Устройство для охлаждения лобовых частей обмотки статора электричеокой машины

 

оесо юз на@

Рйтентно-техническая биби во тека M6 J

О П И С А Н И Е 267735

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства х—

Кл. 21с1т, 55/01

Заявлено 17.Х11.1966 (№ 1119382i24-7) с присоединением заявки ¹ 1119381/24-7

Приоритет

Опуоликовано 02ЛЪ .1970. Бюллетень М 13

Дата опубликования описания 9ХП.1970.ЧПК H 02k

УДК 621 313 32 043 2 045. .5-71 (088,8) Комитет по делам изобретеиий и открытий при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

Заявитель

Ф. P. Коренцвит

Уральский ордена Трудового Красного Знамени завод

«Уралэлектротяжмаш» имени В. И. Ленина

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ

ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Известны устройства для охлаждения лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащие осевой вентилятор, установленный на валу машины, и диффузор, размещенный под лобовыми частями статорной обмотки в зоне вентилятора.

Однако в этих устройствах вследствие глубокого расположения головок лобовых частей обмотки статора в диффузоре и отсутствия интенсивного обмена газа в этой зоне лобовых частей наблюдается перегрев головок, т. е. зоны лобовых частей, примыкающих к местам соединений стержней.

Предлагаемая конструкция устройства позволяет повысить интенсивность охлаждения.

Его особенность заключается в том, что в цилиндрической части диффузора выполнены щелевые каналы. Каналы могут быть выполнены с уклоном, противоположным движению газа под диффузором, в направлении движения газа под диффузором или перпендикулярными движению газа.

На фиг. 1 схематически изображено предложенное устройство (щелевые каналы диффузора имеют уклон в направлении, противоположном движению газа под диффузором), на фиг. 2 — устройство, в котором щелевые каналы диффузора имеют направление движения газа под диффузором.

Устройство содержит осевой вентилятор 1, закрепленный на роторе 2. Крылья 3 вентилятора расположены в цилиндрической части 4 диффузора 5 под лобовыми частями 6 обмотки статора, orðàíè÷åííûìï диффузором 5, сердечником статора 7 и обшивкой 8, в которой имеются вентиляционные отверстия 9.

В цилиндрической части 4 дпффузора 5 за крыльями 8 вентилятора 1 в напорной зоне

10 в виде щелевых каналов 10 выполнены заборники с уклоном в сторону. противоиоложную направлени;о движения газа под диффузором (см. фиг. 1), или с уклоном B направлении движения газа под диффузором (см. фиг. 2).

15 (Направление движения газа показано стрелками).

Пространство 11, ограниченное диффузором

5, лобовыми частями 6 и их головками 12, перекрыто по краям диффузора 5 кольцевь1ми

20 щитками 18 и 14.

При вращении ротора поток газа под действием напора вентилятора 1 направляется к ротору 2. Часть потока газа ответвляется и псступает между диффузором 5 и сердечни25 ком статора 7 и лобовым частям 6 обмотки.

Газ проходит между лобовыми частями 6 на участке между диффузором и сердечником статора, охлаждает этот участок лобовых ча. стей и выходит через вентиляционные отвер30 стия 9 обшивки 8, 267735

Пр едм ет изо бретения

Составитель М. Подгорная

Редактор Т. Гребенник Техред Л. В. Куклина Корректор Н. С. Сударенкова

Заказ 1814/10 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-85, Раупзская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

1оловки 12 и прилегающий к ним участок лобовых частей б охлаждаются газом, проходящим под действием динамического напора вентилятора 1 через каналы 10 в пространстве 11. Газ, пройдя через головки 12 и прилегающий к ним участок лобовых частей б, выходит через отверстия 9.

Кольцевые щитки И и 14 препятствуют проходу газа мимо головок и лобовых частей обмотки, повышая эффективность охлаждения.

Расположение канала 10 перпендикулярно направлению движения газа за вентилятором

1 под цилиндрической частью 4 диффузора позволяет максимально использовать скорость газа, что обеспечивает повышение эффективности охлаждения. Газ, поступивший к лобовым частям б обмотки (ci I. Фиг. 2), охлаждает их и выходит в пространство 11, из которого попадает в каналы 10 в диффузоре 5.

Направленное движение газа у лобовых частей б обеспечивается эжекцией, создаваемой потоком газа, движущимся под наклонными щелевыми каналами 10 диффузора.

1. Устройство для охлаждения лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее осевой вентилятор, установленный на валу машины, и диффузор, размещенный под лобовыми частями статорной обмотки в зоне вентилятора, отличающееся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаж10 дения, в цилиндрической части диффузора выполнены щелевые каналы.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что указанные щелевые каналы выполнены с уклоном, противоположным движению газа

15 под диффузором.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что указанные щелевые каналы выполнены с уклоном в направлении движения газа под диффузором.

20 4. Устройство по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что указанные щелевые каналы перпендикулярны движению газа под диффузором.

Устройство для охлаждения лобовых частей обмотки статора электричеокой машины Устройство для охлаждения лобовых частей обмотки статора электричеокой машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх