Способ антифрикционно-упрочняющей обработки внутренних цилиндрических поверхностей

Изобретение относится к области технологии машиностроения, в частности к способам антифрикционно-упрочняющей обработки внутренних цилиндрических поверхностей. Осуществляют вращение и возвратно-поступательное перемещение обрабатывающего инструмента с антифрикционными брусками и деформирующими элементами. Осуществляют нанесение покрытия на поверхность детали путем ее натирания антифрикционными брусками и деформирование поверхности детали с покрытием деформирующими элементами в виде шариков или роликов. Нанесение покрытия осуществляют с помощью суспензии, состоящей из мелкодисперсного порошка и связующего, подаваемой по каналам обрабатывающего инструмента одновременно с началом работы деформирующего элемента. Радиус деформирующего элемента равен 1,5…2,0 мм. Усилие прижима деформирующих элементов к обрабатываемой поверхности равно 160…500 Н. Скорость вращения обрабатывающего инструмента равно 20…40 м/мин. Скорость возвратно-поступательного перемещения обрабатывающего инструмента равна 10…20 м/мин. Усилие прижима антифрикционных брусков к обрабатываемой поверхности равно 160…500 Н. В результате повышается микротвердость, увеличиваются остаточные напряжения сжатия и повышается сопротивление износу обработанной детали. 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области технологии машиностроения, в частности к способам антифрикционно-упрочняющей обработки внутренних цилиндрических поверхностей, и может быть использовано для получения антифрикционно-упрочненного слоя на внутренних цилиндрических поверхностях, например внутренних поверхностях гидроцилиндров, отверстий в стыковых узлах крепления консолей крыла самолета и др.

Известна хонинговальная головка (а.с. СССР №1653936, В24В 55/02//В24В 33/08 опубл. 07.09.91) для хонингования отверстий, повышение качества обработки отверстий осуществляется путем интенсификации подачи СОЖ в зону обработки, причем средства для подачи СОЖ выполнены в виде сообщающихся с пазами брусков осевых каналов и связанных с ними выполненных в корпусе и каждом из брусков соосно расположенных радиальных отверстий, соединенных с источником СОЖ.

Однако данное устройство не предусматривает нанесение покрытия в процессе обработки поверхности. Однородность структуры достигается абразивным способом - хонингованием, что исключает возможность формирования остаточных напряжений сжатия, которые могут благоприятно повлиять на износостойкость и долговечность.

Известен способ получения комплексного твердосмазочного покрытия (патент РФ №2004623, С23С 28/02, 15.12.1993), включающий нанесение путем сухого натирания брусками призматической формы слоя твердой смазки из комплексного материала, содержащего дисульфид молибдена, отделочно-упрочняющую обработку пластическим деформированием ротационным раскатыванием роликовой раскаткой слоя меди химическим осаждением из раствора.

Однако сухое натирание слоя смазки брусками призматической формы не обеспечивает глубокого диффузионного проникновения натирающего материала в поверхность детали, а следовательно, получаемое качество поверхности может быть улучшено. Кроме того, нанесение слоя меди химическим осаждением из раствора повышает трудоемкость способа.

Известен способ нанесения антифрикционного покрытия при поверхностном пластическом деформировании внутренних цилиндрических поверхностей (патент РФ №2185270 С23С 26/00 В24В 39/02, 20.07.2002 г.), по сути это способ антифрикционно-упрочняющей обработки внутренних цилиндрических поверхностей, способ включает подачу технологической смеси по каналам обрабатывающего инструмента и распределение ее по поверхности обрабатываемой детали при поступательном движении инструмента, в котором подвод технологической смеси в рабочую зону осуществляют посредством дорна одновременно с началом работы его деформирующего блока, в качестве деформирующих элементов используют кольца дорна, а в качестве технологической смеси используют суспензию из мелкодисперсного порошка и связующего.

Однако этим способом наносится антифрикционное покрытие при поверхностном пластическом деформировании только поступательным движением деформирующего элемента - дорна, формируется анизотропная структура поверхности с физико-механическими характеристиками, направленными вдоль движения деформирующего элемента, что не обеспечивает достаточную износостойкость.

В качестве прототипа принят способ финишной обработки гильз цилиндров (SU 1329949, В24В 1/00, 15.08.1987). Способ включает осуществление вращения и возвратно-поступательного перемещения обрабатывающего инструмента с антифрикционными брусками и деформирующими элементами, нанесение покрытия на поверхность детали путем натирания антифрикционными брусками, деформирование поверхности детали с покрытием деформирующими элементами. Используется хонинговальная головка, в корпусе которой установлены чередующиеся в окружном направлении антифрикционные бруски, создающие микрорельеф поверхности методом алмазного хонингования, и деформирующие элементы - накатники - радиусом рабочей части R=8 мм, режимы процесса: скорость вращения головки Vвр=45 м/мин; скорость возвратно-поступательного движения головки Vв.п.=10 м/мин; усилие прижима деформирующих элементов к обрабатываемой поверхности равно 2,5 МПа, антифрикционных брусков равно 0,7 МПа.

Однако бруски с радиусом R=8 мм не обеспечивают достаточно высокого давления и равномерного диффузионного проникновения смазки в обрабатываемую поверхность, а следовательно, и стабильного качества поверхности по параметрам микротвердости и остаточного напряжения, а также формирования регулярной микроструктуры. При скорости вращения головки 45 м/мин возможно прохождение деформирующего элемента по одному и тому же месту, что может вызвать перенаклеп. При скорости посупательного движения головки 10 м/мин могут образоваться места недонаклепа.

Эти недостатки устраняются предлагаемым способом.

Решается задача повышения качества поверхностно-упрочняющей обработки.

Технический результат - повышение параметров качества обрабатываемого материала по микротвердости и остаточному напряжению при их стабильности по обрабатываемой поверхности за счет создания регулярного микрорельефа и регулярной микроструктуры.

Этот технический результат достигается тем, что в способе антифрикционно-упрочняющей обработки внутренних цилиндрических поверхностей, включающем осуществление вращения и возвратно-поступательного перемещения обрабатывающего инструмента с антифрикционными брусками и деформирующими элементами, нанесение покрытия на поверхность детали путем ее натирания антифрикционными брусками и деформирование поверхности детали с покрытием деформирующими элементами, нанесение покрытия осуществляется с помощью суспензии, состоящей из мелкодисперсного порошка и связующего, подаваемой по каналам обрабатывающего инструмента одновременно с началом работы деформирующего элемента, и распределение по поверхности обрабатываемой детали, в качестве деформирующего элемента используют шарики или ролики, при этом радиус деформирующего элемента 1,5…2,0 мм, усилие прижима деформирующих элементов к обрабатываемой поверхности равно 160…500 Н, скорость вращения обрабатывающего инструмента равно 20…40 м/мин, скорость возвратно-поступательного перемещения обрабатывающего инструмента равно 10…20 м/мин, усилие прижима антифрикционных брусков к обрабатываемой поверхности равно 160…500 Н (это соответствует 20…50 МПа); используют антифрикционные бруски, выполненные из меди; используют суспензию, содержащую 60…80% мелкодисперсного порошка дисульфида молибдена и остальное связующее - глицерин, подачу суспензии осуществляют под давлением, равным 4…6 атм.

В результате обработки поверхностей предлагаемым способом осуществляется одновременно нанесение на обрабатываемую поверхность антифрикционного покрытия за счет натирания поверхности антифрикционными брусками и за счет подачи в зону обработки раствора ПАВ (поверхностно-активных веществ), состоящего из мелкодисперсного порошка антифрикционного металла (медь, латунь, бронза и др.) и связующего глицерина, а также упрочнение поверхностного слоя детали вместе с нанесенным покрытием при воздействии на него деформирующими элементами - шариками или роликами, формируя антифрикционный поверхностный слой с регулярным рельефом, причем за счет натирания антифрикционными брусками осуществляется антифрикционно-упрочняющая обработка участков профиля регулярного рельефа между синусоидальными канавками, образованными шариками или роликами.

Предложенный режим обработки обоснован ниже.

На фиг.1, 2, 3 показано устройство для осуществления способа. Устройство состоит из корпуса 1, снабженного отверстиями и каналами для размещения тарированных пружин 2, оси 3, соединительных трубок 4 из эластичного материала для подвода суспензии из антифрикционного порошка металла в зону обработки. В радиально расположенных гнездах корпуса монтируются тарированные пружины 2, на которые устанавливаются колодки 5 с закрепленными в них брусками 6 и 7, выполненными из антифрикционных материалов (медь и т.п.) 6 и из стали 7 с смонтированными деформационными элементами 8 (шарики, ролики). Толщина антифрикционных брусков 6 на 1…1,5 мм больше стальных брусков. На концах колодок 5 имеются заплечики с цилиндрическими поверхностями в виде кулачков (не показаны), контактирующие с внутренними цилиндрическими поверхностями пазов (не показаны) втулок 9 и 10, установленных в корпусе 1 и оси 3 и жестко связанных между собой винтами 11, штифтами 12, закрепленными винтами 13 и пружинными шайбами 14. В корпусе 1 с помощью резьбы через мерное кольцо 15 крепится штанга 16, на которой смонтирована муфта 17, снабженная штуцером 15 для подвода суспензии антифрикционного материала, с уплотнительными фторопластовыми 19 и резиновыми 20 кольцами. От осевого перемещения муфта 17 удерживается пружинным кольцом 21. Для установки и закрепления устройства в шпинделе (патроне) металлорежущего станка служит втулка 22.

Способ осуществляется следующим образом.

Перед началом работы устройство центрируют и закрепляют в патроне, например, вертикально-хонинговального станка. Втулки 9 и 10 поворачивают таким образом, чтобы внутренние кулачковые поверхности нажимали на заплечики колодок 5, перемещая их вместе с брусками 6, 7 и вмонтированными в них деформирующими элементами 8 в радиальном направлении. При этом образуется зазор, необходимый для ввода головки устройства в обрабатываемое отверстие. После ввода головки в отверстие втулки 9, 10 поворачивают в обратном направлении и колодки 5 с антифрикционными брусками 6 и деформирующими элементами 8 с заданным усилием прижимаются к обрабатываемой поверхности. Затем включают станок (вращение и продольное перемещение головки) и одновременно под давлением через штуцер 18 муфты 17 по каналам штанги 16, оси 3, корпусу 7, трубкам 4 из эластичного материала по канавкам, выполненным на рабочей поверхности брусков, в зону обработки подводится суспензия антифрикционного покрытия, состоящая из мелкодисперсного порошка антифрикционного металла и состоящая из мелкодисперсного порошка антифрикционного металла и связующего - глицерина.

Пример осуществления способа.

Деталь из среднеуглеродистой стали, например, 30ХГСА с отверстием диаметром 100 мм с исходной шероховатостью поверхности Rа=3,2 мкм и квалитетом IT9 устанавливают в приспособлении, устройство центрируют и закрепляют в патроне, например, вертикально-хонинговального станка. Колодки с антифрикционными брусками из меди прижимаются с усилием Рк 300 Н, и деформирующие элементы - шарики - радиусом Рш 1,8 мм прижимаются с усилием накатывания Rш 300 Н к обрабатываемой поверхности. Затем включают станок с устройством, которому обеспечивают скорость вращения vвр 30 м/мин и скорость возвратно-поступательного перемещения vв.п. 10 м/мин и одновременно подводимой суспензии под давлением Рс 5 атм, состоящей из 70% мелкодисперсного порошка дисульфида молибдена и связующего - глицерина.

В других примерах, осуществляемых, как описанный пример, меняли значения:

Rш, Рш, vз, υв.п., Рк.

При уменьшении радиуса шарика Rш менее 1,5 мм увеличивается контактное давление, что вызывает перенаклеп (микротрещины, шелушение).

При увеличении радиуса шарика Rш более 2,0 мм уменьшается контактное давление, что отрицательно влияет на формирование остаточных напряжений сжатия, уменьшает их.

При уменьшении усилия накатывания Рш менее 160 Н параметры: шероховатости Rа, остаточные напряжения σост, микротвердость Нµ - не оптимальны.

При увеличении усилия накатывания Рш более 500 Н возможен перенаклеп, выражающийся в шелушении, отслаивании поверхности.

При уменьшении скорости вращения устройства vвр менее 20 м/мин снижается производительность обработки, образуются места («островки») недонаклепа или места, совсем не подверженные накатыванию.

При увеличении скорости вращения устройства vвр более 40 м/мин возможно прохождение деформирующего элемента (шарика) по одному и тому же месту, что вызывает перенаклеп (микротрещины, шелушение).

При уменьшении скорости возвратно-поступательного перемещения устройства vв.п. менее 5 м/мин снижается производительность обработки, образуются места («островки») недонаклепа или места, совсем не подверженные накатыванию.

При увеличении скорости возвратно-поступательного перемещения устройства vв более 20 м/мин возможно прохождение деформирующего элемента (шарика) по одному и тому же месту, что вызывает перенаклеп (микротрещины, шелушение).

При уменьшении усилия прижима натирающих колодок Рк менее 160 Н возможно отсутствие адгезии между поверхностью отверстия и антифрикционным материалом натирающих колодок, что не обеспечивает получение высокой прочности сцепления.

При увеличении усилия прижима натирающих колодок Рк более 500 Н возможно возникновение схватывания и нарушение качества обработанной поверхности.

Материал натирающих колодок, предпочтительно медь, обладающая уникальными свойствами, обеспечивающая явление избирательного переноса.

При уменьшении давления суспензии Рс менее 4 атм не обеспечивается полное насыщение зоны деформации элементами покрытия.

При увеличении давления суспензии Рс более 6 атм возникает ее перерасход, что не экономично.

При уменьшении в составе суспензии менее 60% и увеличении более 80% мелкодисперсного порошка дисульфида молибдена качество поверхностного слоя снижается.

Результаты испытаний приведены в таблице, из которой видно, что предлагаемый способ формирует регулярный антифрикционно-упрочненный микрорельеф со сравнительно равномерными характеристиками по всей поверхности профиля и обеспечивает увеличение микротвердости поверхности в среднем на 15…20%, формирование в поверхностном слое по сравнению с прототипом остаточных напряжений сжатия в пределах 400…600 МПа, повышение сопротивления износу до 100% по сравнению с прототипом 18%.

Свойства поверхностного слоя Ед. изм. Предлагаемый способ
1. Микротвердость Hµ % 115…120
2. Остаточные напряжения σост МПа -400…-600
3. Повышение сопротивления износу % 100
4. Антифрикционный поверхностный слой величиной мкм 0,1…0,3 по высоте регулярного рельефа

1. Способ антифрикционно-упрочняющей обработки внутренних цилиндрических поверхностей, включающий осуществление вращения и возвратно-поступательного перемещения обрабатывающего инструмента с антифрикционными брусками и деформирующими элементами, нанесение покрытия на поверхность детали путем ее натирания антифрикционными брусками и деформирование поверхности детали с покрытием деформирующими элементами, отличающийся тем, что нанесение покрытия осуществляют с помощью суспензии, состоящей из мелкодисперсного порошка и связующего, подаваемой по каналам обрабатывающего инструмента одновременно с началом работы деформирующего элемента с распределением ее по поверхности обрабатываемой детали, в качестве деформирующих элементов используют шарики или ролики, при этом радиус деформирующего элемента равен 1,5…2,0 мм, усилие прижима деформирующих элементов к обрабатываемой поверхности равно 160…500Н, скорость вращения обрабатывающего инструмента равно 20…40 м/мин, скорость возвратно-поступательного перемещения обрабатывающего инструмента равна 10…20 м/мин, усилие прижима антифрикционных брусков к обрабатываемой поверхности равно 160…500Н.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют антифрикционные бруски, выполненные из меди.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют суспензию, содержащую 60…80% мелкодисперсного порошка дисульфида молибдена и остальное связующее - глицерин, подачу суспензии осуществляют под давлением, равным 4…6 атм.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химико-термической обработке металлических изделий, а именно к созданию наноструктурированных материалов конструкционного назначения. .

Изобретение относится к химико-термической обработке металлических изделий, а также к созданию наноструктурированных материалов конструкционного назначения. .

Изобретение относится к способу изготовления функциональной поверхности и может быть использовано в машиностроении, например, для формирования отражающих и других металлосодержащих покрытий.

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано в технике, изобразительном искусстве и архитектуре. .
Изобретение относится к методам создания изделий с регламентированными свойствами поверхностного слоя и может быть использовано в машиностроении, в частности, для повышения стойкости прессового инструмента при прессовании профилей из титановых сплавов.

Изобретение относится к нанесению покрытий на металлические поверхности. .
Изобретение относится к области электрохимического получения слоев благородных металлов и может быть использовано для катализа в химической промышленности, для создания электролитических конденсаторов в радиоэлектронной и электротехнической промышленности.
Изобретение относится к области гальванопластики и применяется при изготовлении художественных изделий. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для восстановления и упрочнения поверхностей трущихся деталей машин. .
Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам нанесения износостойких карбидохромовых покрытий, и может быть использовано для защиты поверхности изделий из титана и его сплавов от воздействия агрессивных сред, абразивного износа и высоких температур.

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к отделочно-упрочняющей обработке отверстий деталей поверхностным пластическим деформированием. .

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к способам отделочно-упрочняющей обработки отверстий деталей поверхностным пластическим деформированием.

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к устройствам для отделочно-упрочняющей обработки отверстий поверхностным пластическим деформированием с импульсным нагружением инструмента.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для точения и финишной обработки поверхностей деталей с использованием энергии ультразвуковых колебаний.

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к устройствам для статико-импульсного дорнования. .

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к способам статико-импульсного дорнования. .

Изобретение относится к области механической обработки отверстий, а именно к устройствам для дорнования отверстий малого диаметра. .

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к механической обработке отверстий гильз и цилиндров двигателей. .

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к механической обработке отверстий гильз и цилиндров двигателей. .

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к устройствам для калибрования, деформирующего протягивания и упрочнения металлических внутренних поверхностей отверстий деталей поверхностным пластическим деформированием.

Изобретение относится к области металлообработки и предназначено для дорнования отверстий малого диаметра
Наверх