Узел подшипниковый с термокомпенсационной мембраной
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам роликов для ленточных конвейеров, работающих на горно-металлургических предприятиях. Узел подшипниковый состоит из корпуса, подшипника и лабиринтного уплотнения. При этом между корпусом и подшипником расположена термокомпенсационная мембрана из материала с повышенным коэффициентом теплового расширения. Технический результат - увеличение срока службы за счет ограничения "дыхания" узла. 2 ил.
Это изобретение относится к машиностроению. Узел подшипниковый применяется при проектировании роликов для ленточных конвейеров, работающих на горно-металлургических предприятиях. Атмосфера шахт и рудников отличаются большой влажностью и запыленностью. Это заставляет конструкторов уделять особое внимание защите подшипника от пыли и влаги. Создание лабиринта и защитного кожуха обеспечивает неплохую защиту подшипникового узла. Узел подшипниковый состоит из корпуса (1), подшипника (2), лабиринтного уплотнения (3), стального кольца (4). (фиг.1). Но эта сложная конструкция не обеспечивает полной герметизации подшипника от шахтной атмосферы. Проблема заключается в "дыхании" подшипника. Так как коэффициент теплового расширения воздуха больше, чем стали, при включении конвейера подшипниковый узел нагревается, и часть воздуха выходит из него. А когда конвейер останавливают, подшипниковый узел охлаждается и засасывает влажный шахтный воздух с пылью через лабиринтное уплотнение. Из-за этого в подшипниковом узле накапливается вода и пыль, впоследствии вызывает заклинивание подшипника. Устранение этого процесса продлит срок службы ролика. Ограничить дыхание подшипникового узла можно, установив компенсатор температурного расширения воздуха. То есть при работе конвейера подшипниковый узел нагревается и его внутренний объем увеличивается на величину расширения воздуха (6). Для достижения этого результата достаточно вставить мембрану (5) между подшипником и корпусом из материала с повышенным коэффициентом температурного расширения, например из алюминия или пластмассы. При работе подшипниковый узел нагревается, мембрана деформируется, увеличивая внутренний объем подшипникового узла (6) (фиг.2). Дополнительный объем равен объему, на который расширился воздух. В задней стенке корпуса находится отверстие для циркуляции воздуха.
Узел подшипниковый, состоящий из корпуса, подшипника, лабиринтного уплотнения, отличающийся тем, что между корпусом и подшипником расположена термокомпенсационная мембрана.