Широкодиапазонный, реверсивный, планетарный вариатор

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тяговых, транспортных и других машин, в приводах станков и прочих механизмов для плавного регулирования скорости, реверсирования и торможения их исполнительных органов, т.е. может выполнять функции муфты сцепления, коробки передач, ходоуменьшителя, реверса, бортовых фрикционов и тормозов. В планетарном вариаторе центральные колеса (1, 2) имеют форму пустотелого усеченного конуса и контактируют с сателлитами (3) своими наружной и внутренней поверхностями одновременно посредством зубчато-пластинчатого или зубчатого и зубчато-пластинчатого зацепления. Такое выполнение позволяет повысить нагрузочную способность вариатора. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к планетарным вариаторам, имеющим ведущую и ведомую ступени, который может быть использован в машинах тягово-транспортного назначения, приводах станков и прочих механизмов для плавного изменения скорости, реверсирования и торможения их исполнительных органов.

Известны широкодиапазонные, реверсивные, планетарные вариаторы, содержащие центральные колеса и сателлиты, в которых передача крутящего момента осуществляется за счет трения в зоне контакта рабочих элементов.

Существенным недостатком этих вариаторов является их малая нагрузочная способность.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в замене фрикционного контакта зубчато-пластинчатым зацеплением.

Это достигается тем, что широкодиапазонный, реверсивный, планетарный вариатор, содержащий центральные колеса и сателлиты, в котором, в отличие от прототипа, контакт рабочих элементов осуществляется зубчато-пластинчатым зацеплением. Для этого центральные колеса имеют форму пустотелого усеченного конуса и контактируют с зубчатыми венцами сателлитов одновременно наружной и внутренней поверхностью.

Сущность изобретения поясняется чертежами фиг.1 и фиг.2. На них в двух проекциях представлена кинематическая схема вариатора, у которого центральные колеса 1 и 2 имеют форму пустотелого усеченного конуса, а их наружная и внутренняя поверхности контактируют с зубьями сателлитов 3, формируя в зоне контакта зубчатые венцы из пластин 4, образующих стенки конусов. Сателлиты попарно закреплены на валах 5 через паразитные шестерни 6 и имеют возможность осевого перемещения в направляющих 7 с помощью шестерен 8 и толкателя 9.

Изменение скорости и направления вращения ведомого вала достигается за счет изменения радиусов контакта сателлитов с центральными колесами R1 и R2 путем осевого перемещения сателлитов в их направляющих.

На фиг.2 (вариант) показано сечение А-А вариатора с зубчатым и зубчато-пластинчатым контактом рабочих элементов, у которого, с целью обеспечения зубчатого и зубчато-пластинчатого контакта рабочих элементов вариатора, его центральные колеса имеют монолитные зубчатые кольца 10, на радиусах длины делительных окружностей которых кратные шагу зубчатого зацепления, а на промежуточных радиусах установлены кольца из пластин 4.

На фиг.3 показана зона формирования зубчатого венца из пластин.

1. Широкодиапазонный, реверсивный, планетарный вариатор, содержащий два центральных колеса, из которых одно заторможено, а другое расположено на ведомом валу, и сателлиты, установленные на водиле ведущего вала, отличающийся тем, что его центральные колеса имеют форму пустотелого усеченного конуса и контактируют с зубчатыми венцами сателлитов одновременно своими наружной и внутренней поверхностями.

2. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что его центральные колеса имеют монолитные зубчатые кольца, установленные на радиусах, на которых длины делительных окружностей кратных шагу зубчатого зацепления, а на промежуточных радиусах установлены кольца из пластин, являющихся синхронизаторами при переходе сателлитов с одного монолитного зубчатого кольца к другому.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам вспомогательных агрегатов со стабилизированной скоростью. .

Изобретение относится к машиностроению, автомобилестроению, а именно к устройствам для изменения числа оборотов. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым передачам, и может быть использовано в качестве широкодиапазонного передаточного механизма. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к области машиностроения. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для бесступенчатой трансмиссии автомобиля. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции бесступенчатых передач, и может найти применение в мотор-вариаторах, где требуется регулирование передаточного отношения в зависимости от нагрузки на выходе передачи

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в моторах-вариаторах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в качестве бесступенчатых трансмиссий автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в транспортном машиностроении в качестве бесступенчатой коробки передач автомобиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в трансмиссиях транспортных средств, в первую очередь, автомобилей

Изобретение относится к области приводной техники и может быть использовано в качестве привода с бесступенчатым регулированием частоты вращения и крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, в трансмиссии автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к бесступенчатой коробке передач автомобиля
Наверх