Способ соединения заготовок вал-втулка


 


Владельцы патента RU 2488475:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет" (ФГБОУВПО "КнАГТУ") (RU)

Изобретение относится к способам соединения заготовок типа вал-втулка. Изготавливают вал и втулку из условия превышения диаметром вала диаметра отверстия втулки на 1,25-1,85%. Вал изготавливают холодным прессованием смеси порошков. Втулку изготавливают из горячештампованного листа. Осуществляют запрессовку вала во втулку с относительным вращением одной из указанных заготовок относительно другой или вращением обеих заготовок в разные стороны. Производят спекание в автовакууме полученного соединения вал-втулка при температуре, не превышающей температуру полиморфного превращения заготовки втулки. В результате повышается прочность соединения вал-втулка и уменьшается усилие запрессовки. 1 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к листовой штамповке, холодному прессованию порошковых материалов и спеканию заготовки, и может использоваться при изготовлении сложных конструкций.

Известен способ соединения деталей типа вал-втулка, заключающийся в посадке с натягом охватывающей детали на охватывающую [Добровольский В.А. и др. Детали машин, Киев-Москва, 1957 г, с 108-109]. Однако прочность прессовых посадок на сдвиг оказывается недостаточной. Кроме того, этот способ соединения не уменьшает контактную коррозию, что снижает сроки службы прессового соединения. Известен тепловой способ сварки конических деталей (а.с. №425756 от 27.12.71 г., опубл. 30.04.74, Бюллетень №16 от 14.10.74 г.), заключающийся в том, что с целью сборки деталей конусом и повышения прочности деталей на осевой сдвиг предварительно нагретую охватывающую деталь насаживают со стороны ее меньшего диаметра. Недостатком данного способа является дополнительная операция создания конуса. Известен способ соединения деталей (а.с. №846214 (51) М. Kл.3 B23P 11/02, Бюллетень №26 от 15.07.81), заключающийся в том, что с целью повышения долговечности, после посадки на охватываемой детали в зоне, прилегающей к торцу охватывающей детали, формуют кольцевую канавку с радиусом ее образующей от 0,01 до 0,1 диаметра охватываемой детали и глубиной от 0,01 до 0,2 радиуса образующей. Недостатком данного способа является то, что для обеспечения запрессовки требуются большие усилия, а также дополнительное оборудование и оснастка для получения канавок, кроме того, не обеспечивается достаточная монолитность соединения.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение прочности соединения, обеспечение монолитности и уменьшение усилия запрессовки.

Способ соединения вал-втулка включает запрессовку вала, полученного холодным прессованием смеси порошков, во втулку, вырубленную из горячештампованного листа, с относительным вращением одной из указанных заготовок относительно другой или вращением обеих заготовок в разные стороны и спекании в автовакууме полученного соединения вал-втулка, при этом вал и втулку изготавливают из условия превышения диаметром вала диаметра отверстия втулки на 1,25-1,85%, а спекание соединения вал-втулка осуществляют при температуре, не превышающей температуру полиморфного превращения заготовки.

Пример изготовления заготовок.

Холоднопрессованная заготовка из порошкового материала 2М2А (вал) запрессовывалась во фланец из листовой заготовки сплава ВТ20 (втулка). При этом превышение диаметра вала диаметра отверстия втулки составляло 1,25÷1,85%. Если прессование проводилось без вращения с усилием, равным 980-1170 кгс, фланец деформировался, а если с вращением, усилие запрессовки уменьшилось и составило 570-780 кгс и форма фланца не изменилась. Спекание конструкции производили в автовакууме при температуре 960°С, близкой к температуре предпревращения. Для данной плавки листовой заготовки из сплава ВТ20 температура полиморфного превращения составляла 980°С. Прочность соединения изготовленной по данному способу конструкции по сравнению с горячей прессовой посадкой увеличилась в 2 раза на сдвиг и в три раза на кручение (таблица)

Таблица
Способ изготовления конструкции Р, кгс Мкр, кгсм
Тепловой способ а.с. 425756 440 0,5
Формирование кольцевой канавки а.с. 846214 980 1,3
Предлагаемый способ изготовления ΔD=1,25% 1860 3,9
Предлагаемый способ изготовления ΔD=1,85% 2250 4,6

Предлагаемый способ позволяет изготавливать металлические конструкции сложной конфигурации с высоким коэффициентом использования металла 0,85-0,9 с прочностью создаваемого соединения, равного прочности цельного металла, а по сравнению с известными способами изготовления прочность на сдвиг превышает более чем в 2 раза, а на кручение в 3 раза.

Способ соединения заготовок вал-втулка, включающий запрессовку вала, полученного холодным прессованием смеси порошков, во втулку, вырубленную из горячештампованного листа, и спекание в автовакууме полученного соединения вал-втулка, отличающийся тем, что вал и втулку изготавливают из условия превышения диаметром вала диаметра отверстия втулки на 1,25-1,85%, запрессовку вала во втулку осуществляют с относительным вращением одной из указанных заготовок относительно другой или вращением обеих заготовок в разные стороны, а спекание соединения вал-втулка осуществляют при температуре, не превышающей температуру полиморфного превращения заготовки втулки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологии изготовления электрических машин, и может быть использовано, например, при установке втулки вокруг вала ротора с постоянными магнитами электрической машины, либо в других устройствах, где втулка должна быть неподвижно закреплена на части вала и при этом должна подвергаться воздействию вращающих усилий, в частности, при высокой частоте вращения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения с натягом деталей вал-втулка. .

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в судостроении и самолетостроении. .

Изобретение относится к способам соединения деталей и может быть использовано в автомобильной промышленности. .

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может использоваться при проведении механосборочных работ. .
Изобретение относится к сборке деталей с натягом и может быть использовано при производстве и ремонте втулок узла уплотнения турбокомпрессора. .

Изобретение относится к области ремонта железнодорожного подвижного состава, в частности к ремонту надрессорных балок тележек вагонов с запрессованными вставками в подпятники.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к процессам образования стыковых сварных швов на трубах при получении трубных шпилек U-образных пучков с использованием эффекта локализованного горячего пластического деформирования сварного шва и прилегающих к нему околошовных зон.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изготовлению алмазного инструмента методом пропитки. .

Изобретение относится к способам изготовления армированных стальных изделий, в частности армированных колец. .

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к способам нанесения покрытий из металлических порошков, и может быть использовано как при восстановлении изношенных деталей, так и при изготовлении новых изделий с покрытиями.

Изобретение относится к спеченным электрическим соединениям низкого сопротивления. .

Изобретение относится к производству металлокерамических материалов, в частности к штифтам (пинам) для фиксации изделий при обжиге. .

Изобретение относится к порошковой металлургии и может использоваться для изготовления сложных конструкционных деталей центробежных насосов. .
Изобретение относится к области изготовления теплообменных аппаратов и может быть использовано в энергомашиностроении, химической и газоперерабатывающей промышленности.

Изобретение относится к способу изготовления вставленных друг в друга и проскальзывающих относительно друг друга под давлением металлических деталей, причем по меньшей мере одну деталь изготавливают путем литья под давлением.
Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано в медицине для изготовления поверхностно-пористых имплантатов из биосовместимых материалов.
Наверх