Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования



Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования
Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования
Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования
Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования

 


Владельцы патента RU 2427860:

Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (RU)

Изобретение относится к области морской сейсморазведки, а именно к устройствам, предназначенным для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покрытием. Для повышения эффективности эксплуатации комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащего судно, имеющее корпус с палубой, днищем и кормовой оконечностью, имеющей кормовой транец, сейсмические лебедки, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников, расположенные в корпусе судна между палубой и днищем узкие длинные полые пространства для стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса судна ниже нижней кромки плавающих льдов, имеющие с двух сторон концы, одни из которых расположенные на кормовом транце кормовой оконечности ниже ватерлинии и сообщенные с забортной водой, другие из которых расположенные в корпусе судна, узкие длинные полые пространства расположены в кормовой оконечности корпуса судна и выполнены в виде трубных каналов для каждой сейсмографной косы и каждой линии сейсмических пневмоисточников. Концы трубных каналов, расположенные в корпусе судна, установлены выше ватерлинии. Расположенные на кормовом транце концы трубных каналов установлены на разных уровнях по высоте последнего. Комплекс снабжен ролами, выполненными с приводами, для направления сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников в трубные каналы. На палубе судна выполнены клюзы для размещения концов установленных в кормовой оконечности корпуса судна трубных каналов. Концы трубных каналов снабжены раструбами. Сейсмические лебедки с сейсмооборудованием установлены на палубе судна. Технический результат заключается в обеспечении эксплуатационной надежности сейсмооборудования, упрощении и компактности комплекса и в значительном снижение затрат на переоборудование судна под комплекс для сейсморазведки при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области морской сейсморазведки, а именно к устройствам и комплексам, предназначенным для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покровом.

Известно устройство для буксировки сейсмографией косы в морях с ледовым покровом, содержащее судно-буксир с сейсмической лебедкой, кабель ввода, сейсмографную косу, концевое тело и защитную буксируемую линию, охватывающую кабель ввода и состоящую из профилированных обтекателей, размещенных с зазором на грузонесущем тросе между жестко закрепленными на нем опорными муфтами (см. авт. св. СССР № 1744660 на изобретение «Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом». МПК (5) G01V 1/38. Заявлено 30.05.90, опубликовано 30.06.92, бюл. № 24. Заявители - НИИ морской геофизики ПО «Союзморгео» и Ленинградский кораблестроительный институт).

Известное устройство достаточно громоздко. Кроме того, не обеспечивает надежную защиту сейсмографной косы на акваториях с ледовьм покровом, так как вход защитной буксируемой линии происходит с кормы прямо в воду на уровне ватерлинии, что не исключает соприкосновения защитной буксируемой линии с плавающим льдом, а следовательно, возможны ее повреждения.

Кроме того, не предусмотрена защита от столкновения со льдом линии сейсмических пневмоисточников при их постановке на акваториях с ледовым покровом.

Вследствие этого, данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.

Известен комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографной косы и линии сейсмических пневмоисточников, защитные кожухи, каждый их которых выполнен в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором сейсмографную косу и линию сейсмических пневмоисточников, нижний край которого в рабочем положении расположен ниже нижней кромки плавающих льдов и снабженного направляющими для возможности перемещения в шахте, выполненной в центральной части корпуса судна в днище в области трюма по ширине от правого борта до левого борта и по высоте выше ватерлинии (см. патент РФ № 2317572 на изобретение «Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования». МПК (2006.01) G01V 1/38. Заявлено 19.05.2006, опубликовано 20.02.2008. Патентообладатель - ОАО «Мурманское морское пароходство»).

Известный комплекс позволяет осуществлять сейсморазведку на акваториях с ледовым покровом. Однако он конструктивно сложен, громоздок, требует больших затрат на переоборудование судна под комплекс для сейсморазведки.

В виду постановки сейсмического оборудования в морскую акваторию через шахту, расположенную в центральной части корпуса судна, всегда имеется риск во время сейсмической разведки попадания сейсмографной косы и линии сейсмических пневмоисточников под работающий гребной винт, что неизменно приведет к выходу из строя дорогостоящего сейсмического оборудования.

Вследствие этого, данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.

Анализ отобранной в процессе поиска информации позволил выявить наиболее близкий комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, сейсмические лебедки с сейсмооборудованием, туннель, выполненный в корпусе судна между днищем и палубой вдоль каждого борта и расположенный параллельно диаметральной плоскости судна ниже ватерлинии, сообщенный с забортной водой, шахты, установленные в трюме судна со стороны каждого борта, верхний край которых выше ватерлинии, и сообщенные с туннелями с образованием единых пространств, выполненных с возможностью их обслуживания и обеспечения стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса ниже нижней кромки плавающих льдов, транспортные дорожки, проложенные в туннелях, и установленные в последних подвижные платформы (см. патент РФ №65250 на полезную модель «Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования», заявлено 29.03.2007, опубликовано 27.07.2007. МПК (2006.01) G01V 1/38. Патентообладатель - ОАО «Мурманское морское пароходство» - прототип).

Известный комплекс позволяет осуществлять сейсморазведку на акваториях с ледовым покровом. Однако он конструктивно сложен, громоздок, требует больших затрат на переоборудование судна под комплекс для сейсморазведки. Кроме того, недостаточно надежен в виду большого количества движущихся частей комплекса.

Вследствие этого данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.

Таким образом, известные устройства для буксировки сейсмооборудования, используемые для проведения морской сейсморазведки на акваториях с ледовым покровом, характеризуются недостаточно высокой эффективностью их эксплуатации.

Заявляемое в качестве изобретения техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования позволяет достичь нового технического результата - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения эксплуатационной надежности сейсмооборудования, упрощения и компактности комплекса и снижения затрат на переоборудование судна под комплекс для сейсморазведки при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.

Следующая совокупность существенных признаков характеризует сущность предлагаемого в качестве изобретения технического решения и способствует достижению нового технического результата.

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с палубой, днищем и кормовой оконечностью, имеющей кормовой транец, сейсмические лебедки, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников, расположенные в корпусе судна между палубой и днищем узкие длинные полые пространства для стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса судна ниже нижней кромки плавающих льдов, имеющие с двух сторон концы, одни из которых расположенные на кормовом транце кормовой оконечности ниже ватерлинии и сообщенные с забортной водой, другие из которых расположенные в корпусе судна, отличающийся тем, что узкие длинные полые пространства расположены в кормовой оконечности корпуса судна и выполнены в виде трубных каналов для каждой сейсмографной косы и каждой линии сейсмических пневмоисточников, концы трубных каналов, расположенные в корпусе судна, установлены выше ватерлинии, другие концы, расположенные на кормовом транце, установлены на разных уровнях по высоте последнего.

Достижению технического результата способствует и то, что он снабжен ролами, выполненными с приводами, для направления сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников в трубные каналы.

Для достижения технического результата на палубе судна выполнены клюзы для размещения концов установленных в кормовой оконечности корпуса судна трубных каналов.

Результат достигается тем, что концы трубных каналов снабжены раструбами.

Для достижения результата сейсмические лебедки с сейсмооборудованием установлены на палубе судна.

Итак, анализ выявленной информации о существующем уровне техники в области морской сейсморазведки и сущность предложенного изобретения показали, что предлагаемое в качестве изобретения техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования отвечает критерию патентоспособности «новизна».

Расположение в корпусе судна между палубой и днищем узких длинных полых пространств для стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса судна ниже нижней кромки плавающих льдов, имеющих с двух сторон концы, одни из которых расположенные на кормовом транце кормовой оконечности ниже ватерлинии и сообщенные с забортной водой, другие из которых расположенные в корпусе судна, позволяет осуществлять постановку забортного сейсмооборудования через указанные узкие длинные полые пространства на морских акваториях с ледовым покровом, минуя столкновения сейсмооборудования со льдом.

Расположение узких длинных полых пространств в кормовой оконечности корпуса судна и выполнение их в виде трубных каналов для каждой сейсмографной косы и каждой линии сейсмических пневмоисточников, позволяет существенным образом упростить конструкцию и минимизировать затраты на переоборудование судна под комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования.

Кроме того, стравливание сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников происходит раздельно друг от друга через свой трубный канал, что препятствует их перепутыванию.

Установление концов трубных каналов, расположенных в корпусе судна, выше ватерлинии, а других концов, расположенных на кормовом транце кормовой оконечности и сообщенных с забортной водой, - ниже ватерлинии, позволяет достаточно просто, методом самодвижения стравить сейсмооборудование за борт ниже нижней кромки плавающих на поверхности акватории льдов, обеспечивая тем самым также надежную защиту сейсмооборудования от столкновения со льдом как при стравливании, так и во время сейсморазведки.

Установление концов трубных каналов, расположенных на кормовом транце, на разных уровнях по высоте последнего позволяет максимально минимизировать использование пространства кормовой оконечности корпуса судна под сейсмооборудование, упростить конструкцию и обеспечить компактность комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования.

Это совместно с другими признаками способствует достижению технического результата.

Снабжение комплекса ролами, выполненными с приводами, для направления сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников обеспечивает направление каждой косы и каждой линии в свой трубный канал и облегчает процесс стравливания сейсмооборудования в морскую акваторию за счет вращательного движения ролов, создающего тянущее и толкающее усилия.

Кроме того, это исключает возможное перепутывание кос и линий при стравливании сейсмооборудования в морскую акваторию.

Выполнение на палубе судна клюзов для размещения концов установленных в кормовой оконечности корпуса судна трубных каналов обеспечивает надежность крепления указанных концов на палубе судна.

Снабжение концов трубных каналов раструбами обеспечивает надежность, прочность и безопасность конструкции комплекса за счет предотвращения разрушительного столкновения сейсмооборудования с острыми краями трубных каналов, а также обслуживающего персонала.

Установление сейсмических лебедок с сейсмооборудованием на палубе судна позволяет упростить конструкцию и минимизировать затраты на переоборудование судна под комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования.

Таким образом, предлагаемая совокупность существенных признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

В ходе проведенного заявителем поиска информации в области морской сейсморазведки и судостроения обнаружены отдельные отличительные признаки заявленного изобретения: наличие сквозных прорезей, выполненных в корпусе судна со стороны бортов между днищем и палубой параллельно диаметральной плоскости судна (см., например, авт. св. СССР № 783114 на изобретение «Кормовая оконечность судна технического флота», МПК В63В 35/02), наличие туннелей, выполненных вдоль бортов судна параллельно диаметральной плоскости (см. патент РФ № 65250 на полезную модель «Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования»).

Однако форма выполнения, функциональные взаимосвязи иные, кроме того, совокупность существенных признаков предлагаемого изобретения, способствующая достижению нового технического результата, и ее влияние на последний не обнаружена из существующего уровня техники.

Именно совокупность существенных отличительных признаков позволяет получить новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения эксплуатационной надежности сейсмооборудования, упрощения и компактности комплекса и снижения затрат на переоборудование судна под комплекс для сейсморазведки при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.

Следовательно, предлагаемое изобретение обладает таким критерием патентоспособности как «изобретательский уровень».

Предлагаемое изобретение поясняется с помощью чертежей, где

на фиг.1 изображен комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, вид сбоку;

фиг.2 - то же, вид сверху;

фиг.3 - то же, вид на корму;

фиг.4 - то же, вид А с фиг.1.

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования (см. фиг.1, 2, 4) содержит судно 1, имеющее корпус с палубой 2, днищем 3 и кормовой оконечностью 4, имеющей кормовой транец 5, и сейсмические лебедки 6 для сейсмографных кос 7, лебедки 8 для линий 9 сейсмических пневмоисточников.

Сейсмооборудование представляет собой сейсмографные косы 7, линии 9 сейсмических пневмоисточников (источников звуковых волн), а также необходимое периферийное оборудование (регуляторы глубины погружения, средства поддержания плавучести сейсмографных кос, устройства для поддержания расстояния между косами). Это стандартное сейсмооборудование, например сейсмические косы SEAL длиной по 6000 м каждая фирмы SERCEL (Франция), линии пневмоисточников BOLT фирмы Bolt Technology Corporation (США).

В кормовой оконечности 4 корпуса судна 1 между днищем 3 и палубой 2 расположены узкие длинные полые пространства для стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса судна 1 ниже нижней кромки плавающих льдов 10 (см. фиг.1, 4).

Узкие длинные полые пространства выполнены в виде трубных каналов 11 для сейсмографных кос 7 и трубных каналов 13 для линий 9 сейсмических пневмоисточников.

Концы 12 трубных каналов 11 для кос 7 и концы 14 трубных каналов 13 для линий 9 пневмоисточников расположены в кормовой оконечности 4 корпуса судна 1 выше ватерлинии 15.

Трубные каналы 11 и 13 выполнены из судостроительной стали, внутри футерованы фторопластом для предотвращения повреждения и уменьшения трения сейсмооборудования в процессе стравливания.

На палубе 2 судна 1 выполнены клюзы 16 для размещения концов 12 установленных в кормовой оконечности 4 корпуса судна 1 трубных каналов 11.

Аналогично на нижней палубе 17 судна 1 выполнены клюзы 18 для размещения концов 14 установленных в кормовой оконечности 4 корпуса судна 1 трубных каналов 13 для линий 9 сейсмических пневмоисточников.

Концы 19 (см. фиг.3, 4) каналов 11 и концы 20 каналов 13, расположенные на кормовом транце 5, установлены ниже ватерлинии 15, сообщены с забортной водой и на разных уровнях по высоте кормового транца 5.

Все концы 12, 14, 19 и 20 трубных каналов 11 и 13 снабжены раструбами (не показаны), что обеспечивает надежность, прочность и безопасность конструкции комплекса за счет предотвращения разрушительного взаимодействия сейсмооборудования с острыми краями трубных каналов 11 и 13.

Комплекс снабжен ролами 21 (см. фиг.1, 2, 4) для сейсмографных кос 7 и ролами 22 для линий 9 сейсмических пневмоисточников. Ролы 21 и 22 снабжены приводами (не показаны), которые позволяют приводить их во вращательное движение.

Ролы 21 и 22 направляют сейсмооборудование в трубные каналы 11 и 13 и облегчают процесс стравливания сейсмооборудования в воду под лед за счет вращательного движения, создающего тянущее и толкающее усилия.

Сейсмокосы 7 выполнены с концевыми телами 23, необходимыми для предотвращения спутывания кос 7 во время проведения сейсморазведки.

В положении по-походному сейсмооборудование, косы 7 и линии 9, намотаны на соответствующие сейсмические лебедки 6 и 8. Лебедки установлены на палубе 2.

Предлагаемая полезная модель работает следующим образом.

Изготовленные в заводских условиях трубные каналы 11 и 13 устанавливают в кормовой оконечности 4 между палубами 2, 17 и днищем 3 судна 1, которое выбрано в качестве судна для проведения сейсморазведки.

На палубе 2 судна 1 выполняют клюзы 16 для размещения концов 12 установленных в корпусе судна 1 трубных каналов 11.

Аналогично на нижней палубе 17 судна 1 выполняют клюзы 18 для размещения концов 14, установленных в корпусе судна 1 трубных каналов 13 для линий 9 сейсмических пневмоисточников.

Такая установка требует незначительных затрат на переоборудование судна под комплекс для сейсморазведки при эксплуатации на акваториях с ледовьм покровом.

Устанавливают сейсмические лебедки 6 и 8 и осуществляют все необходимые технологические подготовительные операции для проведения сейсмической разведки.

Постановку сейсмооборудования, сейсмографных кос 7 и линий 9 сейсмических пневмоисточников, в морскую акваторию осуществляют его стравливанием соответственно с сейсмических лебедок 6, 8 через приводимые во вращательное движение приводами ролы 21, 22 и трубные каналы 11, 13.

Размещение трубных каналов 11, 13 в кормовой оконечности 4 корпуса судна 1 обеспечивает компактность и простоту комплекса в обслуживании, незначительные затраты на переоборудование судна под комплекс.

Расположение концов 12 трубных каналов 11 для кос 7 и концов 14 трубных каналов 13 для линий 9 пневмоисточников в кормовой оконечности 4 корпуса судна 1 выше ватерлинии 15, а концов 19 каналов 11 и концов 20 каналов 13, расположенных на кормовом транце 5 и сообщенных с забортной водой, ниже ватерлинии 15, позволяет опускать сейсмооборудование в море ниже нижней кромки плавающих льдов 10 непосредственно из корпуса судна 1 и разместить его на глубине 6-7 метров ниже поверхности моря. Это позволяет исключить столкновения сейсмооборудования с плавающими льдами 10.

После стравливания сейсмооборудования, сейсмографных кос 7 и линий 9 сейсмических пневмоисточников концевые участки последних располагаются в трубных каналах 11, 13, также избегая возможности повреждения льдом в процессе сейсмической разведки.

Затем осуществляют сейсмическую съемку в море с ледовым покровом, обеспечивая при этом высокую надежность всего сейсмооборудования от повреждений.

После завершения сейсмической съемки сейсмографные косы 7 и линии 9 пневмоисточников через трубные каналы 11, 13 выбирают на палубу 2 и наматывают на сейсмические лебедки 6, 8. Поднимают также оборудование на сейсмографных косах 7 и пневмоизлучатели на линиях 9.

Таким образом, в результате применения заявляемого комплекса достигается новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения эксплуатационной надежности сейсмооборудования, упрощения и компактности комплекса и снижения затрат на переоборудование судна под комплекс для сейсморазведки при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.

Следовательно, предлагаемая полезная модель соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».

В Мурманском морском пароходстве разработано технико-экономическое обоснование переоборудования сухогрузного судна ледового плавания типа «Иван Папанин» под научно-исследовательское судно (нис) для проведения сейсмической разведки. Предпроектное технико-экономическое обоснование подтвердило высокие технико-экономические показатели работы судна в качестве нис для сейсмической разведки нефти и газа на шельфе северных морей в ледовых условиях.

1. Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с палубой, днищем и кормовой оконечностью, имеющей кормовой транец, сейсмические лебедки, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников, расположенные в корпусе судна между палубой и днищем узкие длинные полые пространства для стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса судна ниже нижней кромки плавающих льдов, имеющие с двух сторон концы, одни из которых расположены на кормовом транце кормовой оконечности ниже ватерлинии и сообщены с забортной водой, другие расположены в корпусе судна, отличающийся тем, что узкие длинные полые пространства расположены в кормовой оконечности корпуса судна и выполнены в виде трубных каналов для каждой сейсмографной косы и каждой линии сейсмических пневмоисточников, концы трубных каналов, расположенные в корпусе судна, установлены выше ватерлинии, другие концы, расположенные на кормовом транце, установлены на разных уровнях по высоте последнего.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он снабжен ролами, выполненными с приводами, для направления сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников в трубные каналы.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что на палубе судна выполнены клюзы для размещения концов установленных в кормовой оконечности корпуса судна трубных каналов.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что концы трубных каналов снабжены раструбами.

5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что сейсмические лебедки с сейсмооборудованием установлены на палубе судна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морской сейсморазведки, а именно к устройствам, предназначенным для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покрытием.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при поиске месторождения полезных ископаемых (МПИС): углеводородов: нефть, газ и газогидраты; различного вида конкреций и т.д.

Изобретение относится к области сейсмологии и может быть использовано для определения предвестников сильных землетрясений и цунамигенности этих землетрясений. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения скорости течения и направления жидкости в электропроводящих средах, преимущественно в морской воде.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при сейсмической разведке на акваториях, покрытых льдом. .

Изобретение относится к области сейсмологии и может быть использовано для определения предвестников сильных землетрясений и цунами. .

Изобретение относится к области сейсмологии и может быть использовано для определения предвестников сильных землетрясений и цунами. .

Изобретение относится к области геофизики и гидроакустики и может быть использовано для изучения структуры донных отложений в шельфовой зоне мирового океана, а также для изучения особенностей распространения звука в придонном слое мелкого моря.

Изобретение относится к области сейсмологии и может быть использовано для определения предвестника сильных землетрясений и цунами. .

Изобретение относится к способам пространственной интерполяции восстановления рельефа морского дна при дискретных измерениях глубин посредством эхолокаторов и может быть использовано при выполнении метеорологических интерполяций, включая анализ ветровых полей, анализ радиологического и химического загрязнения, топографические интерполяции и другие, как при исследовании океана, так и при решении прикладных задач, обусловленных необходимостью картирования морского дна в обеспечение изыскательских и проектных работ на морских акваториях

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано для прогнозирования катастрофических явлений преимущественно на акваториях морей и океанов
Изобретение относится к геофизике и может быть использовано для контроля сейсмических процессов в процессе поиска и разведки нефтяных и газовых подводных месторождений

Изобретение относится к области сейсморазведки и может быть использовано для изучения геологического строения среды с целью обнаружения месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при организации мер безопасности объектов прибрежного базирования, располагаемых в сейсмически активных районах океана

Изобретение относится к области сейсмических исследований

Изобретение относится к области геофизики и невзрывной сейсморазведочной техники и может быть использовано для поиска полезных ископаемых, в частности на нефть и газ

Изобретение относится к донным устройствам для сейсмических наблюдений в акваториях морей и океанов

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при проведении морских сейсморазведочных работ
Наверх