Рычажный прямолинейно направляющий механизм ноги транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Рычажный прямолинейно-направляющий механизм ноги шагающего транспортного средства состоит из задающего механизма и дополнительной двухзвенной кинематической цепи, шарнирно соединенной с задающим механизмом. Задающий механизм установлен на корпусе транспортного средства и состоит из кривошипа, шатуна и коромысла. Дополнительная двухзвенная кинематическая цепь состоит из качалки, шарнирно установленной на корпусе, и двуплечего рычага, на конце которого смонтирована опора. В кинематическую цепь задающего механизма между шатуном 2 и коромыслом 3 вставлен дополнительный шатун 4, шарнирно соединенный с шатуном 2 и коромыслом 3. На оси шарнира, соединяющего кривошип 1 и шатун 2, размещено зубчатое колесо 9 внешнего зацепления, жестко скрепленное с кривошипом 1. На оси шарнира, соединяющего основной 2 и дополнительный 4 шатуны, установлено зубчатое колесо 10 внутреннего зацепления, жестко скрепленное с дополнительным шатуном 4. Зубчатые колеса входят в зацепление с передаточным отношением 1:2. Двуплечий рычаг 7 дополнительной двухзвенной кинематической цепи своим концом, противоположным опоре 8, шарнирно соединен с продолжением шатуна 2 задающего механизма, а своей средней частью шарнирно присоединен к качалке 6 указанной дополнительной двухзвенной кинематической цепи. Достигается снижение непроизвольных затрат энергии за счет уменьшения паразитного подъема корпуса. 1 з.п. ф-лы. 1 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в промышленности, специализирующейся на выпуске машин для подъемно-транспортных и земляных работ, включая машины сельскохозяйственного назначения.

Известны шагающие движители транспортных средств, в основу которых положены разнообразные конструкции рычажных механизмов (см. Авторские свидетельства СССР №354138, №878641).

Каждое из известных технических решений позволяет обеспечить и замкнутость траектории движения его выходного звена - ноги или лыжи и определенную прямолинейность рабочего участка этой траектории. Однако для практических целей реально может быть использован только движитель, участок рабочей траектории которого будет обеспечен достаточно высокой точностью прямолинейности, иметь плавный вход на рабочую траекторию и выход с нее, будет укладываться в 180° угла поворота ведущего кривошипа, и иметь достаточное превышение верхней траектории движения выходного звена - ноги над нижней рабочей, что для известных шагающих движителей в той или иной степени оказались задачей практически недостижимой.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по техническому решению является устройство по патенту RU №1519099. Механизм шагающего движителя по патенту RU №1519099 содержит задающий механизм, состоящий из кривошипа 1, шатуна 2 и коромысла 3, и дополнительной двухзвенной группы, состоящей из двуплечего рычага 5, шарнирно присоединенного к концу шатуна 2, и дополнительного коромысла-качалки 7. На противоположном конце двуплечего рычага 5 смонтирована опора 6. Однако в этом механизме движителя, также как и в других аналогичных устройствах, имеет место невысокая точность воспроизведения прямой линии на опорном участке траектории, и недостаточная длительность опорной фазы. Это приводит к тому, что в процессе ходьбы и особенно в момент смены опор происходит паразитный подъем корпуса и совершаются непроизводительные затраты энергии.

В предлагаемом изобретении все эти проблемы разрешены.

Это достигнуто тем, что рычажный прямолинейно направляющий механизм ноги шагающего транспортного средства, состоящий из задающего механизма, содержащего шарнирно соединенные кривошип, шатун и коромысло, и из дополнительной двухзвенной кинематической цепи, состоящей из качалки и двуплечего рычага, на конце которого смонтирована опора, преобразован таким образом, что в кинематическую цепь задающего механизма между шатуном и коромыслом вставлено еще одно звено - дополнительный шатун, шарнирно соединенный с шатуном и коромыслом, причем на оси шарнира, соединяющего кривошип и шатун, размещено зубчатое колесо внешнего зацепления, жестко скрепленное с кривошипом, а на оси шарнира, соединяющего основной и дополнительный шатуны, установлено зубчатое колесо внутреннего зацепления, жестко скрепленное с дополнительным шатуном, при этом указанные зубчатые колеса входят в зацепление с передаточным отношением 1:2, а двуплечий рычаг дополнительной двухзвенной кинематической цепи своим концом, противоположным опоре, шарнирно соединен с продолжением шатуна задающего механизма, а своей средней частью шарнирно присоединен к коромыслу, установленному на корпусе транспортного средства.

На чертеже показана кинематическая схема механизма ноги шагающего транспортного средства.

Рычажный прямолинейно направляющий механизм ноги шагающего транспортного средства состоит из задающего механизма и дополнительной двухзвенной кинематической цепи. Задающий механизм содержит кривошип 1, шатун 2, коромысло 3 и дополнительный шатун 4, шарнирно соединенный с коромыслом 3 и шатуном 2. Кривошип 1 и коромысло 3 задающего механизма шарнирно установлены на корпусе 5 транспортного средства. Дополнительная двухзвенная кинематическая цепь содержит качалку 6, шарнирно установленную на корпусе 5 транспортного средства и двуплечий рычаг 7, на конце которого смонтирована опора 8, при этом средняя его часть рычага 7 шарнирно соединена с качалкой 6, а другой конец рычага 7 шарнирно соединен с продолжением шатуна 2 задающего механизма. На оси шарнира В, соединяющего кривошип 1 и шатун 2, шарнирно размещено зубчатое колесо 9 внешнего зацепления, жестко скрепленное с кривошипом 7, а на оси шарнира Q, соединяющего шатун 2 и дополнительный шатун 4, шарнирно установлено зубчатое колесо 10 внутреннего зацепления, жестко скрепленное с дополнительным шатуном 4, при этом указанные зубчатые колеса 9 и 10 входят в зацепление с передаточным соотношением 1:2.

Механизм работает следующим образом. При вращении кривошипа 1 задающего механизма вместе с ним движется и жестко скрепленное с ним зубчатое колесо 9. Входящее в зацепление с колесом 9 зубчатое колесо 10 внутреннего зацепления обеспечивает сложное движение дополнительному шатуну 4, жестко скрепленному с колесом 10. Движение дополнительного шатуна 4 ограничено коромыслом 3, шарнирно соединенным с дополнительным шатуном 4. В результате шатун 2 получает сложное движение, и точка С, лежащая на продолжении шатуна 2, движется по серповидной лункообразной замкнутой траектории, которая с помощью дополнительной двухзвенной кинематической цепи из двуплечего рычага 7 и качалки 6 преобразуется в траекторию 11 опоры 8, имеющую внешний прямолинейный участок. Надлежащим выбором параметров - длин звеньев и координат опор можно обеспечить значительную точность воспроизведения прямой линии опорной частью траектории 11.

Например, параметры механизма, приведенные ниже, обеспечивают относительную точность воспроизведения прямолинейной опорной части траектории 11 опоры 8 ноги лучше, чем 0,05% (Отклонение от прямой линии длиной 1 метр около 0,5 мм).

Размеры механизма приведены из расчета длины воспроизводимой прямолинейной части траектории, равной 1,07 метра. Положение неподвижных вращательных опор отсчитываются от положения опоры О кривошипа ОВ. Иными словами, точка О выбрана в качестве начала прямоугольной системы координат.

Тогда

Положение опоры А:хА=-86,5 мм, уА=-442,4 мм.

Положение опоры F:xF=-181,8 мм, yF=-859,5 мм.

Длины звеньев:

длина кривошипа 1 ОВ=213,4 мм;

длина шатуна 2 BQ=110 мм;

длина коромысла 3 AD=300 мм;

длина дополнительного шатуна 4 QD=462,9 мм;

длина качалки 6 KF=498,7 мм;

длина нижней части двуплечего рычага KG=1159 мм;

длина верхней части двуплечего рычага КС=673,9 мм;

величина удлинения шатуна 2 QC=163,7 мм.

Двуплечий рычаг 7 (CKG) и шатун 2 с удлиненной частью (BQC) не прямолинейны. Угол излома двуплечего рычага 7 составляет 32°, а угол излома шатуна 2 с удлиненной частью составляет 8°.

В процессе начальной сборки зубчатых колес 9 и 10 угол между дополнительным шатуном 4 и шатуном 2 составляет 20°10'.

Механизм с указанными параметрами при повороте кривошипа на 180° обеспечивает длину прямолинейной опорной части траектории около 1,07 м на высоте (OG) примерно 1,82 м с отклонением ее от прямой линии 0,5 мм, что дает относительную точность около 0,05%.

1. Рычажный прямолинейно направляющий механизм ноги шагающего транспортного средства, состоящий из задающего механизма, установленного на корпусе транспортного средства, состоящего из шарнирно соединенных кривошипа, шатуна и коромысла, и из дополнительной двухзвенной кинематической цепи, шарнирно соединенной с задающим механизмом, состоящей из качалки, шарнирно установленной на корпусе, и двуплечего рычага, на конце которого смонтирована опора, отличающийся тем, что в кинематическую цепь задающего механизма между шатуном 2 и коромыслом 3 вставлено звено - дополнительный шатун 4, шарнирно соединенный с шатуном 2 и коромыслом 3, причем на оси шарнира, соединяющего кривошип 1 и шатун 2, размещено зубчатое колесо 9 внешнего зацепления, жестко скрепленное с кривошипом 1, а на оси шарнира, соединяющего основной 2 и дополнительный 4 шатуны, установлено зубчатое колесо 10 внутреннего зацепления, жестко скрепленное с дополнительным шатуном 4, при этом указанные зубчатые колеса входят в зацепление с передаточным отношением 1:2, а двуплечий рычаг 7 дополнительной двухзвенной кинематической цепи своим концом, противоположным опоре 8, шарнирно соединен с продолжением шатуна 2 задающего механизма, а своей средней частью шарнирно присоединен к качалке 6 указанной дополнительной двухзвенной кинематической цепи.

2. Рычажный механизм по п.1, отличающийся тем, что, с целью достижения наилучшей точности воспроизведения прямой линии опорной части траектории (0,05%), он выполнен со следующими размерами звеньев:
длина кривошипа 1 - ОВ=213,4 мм;
длина шатуна 2 - BQ=110 мм;
длина коромысла 3 - AD=300 мм;
длина дополнительного шатуна 4 - QD=462,9 мм;
длина качалки 6 - KF=498,7 мм;
длина нижней части двуплечего рычага KG=1159 мм;
длина верхней части двуплечего рычага КС=673,9 мм;
величина удлинения шатуна 2 - QC=163,7 мм;
положение опоры А: хА=-86,5 мм, уА=-442,4 мм;
положение опоры F: xF=-181,8 мм, yF=-859,5 мм;
угол излома двуплечего рычага 7 составляет 32°, а угол излома шатуна 2 составляет 8°, в процессе начальной сборки зубчатых колес 9 и 10 угол между дополнительным шатуном 4 и шатуном 2 составляет 20°10'.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к плавуче-шагающим транспортным устройствам, способным передвигаться по дну под водой и вне водной среды. .

Изобретение относится к области транспорта, а именно к шагающим средствам передвижения, касается конструкции их шагающих механизмов, и может найти применение (в качестве шагающего модуля) в шагающих машинах.

Изобретение относится к транспортным средствам с колесами, имеющими увеличенную силу сцепления с поверхностью дороги. .

Изобретение относится к области транспортной техники и может использоваться в транспортных и землеройных машинах, предназначенных для передвижения по пересеченной местности.

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости. .

Изобретение относится к транспортному средству высокой проходимости с шагающими звеньями. .

Изобретение относится к транспортной технике. .

Изобретение относится к автомобилям высокой проходимости. .

Изобретение относится к автомобилям высокой проходимости. .

Изобретение относится к области транспорта, а именно к шагающим средствам передвижения

Изобретение относится к транспортным устройствам и может быть применено в шагающей инвалидной коляске

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к самодвижущимся подъемно-транспортным средствам, способным передвигаться по крутой и отвесной поверхности

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к транспортному машиностроению, может быть использовано в колесных транспортных средствах (ТС) и предназначено для получения поступательного движения в различных устройствах для перемещения пассажиров и грузов

Изобретение относится к автомобилям высокой проходимости

Изобретение относится к механическим движителям, предназначенным для преобразования энергии вращательного движения в энергию поступательного движения

Изобретение относится к области защиты окружающей среды и предназначено для очистки болот от разлитой нефти и нефтепродуктов

Изобретение относится к мобильному роботу с магнитным взаимодействием

Изобретение относится к области транспортных средств
Наверх