Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2610727:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо, преимущественно цилиндрическое плоской формы, содержащее ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска. На обоих торцах ступицы, обода и зубчатого венца укреплена пара кольцевых накладок, внутренний диаметр которых больше внутреннего диаметра ступицы, а наружный их диаметр больше диаметра окружности вершин зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами.

Известно цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы, содержащее ступицу, тело в виде диска, обода и зубчатого венца, ширина которого больше толщины тела (диска) - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 178, рис. 12.12.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при работе колеса в режиме смазывания жидкими смазочными материалами - картерном смазывании методом погружения, смазывании методом поливания и т.п. - применяемый жидкий смазочный материал будет захватываться внутренними поверхностями обода колеса и переноситься ими. Этот процесс является нежелательным, т.к. в этом случае захватываемый смазочный материал в процессах трения рабочих поверхностей зубчатого колеса не участвует. Захваченный в данном случае смазочный материал перемещается бесцельно, смачивая торцы тела колеса, подвергаясь при этом окислению и запылению, кроме того, при этом смазочный материал подвергается взбалтыванию, вспениванию и т.п. Кроме того, жидкий смазочный материал может захватываться сквозными отверстиями, выполняемыми в дисках между ободом и ступицей и служащими для снижения материалоемкости зубчатых колес, а также для удобства крепления зубчатых колес на стенках при обработке зубчатых колес. Также смазочный материал захватывается и внешними поверхностями ступицы, выступающими за габариты дисков. Это ухудшает качество смазывания зубчатого колеса.

В качестве прототипа взята конструкция цилиндрического зубчатого колеса плоской формы, содержащего ступицу, тело в виде диска, обода и зубчатого венца, ширина которого больше толщины диска - см. «Заплетохин В.А. Конструирование деталей механических устройств: Справочник. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. - 669 с.: ил.», стр. 467, табл. 4.26.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатого колеса.

Для этого цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы содержит ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска. Причем на обоих торцах ступицы, обода и зубчатого венца укреплена пара кольцевых накладок. Внутренний диаметр накладок больше внутреннего диаметра ступицы, а их наружный диаметр больше диаметра окружности вершин зубчатого венца.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы - вид сбоку в разрезе.

На чертеже показаны: ступица 1, тело 2 в виде диска, обод 3, зубчатый венец 4, сквозные отверстия 5, кольцевые накладки 6; ширина В зубчатого венца 4 (а также - ступицы 1 и обода 3); толщина С диска 2; расстояние а от торцов диска 2 до торцов обода 3 и кольцевых накладок 6; внутренний диаметр d1 ступицы 1; диаметр d2 отверстий 5; диаметр Дв окружности вершин зубчатого венца 4; наружный диаметр Дн и внутренний диаметр Двн кольцевых накладок 6; зазор Δ между внутренним радиусом кольцевых накладок 6 и внутренним радиусом ступицы 1; разница Δ2 между наружным радиусом накладок 6 и радиусом окружности вершин зубчатого венца 4.

Цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы содержит ступицу 1 с внутренним диаметром d1, тело 2 в виде диска толщиной С, обод 3 и зубчатый венец 4 с диаметром Дв окружности вершин. Ширины ступицы, обода и зубчатого венца равны В и превышают на величину 2а толщину С диска. В диске выполнен ряд сквозных отверстий 5 диаметром d2. На обоих торцах колеса - ступицы, обода и зубчатого венца - укреплена пара кольцевых накладок 6. Внутренний радиус накладок (диаметром Двн) больше внутреннего радиуса ступицы (диаметром d1) на величину Δ1; этот зазор служит для предотвращения зацепления этих накладок за вал при установке на него данного зубчатого колеса. Наружный радиус накладок (диаметром Дн) больше радиуса окружности вершин зубчатого венца (диаметром Дв) на величину Δ2.

При работе колеса со смазыванием его жидким смазочным материалом (методом погружения, полива и т.п.), кольцевые накладки 6, укрепленные на торцах колеса, не позволяют жидкому смазочному материалу попадать на внутренние поверхности обода 3 и внутренние поверхности отверстий 5 в теле 2 (при их наличии). Тем самым исключается бесцельное перемещение смазочного материала этими поверхностями при вращении колеса, сопровождающееся взмучиванием и вспениванием этого смазочного материала. Перекрытые накладками 6 торцов зубчатого венца 4 по высоте его зубьев - на величину Δ2 (за счет превышения величины диаметра Дн накладок 6 диаметра Дв окружности вершин зубчатого венца 4) позволяет удерживать в доне профиля зубчатого венца 4 (в том числе - и в зоне зацепления его зубьев) смазочный материал, что оптимизирует процесс трения зубьев зубчатого венца колеса.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет снизить при его работе со смазыванием жидким смазочным материалом возмущающее его воздействие на смазочный материал, а также удерживать смазочный материал в зоне трения зубьев зубчатого венца. Тем самым повышается качество смазывания зубчатого колеса.

Зубчатое колесо, преимущественно цилиндрическое плоской формы, содержащее ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска, отличающееся тем, что на обоих торцах ступицы, обода и зубчатого венца укреплена пара кольцевых накладок, внутренний диаметр которых больше внутреннего диаметра ступицы, а наружный их диаметр больше диаметра окружности вершин зубчатого венца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружаются нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней зубчатой передачи или другие ее элементы, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах, - редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус с ребрами жесткости, расположенными внутри него, и масляной ванной с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к передаточным механизмам и может быть использовано в рельсовых транспортных средствах. Система передаточного механизма рельсового транспортного средства по меньшей мере с одной парой косозубых цилиндрических зубчатых колес, включает в себя приводную шестерню и ведомое колесо в виде находящихся в зацеплении цилиндрических зубчатых колес, которые установлены в корпусе передаточного механизма через подшипники с цилиндрическими роликами. По меньшей мере на одном из цилиндрических зубчатых колес закреплен по меньшей мере один упорный буртик с соотнесенной контактной областью для улавливания осевых сил. Каждый упорный буртик выполнен по существу в виде упорной шайбы с соотнесенной в окружной области упорной шайбы контактной областью, причем, по меньшей мере, в окружную область упорной шайбы независимо от вращательного движения, по меньшей мере, участками подается смазочный материал. Обеспечивается улавливание возникающих осевых сил и достаточная подача смазываемого материала. 11 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх