Устройство управления механизацией компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно счетно-решающее устройство выполнено в виде пространственного кулачка, первый вход которого соединен с датчиком давления воздуха на входе в компрессор, второй - с гидроцилиндром привода лопаток ВНА, а выход - с устройством сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика давления воздуха за компрессором. Технический результат изобретения заключается в том, что повышается качество работы устройства управления и за счет этого повышается надежность работы ГТД и безопасность ЛА. 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известно устройство для управления положением лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) компрессора, содержащее задатчик положения лопаток ВНА, подключенный к датчикам частоты вращения турбокомпрессора (n тк) и температуры наружного воздуха (Тн) и к первому входу сумматора, второй вход которого подключен к выходу измерителя положения лопаток ВНА, выход сумматора подключен к сервоклапану, выход которого управляет сервоприводом положения лопаток ВНА, Шевяков А.А. Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1976 г., с.123-124.

Однако известное устройство не позволяет без существенного усложнения процесса регулирования и ужесточения требований к точности датчиков внутридвигательных параметров обеспечить необходимое качество регулирования.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является устройство для управления механизацией компрессора ГТД, содержащее датчик давления воздуха на входе в компрессор, датчик давления воздуха на выходе из компрессора, счетно-решающее устройство, устройство сравнения, выход которого соединен с золотником управления гидроцилиндром привода лопаток ВНА. Датчики давления подключены к счетно-решающему устройству. Счетно-решающее устройство подключено к первому входу устройства сравнения. Ко второму входу устройства сравнения кинематически подключен гидроцилиндр привода лопаток ВНА. Счетно-решающее устройство выполнено в виде сильфона с рычажной системой, патент Франции №2236106, кл. F15С 3/04, F02С 9/14, 1973 г.

Недостатком этого устройства является следующее.

1. Относительно низкая надежность сильфона в эксплуатации.

2. Рычажно-множительный механизм, использованный в устройстве, подвержен резонансным явлениям в рабочем диапазоне частот работающего двигателя.

3. Отсутствие возможности учета в характеристике α вна = f (π к) расслоения π к по высоте полета летательного аппарата (ЛА).

Все это снижает надежность работы двигателя и, как следствие, безопасность ЛА.

Целью изобретения является повышение надежности работы ГТД и безопасности ЛА за счет повышения качества работы устройства управления.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве управления механизацией компрессора ГТД, содержащем датчик давления воздуха на входе в компрессор, датчик давления воздуха на выходе из компрессора, счетно-решающее устройство, устройство сравнения, выход которого соединен с золотником управления гидроцилиндром привода лопаток ВНА, дополнительно счетно-решающее устройство выполнено в виде пространственного кулачка, первый вход которого соединен с датчиком давления воздуха на входе в компрессор, второй - с гидроцилиндром привода лопаток ВНА, а выход - с устройством сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика давления воздуха за компрессором.

На чертеже изображена схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит последовательно соединенные датчик 1 давления (Рвх.) воздуха на входе в компрессор, пространственный кулачок 2, устройство 3 сравнения, золотник 4 управления, гидроцилиндр 5 привода лопаток ВНА, второй вход пространственного кулачка 2 соединен с гидроцилиндром 5, второй вход устройства 3 сравнения соединен с выходом датчика 6 давления (Рк) воздуха за компрессором.

Устройство работает следующим образом.

По величине Рвх. с датчика 1 на кулачке 2 формируется заданное расчетное значение давления Рк расч. воздуха за компрессором для существующего в данный момент положения лопаток ВНА (учет положения ВНА осуществляется за счет связи кулачка 2 с гидроцилиндром 5). Примеры выполнения таких кулачков приведены в техническом обзоре ЦИАМ «Структурные схемы систем и законы регулирования подачи топлива при запуске и разгоне ГТД», №23, 1975 г., с.9, 20, 21.

В сумматоре 3 величина Рк расч. сравнивается с измеренным с помощью датчика 6 давлением Рк. Величина рассогласования поступает в виде управляющего воздействия на золотник управления 4, который обеспечивает поддержание требуемого положения лопаток ВНА с помощью гидроцилиндра 5.

Использование в устройстве пространственного кулачка 2 устраняет недостатки прототипа, обусловленные использованием в качестве счетно-решающего устройства сильфонно-рычажного механизма. Прямое использование величины Рвх. при управлении ВНА позволяет учесть расслоение характеристики π к по высоте полета, что необходимо делать при управлении ВНА по π к в системах управления силовыми установками современных самолетов Ан-140, Ту-204, Ту-214, Ил-96-300, Ил-96-400.

Таким образом, повышается качество работы устройства управления и за счет этого повышается надежность работы ГТД и безопасность ЛА.

Устройство для управления механизацией компрессора ГТД, содержащее датчик давления воздуха на входе в компрессор, датчик давления воздуха на выходе из компрессора, счетно-решающее устройство, устройство сравнения, выход которого соединен с золотником управления гидроцилиндром привода лопаток ВНА, отличающееся тем, что дополнительно счетно-решающее устройство выполнено в виде пространственного кулачка, первый вход которого соединен с датчиком давления воздуха на входе в компрессор, второй - с гидроцилиндром привода лопаток ВНА, а выход - с устройством сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика давления воздуха за компрессором.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к газотурбинным установкам для механического привода или для привода электрогенератора, выполненного на базе конвертированного авиационного двигателя.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности обслуживания летательных аппаратов, и может быть использовано для контроля и диагностики авиационных двигателей.

Изобретение относится к способам диагностики помпажа и может быть использовано в области газотурбинного двигателестроения в системах автоматизированного управления авиационными газотурбинными двигателями для выявления и предупреждения помпажа компрессора.

Изобретение относится к способу управления компрессорной станцией с по крайней мере двумя отдельно подключаемыми и/или отключаемыми компрессорными агрегатами (i=1, , N), с множеством устройств для изменения эффективной мощности компрессорных агрегатов и управляющим устройством для этого.

Изобретение относится к области выявления и предотвращения помпажа компрессора в газотурбинных двигателях (ГТД) и может быть применено в системах управления авиационными ГТД.

Изобретение относится к управлению силовыми установками летательных аппаратов, преимущественно в автоматическом режиме. .

Изобретение относится к области выявления и предотвращения помпажа компрессора в газотурбинных двигателях (ГТД) и может быть применено в системах управления авиационными ГТД.

Изобретение относится к области выявления и предотвращения помпажа компрессора в газотурбинных двигателях (ГТД) и может быть применено в системах управления авиационными ГТД.

Изобретение относится к газотурбинным установкам на базе конвертируемых авиационных двигателей для привода электрогенератора или для механического привода

Изобретение относится к турбореактивным двигателям (ТРД) и газотурбинным двигателям (ГТД), а также газовым осевым компрессорам и паровым турбинам

Изобретение относится к вентиляторным установкам регулируемой производительности, может быть использовано в системах транспортировки газа и в энергетических установках, где требуется охлаждение воздухом прокачиваемой через теплообменник рабочей среды для поддержания ее заданной температуры, и позволяет использовать один преобразователь частоты (ПЧ) для питания группы двигателей, при этом их количество в группе будет изменяться в зависимости от потребляемой мощности работающих вентиляторов, необходимой для охлаждения рабочей среды

Изобретение относится к поточному каналу для компрессора, который расположен концентрично вокруг проходящей в осевом направлении оси машины и для направления в осевом направлении основного потока ограничен круглой в поперечном сечении ограничительной стенкой, при этом ограничительная стенка имеет множество распределенных по окружности проходов обратного потока, через которые ответвляемый из основного потока в месте отбора частичный поток направляется обратно в основной поток в лежащем по потоку выше места отбора месте ввода, и который содержит расположенные лучевидно в поточном канале перья лопаток лопаточного венца, при этом вершины перьев лопаток лежат противоположно ограничительной стенке с образованием зазора, при этом перья рабочих лопаток установлены с возможностью движения в заданном направлении вращения вдоль окружности ограничительной стенки, или ограничительная стенка установлена с возможностью движения в заданном направлении вращения относительно перьев направляющих лопаток лопаточного венца

Изобретение относится к области обеспечения надежности защиты компрессора газотурбинного двигателя при неустойчивой работе на режиме запуска

Изобретение относится к вентиляторным установкам с двухступенчатыми осевыми вентиляторами и может найти применение, в частности, на главных и вспомогательных вентиляторных установках шахт, рудников и других объектах вентиляции

Изобретение относится к испытаниям авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может найти применение в авиационной промышленности
Наверх