Силовая установка газотурбовоза

 

262!40

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено,21.VI. 1967 (№ 1169873!27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 26Л.1970. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания ЗХ1.1970

Кл. i20b, 5/03

МПК, В 61с

УДК 625.282-843.01 (088.8) Комитет по делам изобретений н открытий прн Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

Ю. Г. Кириллов, М. Н. Найш, E. Д. Пелипей, Б. П. Румянцев, В. С. Седач, Н. А. Турик и С. П. Филонов

Луганский машиностроительный институт

Заявитель

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА

Известны силовые установки газотурбовозов, состоящие из турбины, генератора газа, редуктора, двухвальной коробки перемены передач и системы управления.

Описываемая силовая установка отличается от известных тем, что в качестве турбины использована реверсивная двухдисковая турбина, ротор которой через редуктор кинемапически связан с промежуточным валом коробки перемены передач с механическим синхронизатором и муфтой, а система управления выполнена в в иде рычажно-кулачкового механизма, обеспечивающего включение механического синхронизатора и муфты и одновременно связывающего последнюю с приводом главного, запорного .и реверсивного клапанов турбины. Это уменьшает инерционные нагрузки и крутильные колебания в элементах передачи.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема описываемой силовой установки; на фиг.2— конструкпивное выполнение некоторых элементов схемы на фиг. 1.

На роторе 1 реверсивной тяговой турбины жестко закреплены диск 2 с лопатками прямого вращения и диск 8 с лопатками обратного вращения. Двухступенчатый редуктор состоит из планетарного механизма 4 и зубчатой пары колес 5 и б. Две ступени .скоростей коробки перемены передач обеспечиваются зубчатой парой колес 7 и 8 для первой ступени и зубчатой парой колес 9 и 10 для второй ступени. Зубчатые колеса 8 .и 10 установлены на валах, опирающихся на подшипники 11, смон. тированные в корпусе коробки перемены передач. На выходном валу 12 на,шли цевом подвижном соединении установлена муфта И, с помощью которой вал 12 может соединяться или с зубчатым колесом 8 первой ступени, 1р ил и с зубчатым колесом 10 второй ступени.

Ступицы колес 14 и 15 имеют внутренние шлицы, сопрягаемые с наружными шлицами муфты 18, и снабжены тормозными кон ическими поверхностям и 1б, сопрягаемыми в период синхрон|изации с коническими поверхностями тормозного барабана 17 механического синхронизатора. Через T-образные вырезы 18 тормозного барабана проходят свободно несколько радиальных пальцев 19, жестко свя2р зывающих между собой муфту 18 с переставным кольцом 20. В паз кольца 20 входит вилка 21 с подшипниками 22 на концах. Вилка 21 снабжена направляющей втулкой 28, скользящей по валику 24, а также хвостовиком 25, 2s подвижно сопряженным со штоком 2б переключения скоростей между двумя упорами 27 на штоке 2б. Шток 2б перемещается в подшипниках 28 в осевом направлении с поршнем 29 пневмоцилиндра 80. Сжатый воздух

Вр подается в пневмоцилиндр 80 через распре262140 делительный золотник Л, шток 32 которого шарнирно соединен с угловым рычагом 83 и поворотным рычагом 34, который поворач ивает,шток 26 на определенный угол, но не препятствует продольным перемещениям штока, благодаря подвижному шлицевому соед инению штока 26 с рычагом 84. На штоке 26 жестко закреплен барабан 35 с кулачками 36 переключения с первой ступени на вторую и кулачками 37 для переключения со второй ступени на первую, взаимодействующими с толкателем 38. Кулачок 39, работающий при включении второй ступени скорости с толкателем 40, служит для перестановки реверсивного клапана турбины. Толкатель 38 через рычаг 41 перемещает главный запорный клапан

42, который или перекрывает доступ газа в турбину и сообщает генератор газа через патрубок 43 и атмосферный патрубок 44 с атмосферой, или закрывает атмосферный патру бок 44 и пропускает газ в сопловый аппарат турбины.

К системе управления также относятся пруж|ина 45, управляющая клапаном 42, соленоид

46, рычапи 47:и 48, шарнирная тяга 49, кулиса 50 и кулисная тяга 5l, приводящая в действие реверсивный клапан 52, открывающий сопловой аппарат 53 диска 2 прямого вращения:и закрывающий одновременно сопловый аппарат 54 диска 3 обратного вращения.

Рукоятка 55 для реверсирован ия хода газотурбовоза через угловой рычаг 56 и шарнирное звено 57 переставляет кулисную тягу 51 в верхнее положение в кулисе 50. Кулисный ме5 ханизм позволяет изменить направление перемещения реверсивного сдвоенного клапана

52 с прямого на обратное при одном лишь кулачке 39 на барабане 35 и обеспечить процесс синхронизации прои переключении с пер10 вой на вторую ступень скоростями, а также передний и задний ход транспортной машины.

Предмет изобретения

Силовая установка газотурбовоза, состоя15 щая из турбины, генератора газа, двухвальной коробки перемены передач, редуктора и системы управления, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения инерционных нагрузок и крутильных колебаний в элементах передач и, 20 в качестве турбины использована реверсивная двухдисковая центростремительная турбина, ротор которой через редуктор кинематически связан с промежуточным валом коробки перемены передач с механическим синхрониза25 тором и муфтой, а система управления выполнена в виде рычажно-кулачкового механицизма, обеспечивающего включение механического синхронизатора и муфты и одновременно связывающего последнюю с приводом главного, 50 запорного и реверсивного клапанов турбины.

17

Редактор Л. Панус

Заказ 1319/4 Тираж 500 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москвз, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

З7

437

Составитель В. Сергеев

Техред Л. Я. Левина

Корректоры: В. Петрова и Е. Ласточкина

Силовая установка газотурбовоза Силовая установка газотурбовоза Силовая установка газотурбовоза Силовая установка газотурбовоза 

 

Наверх