Барабанно-колодочный тормоз с системой кондуктивно-жидкостного охлаждения фрикционных узлов и способ ее осуществления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к транспортным средствам с жидкостной системой охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Тормоз содержит тормозной барабан, тормозные колодки с фрикционными и теплопроводными накладками и связан с жидкостной системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания. На самоприжимной и самоотжимной тормозных колодках установлены в средней части теплопроводные накладки с различной рабочей площадью поверхности и теплоизолированы от их основания. Каждая из накладок присоединена посредством дополнительных теплопроводов, имеющих разное поперечное сечение, к основному изолированному теплопроводу каждого тормозного механизма, вторые концы основного теплопровода являются неизолированными и заведены в распределительный бачок системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Способ кондуктивно-жидкостного охлаждения заключается в снижении и выравнивании теплонагруженности фрикционных узлов тормоза и обеспечении перепада температур между рабочими поверхностями теплопроводных накладок и торцами изолированных дополнительных теплопроводов, присоединенных к основному изолированному теплопроводу, и между изолированными и неизолированными концами основного теплопровода. Отношение рабочих площадей теплопроводных накладок самоприжимной и самоотжимной тормозных колодок равно отношению их объемных температур. Жидкость, омывающая неизолированные концы основного теплопровода, может циркулировать по малому и большому контуру системы охлаждения. Достигается снижение уровня и выравнивание теплонагруженности фрикционных узлов барабанно-колодочного тормоза путем интенсификации их охлаждения. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах, дорожных и строительных машинах, а также в подъемно-транспортных машинах, имеющих жидкостную систему охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известен барабанно-колодочный тормоз, в котором на тормозной колодке между фрикционными накладками установлены теплопроводные накладки, выполненные из материала, обладающего высокой теплопроводностью, например меди. Площадь их рабочих поверхностей составляет 10-20% от поверхности фрикционных накладок колодки [1, аналог]. Недостатком этой конструкции является падение коэффициента трения вследствие нагревания накладок и налипания их материала на трущиеся поверхности тормоза.

Известен охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, тормозные колодки с фрикционными и теплоотводящими накладками, охлаждающее устройство, выполненное в виде тепловой трубы с охлаждающим агентом, и теплопроводы, одним концом соединенные с теплоотводящими накладками, а другим погруженные в охлаждающий агент. При этом тепловая труба выполнена в виде тора, установленного в тормозном щите, а охлаждающий агент размещен в нижней части тора [2, прототип].

Однако известный тормоз имеет сложную конструкцию и увеличенный строительный объем из-за выполнения в тормозном щите тепловой трубы торообразного вида. Наличие уплотнений и ряда деталей в конструкции тормоза снижает надежность работы. Кроме того, тепловая труба не может способствовать интенсивному охлаждению фрикционных узлов тормоза при движении транспортного средства, поскольку закрыта его выступающими элементами. При этом в указанном тормозе не достигается выравнивание теплонагруженности его фрикционных узлов ввиду раздельного подключения теплопроводных накладок к тепловой трубе посредством теплопроводов.

Предложенное техническое решение по сравнению с аналогом-прототипом имеет следующие отличительные признаки:

- достигается интенсивный теплоотвод от тормозного барабана с помощью теплопроводных накладок и изолированных дополнительных и основного теплопроводов путем кондуктивного (теплопроводностью) теплообмена к жидкости системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания;

- за счет различных рабочих площадей теплопроводных накладок самоприжимной и самоотжимной тормозных колодок, а также разного поперечного сечения изолированных дополнительных теплопроводов обеспечивается отток теплоты от фрикционных узлов тормоза к основному изолированному теплопроводу каждого тормозного механизма;

- достигается выравнивание теплонагруженности фрикционных узлов тормоза и обеспечивается работа фрикционных накладок в зоне объемных температур значительно ниже допустимых для их материала, что способствует улучшению эксплуатационных параметров фрикционных узлов тормоза;

- повышается ресурс пар трения тормоза.

Цель изобретения - снижение уровня и выравнивания теплонагруженности фрикционных узлов барабанно-колодочного тормоза путем интенсификации их охлаждения.

Поставленная цель достигается тем, что на самоприжимной и самоотжимной тормозных колодках установлены в средней части теплопроводные накладки с различной рабочей площадью поверхности и теплоизолированы от их основания и каждая из накладок присоединена посредством дополнительных, имеющих разное поперечное сечение, к основному изолированному теплопроводу, подключенному к распределелительному бачку жидкостной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

За счет кондуктивно-жидкостного способа охлаждения фрикционных узлов тормоза достигается снижение и выравнивание их теплового уровня путем выбора отношения рабочих площадей поверхностей теплопроводных накладок самоприжимной и самотжимной тормозных колодок, которое равно отношению их объемных температур, а также подключением к теплопроводным накладкам изолированных дополнительных теплопроводов с разным поперечным сечением, что обеспечивает быстрый отвод теплоты в изолированный основной теплопровод из-за температурного перепада между их торцами. Последний является еще большим между концами изолированного и неизолированного основного теплопровода. При этом неизолированные концы основного теплопровода заведены в распределительный бачок и погружены в жидкость, которая может циркулировать по малому и большому контуру системы охлаждения двигателя в зависимости от режимов его и фрикционных узлов тормоза нагруженности.

На фиг.1 показан барабанно-колодочный тормоз с кондуктивным устройством охлаждения; на фиг.2 - кондуктивный узел охлаждения I на фиг.1; на фиг.3 - пример подключения неизолированных теплопроводов к жидкостной системе охлаждения дизельного двигателя транспортного средства.

Барабанно-колодочный тормоз с кондуктивным устройством охлаждения содержит тормозной барабан 1, фрикционные 2 и теплопроводные 3 накладки тормозных колодок 4 [самоприжимной (А) и самоотжимной (Б)], между которыми расположены разжимной кулак 5 и соединяющие их возвратные пружины 6. Теплопроводные накладки 3 тормозных колодок 4 с помощью шпилек 7 изолирующих прокладок 8 резьбовым соединением 9 прикреплены к основанию 10 колодок 4 и соединены дополнительными изолированными теплопроводами 11. Последние подключены к основному изолированному теплопроводу 12, который через отверстие в каждом тормозном диске 13 и днище распределительного бочка 14 выведены в его объем уже неизолированные концы теплопроводов 12. Распределительный бачок 14 соединен с трубопроводом охлаждения 15 компрессора 16 пароотводящей 17 и отводящей 18 трубами. Отводящая труба 18 распределительного бачка 14 через термостаты 19 водораздаточной коробки 20 двигателя 21 соединена с одной стороны с бачком 22 радиатора 23 и циркуляционным насосом (на чертеже не показан), а с другой стороны - с водосборочной трубой 24 двигателя 21.

Распределительный бачок 14 имеет пробку горловины 25, кран управления 26 и клапан 27, отрегулированный, например, на давление 0,2 МПа. При заливке охлаждающего агента в распределительный бачок 14 с помощью крана 26 регулируется его уровень. Термостаты 19 системы охлаждения двигателя 21 срабатывают при температуре 70-75°С охлаждающего агента, в качестве которого, например, используется антифриз.

Дополнительные 11 и основные 12 теплопроводы выполнены изолированными для того, чтобы уменьшить потери теплоты при передаче от теплопроводных накладок 3 тормозных колодок 4 к неизолированным концам основных теплопроводов 12, находящихся в распределительном бачке 14 и омываемых жидкостью системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, кроме того, обеспечить как можно больший перепад температур между рабочей поверхностью теплопроводных накладок 3 и неизолированными концами основных теплопроводов 12.

Барабанно-колодочный тормоз с кондуктивно-жидкостным охлаждением фрикционных узлов работает следующим образом.

При взаимодействии тормозного барабана 1 с рабочими поверхностями фрикционных 2 и теплопроводных 3 накладок на их поверхностях генерируется теплота. Вследствие разной по величине коэффициентов теплопроводности материала фрикционных 2 и теплопроводных 3 накладок большая часть теплоты поглощается теплопроводными накладками 3, которые выполнены, например, из меди. Затем теплота посредством дополнительных 11 и основных 12 изолированных теплопроводов от каждого тормозного механизма передается охлаждающему агенту распределительного бачка 14, который через отводящую трубу 18 и водораздаточную коробку 20 разветвляется в водяные рубашки правого и левого ряда цилиндров и головок блока (на чертеже не показаны) и поступает в водосборочную трубу 24 двигателя 21. В случае образования в водосборочной трубе 24 пара он по пароотводящей трубе 16 попадает в распределительный бачок 14, где конденсируется и превращается в жидкость. Так циркулирует охлаждающий агент, снижающий тепловое состояние фрикционных пар барабанно-колодочных тормозов, по малому контуру системы охлаждения холодного двигателя. В этом случае теплота отводится от фрикционных пар тормозов и способствует нагреву охлаждающего агента системы охлаждения и тем самым ускоряет прогрев двигателя и ввод в работу большого контура его системы охлаждения.

При достижении охлаждающим агентом температуры 70°С его поток через термостаты 19 водораздаточной коробки 20 разветвляется и течет по трубопроводу в циркуляционный насос, а вторая часть потока охлаждающего агента попадает через бачок 22 в радиатор 23, где охлаждается, а затем через теплообменник (на чертеже не показан), разветвляясь в водяные рубашки правого и левого ряда цилиндров и головок блоков, поступает в водосборочную трубу 24 двигателя 21. Так происходит циркуляция охлаждающего агента в системе охлаждения двигателя по большому контуру.

В случае повышения давления охлаждающего агента в распределительном бачке 14 выше 0,2 МПа срабатывает клапан 27 и происходит стравливание пара в окружающую среду.

После завершения процесса торможения разжимной кулак 5 и возвратные пружины 6 отводят тормозные колодки 4 от тормозного барабана 1 и транспортное средство продолжает движение. При этом происходит дальнейшее охлаждение теплопроводных накладок 3 тормозных колодок 4 до тех пор, пока перепад температур между рабочими поверхностями теплопроводных накладок 3 и неизолированными концами теплопроводов 12 не станет минимальным.

В дальнейшем процессы нагревания и принудительного охлаждения фрикционных узлов барабанно-колодочного тормоза транспортного средства повторяются.

Реализация способа кондуктивно-жидкостного охлаждения барабанно-колодочного тормоза заключается в следующем.

Для выравнивания теплонагруженности фрикционных узлов тормоза и обеспечения работы фрикционных накладок 2 в зоне объемных температур значительно ниже допустимых для их материала рабочие поверхности теплопроводных накладок 3 на самоприжимной (А) и самоотжимной (Б) тормозной колодке 4 выполнены разными. Это вызвано тем, что их динамическая нагруженность и, как следствие, тепловая в соотношении составляет 1,25-1,4. Таким образом, в теплопроводных прокладках 3 будет аккумулироваться разное количество теплоты. Последнее отводится кондуктивным теплообменом (теплопроводностью) от теплопроводных накладок 3 колодок 4 с помощью различного поперечного сечения дополнительных изолированных теплопроводов 11. Такое конструктивное решение исключает переток теплоты от теплопроводной накладки 3 самоприжимной (А) к аналогичной накладке самоотжимной (Б) колодки 4, так как создается температурный перепад между указанными выше элементами. Дальше теплота попадает в основной изолированный теплопровод 12, а затем через его неизолированные концы, пропущенные через днище распределительного бачка 14, отводится к жидкости системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. При этом жидкость может циркулировать по малому и большому контуру системы охлаждения в зависимости от режимов нагружености двигателя и фрикционных узлов тормоза.

Предложенное техническое решение позволяет существенно интенсифицировать принудительное охлаждение фрикционных узлов барабанно-колодочных тормозов и тем самым улучшить эксплуатационные параметры и повысить ресурс их пар трения.

Источники информации

1. А.с. №254280, М.кл2 F16D 65/82, БИ №31 (аналог).

2. А.с. №761768, М.кл F16D 65/853, БИ №33 (прототип).

1. Барабанно-колодочный тормоз с системой кондуктивно-жидкостного охлаждения фрикционных узлов, содержащий связанный с жидкостной системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания тормозной барабан, внутри которого расположены тормозные колодки с фрикционными и теплопроводными накладками, отличающийся тем, что на самоприжимной и самоотжимной тормозных колодках установлены в средней части теплопроводные накладки с различной рабочей площадью поверхности и теплоизолированные от их основания, каждая из накладок присоединена посредством дополнительных теплопроводов, имеющих разное поперечное сечение, к основному изолированному теплопроводу каждого тормозного механизма, вторые концы основного теплопровода являются неизолированными и заведены в распределительный бачок системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

2. Способ кондуктивно-жидкостного охлаждения фрикционных узлов барабанно-колодочного тормоза, содержащего связанный с жидкостной системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания тормозной барабан, внутри которого расположены тормозные колодки с фрикционными и теплопроводными накладками, отличающийся тем, что для снижения и выравнивания теплонагруженности фрикционных узлов тормоза отношение рабочих площадей теплопроводных накладок самоприжимной и самоотжимной тормозных колодок равно отношению их объемных температур, а подключенные к ним дополнительные изолированные теплопроводы имеют различное поперечное сечение, обеспечивая тем самым перепад температур между рабочими поверхностями теплопроводных накладок и торцами изолированных дополнительных теплопроводов, присоединенных к основному изолированному теплопроводу, и между изолированными и неизолированными концами основного теплопровода, при этом жидкость, омывающая неизолированные концы основного теплопровода, в зависимости от режимов нагруженности двигателя и фрикционных узлов тормоза циркулирует по малому и большому контуру системы охлаждения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным системам. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных барабанно-колодочных тормозах. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в барабанно-колодочных тормозах транспортных средств, дорожных и строительных машинах.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в барабанно-колодочных тормозах транспортных средств, дорожных и строительных машинах. .

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к дорожным и строительным машинам, а также к транспортным средствам, в которых используются барабанно-колодочные тормоза.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к барабанно-колодочным тормозам грузоподъемных, дорожных и строительных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к барабанно-колодочным тормозам грузоподъемных, дорожных и строительных машин

Группа изобретений относится к области машиностроения. Способ нагревания и охлаждения тормозных барабанов заключается в том, что поверхности первого тормозного барабана полностью теплоизолированы от окружающей среды, а поверхности второго тормозного барабана взаимодействуют с ней при раздельно подключенных на одинаковый промежуток времени внутренних нагревательных устройствах, охватывающих рабочую поверхность ободов барабанов, к внешнему источнику электрического тока. Затем отключают нагревательные устройства от барабанов и по соотношению измеренных поверхностных температур первого (t1) и второго (t2-t1) тормозных барабанов определяют долю теплоты, которая рассеивается в окружающую среду конвективным и радиационным теплообменом. Способ нагревания и охлаждения тормозных барабанов заключается в том, что выполняют циклические торможения транспортного средства, нагревая при этом пары трения тормоза, и по соотношению измеренных поверхностных температур (t1-t0/(t2-t0)) первого и второго барабанов при разной интенсивности радиационного и вынужденного конвективного теплообмена от их поверхностей судят о доле теплоты от общего ее количества, которое отводится во фланец ступицы заднего моста. Достигается возможность определения потерь теплоты в тормозном барабане барабанно-колодочного тормоза транспортного средства для правильного выбора материалов фрикционных накладок и работы в интервалах поверхностных температур ниже допустимых. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения и может быть использована в высоконагруженных колесных барабанно-колодочных тормозах автотранспортных средств. Система содержит тормозной механизм с барабаном, с тормозными колодками. К основаниям тормозных колодок прикреплены фрикционные накладки. Между колодками установлены режимные устройства с приводом. Во фрикционные накладки и основания тормозных колодок установлены охлаждающие узлы. Охлаждающие узлы выполнены в виде цилиндрической теплопроводной трубки. Теплоизоляционный выступ каждой из цилиндрических теплопроводных трубок установлен в основания колодок. Верхние торцы цилиндрических теплопроводных трубок, в которые вмонтированы втулки со сквозными продольными сопловыми отверстиями, расположены заподлицо рабочих поверхностей накладок. Способ принудительного охлаждения заключается в том, что охлаждающие узлы со сквозными продольными сопловыми отверстиями со стороны защемления обода барабана и его свободного края установлены в ряды по длине тормозных колодок и работают на эффекте конфузора, а остальные ряды охлаждающих узлов работают на эффекте диффузора. Достигается повышение эксплуатационных параметров пар трения тормоза и их ресурса путем снижения и выравнивания поверхностных температур рабочих деталей при их постоянном принудительном неравномерном охлаждении. 2 н.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Устройство для осуществления способа циркуляции воздуха при его подаче в сжатом состоянии на фрикционные поверхности тормозного механизма включает наличие на внешних относительно исходного и текущего зазоров торцевых поверхностях элементов фрикционной пары одинаковых фасок, имеющих между собой постоянный угол равный 12°-14°, выполнение на рабочей контактной фрикционной поверхности накладки и контактирующей с ней в трибопроцессе поверхности элемента тормоза узора в виде канавок с сечениями, обеспечивающими выход в атмосферу воздуха из текущего зазора через объем между фасками. Достигается снижение интенсивности фрикционных автоколебаний, уменьшение интенсивности износа фрикционной пары, а также возможность поддержания во фрикционной паре требуемой силы прижатия с одновременным снижением рабочего давления. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх