Бесколлекторный электродвигатель переменного тока

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к регулируемым двигателям переменного тока, и может быть использовано при проектировании и производстве электропривода, необходимого для плавного и экономичного регулирования скорости вращения вала в широких пределах ее изменения с сохранением достаточно высокого пускового момента. Предлагаемый бесколлекторный электродвигатель переменного тока содержит установленный жестко на валу якорь с изолированными короткозамкнутыми обмотками и статор из двух частей с раздельными обмотками возбуждения, при этом первая часть статора выполнена с полюсами и является асинхронной, а вторая часть статора изготовлена в форме кольца, внутри которого выполнены чередующиеся друг за другом выступы и продольные пазы, пара из которых имеют удвоенную ширину и расположены на диаметрально противоположных сторонах статора. Технический результат - упрощение конструкции, экономичность и обеспечение плавного регулирования скорости вращения вала электродвигателя в широких пределах ее изменения при одновременном обеспечении необходимого высокого пускового момента, а также значительное снижение стоимости электродвигателя. 3 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к регулируемым двигателям переменного тока, и может быть использовано при проектировании и производстве электропривода, необходимого для плавного и экономичного регулирования скорости вращения вала в широких пределах ее изменения с сохранением достаточно высокого пускового момента.

Известна конструкция бесколлекторного регулируемого электродвигателя переменного тока [1], содержащего установленный жестко на валу якорь с изолированными короткозамкнутыми обмотками и состоящий из двух частей (асинхронной и магнитной) статор с раздельными обмотками возбуждения. При этом расположенные в параллельных плоскостях оси полюсов частей статора составляют между собой угол α.

Существенным недостатком данного электродвигателя является необходимость оптимизации значения угла α из-за сложности конструкции.

Изобретение направлено на упрощение конструкции двигателя.

Это достигается тем, что вторая часть статора изготовлена в виде кольца, внутри которого выполнены чередующиеся друг за другом выступы и продольные пазы, пара из которых имеет удвоенную ширину, и расположены они на диаметрально противоположных сторонах статора.

На фиг.1 изображен предлагаемый электродвигатель; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.3 - вид В на фиг.1.

Электродвигатель состоит из следующих основных элементов. Якорь 1 с изолированными короткозамкнутыми обмотками 2, установленный на вращающемся в соответствующих опорах в корпусе двигателя валу 3; статор из двух частей 4 и 5. Первая (далее асинхронная) часть 4 статора с обмотками возбуждения 6 является асинхронной и имеет полюса обычной формы. Вторая (далее кольцевая) часть 5 статора с обмотками возбуждения 7 изготовлена в форме кольца, внутри которого выполнены чередующиеся друг за другом продольные пазы 8 для размещения в них обмоток 7 и выступы 9. При этом из них пара пазов имеет удвоенную ширину (10), и расположены они на диаметрально противоположных сторонах статора. Обмотки возбуждения 6 и 7 являются независимыми друг от друга, и в связи с этим асинхронная и кольцевая часть статора представляют собой два независимых друг от друга магнитопривода.

На фиг.3 буквами N и S указаны северный и южный полюса магнитных полей.

Электродвигатель работает следующим образом. Рассматривается случай последовательного соединения обмоток возбуждения 6 и 7.

На фиг.3 показаны мгновенные направления токов (попарно крестики и точки) в указанных обмотках и направления замкнутых магнитных потоков 11 и обмоток 7 и 12 от обмоток якоря 2. Магнитный поток 12 из-за наличия пазов удвоенной ширины 10 (в силу увеличения сопротивления прохождению магнитных сил) и под воздействием магнитного потока 11 замыкается по показанной на фиг.3 траектории и пронизывает (пересекает) обмотку 2 якоря 1 с противоположными направлениями токов в них, и тем самым создается вращающий якорь 1 момент (изогнутые стрелочки на фиг.3). В последующий же момент времени направления токов в обмотках 6 и магнитных потоков 13 одновременно изменяются на противоположное, и связи с этим направление момента на якоре 1 остается неизменным.

Токи в обмотках 2 и магнитные потоки 12 находятся всегда в одной фазе, что благоприятно сказывается на работе электродвигателя.

Вращающий момент, создаваемый магнитными потоком 11, зависит от сдвига фаз последнего и токов в якорных обмотках 2, что приводит к вращению вала 3 двигателя результирующим моментом. Реверсирование направления вращения указанного вала осуществляется изменением полярности в одной из обмоток 6 или 7, а регулирование скорости его вращения производится изменением напряжения на этих обмотках по отдельности или совместно.

Применение предлагаемого изобретения в промышленности позволит создавать практически любой мощности двигатели переменного тока с достаточно простой конструкцией, экономичным и плавным регулированием скорости вращения вала в широких пределах ее изменения, сохраняя при этом необходимый высокий пусковой момент, а также значительно снизить стоимость электропривода.

Источники информации

1. Патент RU №2303325 С1, H02K 57/00, Бюл. №20 от 20.07.2007 г.

Бесколлекторный электродвигатель переменного тока, содержащий установленный жестко на валу якорь с изолированными короткозамкнутыми обмотками и статор из двух частей с раздельными обмотками возбуждения, при этом первая часть статора выполнена с полюсами и является асинхронной, отличающийся тем, что вторая часть статора изготовлена в форме кольца, внутри которого выполнены чередующиеся друг за другом выступы и продольные пазы, пара из которых имеют удвоенную ширину и расположены на диаметрально противоположных сторонах статора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к мотор-редукторам, электроприводам, и может быть использовано в прецизионных приводах роботов и манипуляторов, в наземной и космической навигациях, в станкостроении, на транспорте, в нефтегазовой промышленности и т.п.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в космонавтике для создания реактивной тяги. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям однофазного переменного и постоянного тока. .

Изобретение относится к области электротехники и физико-химических технологий и касается устройств, используемых для электролиза воды. .

Изобретение относится к физике магнетизма и может быть использовано в энергетике и научном эксперименте. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для получения механической вращательной энергии, возникающей в результате взаимодействия магнитного поля и магнитного поля нескольких отрезков проводника с током.

Изобретение относится к физике магнетизма и может быть использовано в качестве устройства преобразования энергии магнитного поля в механическое вращательное движение.

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения бесколлекторной универсальной электрической машины Белашова, у которой множество многовитковых обмоток, не меняя направления движения тока в проводниках, проходят сквозь множество замкнутых магнитных систем без каких-либо переключающихся устройств.

Изобретение относится к физике и может быть применено для получения вращательного движения с использованием энергии магнитного поля постоянных магнитов. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электротехническом машиностроении для создания электрических машин. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве двигателей и/или генераторов переменного или постоянного тока в промышленности и быту.

Изобретение относится к области электротехники, а именно – к особенностям конструктивного выполнения электродвигателей, предназначенных для безредукторного привода преимущественно транспортных средств.

Изобретение относится к области специальных электрических машин, а именно к конструкции электрических асинхронных герметизированных двигателей, используемых в промышленных установках для работы в химически агрессивных, радиационных и взрывоопасных газообразных и жидких средах, при высоких давлениях и температуре и содержащих герметизированные статоры.

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при конструировании двухстаторных электродвигателей. .

Изобретение относится к электротехнике, в частности к торцевым бесконтактным электрическим машинам. .

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики, а именно - к устройствам для накопления и преобразования энергии при помощи супермаховика, оснащенного электрической машиной, работающей попеременно в режиме двигателя и генератора, и может найти применение в электроэнергетической отрасли при создании пиковых электроустановок, предназначенных для включения в промышленные сети и компенсирующих резкие пики и спады потребления энергии, в космической технике, в транспортных установках

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в качестве приводного двигателя постоянного тока в устройствах электропривода для транспорта

Изобретение относится к электротехнике, к электродинамическим устройствам для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств в качестве автоматического вариатора скорости и крутящего момента

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к регулируемым двигателям переменного тока, и может быть использовано при проектировании и производстве электропривода, необходимого для плавного и экономичного регулирования скорости вращения вала в широких пределах ее изменения с сохранением достаточно высокого пускового момента

Наверх