Способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой

Изобретение относится к области авиационной техники, а более точно касается отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета. Отладку газотурбинного двигателя с форсажной камерой осуществляют путем отладки расхода топлива в форсажную камеру. При этом измеряют температуру газа за турбиной и размер проходного сечения реактивного сопла на бесфорсажном режиме работы двигателя, определяют по ним потребное значение площади реактивного сопла на форсажном режиме, и отлаживают расход топлива в форсажную камеру воздействием на расход топлива в форсажную камеру до тех пор, пока проходная площадь сопла не сравняется с потребной. Потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфзад - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной, а форсажный и бесфорсажный режимы осуществляют при одинаковом режиме работы турбокомпрессора газотурбинного двигателя. Технический результат - отладка расхода топлива в форсажную камеру в условиях эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники, а более точно касается отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета.

Известен способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой путем измерения времени достижения давления топлива в форсажном коллекторе заданной величины, сравнения его с заданным и регулирования приемистости по результату сравнения. Для повышения эксплуатационной надежности путем повышения точности регулирования, дополнительно перед измерением времени достижения давлением топлива в форсажном коллекторе заданной величины измеряют время до начала выдачи сигнала розжига форсажа, сравнивают его с заданным и по результату последнего дополнительно регулируют приемистость двигателя (авт. св. СССР №1245064, опубл. 1996.08.20).

Известен способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, при котором измеряют расход воздуха на входе в двигатель, расходы топлива в основную и форсажную камеры сгорания, определяют по ним коэффициент избытка воздуха и за счет изменения расхода топлива в форсажную камеру добиваются обеспечения потребного значения коэффициента избытка воздуха.

Известный способ отладки расхода топлива в форсажную камеру ГТД исходит из условия обеспечения заданного значения коэффициента избытка воздуха где - расход воздуха, и - расход топлива соответственно в основной и форсажной камерах, L0 - расход воздуха, необходимого для полного сгорания 1 кг топлива (Ю.Н.Нечаев, P.M.Федоров. Теория авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1978, часть 2, стр.70).

Для реализации этого способа необходимо замерить Такие замеры реализованы при стендовых испытаниях ГТД при контрольно-сдаточных испытаниях. Однако в эксплуатации на самолете замерить эти параметры не представляется возможным, т.к. точность штатных самолетных расходомеров не достаточна для отладки а расход воздуха на самолете не замеряется.

Заданное значение определяется из условия обеспечения заданного значения тяги (R) на форсаже, определяемом температурой газа на срезе реактивного сопла в форсажной камере (Тф). При этом и Тф связаны зависимостью

где Тн - температура воздуха на входе в ГТД.

В основу изобретения положена задача повышения эффективности работы газотурбинного двигателя самолета с форсажной камерой сгорания топлива за счет приближения работы двигателя к расчетным режимам.

Технический результат - отладка расхода топлива в форсажную камеру в условиях эксплуатации.

Поставленная задача решается тем, что в способе отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой путем отладки расхода топлива в форсажную камеру, включающим измерение температуры газов и размеров проходного сечения реактивного сопла, измеряют температуру газа за турбиной и размер проходного сечения реактивного сопла на бесфорсажном режиме работы двигателя, определяют по ним потребное значение площади реактивного сопла на форсажном режиме, и отлаживают коэффициент избытка воздуха воздействием на расход топлива в форсажную камеру до тех пор, пока проходная площадь сопла не сравняется с потребной, при этом потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфза - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной, а форсажный и бесфорсажный режимы осуществляют при одинаковом режиме работы турбокомпрессора газотурбинного двигателя.

При отладке двухконтурных газотурбинных двигателей потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Тсм - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

В заявляемом изобретении предлагается отладку расхода топлива в форсажную камеру осуществлять путем оценки площади горла реактивного сопла на бесфорсажном и форсажном режимах (Fгм и Fгф) при одинаковом режиме работы турбокомпрессора.

Известно, что

где Тт - температура газа за турбиной.

При одинаковой работе турбокомпрессора Fгф2=Fгм2+аGтф, где а - постоянный коэффициент, Gтф - расход топлива в форсажной камере («Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов»./ Под ред. А.А.Шевякова, М.: Машиностроение, 1976, стр.32).

Таким образом, задавшись значением Тф и, располагая значениями Тм и Fгм, по формуле

определяют потребное значение Fгф и меняют Gтф до тех пор, пока фактическая площадь сопла не сравняется с потребной.

Используя формулу Fгф=Fгм2+аGтф можно контролировать работу автомата подачи форсажного топлива, например, по программе Gтф/Pк=const, где Pк - давление в форсажной камере.

При отладке двухконтурных газотурбинных двигателей потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Тсм - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

Способ может быть реализован устройством, показанным на чертеже.

Газотурбинный двигатель 1 снабжен датчиком 2 температуры Тт газов за турбиной (температура газа в форсажной камере), датчиком 3 перепада давления газов на турбине (πТ), автоматом 4 управления Fгф по сигналу (πТ), датчиком 5 положения гидроцилиндров сопла, автоматом 6 подачи форсажного топлива с настроечным элементом 7.

Устройство содержит пульт 10 наземного контроля, связанный входами с датчиками 2 и 5. Пульт 10 включает преобразователь сигналов 9, вычислитель 8, соединенный с преобразователем 9, элемент сравнения 11, связанный с выходами преобразователя 9 и вычислителя 8.

Способ отладки Gтф расхода топлива в форсажную камеру ГТД осуществляют следующим образом.

Запускают двигатель на бесфорсажном режиме.

На вход преобразователя сигналов 9 пульта поступают сигналы с датчика 2 температура Тт газов за турбиной и с датчика 5 положения гидроцилиндров сопла.

На выходе преобразователя сигналов 9 формируется единый цифровой код сигналов датчиков, который поступает на вход в вычислитель 8. Сигналы с выхода преобразователя сигналов 9 поступают в вычислительное устройство 8 для расчета потребного значения площади реактивного сопла на форсажном режиме по формуле

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфзад - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной. При отладке двухконтурных газотурбинных двигателей, потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Т - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

Сигнал с выхода вычислительного устройства 8 в качестве потребной площади реактивного сопла поступает на вход элемента сравнения 11.

Переводят работу двигателя в форсажный режим при том же режиме работы турбокомпрессора двигателя.

На вход преобразователя сигналов 9 пульта поступают сигналы с датчика 2 температура Тт газов сопла и датчика 5 положения гидроцилиндров сопла. Преобразованный сигнал с выхода преобразователя сигналов 9 поступает на вход элемента сравнения 11, где он сравнивается с расчетным значением Fгф. На выходе элемента сравнения 11 формируется сигнал ΔF, по которому меняется настройка автомата 6 подачи топлива за счет изменения настроечного элемента 7.

Команда для изменения настройки автомата 6 подается (в ручном или автоматическом режиме) до тех пор, пока проходная площадь реактивного сопла не станет равной потребному значению Fгф (ΔF=0).

Изобретение может быть использовано для отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета, в том числе двухконтурного в условиях эксплуатации самолета, например на летном поле.

1. Способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой путем отладки расхода топлива в форсажную камеру, включающий измерение температуры газов, размеров проходного сечения реактивного сопла, отличающийся тем, что измеряют температуру газа за турбиной и размер проходного сечения реактивного сопла на бесфорсажном режиме работы двигателя, определяют по ним потребное значение площади реактивного сопла на форсажном режиме и отлаживают расход топлива в форсажную камеру воздействием на расход топлива в форсажную камеру до тех пор, пока проходная площадь сопла не сравняется с потребной, при этом потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле ,
где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфзад - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной, а форсажный и бесфорсажный режимы осуществляют при одинаковом режиме работы турбокомпрессора газотурбинного двигателя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при отладке двухконтурных газотурбинных двигателей потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле
где Tсм - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС) воздушной ударной волной, преимущественно ДВС, размещенных в подземных сооружениях, которые могут подвергаться интенсивному воздействию воздушной ударной волны в случае взрыва.

Изобретение относится к способу измерения профиля лопаток и радиального зазора в турбине работающего газотурбинного двигателя. .
Изобретение относится к области эксплуатации высокотехнологичного оборудования преимущественно роторного типа и может быть использовано для формирования систем управления эксплуатацией оборудования по его техническому состоянию.

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов двигателя и его элементов при работе и испытаниях и может найти применение в авиадвигателестроении и энергомашиностроении.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к диагностике судовых дизелей. .
Изобретение относится к способам диагностики технического состояния ДВС, в частности его цилиндропоршневой группы, и может быть использовано для предварительной экспресс-диагностики и предупредительного ремонта двигателя.

Изобретение относится к области измерительной техники, предназначено для диагностирования и прогнозирования двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при стендовых испытаниях.

Изобретение относится к устройствам вибрационного контроля и защиты роторных агрегатов, таких, например, как турбины. .

Изобретение относится к устройствам вибрационного контроля и защиты роторных агрегатов, таких, например, как турбины. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям и диагностированию топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области проектирования, испытаний и технической диагностики систем и механизмов двигателя внутреннего сгорания, в частности к способам определения значений составляющих суммарного момента механических потерь при прокручивании коленчатого вала в отсутствии подачи топлива в цилиндры двигателя, и может быть использовано при разработке устройств по тепловой подготовке двигателя внутреннего сгорания перед пуском в условиях низких температур окружающей среды, а также для диагностирования технического состояния его элементов в процессе сборки, обкатки и эксплуатации

Изобретение относится к регулированию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области авиационной техники, более конкретно к способу отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей по техническому состоянию, в частности к способам управления ресурсом авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области обеспечения надежной эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей, а именно - к методике диагностирования технического состояния конкретного авиационного двигателя и выдаче рекомендаций по устранению неисправностей

Изобретение относится к устройству распознавания перебоев зажигания двигателя для двигателя внутреннего сгорания (ДВС), транспортному средству, оборудованному таким устройством, и способу распознавания перебоев зажигания двигателя

Изобретение относится к системам регулирования частоты вращения двигателей внутреннего сгорания и одновременно может использоваться в системах диагностики этих двигателей

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)
Наверх