Способ изготовления модуля полезной нагрузки космического аппарата блочно-модульного исполнения

Изобретение относится к космическим аппаратам (КА). Изготовление модуля полезной нагрузки (МПН) КА блочно-модульного исполнения заключается в сборке МПН на технологической оснастке раздельно от модуля служебных систем (МСС). Сборку силового каркаса МПН, состоящего из сотопанелей и крепежных конструктивных элементов, производят на разборной технологической оснастке. После завершения изготовления силового каркаса на него снаружи устанавливают технологический корсет, обеспечивающий заданные параметры позиционирования и жесткости силового каркаса, после чего разборную технологическую оснастку удаляют, а дальнейшую установку приборов и оборудования на силовой каркас, такелажные работы с МПН, его транспортировку и монтаж на МСС осуществляют в технологическом корсете, удаляемом после окончательной сборки КА. Техническим результатом изобретения является обеспечение заданных параметров позиционирования и жесткости силового каркаса МПН за счет повышения точности позиционирования посадочных поверхностей и размеров МПН при выполнении такелажных работ, внутрицеховой транспортировки и монтажа на МСС в технологическом корсете. 5 ил.

 

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании космических аппаратов (КА) различного назначения.

В качестве прототипа выбран способ сборки КА блочно-модульного исполнения, представленный в описании патента RU №2581274, согласно которому модуль служебных систем (МСС) и модуль полезной нагрузки (МПН) изготавливают раздельно друг от друга, причем сборку МПН производят в технологической оснастке.

Недостаток раздельного изготовления МПН заключается в том, что после снятия МПН с технологической оснастки во время проведения такелажных работ и внутрицеховой транспортировки возможны его весовые деформации, которые способны привести к уходам посадочных размеров и затруднению вследствие этого монтажа на МСС.

Задачей, на решение которой направленно заявляемое изобретение, является создание способа изготовления МПН КА блочно-модульного исполнения, обеспечивающего заданные параметры позиционирования и жесткости силового каркаса МПН при выполнении такелажных работ, внутрицеховой транспортировки и монтажа на МСС.

Поставленная задача решается за счет того, что изготовление МПН КА блочно-модульного исполнения, заключающегося в сборке МПН на технологической оснастке раздельно от МСС, осуществляют так, что сборку силового каркаса МПН, состоящего из сотопанелей и крепежных конструктивных элементов, производят на разборной технологической оснастке, после завершения изготовления силового каркаса на него снаружи устанавливают технологический корсет, обеспечивающий заданные параметры позиционирования и жесткости силового каркаса, после чего разборную технологическую оснастку удаляют, а дальнейшую установку приборов и оборудования на силовой каркас, такелажные работы с МЛН, его транспортировку и монтаж на МСС осуществляют в технологическом корсете, который удаляют после окончательной сборки КА.

Техническим результатом способа изготовления МПН КА является обеспечение заданных параметров позиционирования и жесткости силового каркаса МПН за счет повышения точности позиционирования посадочных поверхностей и размеров МПН при выполнении такелажных работ, внутрицеховой транспортировки и монтажа на МСС в технологическом корсете.

Предложенный способ поясняется чертежами, на которых изображено:

- на фиг. 1 - сборка МПН на разборной технологической оснастке;

- на фиг. 2 - собранный МПН на разборной технологической оснастке, установленный в технологический корсет;

- на фиг. 3 - МПН в технологическом корсете;

- на фиг. 4 - монтаж МПН в технологическом корсете на МСС;

- на фиг. 5 - сборка КА, состоящего из МПН и МСС.

Способ изготовления силового каркаса МПН в технологическом корсете осуществляется последовательно. На фиг. 1 показан МПН 1, который представляет собой сборную П-образную конструкцию из трехслойных сотовых панелей, собираемую на разборной технологической оснастке 2, имеющей габаритно-присоединительные размеры, соответствующие габаритно-присоединительным размерам МСС.

После завершения сборки МПН на разборной технологической оснастке на его наружной поверхности производится монтаж и закрепление технологического корсета 3 (фиг. 2), который выполняет роль жесткостного каркаса, предотвращающего весовые деформации МПН при проведении такелажных работ и внутрицеховой транспортировке.

После монтажа технологического корсета на МПН (фиг. 3) разборная технологическая оснастка снимается с МПН. На полученную таким образом жесткую конструкцию устанавливают и закрепляют приборы, оборудование, конструкции и интерфейсы (приборы, оборудование, конструкции и интерфейсы на фиг. 3 условно не показаны). Такелажные работы с МПН и его транспортировку при внутрицеховых операциях, а также монтаж на МСС осуществляют в технологическом корсете.

После монтажа МПН на МСС производят механическую сборку МПН и МСС 4 между собой, как показано на фиг. 4, путем совмещения и сопряжения их посадочных поверхностей.

На фиг. 5 показан КА, состоящий из МПН и МСС, при этом после механической сборки двух модулей между собой технологический корсет демонтируется с МПН.

Таким образом, раздельное изготовление МПН на технологической оснастке с последующим размещением его в технологический корсет позволяет достигнуть решения поставленной задачи изобретения - обеспечения заданных параметров позиционирования и жесткости силового каркаса МПН при выполнении такелажных работ, внутрицеховой транспортировке и монтаже на МСС.

Указанный способ изготовления МПН успешно опробован при изготовлении КА на базе платформы среднего класса.

Способ изготовления модуля полезной нагрузки космического аппарата блочно-модульного исполнения, заключающегося в сборке модуля полезной нагрузки на технологической оснастке раздельно от модуля служебных систем, отличающийся тем, что сборку силового каркаса модуля полезной нагрузки, состоящего из сотопанелей и крепежных конструктивных элементов, производят на разборной технологической оснастке, после завершения изготовления силового каркаса на него снаружи устанавливают технологический корсет, обеспечивающий заданные параметры позиционирования и жесткости силового каркаса, после чего разборную технологическую оснастку удаляют, а дальнейшую установку приборов и оборудования на силовой каркас, такелажные работы с модулем полезной нагрузки, его транспортировку и монтаж на модуль служебных систем осуществляют в технологическом корсете, который удаляют после окончательной сборки космического аппарата.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии сборки космических аппаратов (КА), главным образом телекоммуникационных спутников. Способ применим к КА, состоящему из модуля полезной нагрузки (МПН) и модуля служебных систем (МСС), изготавливаемых по отдельности и объединяемых по электрическим, механическим и гидравлическим интерфейсам на заключительном этапе изготовления КА.

Изобретение относится к технологии сборки космических аппаратов (КА), главным образом телекоммуникационных спутников. Способ применим к КА, состоящему из модуля полезной нагрузки (МПН) и модуля служебных систем (МСС), изготавливаемых по отдельности и объединяемых по электрическим, механическим и гидравлическим интерфейсам на заключительном этапе изготовления КА.

Изобретение относится к способу сборки платформы космических аппаратов (КА) и может быть использовано в процессе проектирования и изготовления КА различного назначения.

Изобретение относится к космическим аппаратам (КА), создаваемым на базе CubeSat. КА содержит корпус в форме параллелепипеда, состоящий из боковых панелей (18а,…18г), закрепленных на шпангоуте (17) служебной аппаратуры в виде фрезерованной плиты.

Изобретение относится к конструкции и компоновке космических аппаратов (КА), преимущественно космических платформ (КП), объединяющих служебные подсистемы и обеспечивающих работу модуля полезной нагрузки (МПН).

Группа изобретений относится к построению и управлению космическими аппаратами на орбитах ИСЗ. Система включает в себя орбитальную станцию, целевые (ЦМ) и обеспечивающие модули на компланарных орбитах.

Группа изобретений относится к построению и управлению космическими аппаратами на орбитах ИСЗ. Система включает в себя орбитальную станцию, целевые (ЦМ) и обеспечивающие модули на компланарных орбитах.

Изобретение относится к пилотируемым космическим кораблям, предназначенным для межпланетных полетов. Межпланетный космический корабль состоит из основного и вспомогательного модулей.

Изобретение относится к конструкции и компоновке изделий космической техники или, более точно, к силовой конструкции платформы, входящей в унифицированную платформу космического аппарата, и может быть использовано при создании космических аппаратов различного назначения.

Изобретение относится к космической технике и может использоваться при разработке космических аппаратов (КА). КА блочно-модульного исполнения включает блоки бортовой аппаратуры, один из блоков содержит служебную аппаратуру КА, а другой - целевую аппаратуру и датчики командно-измерительных приборов системы управления.

Предлагаемое изобретение относится к области спутниковых навигационных систем и направлено на совершенствование существующей спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. В модернизированной спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС, состоящей из существующей группировки N1 базовых навигационных космических аппаратов спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, для которых используют формирование сигнала на основе M-последовательности первого вида, введена группировка N2 дополнительных навигационных космических аппаратов, для которых используют формирование сигнала на основе М-последовательности второго вида, где N2 дополнительных навигационных космических аппарата представляют собой двадцать четыре навигационных космических аппарата, расположенных аналогично исходной системе ГЛОНАСС в трёх промежуточных по долготе плоскостях относительно орбитальных плоскостей исходной системы ГЛОНАСС. Технический результат – повышение эффективности распространения и приема навигационного сигнала. 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к способам получения детальных изображений космического мусора и других объектов вблизи геостационарной орбиты (ГСО). Обзор производят с космического аппарата (КА) на полусуточной высокоэллиптической орбите (ВЭО) с апогеем A на 200 км ниже или на 500 км выше ГСО и перигеем до 5000 км, с наклонением от 0 до 5°. Параметры ВЭО выбираются из условия получения изображений объектов за минимальное число суток - на контролируемых участках F2F3 ГСО с рабочего участка BC ВЭО, симметричного апогею A. Перекрывающиеся участки F2F3 покрывают всю ГСО за минимальное число витков КА. По заданиям, передаваемым с наземных пунктов, могут измеряться параметры движения (в т.ч. точные угловые положения) объектов в контролируемой области со специально выбираемых участков ВЭО. КА передает изображения в период прямой видимости на наземный пункт, на котором производят вычисление параметров движения наблюдаемых объектов. Технический результат состоит в достижении беспропускного обзора ГСО за минимальное время при заданном ограничении на дальность наблюдения объектов с борта КА. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способам получения детальных изображений космического мусора и других объектов вблизи геостационарной орбиты (ГСО). Обзор производят с космического аппарата (КА) на полусуточной высокоэллиптической орбите (ВЭО) с апогеем A на 200 км ниже или на 500 км выше ГСО и перигеем до 5000 км, с наклонением от 0 до 5°. Параметры ВЭО выбираются из условия получения изображений объектов за минимальное число суток - на контролируемых участках F2F3 ГСО с рабочего участка BC ВЭО, симметричного апогею A. Перекрывающиеся участки F2F3 покрывают всю ГСО за минимальное число витков КА. По заданиям, передаваемым с наземных пунктов, могут измеряться параметры движения (в т.ч. точные угловые положения) объектов в контролируемой области со специально выбираемых участков ВЭО. КА передает изображения в период прямой видимости на наземный пункт, на котором производят вычисление параметров движения наблюдаемых объектов. Технический результат состоит в достижении беспропускного обзора ГСО за минимальное время при заданном ограничении на дальность наблюдения объектов с борта КА. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к спутниковым системам обнаружения, наблюдения и мониторинга небесных тел Солнечной системы, угрожающих столкновением с Землей. Способ включает размещение двух космических аппаратов с телескопами Т1 (КА Т1) и Т2 (КА Т2) на орбите Земли (2) вокруг Солнца (1). Оба КА вращают с постоянной угловой скоростью вокруг их продольных осей, например, вокруг линии, соединяющей T1 и Т2. Поля зрения телескопов описывают конические поверхности. При обнаружении небесного тела (3) в поле зрения телескопа (например, КА Т2) вращение обоих КА прекращают, переводят КА Т2 в режим сопровождения, а приемники излучения - в режим кадровой регистрации сигнала, постоянно направляя поле зрения телескопа Т2 на тело (3). Поле зрение телескопа T1 второго КА T1 ориентируют на первый КА Т2 и разворачивают в плоскости T1-(3)-Т2 до появления тела (3) в поле зрения телескопа T1. Сопровождают небесное тело (3) обоими телескопами, выполняя измерения для определения параметров его орбиты. Техническим результатом являются сокращение группировки КА и повышение быстродействия системы. 3 з.п. ф-лы, 3 ил., 3 табл.

Изобретение относится к космическим аппаратам. Изготовление модуля полезной нагрузки КА блочно-модульного исполнения заключается в сборке МПН на технологической оснастке раздельно от модуля служебных систем. Сборку силового каркаса МПН, состоящего из сотопанелей и крепежных конструктивных элементов, производят на разборной технологической оснастке. После завершения изготовления силового каркаса на него снаружи устанавливают технологический корсет, обеспечивающий заданные параметры позиционирования и жесткости силового каркаса, после чего разборную технологическую оснастку удаляют, а дальнейшую установку приборов и оборудования на силовой каркас, такелажные работы с МПН, его транспортировку и монтаж на МСС осуществляют в технологическом корсете, удаляемом после окончательной сборки КА. Техническим результатом изобретения является обеспечение заданных параметров позиционирования и жесткости силового каркаса МПН за счет повышения точности позиционирования посадочных поверхностей и размеров МПН при выполнении такелажных работ, внутрицеховой транспортировки и монтажа на МСС в технологическом корсете. 5 ил.

Наверх