Транспортно-установочный агрегат стартового комплекса ракет космического назначения

Изобретение относится к транспортно-установочному оборудованию, а именно к транспортно-установочным агрегатам (ТУА) стартовых комплексов ракет космического назначения (РКН). ТУА содержит транспортную грузоподъемную раму-стрелу, железнодорожные тележки, верхнюю и нижнюю опоры на раме-стреле, механизм доводки и стыковки рамы-стрелы агрегата с опорно-поворотным узлом стартового сооружения, гидропривод с силовыми гидроцилиндрами подъема рамы-стрелы в вертикальное положение, устройство опускания нижних концов со штоками силовых гидроцилиндров на опорно-стыковочные узлы стартового сооружения, устройство фиксации гидроцилиндров в горизонтальном транспортном положении, электрооборудование. Точки крепления на раме-стреле верхних узлов гидроцилиндров подъема рамы-стрелы в вертикальное положение установлены ближе к узлу поворота рамы-стрелы, чем точки соединения нижних узлов этих гидроцилиндров с соответствующими узлами стартового сооружения. Верхняя опора на раме-стреле для удержания ракеты установлена с помощью универсального шарнира. Техническим результатом изобретения является уменьшение веса и повышение надежности ТУА. 2 ил.

 

Изобретение относится к транспортно-установочным агрегатам (ТУА) стартовых комплексов (СК) ракет космического назначения (РКН) и предназначено для транспортирования на стартовое сооружение СК и установки на пусковой стол стартового сооружения РКН.

Известен ближайший аналог - "Транспортно-установочный агрегат универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса" (патент Российской Федерации №2350523, опубликовано 27.03.2009).

Недостатки известного ТУА:

1. Конструктивно-кинематическая схема компоновки на раме-стреле агрегата и на стартовом сооружении их опорно-стыковочных узлов для взаимного соединения при фиксации агрегата на стартовом сооружении перед подъемом рамы-стрелы в вертикальное положение выполнена таким образом, что горизонтальная составляющая от усилия гидроцилиндров подъема рамы-стрелы действует в направлении расстыковки (т.е. отвода агрегата от пускового стола стартового сооружения) опорно-стыковочного узла рамы-стрелы с соответствующим узлом стартового сооружения, снижая надежность этого узла и работы агрегата.

2. При совмещении опор РКН с опорами пускового стола задней опорой рамы-стрелы (поперечными перемещениями хвостовой части ракеты относительно продольной оси рамы-стрелы), в районе верхней опоры-захвата, удерживающей РКН, на РКН будет действовать изгибающий момент.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое техническое решение, является повышение надежности транспортно-установочного агрегата стартового комплекса.

Это достигается путем:

- создания конструктивно-кинематической схемы компоновки взаимных опорных узлов рамы-стрелы и стартового сооружения СК, при которой в начальный момент подъема рамы-стрелы горизонтальная составляющая от усилия гидроцилиндров подъема рамы-стрелы будет действовать в направлении стыковки рамы-стрелы с ответным узлом стартового сооружения, т.е. в направлении подвода ТУА к стартовому сооружению (к пусковому столу), повышая надежность соединения и работы поворотного узла стыка между рамой-стрелой и опорным узлом стартового сооружения;

- конструктивного исполнения установки верхней опоры-захвата на раме-стреле с помощью шарнира, предотвращающего образование изгибающего момента от опоры-захвата на корпусе РКН в процессе совмещения ее опор с опорами пускового стола нижней опорой.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 изображен общий вид ТУА, установленного на стартовом сооружении;

на фиг. 2 - выноски 1 и 2 на фиг. 1.

ТУА состоит из:

- транспортной грузоподъемной Н-образной рамы-стрелы 1, составленной из балок прямоугольного сечения с поперечными связями между ними и установленной на железнодорожные хода 2, передвигающиеся по железнодорожному пути стартового сооружения;

- стыковочного узла 3 рамы-стрелы 1, соединяемого с ответным стыковочным шарнирным узлом 4 стартового сооружения, в результате чего образуется шарнир поворота рамы-стрелы в вертикальное положение;

- установленных на раме-стреле опор: верхней (с захватом удержания РКН) 5 на универсальном шарнире (на чертеже не показан) и нижней 6 (с возможностью подвода-отвода и поперечного ему перемещения РКН относительно рамы-стрелы) для размещения и крепления на них ракет космического назначения с последующей центровкой и установкой их на пусковой стол (на чертеже не показан) стартового сооружения. При этом, изгибающих моментов на корпусе РКН в районе захвата верхней опоры не возникает благодаря креплению верхней опоры-захвата на раме-стреле при помощи универсального шарнира;

- гидропривода с силовыми гидроцилиндрами верхней и нижней опор (на чертеже не показаны) и силовыми гидроцилиндрами 7 подъема (опускания) рамы-стрелы в вертикальное положение, шарнирно закрепленных на раме-стреле верхними узлами 8, закрепляемых в транспортное горизонтальное положение на раме-стреле (устройство крепления на чертеже не показано) и стыкуемых своими нижними стыковочными узлами 9 с кронштейнами 10 стартового сооружения перед подъемом рамы-стрелы;

- механизма доводки 11, шарнирно закрепленного на раме-стреле, для окончательного подвода ТУА к стартовому сооружению до стыковки узла 3 рамы-стрелы с узлом 4 стартового сооружения;

- устройства (например, лебедки, на чертеже не показана) для опускания с помощью троса 12 нижних стыковочных узлов 9 гидроцилиндров 7 (под тяжестью их собственного веса) из горизонтального положения в положение стыковки их с ответными узлами 10 стартового сооружения перед подъемом рамы-стрелы в вертикальное положение;

- электрооборудования (на чертеже не показано).

Работает ТУА следующим образом:

- в монтажно-испытательном корпусе выполняется укладка РКН на верхнюю и нижнюю опоры рамы-стрелы, затем следует транспортировка РКН на ТУА к пусковому столу стартового сооружения СК по железнодорожному пути;

- после прибытия ТУА к стартовому сооружению осуществляется стыкование механизмом доводки рамы-стрелы с ответными узлами стартового сооружения, опускание гидроцилиндров подъема рамы-стрелы из транспортного положении до положения стыковки их нижних силовых узлов с ответными узлами стартового сооружения, подъем гидроцилиндрами рамы-стрелы с уложенной на ее опоры РКН в вертикальное положение, установка РКН верхней и нижней опорами на пусковой стол стартового сооружения, отсоединение от РКН верхней и нижней опор; опускание рамы-стрелы в горизонтальное положение, подъем гидроцилинлров в исходное (транспортное) положение, отвод ТУА от пускового стола стартового сооружения.

Положительный эффект достигается тем, что:

- точки крепления на раме-стреле верхних узлов гидроцилиндров подъема рамы-стрелы (в проекции на виде сверху) в вертикальное положение установлены ближе к узлу поворота (шарниру стартового сооружения) рамы-стрелы, чем точки соединения нижних узлов этих гидроцилиндров (штоков) с соответствующими узлами стартового сооружения, благодаря чему в начальный момент подъема рамы-стрелы гидроцилиндры верхними узлами наклонены в сторону узла поворота рамы-стрелы, обеспечивая своим поджатием рамы-стрелы в этот узел его надежность;

- верхняя опора-захват, удерживающая РКН своими захватами, крепится к раме-стреле на универсальном шарнире, исключающем создание изгибающего момента на РКН в месте удержания ее захватами верхней опоры-захвата в процессе совмещения нижней опорой опор РКН с опорами пускового стола за счет возможности свободного поворота верхней опоры-захвата в двух взаимноперпендикулярных плоскостях (плоскости подъема РКН в вертикальное положение и перпендикулярной ей плоскости).

Транспортно-установочный агрегат стартового комплекса ракет космического назначения, содержащего стартовое сооружение с пусковым столом, включающий транспортную грузоподъемную раму-стрелу, железнодорожные тележки, верхнюю и нижнюю опоры на раме-стреле, механизм доводки и стыковки рамы-стрелы агрегата с опорно-поворотным узлом стартового сооружения, гидропривод с силовыми гидроцилиндрами подъема рамы-стрелы в вертикальное положение, устройство опускания нижних концов со штоками силовых гидроцилиндров на опорно-стыковочные узлы стартового сооружения, устройство фиксации гидроцилиндров в горизонтальном транспортном положении, электрооборудование, отличающийся тем, что точки крепления на раме-стреле верхних узлов гидроцилиндров подъема рамы-стрелы в вертикальное положение установлены ближе к узлу поворота рамы-стрелы, чем точки соединения нижних узлов этих гидроцилиндров с соответствующими узлами стартового сооружения, а верхняя опора на раме-стреле для удержания ракеты установлена с помощью универсального шарнира.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к управлению реконфигурацией наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами (НАКУ КА). НАКУ КА и способ управления его реконфигурацией на базе нейросетевых технологий и элементов искусственного интеллекта с использованием базы знаний на основе технологии блокчейн включают использование для управления направленной реконфигурацией НАКУ КА нейросетевого комплекса.

Группа изобретений относится к ракетно-космической технике. Способ термостатирования бортовой аппаратуры полезного груза (ПГ), размещенного внутри головного обтекателя (ГО) космической головной части (КГЧ) ракеты космического назначения (РКН), включает вдув термостатирующей среды во внутреннее пространство ГО, ее перетекание вдоль ГО с последующим истечением из него.

Изобретение относится к средствам спасения космонавтов в аварийной ситуации на старте. Система содержит каркас (1) с площадкой (2) (на уровне посадки в космический корабль), расположенной в изолированном помещении (3), лифт с кабиной (4), где установлено защищенное спасательное транспортное средство (5) с автономным приводом перемещения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в электрогидравлических системах управления поворотным кольцом стартовых ракетных комплексов (ЭГСУ ПК СРК).

Изобретение относится к системам заправки ракетным топливом (РТ) космического аппарата (КА). Система питания РТ КА содержит бортовое устройство (100), включающее корпус (110) с отверстием (112) питания, ведущим к бортовому баку (120), и клапан (134), выполненный с возможностью выборочного перекрывания или открывания указанного отверстия (112) питания, и наземное устройство (200), содержащее трубопровод (210) питания со свободным концом (212), корпус (240) органа управления, окружающий указанный свободный конец (212) трубопровода (210) питания и снабженный приводом (250).

Изобретение относится к наземному оборудованию для изделий ракетно-космической техники. Подвижный агрегат (3) содержит емкость (8) для перевозки компонентов ракетного топлива (КРТ) на высокопроходимой колесной базе (2).

Изобретение относится к средствам предстартовой подготовки космической головной части ракеты с полезным грузом (ПГ) (2), имеющим бортовую аппаратуру (БА) (1). Устройство включает в себя экранно-вакуумную тепловую изоляцию (ЭВТИ) (3) на поверхности ПГ (2), радиатор-охладитель (4) в виде силовой оболочки (9) ПГ, отверстия вдува (6) и истечения (7) термостатирующего газа.

Изобретение относится к наземным испытаниям космических аппаратов (КА). Способ наземной эксплуатации аккумуляторных батарей (АБ) системы электропитания (СЭП) космического аппарата (КА) заключается в циклировании двух или более АБ в режиме заряда-разряда, задаваемом бортовой автоматикой СЭП, ограничении степени заряда АБ по уровню срабатывания сигнальных датчиков, контролировании параметров каждой АБ, например текущей электрической емкости, напряжения, температуры; периодическом оценивании состояния АБ.

Изобретение относится к космической технике. Агрегат посадки и эвакуации космонавтов от космического корабля содержит стационарно установленные на стартовом сооружении башню с лифтами, защитное сооружение с наклонным подъемником, кондиционером, тормозным устройством, блоками защитных дверей, помещениями подготовки экипажа и приема эвакуирующихся, наклонную герметичную металлическую галерею с лестницей, эвакуационным желобом и цевочно-рельсовым путем для доставки наклонным подъемником экипажа.

Группа изобретений относится к космической технике. Силовой блок аппарата-носителя многоразового использования содержит ракетный двигатель (4), установленный на люльке (2).

Изобретение относится к транспортно-установочному оборудованию, а именно к транспортно-установочным агрегатам стартовых комплексов ракет космического назначения. ТУА содержит транспортную грузоподъемную раму-стрелу, железнодорожные тележки, верхнюю и нижнюю опоры на раме-стреле, механизм доводки и стыковки рамы-стрелы агрегата с опорно-поворотным узлом стартового сооружения, гидропривод с силовыми гидроцилиндрами подъема рамы-стрелы в вертикальное положение, устройство опускания нижних концов со штоками силовых гидроцилиндров на опорно-стыковочные узлы стартового сооружения, устройство фиксации гидроцилиндров в горизонтальном транспортном положении, электрооборудование. Точки крепления на раме-стреле верхних узлов гидроцилиндров подъема рамы-стрелы в вертикальное положение установлены ближе к узлу поворота рамы-стрелы, чем точки соединения нижних узлов этих гидроцилиндров с соответствующими узлами стартового сооружения. Верхняя опора на раме-стреле для удержания ракеты установлена с помощью универсального шарнира. Техническим результатом изобретения является уменьшение веса и повышение надежности ТУА. 2 ил.

Наверх