Испытательное устройство для проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу электродвигателя в воздушном судне

Изобретение относится к испытательным устройствам, в частности к проверке сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу двигателя триммируемого горизонтального стабилизатора воздушного судна. Испытательное устройство содержит, по меньшей мере, одно контрольное реле (52, 54) для соединения с гнездом реле системы управления полетом при проверке сигнальных линий системы управления полетом и, по меньшей мере, один индикатор (60, 70, 80, 90), который электрически соединен с, по меньшей мере, одним контрольным реле (52, 54) для указания, является ли напряжение, приложенное к контрольному реле (52, 54), большим, чем предварительно определенное напряжение, или равным ему. Способ согласно изобретению включает операции, на которых соединяют, по меньшей мере, одно контрольное реле (52, 54) испытательного устройства (1) вместо рабочего реле с гнездом реле системы управления полетом, прикладывают напряжение к, по меньшей мере, одному контрольному реле (52, 54) и определяют, является ли напряжение, приложенное к, по меньшей мере, одному контрольному реле (52, 54), большим, чем предварительно установленное напряжение, или равным ему. Технический результат заключается в снижении трудоемкости проведения контрольных испытаний. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к испытательному устройству, к его применению и к способу проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу двигателя триммируемого горизонтального стабилизатора (trimmable horizontal stabilizer, THS) воздушного судна.

Уровень техники

Двигатель, ответственный за приведение в действие триммируемого горизонтального стабилизатора (THS) на борту воздушного судна, не должен запускаться при определенных обстоятельствах, даже несмотря, например, на подачу пилотом в кабине воздушного судна управляющего сигнала, который в иных условиях вызвал бы запуск двигателя THS. Такие особые обстоятельства включают летные ситуации, при которых запуск двигателя THS оказал бы негативное или даже катастрофическое влияние на безопасность полета воздушного судна.

Двигателем THS обычно управляет радиоэлектронный блок или система управления полетом, которая содержит два реле (реле 51СЕ и реле 52СЕ), и в зависимости от напряжения (обычно 28 В), приложенного к управляющим контактам (контакты обмотки) каждого из двух реле, запуск двигателя THS блокируется даже в том случае, когда управляющие сигналы передаются, например, из кабины воздушного судна через радиоэлектронный блок на оба реле. Таким образом, в зависимости от напряжения, приложенного к управляющим контактам двух реле, двигатель THS не может быть запущен независимо от любых других управляющих сигналов, присутствующих в радиоэлектронном блоке.

Безопасность полета всегда была и остается фактором первостепенного значения. Поэтому приходится часто проводить техническое обслуживание и контрольные испытания воздушных судов. Одно из таких испытаний включает тестирование электронной управляющей инфраструктуры системы управления полетом, которая обеспечивает управление двигателем THS. Цель таких проверок заключается, в частности, в том, чтобы определить наличие определенного напряжения на управляющих контактах двух реле, содержащихся в радиоэлектронном блоке, который обеспечивает управление двигателем THS. Таким образом, в случае успешного завершения указанных испытаний можно гарантировать, что запуск двигателя THS будет заблокирован в ситуациях, когда он мог бы оказать негативное воздействие на безопасность полета.

Во время наземных испытаний воздушного судна для моделирования предварительно определенных летных ситуаций в электронной системе управления полетом и для двойного контроля функционирования компонентов системы управления полетом в соответствии с техническими условиями используют так называемую систему ESAO (Environmentally Sustainable Airport Operation, экологически сбалансированная эксплуатация аэропорта). Система ESAO генерирует управляющие сигналы, которые затем передаются по токопроводам системы управления полетом на двигатель THS. На основе моделирующих сигналов, которые вырабатывает система ESAO, проверяют правильность обработки моделирующих сигналов системой управления полетом и их преобразование в соответствующие управляющие сигналы для приложения соответствующих напряжений, например, к двум реле 51СЕ и 52СЕ, ответственным за управление двигателем THS.

В частности, для полетных ситуаций, которые требуют блокирования запуска двигателя THS, система ESAO генерирует моделирующие сигналы, вследствие поступления которых к реле 51СЕ и реле 52СЕ прикладывается напряжение для того, чтобы гарантировать невозможность запуска двигателя THS независимо от каких-либо иных управляющих сигналов, которые могут быть генерированы на борту воздушного судна.

До настоящего времени напряжение, прикладываемое к реле 51СЕ и 52СЕ (28 Вольт), приходилось измерять вручную. Для этой цели первый оператор при помощи системы ESAO моделировал различные полетные ситуации, а второй оператор, общающийся с первым оператором при помощи системы радиосвязи, должен был находиться в непосредственной близости к реле 51СЕ и 52СЕ, чтобы убедиться в том, что в зависимости от смоделированных полетных ситуаций напряжение, приложенное к двум реле 51СЕ и 52СЕ, находится в пределах определенного диапазона. Поэтому такие контрольные испытания были достаточно трудоемкими и дорогостоящими.

Раскрытие изобретения

Таким образом, задачей настоящего изобретения является обеспечение испытательного устройства, которое значительно упрощает проведение наземных испытаний воздушного судна, в частности наземных испытаний, в ходе которых осуществляется тестирование управляющих логических схем, которые управляют двигателем THS.

Эта и другие задачи решены при помощи испытательного устройства для проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу двигателя триммируемого горизонтального стабилизатора (trimmable horizontal stabilizer, THS) воздушного судна, причем система управления полетом содержит по меньшей мере одно реле, установленное в соответствующее гнездо реле. Испытательное устройство содержит, по меньшей мере, одно контрольное реле, предназначенное для соединения с гнездом реле при проверке сигнальных линий системы управления полетом, и, по меньшей мере, один индикатор, электрически соединенный с, по меньшей мере, одним контрольным реле для того, чтобы указывать, является ли напряжение, приложенное к, по меньшей мере, одному контрольному реле, большим, чем предварительно установленное напряжение, или равным ему.

При помощи испытательного устройства согласно изобретению наземные испытания воздушного судна, в частности испытания, связанные с управлением двигателем THS, может проводить только один оператор. Оператор может запускать систему ESAO для подачи моделирующих сигналов на реле, содержащихся в системе управления двигателем THS, и в то же время проводить тестирование системы управления двигателем THS. Для этой цели оператор вынимает два рабочих реле (51СЕ и 52СЕ) из соответствующих гнезд реле и вставляет в эти гнезда заглушки, которые электрически соединены с контрольными реле испытательного устройства. Таким образом, проводятся испытания не самих рабочих реле, а компонентов и управляющих логических схем, установленных перед указанными двумя рабочими реле. Индикатор испытательного устройства незамедлительно показывает оператору, приложено ли соответствующее напряжение к управляющим контактам контрольного реле. Таким образом, оператор может проверить, будет ли рабочее реле прерывать протекание тока к двигателю THS в тех полетных ситуациях, когда запуск двигателя THS должен быть заблокирован.

Испытательное устройство согласно изобретению предпочтительно содержит первый индикатор и второй индикатор, при этом первый индикатор показывает, является ли напряжение, приложенное к контрольному реле, большим, чем предварительно установленное напряжение, или равным ему, а второй индикатор показывает, является ли это напряжение меньшим, чем предварительно установленное напряжение. Таким образом, в зависимости от активности первого или второго индикатора оператор незамедлительно узнает, будет ли напряжение, приложенное к рабочему реле, достаточным для блокирования запуска двигателя THS.

В другом предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения испытательное устройство содержит первое контрольное реле и второе контрольное реле. При этом первое контрольное реле и второе контрольное реле электрически соединены со своими собственными первым и вторым индикаторами, т.е. первое контрольное реле соединено с первым и вторым индикаторами, и второе контрольное реле электрически соединено с первым и вторым индикаторами. Таким образом, для каждого контрольного реле предусмотрено по два индикатора для того, чтобы показывать, приложено ли правильное напряжение к каждому из контрольных реле, и является ли приложенное напряжение большим, чем предварительно установленное напряжение, или равным ему.

Каждый индикатор испытательного устройства для гнезд реле согласно настоящему изобретению предпочтительно выдает визуальный сигнал. Согласно предпочтительному варианту осуществления настоящего изобретения каждый индикатор представляет собой светоизлучающий диод. Для того чтобы различать отказ и положительный результат наземного испытания логических схем, которые управляют двигателем THS, светоизлучающие диоды излучают свет различного цвета. При этом оператор может сразу установить, соответствуют ли компоненты радиоэлектронного блока, установленные перед рабочим реле, требованиям технических условий.

Испытательное устройство согласно изобретению предпочтительно содержит заглушку контрольного реле, которую устанавливают в гнездо реле системы управления полетом, подлежащей испытанию. Таким образом, рабочие реле 51СЕ и 52СЕ можно легко заменить, установив две заглушки контрольных реле в соответствующие гнезда реле, при этом испытательное устройство сразу же покажет, обеспечивает ли напряжение, приложенное к контрольным реле, блокирование запуска двигателя THS в предварительно определенных летных ситуациях.

Предварительно установленное напряжение, которое должно быть приложено к управляющим контактам гнезд реле для блокирования запуска двигателя THS в определенных летных ситуациях, предпочтительно составляет 28 Вольт.

Другим аспектом изобретения является применение вышеописанного испытательного устройства для проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу двигателя триммируемого горизонтального стабилизатора (trimmable horizontal stabilizer, THS) воздушного судна.

Еще одним аспектом изобретения является способ проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу двигателя триммируемого горизонтального стабилизатора воздушного судна, при этом указанная система управления полетом содержит, по меньшей мере, одно реле, установленное в соответствующем гнезде реле. Способ согласно изобретению включает операции, на которых соединяют, по меньшей мере, одно контрольное реле испытательного устройства вместо, по меньшей мере, одного реле системы управления полетом с гнездом реле системы управления полетом, прикладывают напряжение к указанному, по меньшей мере, одному контрольному реле и определяют, является ли напряжение, приложенное к указанному контрольному реле, большим, чем предварительно установленное напряжение, или равным ему.

Для приложения напряжения, по меньшей мере, к одному контрольному реле предпочтительно используют систему ESAO.

Согласно предпочтительному варианту осуществления способ включает операцию, на которой одновременно определяют, являются ли напряжения, приложенные к двум контрольным реле, которые установлены в два соответствующих соединенных последовательно гнезда реле системы управления полетом, равными или большими, чем предварительно заданное напряжение.

Другие характеристики и достоинства изобретения являются очевидными из приведенного далее подробного описания предпочтительного варианта осуществления изобретения со ссылками на прилагаемые чертежи.

Краткое описание чертежей

Фиг.1 - схематический вид в перспективе испытательного устройства с гнездами реле согласно настоящему изобретению.

Фиг.2 - принципиальная электрическая схема испытательного устройства с гнездами реле, показанного на Фиг.1.

Осуществление изобретения

На Фиг.1 показан предпочтительный вариант осуществления испытательного устройства согласно изобретению. Испытательное устройство 1 особенно пригодно для проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу двигателя триммируемого горизонтального стабилизатора (THS) воздушного судна. Более конкретно, испытательное устройство 1 согласно изобретению особенно пригодно для использования с целью проверки компонентов, сигнальных линий, терминалов и т.п. системы управления полетом, расположенных перед двигателем THS, во время наземных испытаний воздушного судна при использовании системы ESAO, которая способна моделировать различные полетные ситуации.

Испытательное устройство 1 содержит две заглушки 10, 20, которые вставляют в соответствующие гнезда реле (не показаны), заменяя тем самым рабочие реле, в частности 51СЕ и 52СЕ, радиоэлектронного блока. Заглушки 10, 20 соединены с корпусом 50 испытательного устройства при помощи кабеля 30. Кабель 30 может иметь любую длину, в частности длину 10 метров, для того, чтобы увеличить степень свободы пользования испытательным устройством.

Как можно видеть на Фиг.1, в корпусе 50 установлены индикаторы, в частности светоизлучающие диоды 60, 70, 80, 90. В предпочтительном варианте осуществления светоизлучающие диоды 60, 80 и светоизлучающие диоды 70, 90 имеют излучение различных цветов, в частности красного и зеленого. Во время работы испытательного устройства 1 светоизлучающие диоды 60, 80 и светоизлучающие диоды 70, 90 указывают, является ли напряжение, приложенное к сигнальным линиям системы управления полетом, равным предварительно установленному напряжению. Если это напряжение равно предварительно установленному напряжению, светоизлучающие диоды 60, 80 будут активными, в то время как светоизлучающие диоды 70, 90 будут активными, если напряжение меньше, чем предварительно установленное напряжение.

На Фиг.2 представлена принципиальная схема электрических соединений испытательного устройства 1 с Фиг.1. Одинаковыми ссылочными номерами обозначены идентичные или аналогичные компоненты испытательного устройства, показанного на Фиг.1.

В корпусе 50 испытательного устройства установлены два контрольных реле 52, 54, каждое из которых электрически соединено токопроводами с заглушками 10, 20. Х1, Х2 означают управляющие контакты (контакты обмотки) контрольных реле 52, 54, а А2, A3 - контакты якоря контрольных реле 52, 54. Кроме того, светоизлучающие диоды 60, 70 и 80, 90 соединены с соответствующими токопроводами, проходящими между заглушками 10, 20 и контрольными реле 52, 54. В частности, светоизлучающие диоды 60, 80 соединяются с соответствующими токопроводами управляющих контактов Х1 и Х2, в то время как светоизлучающие диоды 70, 90 соединяются с токопроводами контактов А2 и A3 якоря контрольных реле 52, 54.

Если заглушки 10, 20 вставлены в соответствующие гнезда реле радиоэлектронного блока и напряжение, приложенное системой ESAO через радиоэлектронный блок к контактам Х1, Х2 (Х2 - заземленный контакт), равно или больше, чем предварительно установленное напряжение, светоизлучающие диоды 60, 80 будут активными. Иными словами, светоизлучающие диоды 60, 80 будут излучать свет в том случае, если напряжение, приложенное к контактам Х1 и Х2, равно или больше 28 В. В этой ситуации светоизлучающие диоды 70, 90 будут неактивными, поскольку контакты А2, A3 не замкнуты контрольными реле 52, 54. Однако, если напряжение, приложенное к контактам Х1 и Х2, меньше 28 В, контрольные реле замкнут контакты А2, A3 якоря, поэтому светоизлучающие диоды 70, 90 будут активными, в то время как светоизлучающие диоды 60, 80 - неактивными.

Сущность изобретения заключается в том, чтобы обеспечить технический персонал, обслуживающий воздушные суда, простым и удобным способом проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей, например, работу двигателя THS воздушного судна. Для этой цели рабочие реле (51СЕ и 52СЕ) вынимают из соответствующих гнезд реле и вместо них устанавливают заглушки 10, 20 испытательного устройства согласно настоящему изобретению. После запуска системы ESAO, которая моделирует различные полетные ситуации, необходимо определить, является ли напряжение, приложенное во время этого испытания к сигнальным линиям системы управления полетом и, следовательно, к управляющим контактам Х1 и Х2 контрольных реле 52, 54, равным предварительно установленному напряжению 28 В. Это напряжение соответствует напряжению, которое прикладывается к управляющим контактам рабочих реле 51СЕ и 52СЕ во время эксплуатации воздушного судна и которое блокирует запуск двигателя THS в предварительно определенных летных ситуациях. Таким образом, вместо проверки самих рабочих реле 51СЕ и 52СЕ испытательное устройство согласно изобретению позволяет проверять компоненты, сигнальные линии, терминалы и т.п. радиоэлектронного блока, расположенного перед двигателем THS, для того, чтобы определить, будет ли к управляющим контактам рабочих реле 51СЕ и 52СЕ во время эксплуатации воздушного судна приложено соответствующее напряжение, которое блокирует запуск двигателя THS в предварительно установленных полетных ситуациях. Вследствие этого безопасность полета значительно увеличивается.

При использовании испытательного устройства согласно изобретению один оператор сможет обеспечить запуск системы ESAO и проведение необходимых наземных испытаний радиоэлектронного блока, ответственного за управление двигателем THS.

1. Испытательное устройство (1) для проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу двигателя триммируемого горизонтального стабилизатора воздушного судна, причем указанная система управления полетом содержит, по меньшей мере, одно реле, установленное в соответствующее гнездо реле; содержащее: по меньшей мере, одно контрольное реле (52, 54) для соединения с гнездом реле при проверке сигнальных линий системы управления полетом, по меньшей мере, один индикатор (60, 70, 80, 90), электрически соединенный, по меньшей мере, с одним контрольным реле (52, 54) для указания того, является ли напряжение, приложенное, по меньшей мере, к одному контрольному реле (52, 54), большим, чем предварительно установленное напряжение, или равным ему.

2. Испытательное устройство по п.1, отличающееся тем, что, по меньшей мере, один индикатор содержит первый индикатор (60, 80) и второй индикатор (70, 90), при этом первый индикатор (60, 80) предназначен для указания того, является ли напряжение, приложенное, по меньшей мере, к одному контрольному реле (52, 54), большим, чем предварительно установленное напряжение, или равным ему, а второй индикатор (70, 90) предназначен для указания того, является ли напряжение меньшим, чем предварительно установленное напряжение.

3. Испытательное устройство по п.2, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одно контрольное реле содержит первое контрольное реле (52) и второе контрольное реле (54) для соединения с соответствующими гнездами реле системы управления полетом при проверке сигнальных линий системы управления полетом, при этом первое контрольное реле (52) и второе контрольное реле (64) электрически соединены с первым индикатором (60, 80) и вторым индикатором (70, 90) соответственно.

4. Испытательное устройство по п.3, отличающееся тем, что каждый из первых индикаторов (60, 80) электрически соединен с управляющими контактами (X1, Х2) первого (52) и второго (54) контрольных реле соответственно, при этом каждый из вторых индикаторов (70, 90) электрически соединен с контактом (А2, A3) якоря первого (52) и второго (54) контрольных реле соответственно.

5. Испытательное устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый индикатор (60, 70, 80, 90) выполнен с возможностью подачи визуального сигнала.

6. Испытательное устройство по п.2, отличающееся тем, что каждый индикатор представляет собой светоизлучающий диод, при этом первый (60, 80) и второй (70, 90) светоизлучающие диоды излучают свет различного цвета.

7. Испытательное устройство по п.1, отличающееся тем, что каждое контрольное реле (52, 54) соединено с заглушкой (10, 20) контрольного реле, устанавливаемой в соответствующее гнездо реле тестируемой системы управления полетом.

8. Испытательное устройство по п.1, отличающееся тем, что предварительно установленное напряжение составляет 28 В.

9. Применение испытательного устройства (1) по одному из предшествующих пунктов для проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу двигателя триммируемого горизонтального стабилизатора воздушного судна.

10. Способ проверки сигнальных линий системы управления полетом, контролирующей работу двигателя триммируемого горизонтального стабилизатора воздушного судна; причем система управления полетом содержит, по меньшей мере, одно реле, установленное в соответствующее гнездо реле; включающий следующие операции: соединяют, по меньшей мере, одно контрольное реле (52, 54) испытательного устройства (1) по одному из пп.1-8, вместо реле системы управления полетом, с гнездом реле системы управления полетом, прикладывают напряжение, по меньшей мере, к одному контрольному реле (52, 54), определяют, является ли напряжение, приложенное, по меньшей мере, к одному контрольному реле (52, 54), большим, чем предварительно определенное напряжение, или равным ему.

11. Способ по п.10, отличающийся тем, что система экологически сбалансированной эксплуатации аэропорта инициирует приложение напряжения по меньшей мере к одному контрольному реле (52, 54).

12. Способ по п.10 или 11, отличающийся тем, что включает операцию, на которой одновременно определяют, являются ли напряжения, приложенные к двум контрольным реле (52, 54), которые соединены с двумя соответствующими соединенными последовательно гнездами реле системы управления полетом, большими, чем предварительно установленное напряжение, или равными ему.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается способов и устройств для осуществления постоянного (текущего) контроля параметров вращающихся машин, в частности турбогенераторов.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения составляющих внутреннего сопротивления химических источников тока (ХИТ). .

Изобретение относится к эксплуатации трехфазных асинхронных электродвигателей электроприводов с изменяющейся нагрузкой. .

Изобретение относится к диагностике функциональности судовой электроэнергетической системы. .

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам защиты линий электропередачи (ЛЭП), основанным на дистанционном принципе. .

Изобретение относится к наземным электрическим испытаниям, преимущественно космических аппаратов (КА). .

Изобретение относится к релейной защите электрических систем и позволяет ввести новый класс защит - высокочастотные дистанционные защиты по токам нулевой последовательности.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике. .

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано при создании приборов для определения места повреждений линий электропередачи и связи. .

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для диагностики трехобмоточного трансформатора. .

Изобретение относится к микроминиатюризации и технологии радиоэлектронной аппаратуры и может быть использовано для контроля параметров двуханодных стабилитронов при их производстве

Изобретение относится к измерительной технике, применяемой для измерения электрофизических параметров полупроводниковых материалов с использованием зондирующего электромагнитного излучения сверхвысокой частоты (СВЧ), и может быть применено для определения времени жизни неосновных носителей заряда в полупроводниковых пластинах и слитках бесконтактным СВЧ методом

Изобретение относится к диагностике технического состояния двигателей и может быть использовано для диагностирования асинхронного двигателя, используемого в судовой системе электродвижения

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов

Изобретение относится к испытаниям линий электропитания и линий передачи сигналов на борту воздушного судна, соединяющих потребителя с системой электропитания воздушного судна

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике в области электрооборудования высокого напряжения и предназначено для непрерывного контроля изоляции, диагностики и защиты высоковольтных вводов силовых трансформаторов, автотрансформаторов и реакторов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в бортовых системах контроля электропитания летательных аппаратов

Изобретение относится к области электроэнергетики, в частности к автоматизированным системам управления и диагностики трансформаторного оборудования электрических подстанций
Наверх