Водомет для подвесного лодочного мотора

Изобретение относится к судовым движителям, а именно к водометным движителям моторных лодок. Водомет для подвесного лодочного мотора содержит корпус 1 с горизонтальным водоводом 2 для прохождения воды и с газовыми каналами 3 для прохождения отработанных газов мотора. Установленные в корпусе вертикальный 4 и горизонтальный 5 валы, кинематически связанные между собой при помощи шестеренчатой передачи 6; импеллер 7, установленный на свободном конце вала 5; водозаборный патрубок 8, расположенный в нижней части корпуса 1; верхний торец 9, предназначенный для соединения водомета с нижней частью дейдвуда мотора. Водомет содержит помпу 10, предназначенную для нагнетания воды системы охлаждения мотора, и механизм включения передачи 11 с тягой 12. Импеллер 7 содержит четыре лопасти 13, закрепленные на ступице 14, в которой выполнены осевые каналы 15, соединяющиеся в газовыми каналами 3 и предназначенные для выхода отработанных газов мотора. Каждая лопасть 13 выполнена с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края 16 к ее заднему срезу 17. Обеспечивается стабильность и надежность водометного движителя при его работе вблизи поверхности воды. 3 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к судовым движителям, конкретно к движителям с реактивной водяной струей, создаваемой с помощью насосов вращающегося типа, а именно к водометным движителям моторных лодок.

Уровень техники

Известен водометный движитель, содержащий водовод, установленное на валу рабочее колесо, расположенное внутри водовода, плоскость выходного среза которого совпадает с плоскостью выходящих кромок лопастей рабочего колеса, и кронштейн, при этом форма сечений лопастей выполнена клиновой с острой входящей кромкой, а у выходящей кромки каждой лопасти со стороны ее нагнетающей поверхности образован ступенчатый выступ высотой, не превышающей 0,05 длины хорды сечения лопасти рабочего колеса (Патент RU №2096258 С1, М. кл. В63Н 11/0, опубликовано 1997.11.20).

Признаки известного водометного движителя, совпадающие с признаками заявленного технического решения, заключаются в наличии водовода, установленного на валу рабочего колеса, расположенного внутри водовода, при этом форма сечений лопастей выполнена клиновой с острой входящей кромкой.

Причина, препятствующая получению в известном водометном движителе требуемого технического результата, заключается в том, что конструкция известного водометного движителя не позволяет применить его для подвесных лодочных моторов.

Известен водомет для подвесного лодочного мотора, являющийся наиболее близким к заявленной полезной модели (прототип). Известный водомет содержит «улитку», имеющую специально спрофилированный и рассчитанный выход назад, обеспечивающий нужное поджатие струи. К центральной части «улитки» снизу прикреплен водозаборник, оборудованный съемными пластинами защитной решетки и направляющий воду в насос. Водомет содержит также ротор-шнек, который выполнен из алюминия или нержавеющей стали, имеет коническую форму и жестко закреплен на вертикальном валу, который вставляется непосредственно в выходное гнездо коленчатого вала двигателя, заменяя собой штатный вертикальный приводной вал подвесного мотора. Опирается этот вал на специальный подшипниковый узел, имеющий сальниковые уплотнения и смазываемый консистентной водостойкой смазкой через пресс-масленки (см. статью «Подвесные водометные моторы сегодня» в журнале «Катера и яхты», №2 (200) март-апрель 2006 г., стр.140, средний и правый столбцы).

Признаки, являющиеся общими для известного и заявленного технических решений, заключаются в наличии корпуса и водозаборника.

Причина, препятствующая получению в известном техническом решении требуемого технического результата, заключается в наличии «улитки», имеющей специально спрофилированный и рассчитанный выход назад, обеспечивающий нужное поджатие струи, что создает условия для возникновения кавитации.

Сущность изобретения

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в обеспечении стабильности и надежности водометного движителя моторной лодки при его работе вблизи поверхности воды.

Технический результат, опосредствующий решение указанной задачи, заключается в создании условий гарантированного (при всех условиях эксплуатации лодки) попадания воздуха к лопастям рабочего колеса и возникновения на них воздушных каверн, смыкающихся с атмосферным воздухом.

Достигается технический результат тем, что водомет для подвесного лодочного мотора содержит корпус с горизонтальным водоводом, предназначенным для формирования реактивного водяного потока, и газовыми каналами, предназначенными для прохождения отработанных газов подвесного лодочного мотора, установленные в корпусе вертикальный и горизонтальный валы, кинематически соединенные друг с другом, и импеллер, установленный на выходе водовода на свободном конце горизонтального вала, при этом корпус снабжен водозаборным патрубком, расположенным в нижней части корпуса и гидравлически связанным с водоводом, и верхним торцом, предназначенным для соединения водомета с нижней частью дейдвуда подвесного лодочного мотора, а импеллер имеет лопасти, закрепленные на ступице, в которой выполнены радиальные каналы, связанные с газовыми каналами водомета для отвода отработанных газов мотора через ступицу импеллера, а каждая лопасть импеллера выполнена с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края к ее заднему срезу.

Новые признаки заявленного технического решения заключаются в наличии в корпусе водомета газовых каналов, в наличии импеллера, в ступице которого выполнены радиальные каналы, связанные с газовыми каналами водомета для отвода отработанных газов мотора через ступицу импеллера, а также в выполнении каждой лопасти импеллера с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края к ее заднему срезу.

Перечень фигур чертежей

На фиг.1 схематично показан общий вид водомета, на фиг.2 - отдельно в плане импеллер водомета, на фиг.3 - вид А-А на фиг.2.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения

Водомет для подвесного лодочного мотора содержит (фиг.1) корпус 1 с горизонтальным водоводом 2 для прохождения воды и с газовыми каналами 3 для прохождения отработанных газов мотора (двигателя внутреннего сгорания); установленные в корпусе вертикальный 4 и горизонтальный 5 валы, кинематически связанные между собой при помощи шестеренчатой передачи 6; импеллер 7, установленный на свободном (правом на фиг.1) конце вала 5; водозаборный патрубок 8, расположенный в нижней части корпуса 1; верхний торец 9, предназначенный для соединения водомета с нижней частью дейдвуда мотора. Водомет также содержит помпу 10, предназначенную для нагнетания воды системы охлаждения мотора, и механизм включения передачи 11 с тягой 12, предназначенные для включения и выключения передачи вращения от вала мотора на вал 4 водомета.

Импеллер 7 содержит (фиг.2) четыре лопасти 13, закрепленные на ступице 14, в которой выполнены осевые каналы 15, соединяющиеся в газовыми каналами 3 и предназначенные для выхода отработанных газов мотора. При этом каждая лопасть 13 выполнена с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края 16 к ее заднему срезу 17, т.е. в виде клина в поперечном сечении А-А (фиг.3).

Работа водомета заключается в следующем.

При включении передачи при помощи тяги 12 и механизма 11 вращение от вала подвесного мотора посредством вертикального вала 4, шестеренчатой передачи 6 и горизонтального вала 5 передается на импеллер 7. Последний, вращаясь, затягивает через водозаборный патрубок 8 воду из реки, которая поступает по водоводу 2 в направлении импеллера 7 и на выход водовода, создавая необходимую реактивную силу. При этом благодаря клинообразному профилю лопастей импеллера 7 непрерывный поток воды, протекающей по водоводу 2, разбивается на четыре отдельных потока, каждый из которых при этом поджимается «клином» соответствующей лопасти, благодаря чему создается так называемый эффект сопла, повышающий реактивную тягу водомета. Одновременно отработанные газы подвесного мотора проходят по каналам 3 корпуса 1 и через каналы 15 в ступице 14 импеллера 7 выходят вместе с водой из водовода 2, дополнительно разбивая каждый отдельный поток на более мелкие потоки. Этим обеспечивается гарантированное смыкание возникающих на лопастях 13 воздушных каверн с атмосферным воздухом и предотвращение тем самым разрушающей импеллер кавитации.

Водомет для подвесного лодочного мотора, содержащий корпус с горизонтальным водоводом, предназначенным для формирования реактивного водяного потока, и газовыми каналами, предназначенными для прохождения отработанных газов подвесного лодочного мотора, установленные в корпусе вертикальный и горизонтальный валы, кинематически соединенные друг с другом, и импеллер, установленный на выходе водовода на свободном конце горизонтального вала, при этом корпус снабжен водозаборным патрубком, расположенным в нижней части корпуса и гидравлически связанным с водоводом, и верхним торцем, предназначенным для соединения водомета с нижней частью дейдвуда подвесного лодочного мотора, а импеллер имеет лопасти, закрепленные на ступице, в которой выполнены радиальные каналы, связанные с газовыми каналами водомета для отвода отработанных газов мотора через ступицу импеллера, а каждая лопасть импеллера выполнена с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края к ее заднему срезу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается создания водометных движителей. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания надводных судов с турбореактивными двигателями (ТРД). .

Изобретение относится к судостроению и авиации и касается создания реактивных движителей, работающих с использованием продуктов сгорания. .
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в строительстве новых и модернизации существующих морских и речных судов для получения упора движителя за счет реактивной тяги.

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции авианосца. .

Изобретение относится к судостроению , а именно к гидрореактивным движителям для судна. .

Изобретение относится к судостроению , а именно к прямоточным гидрореактивным судовым двигателям. .

Изобретение относится к судостроению, а именно - к судовым гидрореактивным движителям. .

Изобретение относится к судостроению и может использоваться в энергетике, в насосостроении и в системах отопления. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания реактивных паровых движителей и рулевых устройств. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к движетелям судов и других плавсредств сравнительно небольшого водоизмещения. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к движетелям судов и других плавсредств сравнительно небольшого водоизмещения. .
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для создания водометов, например водометных судовых движителей. .
Судно // 2072160

Изобретение относится к судостроению, а именно к водореактивным движителям, и может быть использовано в качестве привода для судов различного назначения, а также в качестве двигателя-насоса для циркуляционных контуров.

Изобретение относится к судостроению , а именно к водометным движителям. .

Изобретение относится к судостроению , а именно к газоводометному движителю судна. .

Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания. .
Наверх