Гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к системам управления створками люков водобаков противопожарного летательного аппарата. Гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата содержит минимальное количество трехпозиционных распределителей для управления створками люков водобаков и замками створок, гидроцилиндры створок с плавающими поршнями и гидроцилиндры замков створок. Гидросистема управления приводами створок люков водобаков выполнена так, что в линии подвода рабочей жидкости в штоковую полость каждого гидроцилиндра створок установлен челночный клапан. Один штуцер челночного клапана соединен линией на закрытие со своим трехпозиционным распределителем, а другой штуцер с общей линией на открытие от общего трехпозиционного распределителя через дроссель и общий для всех челночных клапанов двухпозиционный распределитель. Линия слива от этого двухпозиционного распределителя соединена с общей линией слива гидросистемы питания через обратный клапан. Дроссель может быть управляемым. Все перенастройки гидросистемы происходят при выборе режимов открытия створок во время полета самолета от места забора воды к пожару. Расширяются функциональные возможности путем обеспечения двух режимов открытия створок люков водобаков. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Предполагаемое изобретение относится к области самолетостроения, в частности к системам управления створками люков водобаков противопожарного летательного аппарата. Это изобретение может быть использовано и в других областях техники.

Известна система управления гидроприводами, содержащая свои трехпозиционные распределители подачи жидкости от источника давления к гидроцилиндрам рампы, гермостворки, средней створки, боковых створок (см. копию инструкции по технической эксплуатации самолета ИЛ-76).

Однако, при управлении группой створок на противопожарном самолете для обеспечения независимого открытия любого или нескольких люков, такая система требует большого количества распределителей, что снижает надежность гидросистемы и увеличивает ее массу.

Наиболее близким к предполагаемому изобретению, является изобретение RU 2015065 C1 «Гидравлическая система управления приводами люков группы баков противопожарного летательного аппарата» МПК B64C 13/36, содержащая минимальное количество трехпозиционных распределителей для управления створками люков водобаков и замками створок, гидроцилиндры створок с плавающими поршнями и гидроцилиндры замков створок.

Недостатком такой гидросистемы является то, что открытие створок происходит неуправляемо и очень быстро. Это приводит к тому, что весь объем огнегасящей жидкости из водобаков сливается точечно и на земле образуется компактное мокрое пятно, что является недостатком при необходимости образования на земле протяженной мокрой защитной полосы от пожара после сброса воды с противопожарного летательного аппарата.

В предполагаемом изобретении этот недостаток устранен.

Техническим результатом предполагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей противопожарного летательного аппарата путем обеспечения двух режимов открытия створок люков водобаков:

- первый «СЛИВ», когда плавающие поршни гидроцилиндров створок находятся в первом крайнем положении, в зацеплении со штоками и, при открытии створок, двигаются вместе со штоками, вытесняя жидкость из поршневых полостей через дроссель, который рассчитан из условия обеспечения требуемого времени открытия створок для образования мокрой защитной полосы на земле;

- второй «СБРОС», когда плавающие поршни гидроцилиндров створок располагаются в другом крайнем положении и не находятся в зацеплении со штоками, и не препятствуют быстрому перемещению штоков в гидроцилиндре при открытии створок для образования точечного мокрого пятнана земле.

Технический результат достигается тем, что гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата, содержащая минимальное количество трехпозиционных распределителей для управления створками люков водобаков и замками створок, гидроцилиндры створок с плавающими поршнями и гидроцилиндры замков створок, выполнена так, что в линии подвода рабочей жидкости в штоковую полость каждого гидроцилиндра створок установлен челночный клапан. Один штуцер челночного клапана соединен линией на закрытие со своим трехпозиционным распределителем, а другой штуцер с общей линией на открытие от общего трехпозиционного распределителя через дроссель и общий для всех челночных клапанов двухпозиционный распределитель. При этом линия слива от этого двухпозиционного распределителя соединена с общей линией слива гидросистемы питания через обратный клапан.

Дроссель может быть управляемым.

Сопоставительный анализ предполагаемого изобретения с выявленными аналогами показывает, что оно обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется кратким описанием и прилагаемыми схемами, где:

на фиг.1 показана принципиальная схема гидросистемы управления приводами створок люков водобаков в режиме «СЛИВ»;

на фиг.2 показана принципиальная схема гидросистемы управления приводами створок люков водобаков в режиме «СБРОС»;

на фиг.3 показана принципиальная схема гидросистемы управления приводами створок люков водобаков с трубопроводом и управляемым дросселем.

Гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата, представленная на фиг.1, фиг.2 и фиг.3 состоит из отдельных для каждого гидроцилиндра 1 створки с плавающим поршнем 2, штоком 3 и челночным клапаном 4, и гидроцилиндра 5 замка створки трехпозиционного распределителя 6, общего для всех гидроцилиндров 1 створок и гидроцилиндров 5 замков створок трехпозиционного распределителя 7, двухпозиционного распределителя 8.

Двухпозиционный распределитель 8 на входе соединен с общей линией открытия створок (ОС) ОС-К от общего трехпозиционного распределителя 7, на выходе со штуцерами А всех челночных клапанов 4 через дроссель 9, а по линии слива через обратный клапан 10 с общей линией слива гидросистемы. Каждый штуцер Б челночного клапана 4 соединен линией закрытия створки (ЗС) с соответствующим своим трехпозиционным распределителем 6.

Каждая штоковая полость гидроцилиндров 5 замков створок соединена линией открытия замков (03) со своим трехпозиционным распределителем 6, а все поршневые полости линией закрытия створок (33) с общим трехпозиционным распределителем 7.

В зависимости от условий монтажа гидросистемы, челночный клапан может быть установлен непосредственно в гнездо штоковой полости гидроцилиндра 1 створок (фиг.1) или соединен со штоковой полостью гидроцилиндра 1 трубопроводом 11 (фиг.3).

Дроссель 9 может быть управляемым и обеспечивать любую необходимую скорость открытия створок водобаков с учетом скорости летательного аппарата, количества огнегасящей жидкости в водобаках, высоты полета и др. при режиме «СЛИВ».

Гидросистема работает следующим образом.

При выбранном режиме «СЛИВ» перед открытием створок водобаков все трехпозиционные распределители 6 и распределитель 7 выключены, двухпозиционный распределитель 8 выключен и находится в позиции, указанной на фиг.1, плавающие поршни 2 всех гидроцилиндров 1 створок находятся в первом крайнем положении, в зацеплении со штоками 3.

Для открытия створок включается трехпозиционный распределитель 7 и один или два, или все трехпозиционные распределители 6, при этом давление рабочей жидкости от распределителя 7 подается по общей линии ОС-К и далее в поршневые полости всех гидроцилиндров 1 створок и одновременно через двухпозиционный распределитель 8, дроссель 9 и далее ко всем штуцерам А челночных клапанов 4, далее в штоковые полости всех гидроцилиндров 1 створок. Под действием давления рабочей жидкости штоки 3, после срабатывания трехпозиционных распределителей 6 и гидроцилиндров 5 замков створок на открытие замков, будут двигаться на выпуск, толкая поршни 2. При этом рабочая жидкость из штоковых полостей всех гидроцилиндров 1 створок будет выдавливаться поршнями 2 через челночные клапаны 4, дроссель 9 и двухпозиционный распределитель 8 в общую линию ОС-К и далее для заполнения поршневых полостей всех гидроцилиндров 1. Скорость движения штоков на выпуск, а, следовательно, и скорость открытия створок водобаков будет определяться пропускной способностью дросселя 9, которая рассчитывается в зависимости от требования к системе слива по созданию протяженного мокрого защитного пятна на земле.

Закрытие створок происходит после включения трехпозиционных распределителей 6, которые подают давление рабочей жидкости в штоковые полости всех гидроцилиндров 1 по линиям ЗС через челночные клапаны 4. После закрытия всех створок включается трехпозиционный распределитель 7 и подает давление рабочей жидкости по линиям 33 в гидроцилиндры 5 замков створок на закрытие замков створок, после чего все распределители выключаются.

При выборе режима «СБРОС» при закрытых створках водобаков включается двухпозиционный распределитель 8 и переходит в позицию, указанную на фиг.2, при этом одновременно включается трехпозиционный распределитель 7 на подачу давления рабочей жидкости в общую линию ОС-К и далее в поршневые полости всех гидроцилиндров 1 створок на выпуск штоков 3. Однако, так как штоки 3 всех гидроцилиндров 1 створок механически присоединены к створкам водобаков, а замки створок закрыты, (трехпозиционные распределители 6 выключены и гидроцилиндры 5 не открыли замки створок), то штоки 3 не двигаются.

В движение приходят плавающие поршни 2 всех гидроцилиндров 1 створок и занимают другое крайнее положение, освобождая штоки 3 от зацепления. Рабочая жидкость из штоковых полостей всех гидроцилиндров 1 створок выдавливается поршнями 2 через челночные клапаны 4, дроссель 9, двухпозиционный распределитель 8 и обратный клапан 10 в линию слива гидросистемы питания. После того как плавающие поршни 2 заняли второе крайнее положение в гидроцилиндрах 1 створок можно производить сброс воды из водобаков.

Далее, для открытия одной или двух, или всех створок включаются соответствующие трехпозиционные распределители 6 и давление рабочей жидкости подается в гидроцилиндры 5 замков створок и одновременно включается трехпозиционный распределитель 7.

После открытия гидроцилиндрами 5 замков створок под действием давления рабочей жидкости в гидроцилиндрах 1 створок, веса воды створки открываются быстро, а штоки 3 в гидроцилиндрах 1 створок двигаются на выпуск беспрепятственно. Т.е. обеспечивается компактный сброс воды.

Закрытие створок аналогично как при режиме «СЛИВ», кроме того, что после закрытия замков створок, плавающие поршни 2 перегоняются во второе крайнее положение, при котором они не находятся в зацеплении со штоками 3. После чего система вновь готова работать в режиме «СБРОС».

При выборе режима «СЛИВ» вновь включатся все трехпозиционные распределители 6 и подадут давление рабочей жидкости по линиям ЗС-Б через челночные клапаны 4 в штоковые полости гидроцилиндров 1, плавающие поршни 2 всех гидроцилиндров 1 створок из второго крайнего положения перегоняться в первое крайнее положение. Одновременно включится двухпозиционный распределитель 8, который переходит в позицию на фиг.1, после чего гидросистема вновь готова работать в режиме «СЛИВ».

Все перенастройки гидросистемы будут происходить при выборе режимов открытия створок во время полета самолета от места забора воды к пожару.

Таким образом, предполагаемое изобретение позволяет расширить функциональные возможности противопожарного летательного аппарата.

Предлагаемое изобретение находится на стадии разработки рабочей конструкторской документации для опытного образца.

1. Гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата, содержащая минимальное количество трехпозиционных распределителей для управления створками люков водобаков и замками створок, гидроцилиндры створок с плавающими поршнями и гидроцилиндры замков створок, отличающаяся тем, что в линии подвода рабочей жидкости в штоковую полость каждого гидроцилиндра створок установлен челночный клапан, один штуцер которого соединен линией на закрытие со своим трехпозиционным распределителем, а другой штуцер - с общей линией на открытие от общего трехпозиционного распределителя через дроссель и общий для всех челночных клапанов двухпозиционный распределитель, при этом линия слива от этого двухпозиционного распределителя соединена с общей линией слива гидросистемы питания через обратный клапан.

2. Гидросистема по п.1, отличающаяся тем, что дроссель выполнен управляемым.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и касается электрогидравлических силовых приводов для управления летательными аппаратами. Электрогидравлический рулевой привод содержит электрогидравлический усилитель, гидроцилиндр, поршень и втулки цилиндра с пакетами уплотнений, полый шток с установленным внутри него ложным штоком и блок датчиков обратной связи.

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к способам и устройствам формирования управления газогидравлическим рулевым приводом. Способ заключается в том, что формируют синусоидальный сигнал, определяют модуль сигнала разности заданного и текущего значений давления, определяют интеграл модуля сигнала разности, суммируют модуль сигнала разности и интеграл модуля сигнала разности и полученный сигнал умножают на синусоидальный сигнал и суммируют с сигналом управления.

Изобретение относится к следящим электрогидравлическим системам управления, а именно к электрогидростатическому приводу с взводимым гидрокомпенсатором и клапаном демпфирования.

Изобретение относится к следящим электрогидравлическим системам управления, а именно к автономному электрогидравлическому приводу с комбинированным регулированием скорости выходного звена и клапаном демпфирования.

Изобретение относится к следящим электрогидравлическим системам управления, а именно к двухрежимному электрогидравлическому приводу с дополнительными режимами кольцевания и демпфирования выходного звена.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гидравлической системе самолета. .

Изобретение относится к области электрогидромеханики. .

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно для ракетно-космической техники. .

Изобретение относится к оборудованию для сборки устройств управления, преимущественно для ракетно-космической техники. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к гидросистемам, обеспечивающим управление и контроль системы торможения колес шасси самолета. Система торможения колес шасси самолета содержит блок контроля равномерности торможения колес шасси и блок индикации. Входы блока контроля равномерности торможения колес шасси соединены с выходами датчиков скорости колес, а его выход соединен с входом блока индикации. Достигается равномерность торможения колес шасси самолета, что приводит к предотвращению возникновения сил, уводящих самолет с траектории движения. 1 ил.

Изобретение относится к ракетной и авиационной технике и может найти применение в конструкциях гидросистем, реализующих несколько режимов управления. Гидравлическая система летательного аппарата содержит электроприводной насос (7) с регулируемой подачей, исполнительный двигатель (8), представленный в виде гидроцилиндров с поступательными движениями поршней, магистраль (10), соединяющую исполнительный двигатель (8) с электроприводным насосом (7). Система снабжена гидравлическим баком (1), внутри которого установлен с возможностью продольного перемещения поршень с подпружиненными демпферами, разделяющий гидравлический бак (1) на высоконапорную и низконапорную полости. Вход электроприводного насоса (7) соединен с низконапорной полостью гидравлического бака, а выход его соединен с высоконапорной полостью гидравлического бака и с входом в исполнительный двигатель (8), при этом электроприводной насос (7) и исполнительный двигатель (8) соединены с системой управления ракеты (12). Технический результат: уменьшение суммарного тепловыделения, габаритов и массы путем потребного увеличения мощности гидравлической системы в периоды программных маневров летательного аппарата с гидравлическим баком. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для выполнения работ по проверке и регулировке автопилота вертолета, в частности автопилота АП-34Б и составных элементов автопилота. Технический результат решения заключается в создании контрольно-проверочного комплекса для проведения проверок автопилотов вертолета и составных элементов его в полуавтоматическом режиме, что обеспечивает повышение надежности и достоверности результатов комплексной проверки параметров проверяемого оборудования во всех режимах функционирования, возможности проведения полуавтоматических проверок. Контрольно-проверочный комплекс для проверки автопилота выполнен содержащим персональный компьютер с программным обеспечением, который по входам и выходам соединен с блоком ввода команд и отображения информации, с блоком эталонных напряжений и измерительным блоком, при этом блок эталонных напряжений, служащий для формирования напряжений заданной амплитуды, частоты и фазы, соединен по выходу с измерительным блоком, который содержит однотипные взаимозаменяемые измерительные модули, модуль усилителей и вторичные источники питания и служит для создания электрических сигналов и измерения ответных сигналов объекта контроля, при этом измерительный блок соединен по входам и выходам через устройство коммутации и нормализации сигналов с объектом контроля, кроме этого, для создания заданного угла поворота вала датчика объекта контроля комплекс содержит установку поворотную, соединенную с персональным компьютером через модуль управления. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к области систем рулевых приводов летательных аппаратов, а именно к системам комбинированных рулевых приводов, содержащих рулевую машину с аэродинамическими рулями и газодинамическое устройство управления со сверхзвуковыми соплами. По первому варианту рулевая машина и газодинамическое устройство управления снабжены соответственно первым и вторым газовыми эжекторами, содержащими низконапорные сопла, сообщенные с дополнительно установленными первым и вторым воздухозаборниками набегающего потока, высоконапорные сопла, сообщенные соответственно с первым и вторым бортовыми источниками сжатого газа, запускаемыми на начальном участке траектории полета при малых скоростных напорах набегающего потока, и камеры смешения, соединенные с каналами подвода газа соответственно к рулевой машине и газодинамическому устройству управления. По второму варианту рулевая машина и газодинамическое устройство управления снабжены соответственно первым и вторым распределительными клапанами, содержащими рабочие полости, соединенные соответственно с каналами подвода газа к рулевой машине и газодинамическому устройству управления, и клапанные регулирующие органы, каждый из которых имеет по два жестко соединенных впускных затвора, расположенных между двумя соответствующими впускными седлами, причем два впускных седла сообщены с дополнительно введенными воздухозаборниками набегающего потока, а два противоположно расположенных впускных седла сообщаются соответственно с первым и вторым бортовыми источниками сжатого газа, запускаемыми на высотном участке траектории полета при малых скоростных напорах набегающего потока. Обеспечивается повышение экономичности системы привода. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх