Пусковая установка для оружия типа торпеды



Пусковая установка для оружия типа торпеды
Пусковая установка для оружия типа торпеды
Пусковая установка для оружия типа торпеды
Пусковая установка для оружия типа торпеды

 


Владельцы патента RU 2502935:

Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро специального машиностроения" (RU)

Изобретение относится к пусковым установкам (ПУ) и может быть использовано для запуска оружия типа торпеды с корабля. Пусковая установка для оружия типа торпеды содержит опорную раму с электроразъемами электрической связи корабельной системы управления пуском, элементами зацепления, коробчатым элементом и возможностью установки транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в два ряда и в блок, защитный броневой разъемный кожух П-образной в поперечном сечении формы с приводом раскрывания-закрывания, площадки обслуживания. Кожух содержит две створки, снабженные средствами для уравновешивания створки, многослойную оболочку из стеклоткани, керамических элементов, стеклотекстолита, высокопрочной стали и высокоэластичного связующего. Привод раскрывания-закрывания кожуха содержит два кулисно-винтовых поворотных механизма с ходовым винтом и гайкой, кулисой, валом. Средство для уравновешивания створки содержит по меньшей мере один торсион. Изобретение позволяет повысить безопасность эксплуатации ПУ при воздействии поражающих факторов (артиллерийские осколки, стрелковые пули). 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к корабельным пусковым установкам (ПУ) для оружия типа торпеды и может быть использовано при создании образцов ракетно-торпедного вооружения надводных кораблей, в частности, при использовании одно- и многоуровневых модулей (пакетов, кассет) транспортно-пусковых контейнеров (ТПК).

Известна пусковая установка, содержащая защитный чехол (кожух), состоящий из оболочки и закрепленного на внутренней стороне оболочки каркаса из металлической панцирной сетки или сетки рабицы, которые размещаются на пусковой установке над транспортно-пусковым контейнером (ТПК), в котором размещается ракета (RU 2192608 С2, F41Н 5/06, 2002). Защитный чехол крепится на ПУ с помощью кольцевых или дисковых тонколистовых стоек из легкого металла. Оболочка с каркасом равноудалена от поверхности ТПК на расстояние от 5 до 10 длин пуль стрелкового оружия. При этом величина просвета ячейки сетки каркаса не превышает величины калибра пули. При воздействии на ПУ стрелковым оружием, пуля, проникая через оболочку защитного чехла, неизбежно касается проволоки каркаса, отстоящего от поверхности ТПК на 100…200 мм. При этом пуля разворачивается на 60…90°, вследствие чего ее пробивная способность резко снижается. Таким образом, обеспечивается значительное снижение поражающего действия пуль стрелкового оружия на ракету, размещенную в пусковой установке.

Однако известное устройство предполагает увеличение габаритов ПУ в поперечном сечении, что не всегда приемлемо. Кроме того, известное устройство не обеспечивает возможности защиты от воздействия артиллерийских осколков.

Известна корабельная пусковая система для оружия типа торпеды, включающая размещенные побортно и симметрично относительно диаметральной плоскости корабля ПУ, каждая из которых расположена в надстройке корабля, имеющей закрываемый лацпорт, при этом в палубе корабля над ПУ выполнены люки для загрузки транспортно-пусковых контейнеров на пусковые установки (RU 2353886, F41F 3/08, 2009). Каждая из ПУ содержит основание, установленное на фундаменте корабля, и поворотную опору, установленную на упомянутом основании. Каждая из поворотных опор выполнена с возможностью установки транспортно-пусковых контейнеров и включает опорную раму, снабженную элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами ТПК. На концевой части опорной рамы смонтированы электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами. Известная пусковая система обеспечивает приспособляемость к одно- и многоуровневым модулям (пакетам) транспортно-пусковых контейнеров на кораблях, построенных с применением технологии стелс.

Однако надстройка корабля, построенного с применением технологии стелс, не обеспечивает достаточную защиту установленных на ПУ транспортно-пусковых контейнеров при воздействии артиллерийских осколков и пуль стрелкового оружия.

Наиболее близкой по совокупности существенных признаков с заявляемым изобретением является пусковая установка для оружия типа торпеды по патенту RU 2318174 C1 (F41F 3/08, 2008). Известная пусковая установка содержит основание, выполненное с возможностью закрепления на фундаменте корабля, опорную раму, установленную на упомянутом основании и выполненную с возможностью установки на ней транспортно-пусковых контейнеров, причем опорная рама снабжена элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами транспортно-пусковых контейнеров. На концевой части опорной рамы смонтированы электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с ТПК. Электроразъемы закрыты трансформируемым защитным кожухом, выполненным с возможностью частичного перекрытия концевых частей ТПК в штатном положении последних на опорной раме. В варианте выполнения ПУ выполнена с возможностью установки на опорной раме ТПК, объединенных в блок. В другом варианте ПУ выполнена с возможностью установки на опорной раме ТПК, объединенных в блок, включающий два ряда разнесенных по высоте ТПК.

Однако в патентном описании известной пусковой установки не раскрыто решение задачи обеспечения пожаровзрывобезопасности в случае воздействия на ТПК артиллерийских осколков и пуль стрелкового оружия.

Задачей, решаемой изобретением, является создание достаточно простой пусковой установки для оружия типа торпеды, обеспечивающей при воздействии артиллерийских осколков и пуль стрелкового оружия пожароврывобезопасность установленных на пусковую установку снаряженных ТПК. Другими словами - обеспечение пусковой установке такой степени защиты от поражающих факторов, которая исключала бы возможность возбуждения в ТПК взрывчатых превращений в боевых зарядах и топливах торпед (антиторпед), а также воспламенение легковоспламеняющихся жидкостей.

Указанная задача решается благодаря тому, что пусковая установка для оружия типа торпеды, содержащая основание, выполненное с возможностью закрепления на фундаменте корабля, опорную раму, установленную на упомянутом основании и выполненную с возможностью установки на ней транспортно-пусковых контейнеров, причем опорная рама снабжена элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами транспортно-пусковых контейнеров, согласно изобретению содержит защитный броневой разъемный кожух П-образной в поперечном сечении формы, выполненный с возможностью охвата сверху и с боковых сторон и с возможностью по меньшей мере частичного перекрытия по длине транспортно-пусковых контейнеров при нахождении последних на пусковой установке. Кожух включает две створки, которые шарнирно установлены на опорной раме с возможностью синхронного их раскрывания-закрывания посредством смонтированного на опорной раме привода раскрывания-закрывания кожуха. При этом створки образуют разъем, расположенный в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось пусковой установки, и выполнены с возможностью фиксации одна относительно другой в сочлененном положении. Каждая створка снабжена средством для уравновешивания створки. Защитный броневой разъемный кожух установлен с возможностью защиты зон ТПК, опасных с точки зрения пожаровзрывобезопасности (например, зоны расположения боевого заряда торпеды), от пуль и осколков путем перекрывания внутреннего объема защитного кожуха со стороны его верхней и боковых стенок.

Вместе с этим привод раскрывания-закрывания кожуха снабжен двумя кулисно-винтовыми поворотными механизмами, включающими каждый ходовой винт, ходовую гайку, соединенную подвижно с кулисой, которая жестко соединена с валом, связанным с соответствующей створкой кожуха. Ходовой винт выполнен общим для обоих кулисно-винтовых поворотных механизмов, а винтовые пары имеют разнонаправленную резьбу.

Кроме того, средство для уравновешивания створки содержит по меньшей мере один торсион, концы которого соединены соответственно со створкой и опорной рамой.

В варианте выполнения пусковая установка содержит площадки обслуживания, каждая из которых смонтирована с внутренней стороны соответствующей створки таким образом, что при раскрытом положении кожуха принимает горизонтальное положение.

Вместе с этим пусковая установка выполнена с возможностью установки на опорной раме транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок.

В последнем приведенном варианте выполнения пусковая установка может быть выполнена с возможностью установки на опорной раме транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок, включающий два ряда разнесенных по высоте транспортно-пусковых контейнеров.

Кроме того, на концевой части опорной рамы смонтированы электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами.

В варианте выполнения со стороны торца концевой части опорной рамы смонтирован коробчатый элемент с возможностью размещения в нем подсоединяемых к соответствующим электроразъемам транспортно-пусковых контейнеров средств электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковых контейнеров и с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенному внутри него оборудованию.

Защитный броневой разъемный кожух имеет многослойную оболочку, которая включает в себя последовательно размещенные в направлении поражающего воздействия слой из стеклоткани, высокотвердый слой из керамических элементов, опорный слой из стеклотекстолита и слой из высокопрочной стали, которые соединены высокоэластичным связующим.

Технический результат использования изобретения состоит в том, что оно позволяет повысить надежность, безопасность и эксплуатационные характеристики пусковой установки при обеспечении приспособляемости к одно- и многоуровневым модулям (пакетам) транспортно-пусковых контейнеров. Вместе с этим изобретение обеспечивает упрощение обращения с ПУ при ее техническом обслуживании.

На фиг.1 схематично показана пусковая установка для оружия типа торпеды, общий вид; на фиг.2 - то же, вид по А на фиг.1, штрихпунктиром показано положение створок защитного броневого кожуха при загрузке ТПК на ПУ; на фиг.3 - устройство крепления ТПК на ПУ, поперечный разрез; на фиг.4 - многослойная оболочка защитного броневого кожуха, поперечный разрез по Б-Б на фиг.1

В варианте осуществления изобретения пусковая установка для оружия типа торпеды содержит основание 1, выполненное с возможностью закрепления на фундаменте 2 корабля, опорную раму (пусковой стол) 3, установленную на основании 1 с возможностью установки на ней транспортно-пусковых контейнеров 4 с торпедами (антиторпедами). Опорная рама 3 снабжена элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами ТПК. В варианте осуществления изобретения крепление ТПК на пусковой установке осуществляется посредством снабженных гайками откидных болтов 5, установленных на ТПК и входящих в пазы соответствующих фитингов 6 опорной рамы 3. В варианте выполнения ПУ выполнена с возможностью установки на опорной раме 3 ТПК, объединенных в блок (иные применяемые термины - пакет, модуль или кассета), включающий два ряда разнесенных по высоте ТПК. В варианте осуществления изобретения ПУ служит для размещения пакетов (модулей, кассет), например, из четырех ТПК. На концевой части опорной рамы 3 смонтированы электроразъемы 7 электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами 4. Со стороны торца упомянутой концевой части опорной рамы 3 смонтирован коробчатый элемент (по существу - защитный кожух или ящик для принадлежностей) 8 с возможностью размещения в нем подсоединяемых к электроразъемам транспортно-пусковых контейнеров средств электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами и с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенному внутри элемента 8 оборудованию (по существу - электроразъемов 7 с соответствующими кабелями). Для этого на торцевой стенке коробчатого элемента 8 предусмотрена откидная крышка 9. В открытом (откинутом) положении крышка 9 размещается снизу коробчатого элемента 8.

Пусковая установка содержит защитный броневой разъемный кожух 10 П-образной в поперечном сечении формы. Защитный броневой разъемный кожух выполнен с возможностью охвата сверху и с боковых сторон и с возможностью частичного перекрытия по длине транспортно-пусковых контейнеров пакета (модуля) при нахождении последних на пусковой установке. Кожух 10 имеет каркас с многослойной оболочкой (т.е. - стенками), которая включает в себя последовательно размещенные в направлении поражающего воздействия слой 11 из стеклоткани, высокотвердый слой 12 из керамических элементов, опорный слой 13 из стеклотекстолита и слой 14 из высокопрочной стали, которые соединены высокоэластичным связующим. Кожух включает две Г-образные в поперечном сечении створки 15. Створки 15 шарнирно установлены на опорной раме 3 с возможностью синхронного их раскрывания-закрывания посредством смонтированного на опорной раме 3 привода 16 раскрывания-закрывания кожуха. Створки 15 образуют разъем, расположенный в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось пусковой установки, и выполнены с возможностью фиксации одна относительно другой в сочлененном (закрытом) положении. Для этого в месте (зоне) упомянутого разъема установлены замковые устройства 17, скрепляющие в закрытом положении кожуха отдельные створки 15 между собой. Створки смонтированы с возможностью съема с ПУ, что позволяет при необходимости оставить бронезащиту (т.е. кожух) 10 на береговой базе.

Привод 16 раскрывания-закрывания кожуха снабжен двумя кулисно-винтовыми поворотными механизмами, включающими каждый ходовой винт 18, который является общим звеном для обоих механизмов, ходовую гайку 19 (20), соединенную подвижно с кулисой 21 (22), которая с возможностью поворота установлена на оси 23 (24) и жестко соединена с соответствующей створкой 15 кожуха 10. Ходовой винт посредством кронштейнов 25 с возможностью вращения закреплен на опорной раме 3. Ходовой винт приводится во вращение, например, с помощью, съемной рукоятки 26. Винтовые пары, образованные ходовым винтом 18 с ходовыми гайками 19 и 20, имеют разнонаправленную резьбу, что позволяет синхронно сводить ходовые гайки друг к другу или разводить их. Благодаря этому и заданному угловому положению кулис 21 и 22 относительно продольных осей валов соответственно 23 и 24 обеспечивается возможность синхронного раскрывания-закрывания створок 15.

Каждая створка снабжена средством для уравновешивания створки. В варианте осуществления изобретения средство для уравновешивания створки включает торсионы 27 и 28, концы каждого из которых соединены соответственно со створкой и опорной рамой 3. Благодаря торсионам обеспечивается снижение усилия на съемной рукоятке 26 при раскрывании-закрывании створок. Это упрощает обращение с ПУ, что улучшает эксплуатационные характеристики.

Также пусковая установка содержит площадки обслуживания 29, каждая из которых смонтирована с внутренней стороны соответствующей створки 15 таким образом, что при раскрытом положении кожуха принимает горизонтальное положение. Благодаря этому повышается удобство обслуживания ПУ.

В другом варианте осуществления изобретения пусковая установка может быть размещена в надстройке корабля, построенного с применением технологии стеле (на чертеже не показано).

Использование пусковой установки для оружия типа торпеды осуществляется следующим образом.

Перед загрузкой ТПК на пусковую установку с помощью привода 16 расрывания-закрывания кожуха раскрывают защитный броневой разъемный кожух 10. Вначале освобождают замковые устройства 17, скрепляющие между собой створки 15 кожуха. Раскрывание-закрывание (разведение-сведение) створок кожуха осуществляют ходовым винтом 18, закрепленным в двух кронштейнах 25, расположенных на нижней поверхности опорной рамы 3. С помощью съемной рукоятки 26 приводят во вращение ходовой винт 18, на котором прямолинейно движутся ходовые гайки 19 и 20, передающие усилие кулисам 21 и 22, которые, в свою очередь, приводят в движение створки 15 кожуха. При подходе створки к заданному положению соответствующая ходовая гайка взаимодействует с упором (на чертеже не показано), установленным в положение, соответствующее заданному раскрыву кожуха. Таким образом, при достижении ходовыми гайками 19 и 20 крайнего положения створки кожуха занимают заданное положение.

Средство для уравновешивания створки при раскрывании кожуха (створки) работает следующим образом. В закрытом положении створки 15 торсионы 27 и 28 закручены таким образом, что создают противомомент неуравновешенному моменту от веса соответствующей створки. При раскрывании створки по мере поворота створки связанные с ней торсионы 27 и 28 раскручиваются и, тем самым, снимают часть нагрузки от веса створки. Раскручивание торсионов происходит до положения створки, соответствующего перемене знака неуравновешенного момента от веса створки. Далее происходит закручивание торсионов в другую сторону, в результате чего также снимается с привода 16 часть нагрузки от веса створки 15.

После раскрывания створок в штатные гнезда на опорной раме устанавливают съемные опоры-ловители (на чертеже не показано). Загрузку ТПК на ПУ осуществляют с помощью внешнего грузоподъемного средства с использованием специального устройства для загрузки (на чертеже не показано), которое совместно с упомянутыми опорами-ловителями обеспечивает заданное позиционирование ТПК при горизонтальной загрузке последних на ПУ корабля с обеспечением снижения перегрузок, действующих на ТПК в процессе загрузки в условиях внешних воздействий, например, ветровых нагрузок, волнения моря. При установке блока (пакета) ТПК на пусковую установку посредством снабженных гайками откидных болтов 5 транспортно-пусковых контейнеров и фитингов 6 опорной рамы 3 производится крепление блока (пакета) ТПК на пусковой установке. После загрузки блока ТПК на ПУ снимают съемные опоры-ловители. Далее упомянутые съемные опоры-ловители используются для загрузки следующей ПУ корабля или передаются на пирс.

Закрывание кожуха 10 осуществляется в обратном порядке.

После установки блока (пакета) ТПК на ПУ транспортно-пусковые контейнеры через электроразъемы 7 подсоединяют к корабельной системе управления пуском. После подсоединения электроразъемов 7 пусковая установка готова для производства пуска торпеды (антиторпеды).

В случае внешнего воздействия на защитный броневой кожух, например, артиллерийских осколков и пуль стрелкового оружия происходит разрушение высокотвердого слоя оболочки кожуха, при этом разрушаются сами пули и осколки, теряя кинетическую энергию. Объединенный поток осколков и высокотвердого слоя распределяет давление по площади опорного слоя, который обладает энергоемкостью, определяемой его прочностными и упруговязкопластическими характеристиками, достаточной для проявления способности уравновешивать работой своей деформации энергию потока обломков. Таким образом, пусковая установка обеспечивает защиту опасных с точки зрения пожаровзрывобезопасности зон ТПК от поражающих факторов в боевых условиях.

Таким образом, благодаря особенности исполнения пусковой установки для оружия типа торпеды изобретение позволяет повысить надежность и безопасность пусковой установки при обеспечении приспособляемости к одно- и многоуровневым модулям (пакетам) транспортно-пусковых контейнеров. Вместе с этим изобретение обеспечивает упрощение обращения с ПУ при ее техническом обслуживании, что улучшает эксплуатационные характеристики

1. Пусковая установка для оружия типа торпеды, содержащая основание, выполненное с возможностью закрепления на фундаменте корабля, опорную раму, установленную на упомянутом основании и выполненную с возможностью установки на ней транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), причем опорная рама снабжена элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами ТПК, отличающаяся тем, что содержит защитный броневой разъемный кожух П-образной в поперечном сечении формы, выполненный с возможностью охвата сверху и с боковых сторон и с возможностью по меньшей мере частичного перекрытия по длине ТПК при нахождении последних на пусковой установке, причем кожух включает две створки, которые шарнирно установлены на опорной раме с возможностью синхронного их раскрывания-закрывания посредством смонтированного на опорной раме привода раскрывания-закрывания кожуха, при этом створки образуют разъем, расположенный в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось пусковой установки, и выполнены с возможностью фиксации одна относительно другой в сочлененном положении, при этом каждая створка снабжена средством для уравновешивания створки.

2. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что привод раскрывания-закрывания кожуха снабжен двумя кулисно-винтовыми поворотными механизмами, включающими каждый ходовой винт, ходовую гайку, соединенную подвижно с кулисой, которая жестко соединена с валом, связанным с соответствующей створкой кожуха, причем ходовой винт выполнен общим для обоих кулисно-винтовых поворотных механизмов, а винтовые пары имеют разнонаправленную резьбу.

3. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что средство для уравновешивания створки содержит по меньшей мере один торсион, концы которого соединены соответственно со створкой и опорной рамой.

4. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит площадки обслуживания, каждая из которых смонтирована с внутренней стороны соответствующей створки таким образом, что при раскрытом положении кожуха принимает горизонтальное положение.

5. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что она выполнена с возможностью установки на опорной раме транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок.

6. Пусковая установка по п.5, отличающаяся тем, что она выполнена с возможностью установки на опорной раме транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок, включающий два ряда разнесенных по высоте транспортно-пусковых контейнеров.

7. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что на концевой части опорной рамы смонтированы электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами.

8. Пусковая установка по п.7, отличающаяся тем, что со стороны торца концевой части опорной рамы смонтирован коробчатый элемент с возможностью размещения в нем подсоединяемых к соответствующим электроразъемам ТПК средств электрической связи корабельной системы управления пуском с ТПК и с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенному внутри него оборудованию.

9. Пусковая установка по любому из пп.1-8, отличающаяся тем, что защитный броневой разъемный кожух имеет многослойную оболочку, которая включает в себя последовательно размещенные в направлении поражающего воздействия слой из стеклоткани, высокотвердый слой из керамических элементов, опорный слой из стеклотекстолита и слой из высокопрочной стали, которые соединены высокоэластичным связующим.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пусковым гидравлическим торпедным аппаратам, в частности к воздушной системе турбонасосной установки. .

Изобретение относится к транспортно-пусковым контейнерам (ТПК) для оружия типа торпеды. .

Изобретение относится к корабельным пусковым установкам для оружия типа торпеды и может быть использовано при создании образцов ракетно-торпедного вооружения надводных кораблей, в частности при использовании одно- и многоуровневых модулей (пакетов, кассет) транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) на кораблях, построенных с применением технологии стелс (stealth).

Изобретение относится к области устройств для обеспечения самовыхода торпеды. .

Изобретение относится к ВМФ и применяется на подводных лодках для стрельбы торпедами по морским целям. .

Изобретение относится к пусковым установкам и может быть использовано при создании ракетно-торпедного вооружения надводных кораблей. .

Изобретение относится к транспортно-пусковым контейнерам (ТПК) для торпед. .

Изобретение относится к области вооружения подводных лодок. .

Изобретение относится к области вооружения надводных кораблей. .

Изобретение относится к военно-морскому вооружению. .

Изобретение относится к военной технике, а именно к торпедным аппаратам. Система стрельбы с гидравлическими торпедными аппаратами содержит шаровые краны с пневмопроводами и управлением от электроклапанов, боевой баллон с возможностью подачи воздуха от корабельной системы воздуха высокого давления в боевой баллон, систему наполнения боевого баллона с малошумным клапаном и блоком поддержания давления, боевой клапан, воздушный турбонасос, гидравлические торпедные аппараты с задней и передней крышками, блокировочными устройствами передней крышки и кингстона, кингстоном. Боевой клапан содержит пневмоклапан с приводом открытия, регулирующий клапан. Регулирующий клапан содержит поршни независимого открытия клапана и электропневмоклапаны. Изобретение позволяет снизить шумность стрельбы, повысить ресурс системы наполнения боевого баллона. 3 ил.
Наверх