Коллиматорный авиационный индикатор

Индикатор содержит электронно-лучевую трубку (ЭЛТ), двухкомпонентный объектив, между компонентами которого расположен оптический элемент, изламывающий оптическую ось, выполненный в виде плоского отражательного зеркала, и двухкомпонентное полупрозрачное наклонное зеркало, расположенное над объективом. Первый компонент выполнен из первого отрицательного мениска и второго и третьего положительных менисков, обращенных вогнутостью к экрану ЭЛТ. Второй компонент - положительный мениск, обращенный вогнутостью к отражательному зеркалу. Выполняются соотношения: 2f>L>1,7f, d>1,1f, 1,75>n2, n3>n1>n4>1,5,

R1<R3<R5, R8>1,1f, где f - фокусное расстояние; L - длина объектива; d - расстояние между первым и вторым компонентами; n1, n2, n3, n4 - коэффициенты преломления соответственно первой, второй, третьей и четвертой линз; R1, R3, R5, R8 - значения радиусов соответственно первых поверхностей первой, второй, третьей линз и второй поверхности четвертой линзы. Технический результат - увеличение поля зрения. 2 ил., 1 фото.

 

Изобретение относится к оптическому приборостроению, конкретнее к авиационным оптико-электронным приборам - к коллиматорным авиационным индикаторам - КАИ (или иначе индикаторы на лобовом стекле - ИЛС) и предназначено для использования в коллиматорных прицелах самолетов и вертолетов.

Известен объектив для коллиматорного прицела, содержащий два компонента, разделенных воздушным промежутком, первый из которых выполнен их двух положительных и размещенной между ними отрицательной линз, а второй - из двухлинзовой афокальной склейки и линзы Смитта (см. патент Франции № 144909, кл. G02B 19/66).

Общими признаками данного устройства с предлагаемым изобретением являются следующие признаки: два оптических компонента, разделенные воздушным промежутком. Однако данный объектив имеет недостаточно большое поле зрения.

Известен объектив для коллиматорного прицела, содержащий четыре компонента, первый - одиночная положительная линза, второй - склеенный из положительной и отрицательной линз, третий - положительный и четвертый отрицательный, выполненный в виде одиночной линзы, и отражательный элемент, например призму, размещенную между вторым и третьим компонентами (см. патент Франции № 1862682, кл. G02B 19/67).

Общими признаками данного устройства с предлагаемым изобретением являются следующие признаки: два оптических компонента, разделенные воздушным промежутком и расположенный между ними отражательный элемент. Однако данный объектив имеет недостаточно большое поле зрения (2W=25°) и относительное отверстие (ε=1:1).

Наиболее близким к предлагаемому устройству является известный индикатор для пилотажного коллиматора, содержащий электронно-лучевую трубку (ЭЛТ), излучающий экран которой расположен в фокальной плоскости объектива, содержащего два компонента, между которыми расположен оптический, изламывающий ось элемент в вице призмы с двумя отражениями, первое из которых использует эффект полного внутреннего отражения и двухкомпонентный полупрозрачный отражатель, представляющий собой двухкомпонентное полупрозрачное наклонное зеркало, расположенное над объективом между лобовым стеклом самолета и пилотом (см. «Оптический проектор для пилотажного коллиматора», Франция, заявка № 2569867, МПК G02B 27/18).

Общими признаками данного устройства с предлагаемым изобретением являются следующие признаки: электронно-лучевая трубка, двухкомпонентный объектив, между компонентами которого, в воздушном промежутке расположен оптический элемент, изламывающий оптическую ось и двухкомпонентное полупрозрачное наклонное зеркало, расположенное над объективом.

Однако данное устройство имеет недостаточно большое поле зрения, обусловленное тем, что в призме использован эффект полного внутреннего отражения.

Задачей настоящего изобретения является создание компактного коллиматорного авиационного индикатора, обладающего большим полем зрения.

Технический результат, обусловленный поставленной задачей, достигается тем, что в коллиматорном авиационном индикаторе, содержащем электронно-лучевую трубку, двухкомпонентный объектив, между компонентами которого, в воздушном промежутке расположен оптический элемент, изламывающий оптическую ось и двухкомпонентное полупрозрачное наклонное зеркало, расположенное над объективом, при этом оптический элемент, изламывающий оптическую ось, выполнен в виде плоского отражательного зеркала, первый компонент объектива выполнен из трех линз - первого отрицательного мениска с коэффициентом преломления n1 значениями радиусов первой и второй поверхностей R1 и R2 и второго и третьего положительных менисков с коэффициентами преломления n2 и n3 и значениями радиусов первой и второй поверхностей R3, R4 и R5, R6 соответственно, обращенных вогнутостью к экрану ЭЛТ, второй компонент представляет собой положительный мениск с коэффициентом преломления n4, и значениями радиусов первой и второй поверхностей R7 и R8 и обращенный вогнутостью к отражательному зеркалу, при этом длина объектива L - расстояние находится с фокусным расстоянием f объектива в следующем соотношении

2f>L>1,7f,

где f - фокусное расстояние;

L - длина объектива,

а длина воздушного промежутка d - расстояние между первым и вторым компонентами объектива находится с фокусным расстоянием f в соотношении

d>1,1f,

где d - расстояние между первым и вторым компонентами объектива, показатели преломления стекол линз объектива находятся между собой в соотношении

1,75>n2 и n3>n1>n4>1,5,

где n2 - коэффициенты преломления второй линзы объектива;

n3 - коэффициенты преломления третьей линзы объектива;

n1 - коэффициенты преломления первой линзы объектива;

n4 - коэффициенты преломления четвертой линзы объектива,

а значения по абсолютной величине радиусов первой, второй и третьей линз объектива удовлетворяют неравенству

R1<R3<R5

где R1 - значение радиуса первой поверхности первой линзы;

R3 - значение радиуса первой поверхности второй линзы;

R5 - значение радиуса первой поверхности третьей линзы,

а выпуклая поверхность четвертой линзы объектива выполнена параболической в соотношении

R8>1,1f,

где R8 - значение радиуса второй поверхности четвертой линзы.

На фиг.1 представлена оптическая схема коллиматорного авиационного индикатора.

Светоизлучающий экран ЭЛТ 1 находится в фокальной плоскости двухкомпонентного объектива, длина которого L - расстояние от первой до последней линзы объектива находится с фокусным расстоянием f объектива в следующем соотношении 2f>L>1,7f. Первый компонент объектива состоит из трех линз - отрицательного мениска 2, обращенного вогнутой поверхностью R1 к ЭЛТ 1 с показателем преломления n1, и двух положительных менисков 3 и 4, обращенных вогнутыми поверхностями R3 и R5 к ЭЛТ 1 с показателями преломления n2 и n3 соответственно. Значения радиусов по абсолютной величине первых поверхностей первой, второй и третьей линз объектива удовлетворяют неравенству R1<R3<R5. Между мениском 4 и вторым компонентом объектива в виде положительного мениска 5 с показателем преломления n4 расположено плоское наклонное отражательное зеркало 6. Положительный мениск 5 обращен вогнутостью R7 к наклонному зеркалу 6, а выпуклая поверхность мениска 5 с радиусом R8 выполнена параболической в следующем соотношении R8>1,1f. Над мениском 5 расположено двухкомпонентное полупрозрачное зеркало 7, которое находится между лобовым стеклом 8 и глазами пилота 9. Длина объектива L равна сумме расстояний от первой поверхности мениска 2 до зеркала 6 - L1 и от зеркала 6 до второй поверхности мениска - L2. Расстояние d равно сумме расстояний от второй поверхности мениска 4 до зеркала 6 - d1 и от зеркала 6 до первой поверхности мениска 5 - d2.

На фиг.2 показано общее поле зрения индикатора 10 с 2W=30° и мгновенное поле зрения пилота 11.

Устройство работает следующим образом. На экране ЭЛТ 1 сформированы прицельные метки и служебная информация. Лучи от экрана ЭЛТ 1 проходят через первый компонент объектива, отражаются от зеркала 6 и через второй компонент и двухкомпонентное полупрозрачное зеркало 7 попадают в глаза 9 пилота. Одновременно лучи от внешнего пространства, пройдя через лобовое стекло 8 и зеркало 7, также попадают в глаза 9 пилота. Таким образом пилот обозревает внешнее пространство перед самолетом одновременно с информацией с экрана ЭЛТ 1, так как последний находится в фокальной плоскости объектива. Двухкомпонентное зеркало 7 позволяет увеличить мгновенное поле зрения пилота 11 в вертикальной плоскости. Глаза пилота находятся на расстоянии Т=543 мм от индикатора. Меняя положение головы, пилот может обозревать любую часть всего поля зрения 10.

На фото представлен коллиматорный авиационный индикатор, имеющий следующие характеристики f=104,2 мм, 2W=30°, который был разработан в соответствии с предлагаемым изобретением и впервые представлен на Международной выставке МАКС-2007.

Коллиматорный авиационный индикатор, содержащий электронно-лучевую трубку, двухкомпонентный объектив, между компонентами которого в воздушном промежутке расположен оптический элемент, изламывающий оптическую ось, и двухкомпонентное полупрозрачное наклонное зеркало, расположенное над объективом, отличающийся тем, что оптический элемент, изламывающий оптическую ось, выполнен в виде плоского отражательного зеркала, первый компонент объектива выполнен из трех линз - первого отрицательного мениска с коэффициентом преломления n1, значениями радиусов первой и второй поверхностей R1 и R2 и второго и третьего положительных менисков с коэффициентами преломления n2 и n3 и значениями радиусов первой и второй поверхностей R3, R4 и R5, R6 соответственно, обращенных вогнутостью к экрану ЭЛТ, второй компонент представляет собой положительный мениск с коэффициентом преломления n4 и значениями радиусов первой и второй поверхностей R7 и R8 и обращенный вогнутостью к отражательному зеркалу, при этом длина объектива L - расстояние от первой до последней линзы объектива, находится с фокусным расстоянием f объектива в следующем соотношении:
2f>L>l,7f,
где f - фокусное расстояние;
L - длина объектива;
а длина воздушного промежутка d - расстояние между первым и вторым компонентами объектива,находится с фокусным расстоянием f в соотношении
d>1,1f,
где d - расстояние между первым и вторым компонентами объектива, показатели преломления стекол линз объектива находятся между собой в соотношении
1,75>n2 и n3>n1>n4>1,5,
где n2 - коэффициент преломления второй линзы объектива;
n3 - коэффициент преломления третьей линзы объектива;
n1 - коэффициент преломления первой линзы объектива;
n4 - коэффициент преломления четвертой линзы объектива;
а значения по абсолютной величине радиусов первой, второй и третьей линз объектива удовлетворяют неравенству
R1<R3<R5,
где R1 - значение радиуса первой поверхности первой линзы,
R3 - значение радиуса первой поверхности второй линзы,
R5 - значение радиуса первой поверхности третьей линзы,
а выпуклая поверхность четвертой линзы объектива выполнена параболической в соотношении
R8>1,1f,
где R8 - значение радиуса второй поверхности четвертой линзы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области оптического приборостроения и может быть использовано при проектировании оптических систем проекционного телевизора. .

Изобретение относится к оптическим системам, а именно к проекционным оптическим системам с компенсацией дисторсии, и может быть использовано для компенсации дисторсии в угловых областях экрана.

Изобретение относится к оптическому приборостроению, в частности к проекционным системам чтения микрофиш. .

Изобретение относится к проекционным оптическим системам. .

Изобретение относится к оптике, а именно к оптическим проекционным системам, и может быть использовано для компенсации дисторсии в проекционных телевизорах, мониторах и других подобных устройствах.

Изобретение относится к области оптического приборостроения и может быть использовано в приемных оптических системах панорамных оптико-электронных приборов. .

Изобретение относится к области оптического приборостроения и используется при проектировании оптических систем объективов проекционного телевизора. .

Изобретение относится к головным дисплеям, в которых используется один видеоэкран дисплея для передачи изображений в оба глаза. .

Изобретение относится к устройствам отображения информации на лобовом стекле и может быть использовано на летательных аппаратах. .

Изобретение относится к оптическому приборостроению, конкретнее к авиационным оптико-электроннным приборам - к коллиматорным авиационным индикаторам - КАИ (или иначе индикаторы на лобовом стекле - ИЛС) и предназначено для использования в коллиматорных прицелах самолетов и вертолетов

Изобретение относится к оптическому приборостроению, конкретнее - к авиационным оптико-электроннным приборам - к коллиматорным авиационным индикаторам (или иначе индикаторы на лобовом стекле - ИЛС) и предназначено для использования в коллиматорных прицелах самолетов и вертолетов

Изобретение относится к технике проекционных систем отображения полетной информации и может быть использовано преимущественно для кабинного базирования на воздушных судах

Изобретение относится к сейсмологии, в частности к дистанционному зондированию Земли космическими средствами, и может найти применение при создании национальных систем контроля геофизических полей Земли

Оптическая система содержит вогнутое сферическое светоделительное зеркало с радиусом кривизны R, плоское светоделительное зеркало, установленное наклонно к оптической оси, сферический диффузно-рассеивающий экран, проекционный объектив, жидкокристаллический дисплей и конденсор. Проекционный объектив состоит из двух компонентов и апертурной диафрагмы (AD). Первый компонент - одиночный отрицательный мениск, обращенный выпуклостью к диффузно-рассеивающему экрану с радиусом кривизны R/2. Второй компонент выполнен из отрицательной склеенной линзы и двухлинзового положительного элемента, содержащего двояковогнутую и двояковыпуклую линзы. AD установлена между первым и вторым компонентами в переднем фокусе второго компонента, в который введены положительная склеенная линза, установленная между AD и отрицательной склеенной линзой, и менисковая положительная линза, обращенная вогнутостью к сферическому диффузно-рассеивающему экрану. Оптические силы линз удовлетворяют условиям, приведенным в формуле изобретения. Технический результат - повышение безопасности полета за счет исключения потери информации с дисплея при движении головы пилота как вдоль оптической оси, так и перпендикулярно ей. 1 ил., 1 прилож.

Способ включает установку мишени с нанесенными на ней знаками на конечном расстоянии перед индикатором, установку неподвижно на оптической оси со стороны наблюдателя диафрагмы в виде пластины, отображение с помощью индикатора меток на фоне знаков мишени, выявление с помощью диафрагмы ошибок совмещения изображения меток индикатора со знаками мишени, на основании которых судят о необходимости проведения юстировки индикатора. Выявление ошибок совмещения осуществляют с помощью выполненных в диафрагме двух или более отверстий, количество которых выбирают равным количеству меток, отображаемых индикатором. Отверстия в диафрагме располагают так, чтобы выполнялись условия: yi=a×tgαi; xi=a×tgβI, где xi и yi - линейные координаты центра i-го отверстия относительно точки пересечения оптической оси индикатора с плоскостью диафрагмы; а - расстояние от диафрагмы до расчетной точки размещения глаз летчика; αi и βi - заданные значения соответственно вертикального и горизонтального углов i-й метки относительно точки размещения глаз летчика; i - номер метки, отображаемой индикатором. Технический результат - повышение точности оценки изображения индикатора по всему диаметру выходной линзы индикатора. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 12 ил., 1 табл.

Изобретения относятся к устройству передачи информации транспортного средства. Устройство передачи информации транспортного средства указывает распознавание некоторого объекта. Устройство передачи информации транспортного средства содержит первую часть отображения, которая указывает проверку правой стороны относительно позиции водителя и вторую часть отображения, которая указывает проверку левой стороны относительно позиции водителя. При указании контроля некоторого объекта с правой стороны или с левой стороны первая часть отображения и вторая часть отображения соответственно указывают проверку правой стороны и проверку левой стороны. Достигается возможность осуществления передачи информации для водителя об окружающих объектах. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 30 ил.
Наверх