Авиагоризонт

Изобретение относится к авионике. Техническим результатом изобретения является уменьшение погрешности от параллакса, обеспечение отслеживания достоверных показаний при смещении пилота относительно информационного табло прибора. Авиагоризонт содержит подвижную шкалу и корпус. Подвижный элемент авиагоризонта имеет одну или две дополнительные шкалы, а корпус прибора имеет 1-4 окна напротив этих шкал. Дополнительные шкалы состоят из изображения стрелок, отображенных с возможностью менять свое положение относительно упомянутых окон при отклонении подвижного элемента авиагоризонта. Окно крена делается оранжевым, а стрелки крена делаются светло-зелеными. Окно тангажа делается прозрачным или светло-зеленым, а стрелки тангажа делаются оранжевыми или наоборот. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к авионике.

Известны авиагоризонты двух систем индикации: американская система, где символ самолета неподвижен, а отклоняется изображение земли, показывая ее истинное положение; и российская система, где отклоняется символ самолетика, показывая его положение относительно земли (см. патент СССР №1801202 или RU 2207514 C1).

Достоверно известно, что причиной нескольких авиакатастроф послужило неадекватное рефлекторное восприятие летчиками авиагоризонта американской системы. Но и восприятие авиагоризонта российской системы в критической стрессовой ситуации при часто имеющих место ложных ощущениях вестибулярного аппарата также затруднено вследствие необходимости анализа его показаний.

Данное изобретение устраняет недостатки обеих систем.

Для того чтобы исключить ошибку при быстром воприятии, подвижный элемент прибора имеет дополнительно одну или две шкалы, состоящие из изображений стрелок, а неподвижный корпус прибора имеет 1, 2, 3 или 4 окна напротив этих шкал. Окна крена имеют нарисованное положение на окне основной шкалы.

Кроме того, в процессе полета летчик испытывает перегрузки и вибрации от оборудования самолета. Поэтому в реальной практике полета возникают ситуации, когда пилот отклоняется относительно информационного табло авиагоризонта, что может послужить основанием для неправильной оценки показаний данного прибора - появляется погрешность от параллакса. Для того чтобы уменьшить указанную погрешность - обеспечить возможность пилоту отслеживать достоверные показания авиагоризонта при смещении пилота относительно информационного табло прибора, дополнительные шкалы авиагоризонта в виде стрелок выполнены с возможностью менять свое положение относительно окон при отклонении подвижной части прибора от исходной оси движения летательного аппарата.

При отклонении самолета по тангажу или по крену в окнах появляются стрелки, показывающие, куда отклонять рукоятку управления или штурвал /далее "штурвал"/. Таким образом действия летчика по выводу самолета в нормальное положение упрощаются - он сдвигает штурвал в направлении стрелок и ждет, пока они не покажут нейтральное положение.

Промежуток между дополнительными шкалами должен быть таким, чтобы при любых возможных положениях подвижного элемента прибора стрелки тангажа не попадали в окно крена.

Однако для уменьшения размеров прибора возможен следующий вариант. Окно крена делается оранжевым, а стрелки крена делаются светло-зелеными. Тогда через окно они будут выглядеть как темно-коричневые. Окно тангажа делается светло-зеленым, а стрелки оранжевыми, и через окно они также будут выглядеть темно-коричневыми. Впрочем, окно тангажа при этом может быть просто прозрачным. В любом случае при попадании оранжевых стрелок тангажа в оранжевое окно крена они будут не видны. Или цвета выбираются наоборот.

Возможен упрощенный вариант изобретения - наличие только одной дополнительной шкалы - шкалы крена, так как наиболее часто затруднено восприятие именно этого параметра. В этом случае достаточно одного окна. Тангаж при этом определяется как обычно - по основной шкале.

На прилагаемом чертеже изображен авиагоризонт, где 1 - основная шкала подвижной части прибора, 2 - дополнительная шкала крена, 3 - дополнительная шкала тангажа, 4 - окна в корпусе напротив этих шкал.

Работает данный авиагоризонт следующим образом: при отклонении подвижной части прибора шкалы 2 и 3 меняют свое положение относительно окон 4, и в окнах появляются стрелки, показывающие пилоту рекомендуемое движение штурвала.

При применении данного изобретения катастрофы из-за потери пространственной ориентации прекратятся.

1. Авиагоризонт, содержащий подвижную шкалу и корпус, при этом подвижный элемент авиагоризонта имеет одну или две дополнительные шкалы, а корпус прибора имеет 1-4 окна напротив этих шкал, отличающийся тем, что упомянутые дополнительные шкалы состоят из изображения стрелок, отображенных с возможностью менять свое положение относительно упомянутых окон при отклонении подвижного элемента авиагоризонта.

2. Авиагоризонт по п.1, отличающийся тем, что окно крена делается оранжевым, а стрелки крена делаются светло-зелеными, а окно тангажа делается прозрачным или светло-зеленым, а стрелки тангажа делаются оранжевыми или наоборот.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области определения азимута заданного направления и может быть использовано в геодезии, навигации, топографии, системах прицеливания и наведения.

Изобретение относится к навигационной технике. .

Изобретение относится к области технической физики и может быть использовано для построения горизонтальной географической системы координат преимущественно на наземных подвижных объектах.

Изобретение относится к области гироскопической техники, предназначено для стабилизации средств обнаружения цели и средств вооружения и для систем навигации подвижных объектов.

Изобретение относится к точному приборостроению, преимущественно гироскопическому, и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств аналитического типа.

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в любых навигационных системах, содержащих датчики первичной навигационной информации. .

Изобретение относится к авионике и может быть использовано в авиагоризонтах
Наверх