением жидкости и газа.

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации систем дозаправки жидких продуктов, которые размещаются на грузовых космических кораблях (ГКК), используемых для доставки грузов на длительно действующие космические орбитальные станции (КОС).

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области космической техники, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок, обеспечивающих дозаправку космических объектов в условиях космического пространства

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования и может быть использовано для наддува топливных баков в двигательных установках с жидкостными ракетными двигателями, в том числе с жидкостными ракетными двигателями малой тяги и газовыми ракетными двигателями систем маневрирования и ориентации космических летательных аппаратов

Изобретение относится к двигателестроению, а точнее к импульсному детонационному ракетному двигателю

Изобретение относится к ракетной и космической технике, более конкретно к топливному баку летательного аппарата. Топливный бак содержит корпус, состоящий из осесимметричного фланца с двумя днищами в виде оболочек вращения, штуцеров подачи газа наддува и отбора топлива, и две жесткие, выполненные в виде оболочек вращения диафрагмы, контактирующие посредством отбортовки торцевого сечения с фланцем бака. Центральный участок каждой из диафрагм выполнен выпуклым в сторону днища бака с радиусом, равным радиусу днища бака, периферийный участок каждой из диафрагм выполнен вогнутым по отношению к соответствующему днищу бака, а сумма площадей участков диафрагмы и площади отбортовки равна площади поверхности соответствующего днища бака, при этом диафрагмы с соответствующими днищами бака образуют топливные полости, а с фланцем образуют газовую полость. Технический результат заключается в снижении массы топливного бака. 1 ил.

Изобретение относится к пневмогидравлической системе подачи компонентов топлива реактивной двигательной установки космического аппарата. Топливный бак содержит герметичный корпус, выполненный из двух полусфер с входным и выходным штуцерами и элементами внешнего крепления. Внутри корпуса расположена и герметично соединена с ним по периметру металлическая диафрагма. Ее толщина наибольшая в экваториальной части и плавно уменьшается к полюсной части. При этом диафрагма в экваториальной части (6) выполнена в форме усеченного конуса, в средней части (7) - в форме торовой поверхности, а в полюсной части (8) - в форме сегмента сферической поверхности. Конечное (после перекладки) положение диафрагмы на чертеже показано внешним пунктиром. Техническим результатом изобретения является повышение эксплуатационных качеств металлической мембраны за счет уменьшения нагрузок и деформаций мембраны в местах ее крепления к корпусу бака. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения. Способ наддува топливных баков жидкостной ракетной двигательной установки, содержащей смеситель, основанный на уменьшении температуры поступающего в смеситель дозированного количества генераторного газа перед подачей на наддув, согласно изобретению, в смеситель подают дозированное количество газа с более низкой температурой и высоким значением газовой постоянной, например гелий. Способ реализован в ЖРДУ, включающей смеситель, соединенный с газогенератором и топливным баком посредством подводящих трубопроводов, в которой, согласно изобретению, смеситель соединен с помощью подводящего трубопровода с баллоном с газом с высоким значением газовой постоянной, например гелием. Изобретение обеспечивает устранение непроизводительных затрат компонентов топлива на наддув баков и увеличенного сажеобразования в линии наддува бака горючего, возникающего при балластировке восстановительного генераторного газа углеводородным горючим. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники. Система подачи топлива двигательной установки космического аппарата, содержащая блок управления, топливные баки с деформируемыми металлическими перегородками, разделяющими их на жидкостные и газовые полости, пневмомагистраль с электропневмоклапанами, сообщающую баллон высокого давления с газовыми полостями топливных баков, топливные магистрали горючего и окислителя с электрожидкостными клапанами и сигнализаторы давления, при этом она включает дополнительный баллон высокого давления, соединенный с пневмомагистралью автономным трубопроводом, содержащим пару параллельно установленных пироклапанов, при этом пневмомагистраль дополнительно снабжена другой парой параллельно установленных пироклапанов между баллоном высокого давления и автономным трубопроводом, после которого параллельно установлены две пары последовательно соединенных электропневмоклапанов, а сигнализаторы давления размещены в одной из топливных магистралей перед электрожидкостным клапаном. Изобретение обеспечивает гарантированный спуск космического аппарата с орбиты после длительной эксплуатации на Землю и повышение надежности системы подачи топлива его двигательной установки. 1 ил.

Изобретение относится к области двигательных установок на криогенном топливе, и в частности к криогенной двигательной установке (1), содержащей по меньшей мере один маршевый двигатель (6) многократного запуска, первый криогенный бак (2), соединенный с маршевым двигателем (6) для его питания первым компонентом топлива, первый газовый бак (4), по меньшей мере один осаждающий топливо двигатель (7, 8) и первый питающий контур (16) для питания первого газового бака (4). Изобретение также относится к способу питания первого газового бака (4) первым компонентом топлива в газообразном состоянии. Указанный первый питающий контур (16) первого газового бака (4) соединен с первым криогенным баком (2) и содержит теплообменник (19), использующий тепло, выделяемое по меньшей мере одним осаждающим топливо двигателем (7, 8), для испарения потока жидкого первого компонента топлива, отводимого от первого криогенного бака (2), для питания первого газового бака (4) указанным первым компонентом топлива в газообразном состоянии. Изобретение обеспечивает повторный наддув криогенного бака, питание двигателя малой тяги и/или питание рулевых двигателей. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, в частности, к устройству для создания избыточного давления в первом резервуаре (2), содержащему по меньшей мере второй резервуар (3), выполненный с возможностью содержать в себе криогенную текучую среду, первый контур (13) создания избыточного давления для обеспечения сообщения между вторым резервуаром (3) и первым резервуаром (2), причем первый контур (13) создания избыточного давления содержит по меньшей мере первый теплообменник (15) для нагрева потока криогенной текучей среды, отводимого от второго резервуара (3) через первый контур (13) создания избыточного давления, и второй контур (14) создания избыточного давления с компрессором (31b), ответвляющийся от первого контура (13) создания избыточного давления и сообщающийся со вторым резервуаром (3). Изобретение относится также к системе (1) подачи в реактивный двигатель по меньшей мере первого жидкого компонента топлива, содержащей по меньшей мере первый резервуар (2), выполненный с возможностью содержать в себе первый жидкий компонент топлива, и устройство для создания избыточного давления в первом резервуаре (2). Изобретение обеспечивает создание избыточного давления в первом резервуаре, содержащем второй резервуар с криогенной текучей средой. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области ракетных двигателей, более конкретно к системе подачи ракетного топлива в ракетный двигатель (2), включающей в себя первый бак (3), второй бак (4), первую систему питания (6), соединенную с первым баком (3), и вторую систему питания (7), соединенную со вторым баком (4). Для охлаждения ракетного топлива, содержащегося во втором баке (4), первая система питания (6) включает в себя ответвление (12), проходящее через первый теплообменник (14), встроенный во второй бак (4). Изобретение также относится к способу подачи ракетного топлива в ракетный двигатель (2). Изобретение обеспечивает поддержание давления внутри баков выше минимального предела. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх