Тренажерный комплекс для подготовки судоводителей

Изобретение относится к области информационно-коммуникационных технологий, а именно к оборудованию, обеспечивающему подготовку судоводителей. Комплексный тренажер содержит подготовленные упражнения, установленные на компьютере, который назначен пультом управления инструктора. Все пульты управления обучаемого объединены в группы по усмотрению инструктора для совместного решения задачи расхождения. Они распространяются по локальной сети в виде сети общего пользования, которая является серийной, на каждую группу и на каждый пульт управления обучаемого с учетом конкретного задания для каждого. Индивидуальные персональные компьютеры имеют связь между собой через пульт управления инструктора в пределах назначенной инструктором группы. Техническим результатом является повышение качества знаний и навыков судоводителей в управлении судном при использовании радиолокационной информации. 3 ил.

 

Изобретение относится к области информационно-коммуникационных технологий, а именно к оборудованию, обеспечивающему подготовку судоводителей в соответствии с модельным курсом Международной Морской Организации IMO 1.07 (RADAR Navigation, Radar Plotting and use of ARPA Model Course).

В соответствии со стандартами Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) данная Международная Морская Организация (IMO) разработала модельные курсы подготовки морских специалистов, которые определяют цели и задачи данного курса, а также компетентность обучающихся с применением необходимого оборудования.

Так, например, известный аналог, модельный курс 1.07 (RADAR NAVIGATION, RADAR PLOTTING AND USE OF ARPA Radar Navigation at Operational level (Model course 1.07) (1999 Edition), ISBN 978-92-801-61106) предназначен для изучения с использованием специального оборудования дисциплины «Предотвращение столкновений судов». Общеизвестно, что столкновения судов часто происходят из-за ошибок судоводителя в ненадлежащем использовании радиолокатора и средств радиолокационной прокладки как при ограниченной видимости, так и при хорошей погоде. При развитии ситуации опасного сближения общей ошибкой является изменение курса на основании недостаточной информации в их использовании или превышение неоправданно задаваемой безопасной скорости. Радиолокационная информация и средства радиолокационной прокладки могут помочь вахтенному офицеру в обеспечении надлежащего наблюдения в районах с интенсивным движением судов.

Названный модельный курс 1.07 требует наличия радиолокационного тренажера с пультом инструктора и достаточным количеством дисплеев своего судна для работы с группой обучающихся. Специальное оборудование должно включать по крайней мере две рабочие судовые радиолокационные станции (конвенция ПДМНВ A-I/12, часть 1, параграф 4.3), которые должны имитировать операционные возможности навигационного радиолокационного оборудования со всеми применяемыми стандартами IMO (резолюции A.222(VII), A.278(VIII), А.477(XII) и А.832(19)). Каждое рабочее место тренажера должно быть обеспечено маневренным планшетом и прокладочным инструментом. Для изложения теоретической части курса необходима аудитория с классной доской и мультимедийным комплексом.

Во исполнение данных стандартов, в частности, во всех морских учебных заведениях устанавливаются тренажеры управления судном и вспомогательные компьютерные классы для подготовки обучающихся к управлению судном на основании радиолокационной информации, которые обладают общими недостатками, такими как: дороговизна поставляемого специального оборудования, ограниченность количества рабочих мест, необходимость наличия нескольких персональных компьютеров для каждого рабочего места, перегруженность программного обеспечения дополнительными функциями, не связанными с целями и задачами данного конкретного курса.

Наиболее близким прототипом и перспективным техническим средством для тренажерного обучения является тренажерный комплекс управления судном для подготовки судоводителей в локальной компьютерной сети в соответствии с модельным курсом IMO фирмы TRANS AS NAVI-TRAINER 5000 (http://www.ru.transas.com/products/simulation/navigational-simulators/NTPROSTCW), содержащий пульт управления инструктора (ПУИ), пульты управления обучаемых (ПУО), выполненные в виде стандартных индивидуальных персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, содержащую высокоскоростной канал передачи информации, предоставляемый подключаемым устройствам для кратковременного монопольного использования в пределах компьютерного комплекса. При этом он содержит набор дисплеев на каждом пульте для обработки информации о взаимном перемещении судов, консоли имитации обучаемыми управления судном, аудиторию с классной доской и мультимедийным комплексом, блок питания тренажера, специально приобретенную, установленную и настроенную локальную компьютерную сеть для обмена информацией с пультом инструктора и компьютеры для каждого монитора пульта обучаемого для имитации оборудования навигационного мостика и математической модели судна, а именно по три компьютера на каждое рабочее место, т.е. содержит специализированное тренажерное морское оборудование.

Применяемое программное обеспечение тренажера установлено на сервере сети, в которую включены консоли рабочих мест. При использовании тренажера распределение задач среди рабочих мест производится инструктором в режиме «Задачи настройки», который создается с помощью редактора конфигурации и сохраняется на сервере инструктора. Задачи тренажера выполняются программой маршрутизатора в соответствии с заданной конфигурацией задач. В соответствии с их функциональным назначением, задачи при обучении объединены в два типа:

- маршрут - задач общего назначения;

- навигационный мостик - задач, осуществляющих имитацию объекта. Маршрутная группа, как правило, включает в себя технические элементы:

- пульт инструктора рабочих станций (инструктор);

- станции движения судна или физического моделирования процесса станции (модель);

- станции взаимодействия с внешними системами симуляторов (порты). Как правило, группа навигационного мостика содержит:

- станции для визуальной презентации виртуального пространства тренажера;

- консоли, имитирующие оборудование или снаряжение симулятора управления имитируемого судна.

Известный тренажер может иметь только один тип маршрутной группы и до 32 групп навигационного мостика в домене имитатора.

Известные навигационные тренажеры данного типа в любых конфигурациях позволяют осуществлять обучение навыкам работы с современными радарами/САРП (средства автоматической радиолокационной прокладки). При этом используются компьютерные имитаторы, рабочие блоки которых находятся в помещении инструктора. Обучение соответствует международным стандартам, в частности ПДМНВ-95 (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты), и включает тренинг по следующим программам обучения:

- РЛС (радиолокационная станция) наблюдение;

- ведение радиолокационной прокладки;

- предупреждение столкновений на основе правил IMO и с использованием радиолокационного планшета;

- ориентирование в ситуации, включая определение элементов движения целей, дистанций до целей, пеленга, курсов и скоростей;

- выполнение вычислений по целям, как, например, CPA (дистанция кратчайшего сближения), ТСРА (время прохождения дистанции кратчайшего сближения), изменение курсов и скоростей;

- настройка дисплеев РЛС/САРП и поддержание их в рабочем состоянии.

Известная система работает следующим образом:

- на пульте управления инструктора (ПУИ) устанавливается заранее подготовленное упражнение, например безопасный проход судна в районе интенсивного судоходства при условиях ограниченной видимости;

- по локальной компьютерной сети это задание распространяется на каждый пульт управления обучаемого (ПУО) с учетом конкретного задания для каждого обучаемого;

- по команде инструктора каждый обучаемый на своем рабочем месте осуществляет управление своим судном с помощью руля и машинного телеграфа консолей имитации управления судном для установки хода главных двигателей, оценивая обстановку с использованием имитации радиолокационной станции (РЛС) и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП), причем данная имитация осуществляется с помощью как внешних устройств, расположенных на рабочем месте инструктора, так и на компьютерах пульта управления обучаемого (ПУО);

- после окончания плавания обучаемые могут ознакомиться с результатом по записанному лог файлу на анализаторе инструктора и получить распечатку этих результатов;

- поскольку тренажер оборудован системой видео и аудио наблюдения, то эти записи используются при разборе выполненных упражнений.

Недостатки известного технического средства, принятого за прототип, заключаются в следующем, а именно: все навигационные тренажеры, поставляемые в морские учебные заведения:

1) являются дорогостоящим специальным приобретением, так как покупается и поставляется программное обеспечение вместе со специализированным комплектом оборудования пульта инструктора и рабочих мест обучающихся, что приводит к неизбежному ограничению количества судоводителей, занятых в тренажерном процессе;

2) требуют выделения отдельных помещений, которые не могут быть использованы ни в каких других целях, что обусловлено тем, что используется специально поставленная, установленная и настроенная локальная компьютерная сеть, привязанная к необходимому специализированному программному обеспечению тренажера;

3) каждое рабочее место для имитации информации о местоположении судов и управления судном требует наличия как минимум трех персональных компьютеров, входящих в комплект поставки оборудования тренажера, принятого за прототип;

4) применяемое необходимое программное обеспечение, обеспечивающее работу известного тренажера, перегружено излишними функциями, не являющимися необходимыми требованиями IMO для данного конкретного курса, что приводит опять же к удорожанию продукта.

В силу указанных причин инструкторы-преподаватели из-за недостатка рабочих мест для обучаемых вынуждены увеличивать лекционные часы за счет практических занятий на тренажерах, что не способствует достижению требуемых стандартов обучения. Существенно то, что лекционное обучение может быть эффективным, только если сопровождается практическими занятиями.

Технической задачей, на которую направлено заявляемое изобретение, является устранение указанных выше недостатков, а именно: дороговизна поставляемого специализированного оборудования, ограниченность количества рабочих мест, необходимость наличия нескольких персональных компьютеров для каждого рабочего места, перегруженность программного обеспечения дополнительными функциями, не связанными с целями и задачами данного конкретного курса.

Характерно то, что в известном тренажерном комплексе для подготовки судоводителей, содержащем пульт управления инструктора (ПУИ), пульты управления обучаемых (ПУО) с набором дисплеев для обработки информации о взаимном перемещении судов и консоли имитации управления судном, аудиторию с классной доской и мультимедийным комплексом, блоком питания тренажера, применяется известная специально поставленная, установленная и настроенная локальная компьютерная сеть для обмена информацией пульта инструктора (ПУИ) и пультов обучаемых (ПУО).

Для решения данной задачи и разработан заявляемый тренажер.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в известном тренажерном комплексе для подготовки судоводителей в локальной компьютерной сети в соответствии с модельным курсом IMO, содержащим пульт управления инструктора и пульты управления обучаемых, выполненные в виде стандартных индивидуальных персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, содержащую высокоскоростной канал передачи информации, предоставляемый подключаемым устройствам для кратковременного монопольного использования в пределах территории компьютерного комплекса, В ОТЛИЧИЕ ОТ НЕГО локальная компьютерная сеть заявляемого тренажерного комплекса выполнена в виде сети общего пользования, являющейся серийной и подключающейся к стандартному общепринятому каналу передачи информации для использования в пределах всей организации пользователя тренажерного комплекса, при этом она дополнительно содержит блок, имитирующий РЛС, и блок, имитирующий авторулевое устройство и машинный телеграф управления двигателем, который подключен к стандартному персональному компьютеру через стандартный USB порт, причем на каждый компьютер рабочего места обучаемого установлено необходимое программное обеспечение с конкретной задачей обучения и осуществления контроля знаний в установленных компетенциях, а индивидуальные персональные компьютеры в объединенной локальной компьютерной сети общего пользования имеют через пульт управления инструктора связь между собой в пределах назначенной инструктором группы для выполнения совместной задачи расхождения.

Совокупность отличительных и ограничительных признаков заявляемого изобретения, выражающаяся в применении стандартной локальной компьютерной сети общего пользования, являющейся компьютерной серийной и не требующей специально разработки и настройки, а также, в совокупности, и в установке дополнительного блока имитации управления, в совокупности с их связями, обеспечивает достижение поставленной технической задачи следующим путем:

- на компьютере, который при установке системы был назначен пультом управления инструктора (ПУИ), устанавливаются заранее подготовленные упражнения, и с этого же компьютера ПУИ производится распределение обучаемых по группам по усмотрению инструктора;

- по локальной сети эти задания распространяются на каждую группу обучающихся соответственно, и на каждый пульт управления обучаемого (ПУО) с учетом конкретного задания для каждого обучаемого;

- по команде инструктора ПУИ каждый обучаемый на своем рабочем месте осуществляет управление своим судном с помощью блока, имитирующего работу руля и машинного телеграфа для установки хода главных двигателей, оценивая обстановку в своей группе судов с использованием имитации радиолокационной станции (РЛС) и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП), причем данная имитация осуществляется с помощью программного обеспечения (не является объектом притязания), установленного на компьютере рабочего места обучаемого;

- после окончания учебного плавания обучаемые могут ознакомиться с результатом по записанному лог файлу на своем рабочем месте пульте управления обучающегося (ПУО), а также вся информация о командах, отданных обучаемым в процессе плавания, записывается в базу данных по группе обучаемых, расположенной на компьютере, который при установке системы был назначен пультом управления инструктора (ПУИ), и эти записи используются при разборе выполненных упражнений и оценке действий обучаемых;

- в дополнение к инструментам анализа и оценки действий обучаемого по решению заданного упражнения, в заявляемом тренажерном комплексе на пульте управления обучающегося (ПУО) и на пульте управления инструктора (ПУИ) предоставляется оптимальный рассчитанный вариант маневра для сравнения с действиями обучаемого, что достигается благодаря специально разработанному программному обеспечению;

- в дополнение к функциям известного тренажерного комплекса, на каждом рабочем месте (ПУО) возможна индивидуальная работа обучаемого даже при выключенном пульте инструктора (ПУИ); при выключенном пульте инструктора обучаемому предоставлена возможность «пересаживаться» с судно на судно, чтобы иметь возможность оценки ситуации с позиции каждого участника упражнения, что также достигается благодаря специально разработанному программному обеспечению;

- все данное программное обеспечение рабочего места может быть установлено на персональном компьютере обучаемого и вне помещения тренажера, и обучаемый может самостоятельно продолжить закрепление полученных знаний и навыков в пределах всей организации пользователя тренажерного комплекса по подготовке судоводителей в соответствии с установленным модельным курсом Международной Морской Организации IMO 1.07;

- в отличие от известного тренажерного комплекса, на заявляемом комплексе может быть одновременно запущено для выполнения несколько независимых упражнений для различных групп обучаемых, формируемых по усмотрению инструктора, и количество рабочих мест неограниченно (ограничением является только оперативная память компьютера, который назначен пультом управления инструктора (ПУИ) при установке системы), что достигается при включенном ПУИ благодаря возможности связи между индивидуальными персональными компьютерами в пределах назначенной инструктором группы в локальной сети общего пользования;

- устранены недостатки известного технического решения:

1) в отличие от прототипа, не требуется приобретения специализированного дорогостоящего комплекта оборудования со специально поставленной и настроенной локальной компьютерной сетью, поскольку используется ранее установленное в общеобразовательных целях применяемое компьютерное оборудование;

2) не требуется выделения специальных отдельных помещений, поскольку используются классы общего назначения, применяющие компьютерное оборудование;

3) на каждом рабочем месте для имитации информации о местоположении судов и управления судном устанавливается один персональный компьютер за счет специально разработанного программного обеспечения;

4) программное обеспечение (не является объектом притязания) не перегружено излишними функциями, не являющимися необходимыми требованиями IMO для данного конкретного курса, за счет специальной подборки выполняемых функций тренажера в соответствии с целями и задачами данного конкретного курса.

Экран современного судового радара практически идентичен экрану персонального компьютера. И персональные компьютеры гораздо более доступны для обучаемых, чем известное специализированное тренажерное оборудование. Поэтому компетенции модельного курса IMO по заявляемому изобретению достигаются с помощью персональных компьютеров с соответствующим программным обеспечением в стандартной серийной локальной сети общего пользования.

Заявляемое изобретение поясняется следующим графическим материалом.

На фиг. 1 представлена блок-схема элементов заявляемого тренажера в стандартной локальной компьютерной сети общего пользования.

На фиг. 2 представлен пример решения задачи расхождения судов в процессе учебного плавания.

На фиг. 3 представлена фотография рабочего места в момент изменения курса с помощью управляющего элемента на опытном действующем тренажерном комплексе в заявителе - Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского.

Заявляемый тренажерный комплекс для подготовки судоводителей, в соответствии с международным модельным курсом IMO 1.07, содержит в своем составе (фиг. 1) пульт управления инструктора (ПУИ) 1 и индивидуальные на рабочем месте пульты управления каждого из обучаемых (ПУО) 2, представляющие собой стандартные, связанные друг с другом через ПУИ 1, индивидуальные персональные компьютеры 2.1, 2.2, 2.3 и т.д., объединенные с ПУИ стандартной локальной компьютерной сетью в виде сети общего пользования, являющейся серийной. Причем все пульты управления обучаемых (ПУО) 2 объединены в группы 3 для совместного решения конкретной задачи расхождения по усмотрению инструктора (в качестве примера показаны четыре группы по три рабочих места; фактически инструктор имеет возможность создания групп количеством от одного ПУО 2 в отдельности до объединения всех ПУО 2 в одну группу при наличии соответствующим образом подготовленного задания). На каждом рабочем месте обучаемого к его компьютеру через стандартный USB порт (не показан) подключены дополнительные блоки 2.1.1, 2.2.1, 2.3.1 и т.д., выполненные в виде стандартных управляющих элементов серийных джойстиков, имитирующих авторулевое устройство (не показано), РЛС (не показано) и машинный телеграф (не показан). При этом экран персонального компьютера идентичен экрану судового радара РЛС (не показан), а сама компьютерная сеть содержит применяемый высокоскоростной канал передачи информации, предоставляемый подключаемым устройствам 1; 2.1; 2.2; 2.3 и т.д. до 2.12 для кратковременного монопольного использования в пределах всей организации пользователя тренажерного комплекса (Морского государственного университета). Причем на каждом компьютере 2.1; 2.2; 2.3 и т.д. рабочего места установлено программное обеспечение с конкретной задачей обучения навыкам работы с РЛС и осуществления контроля знаний в установленных компетенциях, и все компьютеры 2.1; 2.2; 2.3 и т.д. рабочего места объединены в группы 3 для совместного решения задачи расхождения по усмотрению инструктора.

Заявляемый тренажерный комплекс используют, в том числе, и тем же стандартным общепринятым образом, что и в известном прототипе:

- на компьютере, который при установке системы назначен пультом управления инструктора (ПУИ) 1, устанавливают заранее подготовленные упражнения задания для каждой группы 3 для совместного решения (например, ситуация опасного сближения трех судов, отображенная на фиг. 2, или любое другое задание, разработанное, в том числе, и с помощью специальной программы (не является объектом притязания) «Программа генерации модели неблагоприятного сближения судов с последующим выбором маневра для безопасного расхождения», свидетельство о государственной регистрации №2013661165 от 29.11.2013;

- тренажер на пульте управления обучаемого (ПУО) 2 запускают по команде с пульта управления инструктора (ПУИ) 1 с помощью сетевого программного комплекса (не является объектом притязания) «Программный комплекс для локальной компьютерной сети, позволяющий запускать исполняемые программы на любых компьютерах сети по команде с головного компьютера», свидетельство о государственной регистрации №2016661034 от 28.09.2016;

- по локальной сети общего пользования эти задания распространяют на каждый пульт управления обучаемого (ПУО) 2 в составе соответствующей группы 3 с учетом индивидуального конкретного задания для каждого обучаемого на его персональный компьютер 2.1, 2.2, 2.3 и т.д. до 2.12 с помощью программного обеспечения на базе компьютерных программ (не являются объектом притязания) «Тренажерный комплекс в локальной компьютерной сети для предтренажерной подготовки судоводителей в соответствии с модельным курсом IMO 1.07 (RADAR Navigation, Radar Plotting and use of ARPA Model Course)», свидетельство о государственной регистрации №2016661077 от 28.09.2016;

- по команде инструктора каждый обучаемый на своем рабочем месте осуществляет решение задачи управления своим судном в составе своей группы судов 3 с помощью имитации вышеназванных руля и машинного телеграфа блоков 2.1.1, 2.2.1, 2.3.1 и т.д. до 2.12.1 для управления судном и установки хода главных двигателей (не показан), оценивая обстановку в составе своей группы судов 3 с помощью количественной оценки дистанции кратчайшего сближения (CPA) и времени кратчайшего сближения (ТСРА), с учетом установленных условий и ограничений Международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС), с использованием имитации радиолокационной станции (РЛС) и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП), причем данная конкретная имитация РЛС, САРП и управления судном осуществляется с помощью разработанного заявителем программного обеспечения, установленного соответственно на компьютере рабочего места каждого обучаемого (ПУО) 2.1, 2.2, 2.3, и т.д., и на дополнительных блоках 2.1.1, 2.2.1, 2.3.1, на базе компьютерной программы (не является объектом притязания) «Моделирование ситуации сближения судов на экране радара с последующим выбором маневра для безопасного расхождения», свидетельство о государственной регистрации №2015617161 от 08.05.2015;

- после окончания учебного плавания обучаемые могут ознакомиться с его результатом по записанному лог файлу на своем рабочем месте (ПУО) 2, а также вся информация о командах, отданных обучаемым в процессе плавания, записывается в базу данных по группе обучаемых, расположенной на компьютере, который при установке системы назначен пультом управления инструктора (ПУИ) 1, и эти записи используют при разборе выполненных упражнений и оценке действий обучаемых; указанная база данных представляет собой обычную файловую систему, упорядоченную по группам и времени проведения занятий.

Так, например, инструктор (ПУИ) 1 распространяет для одной из групп обучаемых 3 на их персональные компьютеры 2.1, 2.2, 2.3. это задание такого содержания:

На фиг. 2 в навигационной прокладке (масштаб в морских милях) через трехминутный интервал времени задан пример совместного решения задачи расхождения для группы из трех судов, взаимосвязанных в данной группе 3 через пульт ПУИ 1, в которой каждый из обучаемых, будучи взаимосвязанным с другими в данной группе 3, «управляет» своим, соответственно, судном А, В и С. По команде инструктора каждый обучаемый на своем рабочем месте осуществляет решение данной задачи управления своим судном в составе своей группы судов с помощью имитации вышеназванных руля и машинного телеграфа блоков 2.1.1, 2.2.1, 2.3.1 и т.д. для управления судном и установки хода главных двигателей (не показан), оценивая обстановку в своей группе 3 с помощью количественной оценки дистанции кратчайшего сближения (CPA) и времени кратчайшего сближения (TCPA), с учетом установленных условий и ограничений Международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС), с использованием конкретной имитации радиолокационной станции (РЛС) и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП). Посредством блоков 2.1, 2.2, 2.3 обучаемые определяют элементы движения целей в своей группе 3 и оценивают обстановку с применением радиолокационного планшета (не показан) и с проигрыванием пробного маневра (не показан), по стандартной методике принимают и выполняют решения о маневрировании. В частности, в момент времени 00:00 судно А следует курсом 250° со скоростью 20.0 уз., судно В следует курсом 317° со скоростью 12.0 уз., судно С следует курсом 155° со скоростью 18.0 уз. Если все они будут сохранять неизменными курс и скорость, то через 24 мин неизбежно опасное сближение судов А и С, через 33 мин - опасное сближение судов А и В. Обучаемые с конкретной имитацией использования РЛС и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП), осуществляемой с помощью программного обеспечения на своем компьютере, посредством блоков 2.1, 2.2, 2.3, определяя элементы движения целей и оценивая обстановку с применением радиолокационного планшета (не показан) и с проигрыванием пробного маневра(не показан), по стандартной методике принимают решения: судно А через 12:00 мин поворачивает вправо на курс 288° и возвращается на прежний курс через 22 мин, судно В через 12:00 мин поворачивает вправо на курс 037° и возвращается на прежний курс через 33 мин, судно С через 12:00 мин поворачивает вправо на курс 206° и возвращается на прежний курс через 36 мин. При этом момент изменения курса с помощью управляющего элемента - блока 2.1.1, имитирующего машинный телеграф и рулевое управление на тренажере, проиллюстрирован на фиг. 3 - фотографии рабочего места. Маневры выполнены в установленное время с учетом маневренных характеристик, поэтому суда не приблизились друг к другу на расстояние менее двух миль, что и требовалось по условиям выполнения задачи согласно требованиям МППСС, и таким образом каждым из обучаемых решена поставленная задача. Так используют заявленный тренажерный комплекс. Причем на прочие группы обучаемых 3 может быть распространено это же задание или любое другое соответствующим образом подготовленное задание, и выполняются они одновременно независимо от других групп 3. При этом инструктор при подготовке задания может зарезервировать за собой дополнительно произвольное количество судов, которым он может задать заранее произвольную траекторию с выполнением заданных маневров в заданные моменты времени и которыми он может показательно управлять со своего пульта инструктора ПУИ 1 в любой момент времени учебного плавания в выбранной им заданной группе судов 3.

Основная информационно-коммуникационная задача заявляемого изобретения - разработка тренажерного комплекса для подготовки судоводителей в соответствии с модельным курсом IMO, который при безусловном выполнении всех требований по стандартам обучения способствует более доступному процессу обучения судоводителей и повышению стандартов преподавания.

Главное преимущество заявляемого изобретения в том, что дорогостоящее специальное оборудование и программное обеспечение заменяется на серийное стандартное оборудование и необходимое программное обеспечение, более адаптированное к учебным целям.

Опытные образцы прошли испытания в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского, и имеется разработанное программное обеспечение, которое может быть соответствующей стороне предоставлено Заявителем в короткие сроки. В связи с этим нет необходимости в специальном компьютерном оборудовании и специальной локальной сети: обычной стандартной локальной сети общего пользования и стандартных серийных персональных компьютеров в общей совокупности вполне достаточно.

Заявленное оборудование комплекса полностью соответствует международной и российской нормативной и правовой документации, а именно:

1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 992 с.

2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978, с поправками (ПДНВ-78). - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010. - 806 с.

3. Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками (МППСС-72), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010.- 128 с.

4. Действующие стандарты САРП. Резолюция IMO А.422 (XI) - для оборудования, установленного до 1 января 1997 г., утверждена 15 ноября 1979 г.

5. Действующие стандарты на судовые радары. Резолюция IMO А.477 (XII) - для оборудования, установленного в период между 1 сентября 1984 г. и 31 декабря 1998 г., утверждена 19 ноября 1981 г.

6. Действующие стандарты САРП. Резолюция IMO А.823(19), утверждена 23 ноября 1995 г.

7. Рекомендации к Действующим стандартам на судовые радары. Резолюция IMO MSC64(67) - для оборудования, установленного позже 1 января 1999 г., утверждена 4 декабря 1996 г.

8. Radar Navigation - Operational level, 1999 Edition (Model course 1.07) / International Maritime Organization (IMO) (1999).

9. Учебный план программы «Использование радиолокационной станции (РЛС)» / Федеральное агентство морского и речного транспорта (2012).

Перечень использованных в тексте общепринятых сокращений:

МППСС - Международные правила предупреждения столкновения судов

ПУИ - Пульт управления инструктора

ПУО - Пульт управления обучаемого

РЛС - Радиолокационная станция

САРП - Средства автоматической радиолокационной прокладки

СОЛАС - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море

ПДМНВ-95 - Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты

РЛС - Радиолокационная станция

IMO - Международная Морская Организация

MSC - Комитет по безопасности мореплавания

CPA - Дистанция кратчайшего сближения

ТСРА - Время кратчайшего сближения

USB - Последовательный интерфейс для подключения периферийных устройств к вычислительной технике

Тренажерный комплекс для подготовки судоводителей в локальной компьютерной сети в соответствии с модельным курсом IMO, содержащий пульт управления инструктора и пульты управления обучаемых, выполненные в виде стандартных индивидуальных персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, содержащую высокоскоростной канал передачи информации, предоставляемый подключаемым устройствам для кратковременного монопольного использования в пределах территории компьютерного комплекса, отличающийся тем, что локальная компьютерная сеть комплекса выполнена в виде сети общего пользования, являющейся серийной, и подключающаяся к стандартному общепринятому каналу передачи информации для использования в пределах всей организации пользователя тренажерного комплекса, при этом он дополнительно содержит блок, имитирующий РЛС, и блок, имитирующий авторулевое устройство и машинный телеграф управления двигателем, который подключен к стандартному персональному компьютеру через стандартный USB порт, причем на каждый компьютер рабочего места обучаемого установлено необходимое программное обеспечение с конкретной задачей обучения и осуществления контроля знаний в установленных компетенциях, а индивидуальные персональные компьютеры в объединенной локальной компьютерной сети общего пользования имеют через пульт управления инструктора связь между собой в пределах назначенной инструктором группы для выполнения совместной задачи расхождения.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к способу и системе для автоматизированного конфигурирования имитационных моделей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Для осуществления способа предварительно задают описание всех подлежащих конфигурированию элементов имитационной модели и преобразуют их на языке программирования высокого уровня, осуществляют хранение исходного кода и его транслирование в машинный код.

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам по подготовке экипажа и кабинного состава вертолета к действиям, необходимым для выживания в особых (аварийных и катастрофических) ситуациях, которые в силу различных причин могут возникнуть при полетах над водной поверхностью различных акваторий, в том числе над штормовым морем.

Изобретение относится к методам обучения экипажей космических аппаратов. Способ включает воспроизведение заданий одному или нескольким космонавтам (К), регистрацию параметров, характеризующих выполнение К заданий, сравнение полученных данных с задаваемыми значениями и определение уровня готовности К.

Программно-аппаратный тренажер комплексной аппаратной связи МП-2ИМ (ПАТ КАС МП-2ИМ) предназначен для обучения принципам работы каждого члена экипажа комплексной аппаратной связи МП-2ИМ в отдельности, обучения совместной работе членов экипажа МП-2ИМ.

Многофункциональный центр управления движением и моделирования динамики летательных аппаратов содержит быстровозводимые здания в виде сборно-разборных модулей каркасной конструкции, каналы связи, командный блок, учебный блок, серверный блок, навигационный блок, пользовательский блок, мобильный блок, блок наземных робототехнических средств.

Изобретение относится к системам безопасности, предотвращающим развитие чрезвычайной ситуации. Технически достижимый результат - повышение эффективности защиты технологического оборудования и людских ресурсов от аварийных ситуаций путем возможности прогнозирования развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте.

Изобретение относится к способу формирования математической модели человека-оператора в системе отслеживания заданных положений штурвала по сигналу ошибки на директорном приборе.

Изобретение относится к области военной техники, а именно к средствам боевой подготовки операторов систем вооружения, основой последующей боевой деятельности которых является своевременное выполнение предписанных алгоритмов для подготовки и производства выстрела.

Изобретение относится к области диспетчеризации потоков нефти и нефтепродуктов, а именно к тренажерным комплексам диспетчера, которые предназначены для начальной подготовки и периодического обучения оперативно-диспетчерского персонала.

Программно-аппаратный тренажер командно-штабной машины Р-149МА1 (ПАТ КШМ Р-149МА1) предназначен для обучения принципам работы каждого члена экипажа командно-штабной машины (КШМ) Р-149МА1 в отдельности и принципам совместной работы членов экипажа КШМ Р-149МА1, а также для обеспечения совместной работы с комплексом учебно-тренировочных средств (КУТС) в общем 3D-пространстве, а также в части речевого обмена и дистанционного управления радиостанциями (PC).

Изобретение относится к области информационно-коммуникационных технологий, а именно к оборудованию, обеспечивающему подготовку судоводителей. Комплексный тренажер содержит подготовленные упражнения, установленные на компьютере, который назначен пультом управления инструктора. Все пульты управления обучаемого объединены в группы по усмотрению инструктора для совместного решения задачи расхождения. Они распространяются по локальной сети в виде сети общего пользования, которая является серийной, на каждую группу и на каждый пульт управления обучаемого с учетом конкретного задания для каждого. Индивидуальные персональные компьютеры имеют связь между собой через пульт управления инструктора в пределах назначенной инструктором группы. Техническим результатом является повышение качества знаний и навыков судоводителей в управлении судном при использовании радиолокационной информации. 3 ил.

Наверх