Способ управления переключаемым водяным насосом для контура водяного охлаждения в двигателе внутреннего сгорания, двигатель внутреннего сгорания и устройство управления

Изобретение относится к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Предложен способ управления переключаемым водяным насосом для контура водяного охлаждения в двигателе внутреннего сгорания, при котором осуществляют мониторинг параметра, характеризующего температуру головки блока цилиндров, и в случае, когда указанная температура ниже заданного значения, выполняют, по меньшей мере, цикл включения-отключения для переключаемого водяного насоса, при этом цикл включения-отключения содержит, по меньшей мере, первую фазу, в которой водяной насос выключен в течение периода T1 времени, и вторую фазу, в которой водяной насос включен в течение периода T2 времени. Рассмотрены также двигатель для осуществления способа и устройство управления. Изобретение обеспечивает понижение расхода энергии и повышение эффективности двигателя. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Настоящее изобретение относится к способу управления переключаемым водяным насосом в двигателе внутреннего сгорания.

В современных двигателях внутреннего сгорания системы охлаждения для двигателя содержат водяной насос и соответствующие контуры водяного охлаждения.

Такие водяные насосы могут представлять собой переключаемые водяные насосы, а именно насосы, которые могут отключаться для сбережения энергии и более быстрого прогрева двигателя.

Однако следующие проблемы обычно возникают при использовании переключаемых водяных насосов: выключение насоса на большой период времени может привести к чрезмерным температурам в головке блока цилиндров.

Также, выключение насоса на слишком долгое время может привести к чрезмерным выбросам NOx, если используется радиатор системы рециркуляции отработавших газов с водяным охлаждением.

В заключение, включение насоса на слишком долгое время может привести к чрезмерному расходу энергии.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является способ регулирования температуры двигателя, включающий насос охлаждающей жидкости, который раскрыт в публикации GB 2425619. Согласно этому аналогу система определяет необходимую температуру головки цилиндров двигателя. Также, известен двигатель внутреннего сгорания, в частности дизельный двигатель, содержащий датчики для измерения параметров, характеризующих процесс горения, и блок управления (см. публикацию SU 853128). В качестве устройства управления может быть использован компьютер, как это раскрыто, например, в публикации RU 2024772.

Задачей изобретения является создание способа управления переключаемым водяным насосом в двигателе внутреннего сгорания, который достигает оптимального компромисса между низким расходом энергии и высокой эффективностью двигателя.

Другой задачей является создание алгоритма управления для переключаемого водяного насоса, не применяя сложных устройств и пользуясь вычислительными возможностями электронного блока управления (ЭБУ) транспортного средства.

Другой задачей настоящего изобретения является решение этих задач посредством простого, рационального и недорогого решения.

Эти задачи решаются, в частности, посредством создания способа, двигателя и устройства управления.

Так, согласно первому объекту настоящего изобретения создан способ управления переключаемым водяным насосом для контура водяного охлаждения в двигателе внутреннего сгорания, согласно которому осуществляют мониторинг параметра, характеризующего температуру головки блока цилиндров, и в случае, когда указанная температура ниже заданного значения, выполняют, по меньшей мере, цикл включения-отключения для переключаемого водяного насоса, при этом цикл включения-отключения содержит, по меньшей мере, первую фазу, в которой водяной насос выключен в течение периода Т1 времени, и вторую фазу, в которой водяной насос включен в течение периода Т2 времени.

Предпочтительно, период Т1 выключенного состояния водяного насоса превышает период Т2 включенного состояния водяного насоса.

Предпочтительно, отношение между продолжительностью периода Т2 времени и продолжительностью периода Т1 времени равно или меньше чем 1/30.

Предпочтительно, когда температура головки блока цилиндров выше заданного значения, переключаемый водяной насос постоянно включен.

Предпочтительно, заданное значение температуры, выше которой переключаемый водяной насос постоянно включен, составляет, по меньшей мере, 80°С.

Согласно второму объекту настоящего изобретения создан двигатель внутреннего сгорания, в частности, дизельный двигатель, содержащий соответствующие датчики для измерения параметров, характеризующих процесс горения. Двигатель содержит электронный блок управления, выполненный с возможностью реализации вышеописанного способа управления.

Согласно третьему объекту настоящего изобретения создано устройство управления, содержащее компьютерную программу, включающую в себя компьютерный код для реализации вышеописанного способа управления.

Кроме того, способ в соответствии с изобретением может быть осуществлен в виде компьютерной программы, содержащей программный код для осуществления всех этапов способа по изобретению, и в виде компьютерного программного продукта, содержащего средства для выполнения компьютерной программы.

Компьютерный программный продукт содержит, в соответствии с предпочтительным вариантом осуществления изобретения, устройство управления для двигателя внутреннего сгорания, например ЭБУ двигателя, в котором хранится программа, так что устройство управления характеризует изобретение таким же образом, что и способ. В этом случае, когда устройство управления выполняет компьютерную программу, осуществляются все этапы способа в соответствии с изобретением.

Настоящее изобретение далее будет описано в качестве примера со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг. 1 - экспериментальный график, относящийся к сравнению между алгоритмом настоящего изобретения и другими алгоритмами работы насоса по нескольким параметрам двигателя; и

Фиг. 2 - экспериментальный график, относящийся к влиянию изобретения на выбросы NOx и суммарные выбросы NOx, а также влиянию изобретения на расход топлива и суммарный расход топлива.

Теперь описывается предпочтительный вариант осуществления настоящего изобретения также с помощью упомянутых чертежей.

В соответствии с изобретением, способ управления переключаемым водяным насосом в двигателе внутреннего сгорания содержит фазу, в которой осуществляется мониторинг температуры головки блока цилиндров.

Если температура головки блока цилиндров ниже заданного значения, переключаемый водяной насос действует с последовательностью циклов включения-отключения, при этом указанные циклы имеют, по меньшей мере, фазу, в которой водяной насос выключен в течение периода Т1, и фазу, в которой водяной насос включен в течение периода Т2.

Предпочтительно, период Т1 превышает период Т2.

Было обнаружено, что выгодно использовать периоды Т1 выключенного состояния, которые значительно превышают периоды Т2 включенного состояния.

Более конкретно, было обнаружено, что является выгодным, чтобы отношение между периодом Т2 времени и периодом Т1 времени было равным или меньше чем 1/30.

В качестве примера, период Т2 времени, в котором водяной насос включен, может составлять 2 секунды или меньше, а период Т1 времени, в котором водяной насос выключен, может составлять 60 секунд или больше. Другие значения времени могут быть использованы по обстоятельствам.

Предпочтительно, когда температура головки блока цилиндров повышается выше заданного значения, переключаемый водяной насос является постоянно включенным.

В соответствии с предпочтительным вариантом осуществления способа, переключаемый водяной насос постоянно включен, когда температура головки блока цилиндров составляет, по меньшей мере, 80°С.

Упомянутое значение температуры является исключительно иллюстративным, так что в зависимости от обстоятельств могут быть установлены другие заданные значения.

Если в результате непрерывного включенного состояния переключаемого водяного насоса температура головки блока цилиндров падает ниже заданного значения, фазы отключения-включения насоса могут циклически повторяться, как объяснено выше.

В предпочтительном варианте осуществления изобретения, осуществляется мониторинг температуры головки блока цилиндров, но, не отступая от идей изобретения, описанных таким образом, в альтернативе может осуществляться мониторинг другого параметра двигателя, характеризующего температуру.

Благодаря использованию способа управления переключаемым водяным насосом согласно изобретению следующие результаты могут быть достигнуты.

Как показано на экспериментальном графике с фиг. 1, температура головки блока цилиндров, достигнутая со способом, является очень близкой к температуре, которая достигнута при условии постоянно включенного водяного насоса.

Из экспериментального графика с фиг. 2 видно, что влияние на выбросы NOx и на суммарные выбросы NOx состоит в том, что эти выбросы, по существу, находятся на одинаковом уровне с условием постоянно включенного водяного насоса и меньше относительно условия постоянно выключенного водяного насоса.

В заключение, из того же самого экспериментального графика с фиг. 2 видно, что расход топлива, используя алгоритм способов согласно изобретению, является очень близким к расходу топлива, когда водяной насос постоянно выключен.

Эти факты являются очень важными с точки зрения уменьшенного расхода топлива.

Дополнительное преимущество изобретения заключается в том, что оно может быть осуществлено, используя простой переключаемый между включенным-выключенным состоянием водяной насос (ПВН), без требования остаточной циркуляции воды, когда переключаемый водяной насос выключен, для охлаждения головки блока цилиндров, избегая увеличения затрат на комплектующие.

В заключение, была определена экономия топлива в новом европейском цикле движения (NEDC), который считается представляющим типичное использование транспортного средства, используя способ согласно изобретению, которая составляет около 2%.

Хотя настоящее изобретение было описано относительно определенных предпочтительных вариантов осуществления и конкретных применений, следует понимать, что описание, изложенное выше, необходимо рассматривать в качестве примера, а не ограничения. Специалисты в данной области определят различные модификации в конкретных вариантах осуществления, которые входят в объем прилагаемой формулы изобретения. Следовательно, подразумевается, что изобретение не ограничено раскрытыми вариантами осуществления, причем оно обладает полным объемом, допускаемым формулировкой прилагаемой формулы изобретения.

1. Способ управления переключаемым водяным насосом для контура водяного охлаждения в двигателе внутреннего сгорания, отличающийся тем, что осуществляют мониторинг параметра, характеризующего температуру головки блока цилиндров, и в случае, когда указанная температура ниже заданного значения, выполняют, по меньшей мере, цикл включения-отключения для переключаемого водяного насоса, при этом цикл включения-отключения содержит, по меньшей мере, первую фазу, в которой водяной насос выключен в течение периода Т1 времени, и вторую фазу, в которой водяной насос включен в течение периода Т2 времени.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что период Т1 выключенного состояния водяного насоса превышает период Т2 включенного состояния водяного насоса.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что отношение между продолжительностью периода Т2 времени и продолжительностью периода Т1 времени равно или меньше чем 1/30.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что, когда температура головки блока цилиндров выше заданного значения, переключаемый водяной насос постоянно включен.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что заданное значение температуры, выше которой переключаемый водяной насос постоянно включен, составляет, по меньшей мере, 80°С.

6. Двигатель внутреннего сгорания, в частности дизельный двигатель, содержащий соответствующие датчики для измерения параметров, характеризующих процесс горения, отличающийся тем, что он содержит электронный блок управления, выполненный с возможностью реализации способа по любому из пп.1-5.

7. Устройство управления, содержащее компьютерную программу, включающую в себя компьютерный код для реализации способа по п.1.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано в охлаждающих устройствах транспортных средств, приводимых двигателем внутреннего сгорания. Охлаждающее устройство для транспортного средства, которое приводится в движение двигателем (2) внутреннего сгорания с турбонаддувом, содержит впускной трубопровод (8), направляющий сжатый воздух к двигателю (2) внутреннего сгорания, первый охладитель (9) воздуха турбонаддува и второй охладитель (10) воздуха турбонаддува для охлаждения сжатого воздуха, перед тем как он направляется в двигатель внутреннего сгорания, и систему регенерации энергии, содержащую контур (32) трубопровода с циркулирующим агентом, по меньшей мере один теплообменник (9, 14, 15, 34, 35), в котором циркулирующий агент должен поглощать тепло, так что он испаряется, турбину (37), в которой испарившийся агент должен расширяться, и по меньшей мере один конденсатор (43), в котором агент должен охлаждаться до температуры, при которой он конденсируется.

Изобретение относится к системе охлаждения компрессора дизеля. Способ охлаждения компрессора дизеля, включающего полость охлаждения компрессора, заключается в том, что полость охлаждения компрессора подключена к полости тройника дренажных трубок топливных форсунок, отводящих излишки топлива, а с помощью трубки отвода полость охлаждения компрессора соединена с топливным баком.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам охлаждения тепловых машин, например двигателей внутреннего сгорания, для повышения их эффективности.

Изобретение относится к устройствам управления для транспортных средств, обеспечивающим использования тепла, выделенного двигателем внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым установкам с двигателями внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к системам обнаружения и защиты от перегрева, в частности к способу предотвращения условий перегрева посредством измерения давления. .

Изобретение относится к области механики, в частности к способам и устройствам отработки тепловой защиты объектов от мощных направленных тепловых нагрузок с помощью защитного экрана.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к автоматическому регулированию температуры жидкости в системах охлаждения ДВС, и может быть использовано транспортными средствами.

Изобретение относится к комбинированным системам охлаждения транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к системам, обеспечивающим функционирование силовых установок автомобилей, и может быть установлено на двигателях внутреннего сгорания легковых автомобилей, имеющих двухконтурную систему охлаждения.

Изобретение относится к охлаждению двигателя внутреннего сгорания. В способе работы разделенного контура (1) охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания, в котором предусмотрены водяная рубашка (2) головки блока цилиндров и водяная рубашка (3) блока двигателя, разделенный контур (1) охлаждающей жидкости имеет насос (4), радиатор (6), элемент (7) управления, корпус (8) выпуска и отопитель (9), причем охлаждающая жидкость циркулирует в разделенном контуре (1) охлаждающей жидкости, при этом элемент (7) управления образован из термостата (12) и пропорционального клапана, который является отдельным от термостата, при этом термостат и пропорциональный клапан расположены, присоединены параллельно, на корпусе (8) выпуска, причем охлаждающая жидкость, проходящая через пропорциональный клапан (13), проводится через водяную линию (14) блока в водяную рубашку (3) блока двигателя, через линию (16) отопителя в отопитель (9) и через линию (17) радиатора в радиатор (6), при этом охлаждающая жидкость, проходящая через термостат (12), проводится через соединительную линию (18) в радиатор (6), причем термостат (12) и пропорциональный клапан (13) осуществляют поток охлаждающей жидкости через соответственную линию (14, 16, 17, 18) независимо друг от друга, но в качестве функции рабочих режимов (31, 32, 33, 34) двигателя внутреннего сгорания. Изобретение обеспечивает сокращение потребления топлива и выработки вредных выбросов, а также увеличение срока службы двигателя. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к разделенному контуру (1) охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания, в котором предусмотрены водяная рубашка (2) головки блока цилиндров и водяная рубашка (3) блока двигателя, при этом разделенный контур (1) охлаждающей жидкости имеет насос (4), радиатор (6), элемент (7) управления, корпус (8) выпуска и отопитель (9), причем охлаждающая жидкость циркулирует в разделенном контуре (1) охлаждающей жидкости. Разделенный контур охлаждающей жидкости характеризуется тем, что элемент (7) управления образован из термостата (12) и пропорционального клапана, который является отдельным от термостата, при этом термостат и пропорциональный клапан расположены, присоединены параллельно, на корпусе (8) выпуска, причем пропорциональный клапан (12) имеет водяную линию (14) блока в водяную рубашку (3) блока двигателя, линию (16) отопителя в отопитель (9) и линию (17) радиатора в радиатор (6), при этом термостат (12) имеет соединительную линию (18) с радиатором (6). Изобретение обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик охлаждения двигателя внутреннего сгорания. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к устройству управления для двигателя внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит высокотемпературный промежуточный охладитель (промежуточный охладитель ВТ) с водяным охлаждением всасываемого воздуха, нагнетаемого турбокомпрессором. Промежуточный охладитель содержит промежуточный охладитель ВТ, в который вводится охлаждающая вода, проходящая через блок цилиндров, и низкотемпературный промежуточный охладитель (промежуточный охладитель НТ), в который поступает охлаждающая вода НТ с меньшей температурой, чем у охлаждающей воды ВТ, при этом низкотемпературный промежуточный охладитель соединен впритык с впускной стороной высокотемпературного промежуточного охладителя ВТ. Целевую температуру НТ устанавливают на целевое значение для высокотемпературной стороны в случае, когда температура охлаждающей воды ВТ, поступающей в промежуточный охладитель ВТ, ниже, чем целевая температура ВТ, связанная с завершением прогрева, при этом целевую температуру НТ устанавливают на целевое значение для низкотемпературной стороны в случае, когда температура охлаждающей воды ВТ равна или выше, чем целевая температура ВТ. Изобретение обеспечивает сокращение промежутка времени, необходимого для прогрева двигателя внутреннего сгорания. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена система управления для ДВС, содержащего первый топливный инжектор, впрыскивающий топливо непосредственно в цилиндр ДВС, и второй топливный инжектор, впрыскивающий топливо во впускной канал ДВС, а также блок управления потоком охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения ДВС, выполненный с возможностью ограничения или прекращения циркуляции ОЖ при прогреве ДВС. Система управления снижает объем топлива, впрыскиваемого вторым топливным инжектором за один цикл, до объема, меньшего, чем второй базовый объем впрыска в соответствии с условиями работы ДВС, и увеличивает объем топлива, впрыскиваемого первым топливным инжектором за один цикл, до объема, большего, чем первый базовый объем впрыска в соответствии с условиями работы ДВС, в течение заданного периода после окончания операции ограничения потока ОЖ. Технический результат - уменьшение варьирования воздушно-топливного соотношения из-за варьирования температуры стенки впускного канала. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к системам охлаждения двигателя. Предложены способы и системы для ускорения прогрева системы двигателя посредством задержанного хладагента в одном из множества контуров в системе охлаждения двигателя. Ухудшение работы различных клапанов и термостатов системы охлаждения может быть диагностировано регулированием клапана и наблюдением изменений одной или более из температуры хладагента, температуры трансмиссии и температуры в салоне. На основании условий работы двигателя различные клапаны могут регулироваться для изменения температуры хладагента в различных областях системы охлаждения, тем самым предоставляя преимущества с точки зрения экономии топлива. Изобретение обеспечивает улучшения производительности двигателя за счет регулирования температуры хладагента в главной линии. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 12 ил.

Настоящее изобретение относится к машиностроению, а именно к системам регенерации тепла двигателя. Способ регенерации тепла для двигателя включает уменьшение объема циркулирующей теплопередающей текучей среды. Опорожнение устройства аккумулирования тепла для нагрева компонента двигателя. А также распределение циркулирующей теплопередающей текучей среды по одной или более системам двигателя. Также раскрыты варианты системы регенерации тепла для двигателя. Технический результат заключается в обеспечении доступности аккумулированного тепла от предшествующей работы двигателя при запуске для обеспечения быстрого прогрева различных компонентов двигателя. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к двигателю внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением, содержащему головку блока цилиндров, контур хладагента для обеспечения жидкостного охлаждения, содержащий охлаждающую рубашку, встроенную в головку блока цилиндров, напорную магистраль для подачи хладагента в охлаждающую рубашку, выпускную магистраль для осуществления выпуска хладагента и возвратную магистраль, которая ответвлена от выпускной магистрали и открыта в напорную магистраль, и насос (1) хладагента, обеспеченный в контуре хладагента для подачи хладагента, привод которого содержит жидкостную фрикционную муфту (1a) для управления мощностью насоса (1) хладагента, причем жидкостная фрикционная муфта (1a) содержит накопительную камеру (3) для накопления фрикционной текучей среды и сдвиговую камеру (4), которая отделена от этой накопительной камеры (3) посредством стенки и в которой, посредством фрикционной текучей среды, крутящий момент может передаваться с входного компонента (6b) насоса на выходной компонент (6a) насоса, который механически связан с подающим устройством (8) насоса (1), причем накопительная камера (3) и сдвиговая камера (4) могут быть соединены вместе или отделены друг от друга посредством соединительного канала (12). Предложен двигатель внутреннего сгорания, в котором количество хладагента, подаваемого посредством насоса хладагента, может меняться в большей степени или меньшей степени. Это достигается двигателем внутреннего сгорания, который снабжен дополнительным насосом (9) для подачи фрикционной текучей среды, посредством которого фрикционная текучая среда может активно подаваться между накопительной камерой (3) и сдвиговой камерой (4). Изобретение обеспечивает регулирование подачи хладагента. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано в устройствах для теплообмена внутри транспортных средств с использованием контуров охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Система (10) двигателя для транспортного средства содержит двигатель (12), турбонагнетатель (20), выполненный с возможностью сжатия всасываемого воздуха (30) перед тем, как всасываемый воздух принимается в двигателе (12). Система (10) двигателя содержит охладитель (40) наддувочного воздуха, функционально расположенный между турбонагнетателем (20) и двигателем (12), и систему (50) охлаждения. Система (50) охлаждения выполнена с возможностью работы в первом режиме для обеспечения первого контура охлаждения для охлаждения двигателя (12) и второго отдельного контура охлаждения для охлаждения воздуха, проходящего через охладитель (40) наддувочного воздуха. Система (50) охлаждения выполнена с возможностью переключения для работы в по меньшей мере втором режиме для обеспечения третьего контура охлаждения, в котором хладагент из двигателя (12) передается в охладитель (40) наддувочного воздуха для нагрева перед рециркуляцией обратно в двигатель (12) для нагрева двигателя. Технический результат заключается в уменьшении времени повышения температур хладагента и моторного масла двигателя. 23 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к систем охлаждения для транспортного средства. Система охлаждения содержит насос (3) охлаждающей текучей среды, который выполнен c возможностью осуществления циркуляции охлаждающей текучей среды в системе охлаждения, охлаждающее устройство (5) для охлаждения охлаждающей текучей среды и клапан (10), который выполнен с возможностью направления охлаждающей текучей среды к охлаждающему устройству (5) для охлаждения или к обратному трубопроводу (13) без охлаждения, первый контур (6), который содержит каналы (6а) системы охлаждения для охлаждения двигателя (1) внутреннего сгорания, и второй контур (17) для охлаждения гидравлического замедлителя. Первый контур (6) выполнен с возможностью направления охлаждающей текучей среды от насоса (3) охлаждающей текучей среды к первому входному отверстию (10с) на клапане (10). Второй контур (17) выполнен с возможностью направления охлаждающей текучей среды ко второму входному отверстию (10d) на упомянутом клапане(10). Клапан (10) выполнен с возможностью блокировки в рабочих условиях, при которых гидравлический замедлитель не активирован, второго входного отверстия (10d) и соответственно циркуляции охлаждающей текучей среды через второй контур в то же самое время, когда он принимает охлаждающую текучую среду из первого контура (6) через первое входное отверстие. Изобретение обеспечивает охлаждение двигателя внутреннего сгорания и гидравлического замедлителя. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Предложен способ управления переключаемым водяным насосом для контура водяного охлаждения в двигателе внутреннего сгорания, при котором осуществляют мониторинг параметра, характеризующего температуру головки блока цилиндров, и в случае, когда указанная температура ниже заданного значения, выполняют, по меньшей мере, цикл включения-отключения для переключаемого водяного насоса, при этом цикл включения-отключения содержит, по меньшей мере, первую фазу, в которой водяной насос выключен в течение периода T1 времени, и вторую фазу, в которой водяной насос включен в течение периода T2 времени. Рассмотрены также двигатель для осуществления способа и устройство управления. Изобретение обеспечивает понижение расхода энергии и повышение эффективности двигателя. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Наверх