Устройство амортизации отдачи

Изобретение относится к средствам амортизации отдачи стрелкового оружия. Устройство амортизации расположено внутри приклада, состоит из передней и задней частей с возможностью перемещения относительно друг друга вдоль продольных осей с преодолением сопротивления амортизирующего элемента. Спусковой и запирающий элементы обеспечивают неподвижность элементов устройства в состоянии покоя и амортизацию при выстреле. Технический результат – улучшение амортизирующих свойств, упрощение эксплуатации. 18 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к устройству амортизации отдачи огнестрельного оружия, предназначенному, в частности, для прикрепления к прикладу или внутри приклада огнестрельного оружия, предпочтительно ручного огнестрельного оружия, и содержащему заднюю часть и переднюю часть, которые установлены с возможностью перемещения относительно друг друга, преодолевая усилие по меньшей мере одного амортизирующего элемента, при этом также предусмотрено стопорное устройство, действующее между задней частью и передней частью, которое в положении запирания блокирует относительное перемещение между задней частью и передней частью, а в положении отпирания разблокирует указанное относительное перемещение между задней частью и передней частью, причем также предусмотрен спусковой элемент, активируемый посредством ударного импульса, и который в положении удержания удерживает стопорное устройство в положении запирания, а в активном положении разблокирует стопорное устройство для его перехода в положение отпирания.

Уровень техники

В уровне техники известны устройства амортизации отдачи огнестрельного оружия, действующей на стрелка вследствие выстрела. Задача таких устройств заключается в том, чтобы, с одной стороны, по возможности, эффективно амортизировать отдачу и исключить или уменьшить травмирование или по меньшей мере неудобства для стрелка, а, с другой стороны, по возможности, способствовать точному прицеливанию стрелка перед производством выстрела и во время выполнения очереди выстрелов. Для прицеливания полезно иметь амортизирующее устройство, жестко подавляющее отдачу перед производством следующего выстрела.

В US 2002/0053156 А1 раскрыто огнестрельное оружие с устройством амортизации отдачи и стопорным устройством. Указанное стопорное устройство обеспечивает действие, в частности сжатие, устройства амортизации отдачи только после того, как ускоренный выстрелом ударный импульс разблокирует стопорение. Таким образом, предотвращается неумышленное сжатие устройства амортизации отдачи перед воздействием на спусковой крючок во время наведения на цель. Устройство амортизации отдачи, которое содержит амортизирующую пружину, и стопорное устройство расположено между задней и передней частями приклада, установленными с возможностью перемещения относительно друг друга. Стопорное устройство содержит шариковые защелки, в которых шарики входят в зацепление с пазами стержня, соединенного с передней частью приклада, и гильзы, соединенной с задней частью приклада, чтобы блокировать сжатие, или выходят из зацепления, чтобы обеспечивать возможность сжатия. Недостаток такой конструкции заключается в том, что ударный импульс для разблокирования стопорения должен преодолевать сопротивление трения, возникающее вследствие его скольжения, поэтому для надежного обеспечения амортизации требуется преодолевать относительно высокое сопротивление трения.

US 2006/0096148 А1 относится к системе амортизации отдачи охотничьего и спортивного оружия со стопорным устройством, которое препятствует сжатию амортизирующего устройства перед производством выстрела. Стопорное устройство и амортизирующее средство, осуществляющее амортизацию отдачи, имеющее, в частности, гидравлическую конструкцию, расположены между задней частью приклада, выполненной из мягкого материала, и подвижной относительно нее передней частью приклада. Стопорное устройство содержит щелевидные отверстия, расположенные в задней части приклада, и входящие в зацепление с ними пружинные фиксаторы, расположенные в передней части приклада. При этом недостатком фиксирующего соединения такого вида является необходимость сравнительно большого ударного импульса для разъединения стопорного соединения, в результате чего цель амортизации отдачи для пользователя будет достигаться лишь условно.

Раскрытие сущности изобретения

Задачей настоящего изобретения является создание указанного вначале устройства амортизации отдачи, которое позволит исключить или по меньшей мере уменьшить недостатки известного уровня техники. В частности, устройство амортизации отдачи даже при относительно длительной эксплуатации должно обеспечивать надежное и легкое, т.е. создающее малые потери на трение, амортизирующее действие. Кроме того, указанное устройство должно отличаться экономичностью изготовления и простотой технического обслуживания и очистки.

Эта задача решена устройством по пункту 1 формулы изобретения. Предпочтительные варианты осуществления и усовершенствования раскрыты в зависимых пунктах формулы изобретения.

Согласно изобретению спусковой элемент и/или по меньшей мере часть стопорного устройства выполнена с возможностью поворота под действием ударного импульса. Устройство амортизации отдачи содержит заднюю часть и переднюю часть, установленную с возможностью перемещения, в частности, сдвига, относительно задней части, при этом между задней частью и передней частью предусмотрен амортизирующий элемент. Если задняя часть прикреплена к задней части приклада и/или оружия, которая в боевом положении огнестрельного оружия находится вблизи плеча стрелка, то передняя часть встроена в соответствующую переднюю часть приклада, удаленную в боевом положении огнестрельного оружия от плеча стрелка. С другой стороны, передняя часть устройства амортизации отдачи может быть также прикреплена к задней части приклада оружия, расположенной вблизи плеча стрелка в боевом положении огнестрельного оружия, что позволяет простым способом дооснастить огнестрельное оружие устройством амортизации отдачи.

Между задней частью и передней частью предусмотрены амортизирующий элемент амортизации отдачи выстрелившего огнестрельного оружия и стопорное устройство, которое в положении запирания блокирует относительное перемещение между задней частью и передней частью, а в положении отпирания разблокирует относительное перемещение между задней частью и передней частью и, таким образом, обеспечивает амортизацию отдачи. Для того чтобы удерживать стопорное устройство во время прицеливания и производства выстрела в положении запирания и только после производства выстрела разблокировать переход стопорного устройства в положение отпирания, предусмотрен спусковой элемент, установленный с возможностью перемещения между положением удержания, в котором он удерживает стопорное устройство в положении запирания, и активным положением, в котором он разблокирует стопорное устройство для перехода в положение отпирания. При этом указанный спусковой элемент и/или по меньшей мере часть стопорного устройства согласно изобретению выполнены с возможностью поворота, чтобы под действием ударного импульса, т.е., в частности, под действием отдачи выстрелившего огнестрельного оружия, простым способом обеспечивать поворот в положение отпирания. Такая конструкция спускового элемента и/или части стопорного устройства в виде поворотного элемента обеспечивает надежный и сравнительно быстрый переход из положения удержания в активное положение. Поскольку спусковой элемент и/или по меньшей мере часть стопорного устройства установлены с возможностью легкого поворота при преодолении лишь минимального сопротивления трению, обеспечивается надежное блокирование и разблокирование относительного перемещения между задней частью и передней частью. При этом стопорное устройство предпочтительно выполнено в виде коленчатого рычага, что обеспечивает стабильное позиционирование в положении запирания. При этом в данном случае достаточно возникновения сравнительно малого ударного импульса, чтобы вывести стопорное устройство из положения запирания. Вместо таких поворотных компонентов известны компоненты, которые входят в зацепление друг с другом и подвергаются износу, или спусковые элементы, скользящие по протяженным и загрязненным контактным площадкам.

Таким образом, в целом, обеспечивается экономичное в изготовлении, надежное даже при длительной эксплуатации и простое в техническом обслуживании устройство амортизации отдачи огнестрельного оружия, в частности ручного огнестрельного оружия или длинноствольного огнестрельного оружия.

Термины "задняя часть" и "задний" относятся к положению на устройстве амортизации отдачи или на огнестрельном оружии, находящемуся ближе к плечу стрелка, который ведет огонь из огнестрельного оружия, чем положение, описываемое терминами "передняя часть" или "передний", т.е. находящееся ближе к стороне дульного среза огнестрельного оружия.

Согласно одному предпочтительному варианту осуществления изобретения в положении запирания стопорного устройства спусковой элемент находится в зацеплении со стопорным устройством в контактной области с образованием линейного или точечного контакта. При этом контактная поверхность или контактная область между спусковым элементом, находящимся в положении удержания, и стопорным устройством является минимально возможной, чтобы спусковой элемент и стопорное устройство могли выходить из взаимного зацепления при приложении небольшого усилия, когда спусковой элемент, прилегающий к стопорному устройству, перемещается из положения удержания в активное положение. Термины "линейный контакт" и "точечный контакт" охватывают двухмерные контактные области, которые в соответствии с их малыми размерами в одном или во всех направлениях протяжения описываются линейной или точечной формой.

Для обеспечения расцепления с особенно легким ходом, т.е. с малыми потерями на трение, между спусковым элементом и стопорным устройством, предпочтительно, чтобы линейный или точечный контакт были образованы при помощи по меньшей мере одного, предпочтительно двух расположенных напротив друг друга круглых элементов, установленных с возможностью вращения в окружном направлении вокруг соответствующей оси вращения.

В одном особенно предпочтительном варианте осуществления может быть предусмотрено, чтобы элементы, установленные с возможностью вращения на спусковом элементе и/или на стопорном устройстве, представляли собой ролики и/или шарики. Использование по меньшей мере одного ролика или шарика не требует больших затрат и обеспечивает надежный выход спускового элемента из зацепления со стопорным устройством. При этом один элемент, установленный с возможностью вращения, может без существенного сопротивления трению скатываться по соответствующему расположенному напротив спусковому элементу или по соответствующему расположненному напротив стопорному устройству. В предпочтительном случае, когда установленный с возможностью вращения элемент, предусмотрен, как на спусковом элементе, так и на стопорном устройстве, каждый из установленных с возможностью вращения элементов скатывается по расположенному напротив элементу, установленному с возможностью вращения.

Другой вариант осуществления может предусматривать в стопорном устройстве наличие приемного элемента, в частности паза, расположенного в передней части/задней части, и поворотного рычага, установленного на задней части/передней части, входящего в зацепление с приемным элементом в положении запирания и находящегося в указанном положении запирания в зацеплении со спусковым элементом. При этом приемный элемент в активном положении спускового элемента может перемещаться относительно поворотного рычага, в то время как в положении удержания спускового элемента приемный элемент удерживает поворотный рычаг в неподвижном положении. Приемный элемент, который может быть выполнен в виде паза, углубления, выступа или т.п., служит для того, чтобы обеспечить выход поворотного рычага из зацепления с приемным элементом, когда спусковой элемент, в частности, под действием ударного импульса, переходит из положения удержания в активное положение. Приемный элемент предпочтительно имеет наклонную контактную поверхность для зацепления с поворотным рычагом, поэтому, когда он больше не удерживается спусковым элементом в положении запирания, то под действием отдачи и, благодаря наклонной контактной поверхности, смещенной относительно поворотного рычага, переходит в положение отпирания. Кроме того, стопорное устройство может иметь такую конструкцию, чтобы поворотный рычаг выходил из зацепления с приемным элементом под действием силы тяжести, когда он больше не удерживается спусковым элементом в положении запирания.

Для обеспечения перехода из положения запирания в положение отпирания и обратно с особенно малыми потерями на трение предпочтительно, чтобы поворотный рычаг, который входит в зацепление с приемным элементом, в частности с пазом, на его конце, обращенном к приемному элементу, содержал элемент, установленный с возможностью вращения и создающий линейный или точечный контакт со спусковым элементом, в частности ролик или шарик. Посредством такого элемента, установленного с возможностью вращения, поворотный рычаг может скатываться по тем поверхностям, с которыми он контактирует во время относительного перемещения между задней частью и передней частью, в частности по поверхности приемного элемента.

Чтобы исключить нежелательное относительное перемещение между задней частью и передней частью перед производством выстрела, в частности во время прицеливания, предпочтительно, чтобы спусковой элемент посредством первого элемента предварительного натяжения был предварительно нагружен со смещением в положение удержания. В этом случае стопорное устройство надежно удерживается в положении запирания даже тогда, когда огнестрельное оружие перемещается при обычном употреблении. Указанный элемент предварительного натяжения может представлять собой пружинный элемент. Альтернативно пружинному элементу спусковой элемент может смещаться в положение удержания при помощи магнитного устройства. Для этого первый магнитный элемент может быть расположен на спусковом элементе, в то время как второй магнитный элемент, имеющий одинаковую с первым или противоположную ему полярность, может быть расположен вблизи первого магнитного элемента, снаружи от спускового элемента.

Для того чтобы поворотный рычаг после амортизации отдачи автоматически переходил из положения отпирания в положение запирания, может быть предусмотрено предварительное нагружение поворотного рычага со смещением в положение запирания при помощи второго элемента предварительного натяжения. Второй элемент предварительного натяжения может представлять собой, например, пружинный элемент или магнитное устройство. Альтернативно этому поворотный рычаг может возвращаться спусковым элементом в положение запирания, если спусковой элемент предварительно нагружен со смещением в положение удержания.

Для того чтобы спусковой элемент под действием ударного импульса, в частности под действием отдачи, вызванной производством выстрела, автоматически перемещался из положения удержания в активное положение, предпочтительно, чтобы спусковой элемент был выполнен с возможностью поворота вокруг поворотной оси и имел различную массу выше и ниже указанной поворотной оси. Так, например, спусковой элемент выше/ниже поворотной оси может иметь большую массу, чем в противоположной части ниже/выше поворотной оси. При этом спусковой элемент выше и ниже поворотной оси может иметь разные моменты инерции массы. Вследствие разных масс относительно поворота части спускового элемента, расположенной выше поворотной оси, и части спускового элемента, расположенной ниже поворотной оси, более инерционная часть производит замедленное движение в направлении отдачи под действием ударного импульса, в результате чего спусковой элемент поворачивается вокруг поворотной оси. При этом более инерционная часть непосредственно после производства выстрела имеет тенденцию сохранять свое положение относительно неподвижной базовой точки, расположенной снаружи от огнестрельного оружия, в то время как остальная часть огнестрельного оружия вследствие производства выстрела резко перемещается в направлении стрелка. Вес спускового элемента, т.е. части, расположенной выше и ниже поворотной оси, предпочтительно выбирается достаточно большим, чтобы надежно преодолевать даже малое сопротивление трению, противодействующее перемещению спускового элемента. Спусковой элемент предпочтительно имеет опору с минимально возможными потерями на трение.

Если и спусковой элемент, и поворотный рычаг содержат элемент, установленный с возможностью вращения, в частности ролик или шарик, а в положении удержания спускового элемента поворотная ось спускового элемента и обе оси вращения элементов, установленных с возможностью вращения, расположены на одной линии, поворотный рычаг надежно удерживается в положении запирания, когда спусковой элемент находится в положении удержания. При этом небольшое усилие позволяет вывести поворотный рычаг из зацепления с приемным элементом, и установленные с возможностью вращения элементы под действием ударного импульса скатываются один с другого.

Согласно другому предпочтительному варианту осуществления спусковой элемент может быть выполнен в виде элемента замедления, выполненного с возможностью перемещения, по существу, в направлении относительного перемещения между задней частью и передней частью. При этом спусковой элемент имеет достаточно большой вес, чтобы под действием ударного импульса непосредственно после производства выстрела сохранять свое положение относительно неподвижной базовой точки, расположенной снаружи от огнестрельного оружия, в то время как остальная часть огнестрельного оружия, в частности стопорное устройство, вследствие производства выстрела резко перемещается в направлении стрелка. В результате такого перемещения между спусковым элементом и стопорным устройством спусковой элемент переводится в активное положение. Спусковой элемент может быть установлен с возможностью перемещения параллельно направлению относительного перемещения между задней частью и передней частью или под острым углом к этому направлению.

Перемещение спускового элемента с особенно малыми потерями на трение обеспечивается в том случае, если спусковой элемент по меньшей мере частично сферической концевой частью входит в направляющую втулку с возможностью поворота и с возможностью перемещения. При этом спусковой элемент может как перемещаться вдоль направляющей втулки, ось которой проходит, по существу, в направлении относительного перемещения между задней частью и передней частью, так и поворачиваться вокруг оси направляющей втулки. Возможность поворотного движения обеспечивается частично сферической концевой областью или, в общем случае, по меньшей мере частично закругленной концевой областью спускового элемента. В частности, частично сферическая концевая область совместно с соответствующим сопряженным элементом может образовывать карданную опору, установленную в направляющей втулке с возможностью перемещения. Выполнение спускового элемента с возможностью перемещения и с возможностью поворота обеспечивает надежное зацепление со стопорным устройством, в частности, с поворотным рычагом, и надежный переход между положением удержания и активным положением. Кроме того, при этом могут быть компенсированы технологические допуски, которые в случае отсутствия возможности поворота могли бы приводить к заклиниванию спускового элемента в направляющей втулке.

Для обеспечения надежного предварительного нагружения спускового элемента со смещением в положение удержания особенно предпочтительно, чтобы первый элемент предварительного натяжения входил в направляющую втулку. Первый элемент предварительного натяжения может быть расположен, например, между концевой областью направляющей втулки и частично сферической концевой областью спускового элемента, т.е. карданной опорой.

В одном предпочтительном варианте осуществления может быть предусмотрено, чтобы и спусковой элемент, и поворотный рычаг, содержали элемент, установленный с возможностью вращения, в частности ролик или шарик, оси вращения которых в положении удержания спускового элемента расположены на одной линии с осью вращения дополнительного элемента, установленного с возможностью вращения, в частности ролика или шарика, при этом указанный дополнительный элемент находится в зацеплении с установленным с возможностью вращения элементом спускового элемента напротив контактной области установленных с возможностью вращения элементов спускового элемента и поворотного рычага. Благодаря такому линейному расположению, поворотный рычаг надежно удерживается в положении запирания, когда спусковой элемент находится в положении удержания. Кроме того, при небольшом усилии поворотный рычаг может быть выведен из зацепления с приемным элементом, при этом спусковой элемент под действием ударного импульса перемещается относительно стопорного устройства, а установленные с возможностью вращения элементы спускового элемента, поворотного рычага и дополнительного элемента скатываются один с другого.

Для обеспечения надежного перехода спускового элемента, расположенного между элементами поворотного рычага и дополнительного элемента, установленными с возможностью вращения, из положения удержания в активное положение предпочтительно, чтобы было предусмотрено ограничительное устройство, останавливающее перемещение спускового элемента, предварительно нагруженного первым элементом предварительного натяжения, в позиции линейного расположения осей вращения,. В качестве такого ограничительного устройства может служить штифт, ограничивающий перемещение спускового элемента. Предпочтительно использовать (резьбовой) штифт, установленный с возможностью регулирования его положения.

Для обеспечения относительного перемещения между задней частью и передней частью с малыми потерями на трение могут быть предпочтительно предусмотрены направляющие ролики, задающие направление относительного перемещения между задней частью и передней частью. При этом между задней частью и передней частью не требуется наличия каких-либо поверхностей скольжения, которые, например, вследствие загрязнений или износа могли бы затруднять или даже блокировать указанное относительное перемещение.

Кроме того, может быть предпочтительным, чтобы направляющие ролики были установлены на задней/передней части и входили в зацепление с направляющими желобами или направляющими рельсами на передней/задней части, соответственно. Если направляющие ролики выполнены, например, в виде колес и перемещаются по направляющим желобам или в виде роликов с желобом, который проходит в окружном направлении и с которым соединяются рельсовые направляющие, то направление относительного перемещения между задней частью и передней частью может быть задано особенно точно.

Для получения, по возможности, максимального амортизирующего действия предпочтительно, чтобы задняя часть или передняя часть содержали продольный паз, проходящий в направлении относительного перемещения между задней частью и передней частью, в который входит амортизирующий элемент, воздействующий одним концом на заднюю часть, а другим концом - на переднюю часть. Благодаря расположению амортизирующего элемента в углублении, он надежно удерживается на месте. Углубление предпочтительно проходит параллельно или по меньшей мере под минимально возможным острым углом к направлению относительного перемещения между задней частью и передней частью.

В особенно простом варианте осуществления амортизирующий элемент может представлять собой пружину, в частности винтовую пружину.

Краткое описание чертежей

Ниже приведено более подробное описание изобретения при помощи предпочтительных вариантов осуществления, которые, однако, не ограничивают изобретение, со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых показаны:

фиг. 1 - схематический вид сбоку первого варианта осуществления устройства амортизации отдачи согласно изобретению в положении покоя;

фиг. 2 - схематический вид сбоку первого варианта осуществления в состоянии перехода в процесс амортизации;

фиг. 3 - схематический вид сбоку первого варианта осуществления в конце процесса амортизации;

фиг. 4 - вид сбоку в разрезе первого варианта осуществления устройства амортизации отдачи в положении покоя;

фиг. 5 - схематический вид сбоку второго варианта осуществления устройства амортизации отдачи согласно изобретению в положении покоя;

фиг. 6 - схематический вид сбоку второго варианта осуществления в состоянии перехода в процесс амортизации; и

фиг. 7 - схематический вид сбоку второго варианта осуществления в конце процесса амортизации.

Осуществление изобретения

На фиг. 1 показано устройство 1 амортизации отдачи огнестрельного оружия, предназначенное для прикрепления к не показанному прикладу или внутри приклада огнестрельного оружия, который служит для упора в плечо стрелка. Устройство 1 амортизации отдачи содержит заднюю часть 2 и переднюю часть 3, которые установлены с возможностью перемещения относительно друг друга, противодействуя усилию амортизирующего элемента 4, в данном варианте осуществления - винтовой пружины. Задняя часть 2, которая расположена от ствола огнестрельного оружия дальше, чем передняя часть 3, и передняя часть 3 могут быть встроены в приклад огнестрельного оружия, состоящий из частей, установленных с возможностью перемещения относительно друг друга. Альтернативно этому огнестрельное оружие, если оно не содержит такого приклада, состоящего из частей, установленных с возможностью перемещения относительно друг друга, оснащается устройством 1 амортизации отдачи таким образом, чтобы передняя часть 3 монтировалась на заднем конце приклада. Между задней частью 2 и передней частью 3 предусмотрено стопорное устройство 5, которое в положении запирания, показанном на фиг. 1, блокирует относительное перемещение между задней частью 2 и передней частью 3, а в положении отпирания, показанном на фиг. 3, разблокирует относительное перемещение между задней частью 2 и передней частью 3. В положении покоя огнестрельного оружия, когда выстрелы не производятся, стопорное устройство 5 находится в положении запирания, чтобы предотвратить неумышленное сжатие амортизирующего элемента 4. Стопорное устройство 5 содержит изогнутый, по существу, L-образный поворотный рычаг 6 с поворотной осью 6а и с приемным элементом 7, в частности, с пазом. В то время как приемный элемент 7 выполнен в передней части 3 или на передней части 3, поворотный рычаг 6 при помощи поворотной оси 6а установлен на задней части 2 и в положении запирания вводится в зацепление с приемным элементом 7. Для зацепления с приемным элементом 7 поворотный рычаг 6 на конце 6b, обращенном к приемному элементу 7, содержит круглый элемент 8, в частности ролик или шарик 8а, установленный с возможностью вращения вокруг его оси 8b вращения в окружном направлении. Другой конец 6 с поворотного рычага 6 соединен со вторым элементом предварительного натяжения 9, например с пружиной, при этом поворотный рычаг 6 предварительно нагружается со смещением в положение запирания под действием этого элемента предварительного натяжения. Приемный элемент 7 имеет наклонную поверхность или кромку 7а, вдоль которой может прокатываться ролик или шарик 8а поворотного рычага 6.

Для того чтобы стопорное устройство 5 под действием отдачи выстрела могло выходить из положения запирания, предусмотрен спусковой элемент 10, активируемый посредством ударного импульса, который в показанном на фиг. 1 положении удержания удерживает стопорное устройство 5 в положении запирания, а в активном положении, показанном на фиг. 2 и 3, разблокирует переход стопорного устройства 5 в положение отпирания. Чтобы получить, по возможности, легкий переход из положения запирания в положение отпирания, по меньшей мере часть стопорного устройства 5, а именно, поворотный рычаг 6 и спусковой элемент 10 установлены с возможностью поворота под действием ударного импульса, возникающего вследствие отдачи выстрелившего огнестрельного оружия. Для этого спусковой элемент 10 содержит поворотную ось 10а. Для обеспечения автоматического поворота спускового элемента 10 под действием ударного импульса он имеет разные массы выше и ниже поворотной оси 10а, т.е. центр массы спускового элемента 10 расположен выше или ниже поворотной оси 10а. Для обеспечения поворота разные массы части 10b спускового элемента 10, расположенной выше поворотной оси 10а, и части 10 с спускового элемента 10, расположенной ниже поворотной оси 10а, можно получить за счет различного веса и/или различной формы указанных частей 10b, 10 с.Важно, чтобы более инерционная часть, которой в варианте осуществления, показанном на фиг. 1-3, является верхняя часть 10b, под действием ударного импульса осуществляла замедленное движение в направлении R отдачи, в результате чего спусковой элемент 10 поворачивается вокруг поворотной оси 10а в активное положение и, таким образом, разблокирует стопорное устройство 5. После обеспечения амортизации отдачи спусковой элемент 10 автоматически возвращается в свое первоначальное положение удержания под действием первого элемента 11 предварительного натяжения (см. фиг. 4). Для обеспечения легкого ввода спускового элемента 10 в зацепление со стопорным устройством 5, в частности с поворотным рычагом 6, и такого же вывода из этого зацепления спусковой элемент 10 в положении запирания стопорного устройства 5 в контакной области 12 входит в зацепление со стопорным устройством 5, образуя линейный или точечный контакт. Такой линейный или точечный контакт создается при помощи круглого элемента 13, который установлен с возможностью вращения вокруг оси 13b вращения в окружном направлении и который в варианте осуществления, показанном на фиг. 1-4, представляет собой ролик или шарик 13а, и при помощи расположенного напротив него ролика или шарика 8а поворотного рычага 6. Для того чтобы, с одной стороны, надежно удерживать поворотный рычаг 6 при помощи спускового элемента 10 в положении запирания, а, с другой стороны, легко выводить поворотный рычаг 6 из зацепления с приемным элементом 7, в положении удержания спускового элемента 10 поворотная ось 10а спускового элемента 10 и обе оси 8b, 13b вращения роликов или шариков 8а, 13а расположены на одной линии.

Для обеспечения малых потерь на трение при относительном перемещении между задней частью 2 и передней частью 3 предусмотрены направляющие ролики 13d, 13е и 13f, которые установлены на задней части 3, и которые входят в направляющие желоба или направляющие рельсы 14а, 14b, предусмотренные на передней части или в передней части 3.

Как показано также на фиг. 1-4, передняя часть 3 содержит продольную выемку или паз 15, который проходит в направлении X относительного перемещения между задней частью 2 и передней частью 3, и в который входит амортизирующий элемент 4, действующий одним концом 16а на заднюю часть 2, а другим концом 16b - на переднюю часть 3. Паз 15 проходит параллельно направлению X относительного перемещения.

На фиг. 1 и 4 устройство 1 амортизации отдачи показано в положении покоя, при этом стопорное устройство 5 находится в положении запирания и удерживается в этом положении спусковым элементом 10, таким образом, относительное перемещение между задней частью 2 и передней частью 3 исключается.

На фиг. 2 устройство 1 амортизации отдачи показано во время перехода в процесс амортизации под действием произведенного выстрела. В результате ударного импульса, действующего в направлении R отдачи и вызванного произведенным выстрелом, по существу, все огнестрельное оружие за исключением только более инерционной верхней части 10b спускового элемента 10 испытывает толчок назад, при этом спусковой элемент 10 поворачивается из положения удержания в активное положение и скатывается по ролику или шарику 8а поворотного рычага 6. Как только верхняя часть 10b спускового элемента 10 повернется в направлении передней части 3 в достаточной степени, чтобы обеспечить выход спускового элемента 10 из зацепления с поворотным рычагом 6, разблокируется переход стопорного устройства 5 в положение отпирания.

На фиг. 3 устройство 1 амортизации отдачи показано в конце процесса амортизации. После разблокирования спусковым элементом 10 перехода стопорного устройства 5 в положение отпирания ролик или шарик 8а поворотного рычага 6 скатывается по наклонной поверхности или кромке 7а приемного элемента 7, и передняя часть 3 перемещается к упирающейся в плечо стрелка задней части 2, при этом амортизирующий элемент 4 сжимается. Затем амортизирующий элемент 4 снова разжимается, в результате чего передняя часть 3 удаляется от задней части 2, и поворотный рычаг 6 входит в зацепление с приемным элементом 7 и спусковым элементом 10.

На фиг. 5-7 показан второй вариант осуществления устройства 1 амортизации отдачи, который лишь частично отличается от первого варианта осуществления, поэтому описание второго варианта осуществления сконцентрировано, по существу, на отличии от первого варианта осуществления. Особенно полезной характеристикой этого второго варианта осуществления является сравнительно короткая конструкция, которая позволяет, в частности, осуществлять дооснащение существующих прикладов. Кроме того, этот вариант осуществления содержит малое количество деталей, поэтому его производство может быть предпочтительным с точки зрения издержек.

На фиг. 5 показано устройство 1 амортизации отдачи в положении покоя огнестрельного оружия. Устройство 1 амортизации отдачи содержит заднюю часть 2 и переднюю часть 3, которые установлены с возможностью перемещения относительно друг друга при преодолении усилия амортизирующего элемента 4, в частности винтовой пружины. Между задней частью 2 и передней частью 3 предусмотрено стопорное устройство 5, которое в показанном на фиг. 5 положении запирания блокирует относительное перемещение между задней частью 2 и передней частью 3, а в показанном на фиг. 7 положении отпирания разблокирует относительное перемещение между задней частью 2 и передней частью 3. Стопорное устройство 5 содержит, по существу, прямолинейный поворотный рычаг 6 с поворотной осью 6а и приемный элемент 7, в частности паз. Поворотный рычаг 6 установлен при помощи поворотной оси 6а на передней части 3 и в положении запирания входит в зацепление с приемным элементом 7, расположенным в задней части 2. Для обеспечения такого зацепления поворотный рычаг 6 на конце 6b, обращенном к приемному элементу 7, содержит круглый элемент 8, в частности ролик или шарик 8а, установленный с возможностью вращения вокруг оси 8b вращения в окружном направлении. Приемный элемент 7 имеет наклонную поверхность или кромку 7а, по которой может скатываться ролик или шарик 8а поворотного рычага 6.

Для перевода стопорного устройства 5 из положения запирания предусмотрен спусковой элемент 10, активируемый посредством ударного импульса, который в положении удержания, показанном на фиг. 5, удерживает стопорное устройство 5 в положении запирания, а в активном положении, показанном на фиг. 6 и 7, разблокирует переход стопорного устройства 5 в положение отпирания. Спусковой элемент 10 выполнен в виде элемента замедления, который установлен с возможностью перемещения под острым углом α, предпочтительно составляющим не более 20°, в частности, не более 10°, по существу, в направлении X относительного перемещения между задней частью 2 и передней частью 3. Для обеспечения надежного перемещения между положением удержания и активным положением спусковой элемент 10 установлен в направляющей втулке 17 и при помощи первого элемента 11 предварительного натяжения предварительно нагружается со смещением в положение удержания. В положении запирания стопорного устройства 5 спусковой элемент 10 в контактной области 12 находится в зацеплении со стопорным устройством 5, образуя линейный или точечный контакт. Для этого спусковой элемент 10 содержит круглый элемент 13, в частности ролик или шарик 13а, который установлен с возможностью вращения вокруг оси 13b вращения в окружном направлении, и который расположен напротив ролика или шарика 8а поворотного рычага 6. Для того чтобы, с одной стороны, надежно удерживать поворотный рычаг 6 при помощи спускового элемента 10 в положении запирания, т.е. в зацеплении с приемным элементом 7, а, с другой стороны, легко выводить поворотный рычаг 6 из зацепления с приемным элементом 7, в положении удержания спускового элемента 10 ось 8b вращения ролика или шарика 8а, ось 13b вращения ролика или шарика 13а и ось 18b вращения дополнительного круглого элемента 18, установленного с возможностью поворота, в частности ролика или шарика 18а, расположены на одной линии. Для того чтобы спусковой элемент 10 мог надежно вводить поворотный рычаг 6 в зацепление с приемным элементом 7, дополнительный элемент 18 находится в зацеплении с установленным с возможностью вращения элементом 13 спускового элемента 10 напротив области 12 контакта между установленными с возможностью вращения элементами 8, 13 спускового элемента 10 и поворотного рычага 6. Кроме того, предусмотрено регулировочное или ограничительное устройство 19 с регулировочным винтом 19а, которое останавливает перемещение предварительно нагруженного спускового элемента 10 в позиции линейного расположения осей 8b, 13b 18b вращения. Благодаря перемещению регулировочного винта 19а, можно зафиксировать позицию ролика 13а относительно ролика 8а в положении запирания. Как показано на фиг. 5, при этом можно выбрать ориентацию оси 13а вращения относительно осей 8b и 18b вращения таким образом, чтобы ось 13а вращения была расположена не на воображаемой линии, соединяющей оси 8b, 18b вращения, а немного ближе к переднему концу передней части 3. При этом получается небольшое сокращение траектории движения, необходимого для перевода в положение отпирания между спусковым элементом 10 и поворотным рычагом 6, таким образом, перевод в положение отпирания осуществляется еще быстрее, что обеспечивает особенно эффективную амортизацию отдачи.

Для обеспечения надежного качения ролика или шарика 13а по роликам или шарикам 8а, 18а (см. фиг. 6 и 7), спусковой элемент 10 входит с возможностью поворота в частично сферическую концевую область 20 направляющей втулки 17. При этом указанная частично сферическая концевая область 20 совместно с соответствующим сопряженным элементом 21 образует карданную опору 22, установленную в направляющей втулке 17 с возможностью перемещения.

На фиг. 6 устройство 1 амортизации отдачи с фиг. 5 показано при переходе в процесс амортизации под действием произведенного выстрела. В результате ударного импульса, действующего в направлении R отдачи и вызванного произведенным выстрелом, по существу, все огнестрельное оружие за исключением только более тяжелой верхней части 10b спускового элемента 10, т.е. элемента замедления, испытывает толчок назад, при этом спусковой элемент 10 поворачивается из положения удержания в активное положение и при этом скатывается по ролику или шарику 8а поворотного рычага 6 и по ролику или шарику 18а. Как только спусковой элемент 10 повернется в направлении передней части 3 в достаточной степени, чтобы обеспечить выход поворотного рычага 6 из зацепления с приемным элементом 7, разблокируется переход стопорного устройства 5 в положение отпирания.

На фиг. 7 устройство 1 амортизации отдачи с фиг. 5 показано в конце процесса амортизации. После освобождения стопорного устройства 5 от спускового элемента 10 и перехода в положение отпирания, ролик или шарик 8а поворотного рычага 6 скатывается по поверхности 23 задней части 2, и передняя часть 3 перемещается к задней части 2, при этом амортизирующий элемент 4 сжимается. Затем амортизирующий элемент 4 снова разжимается, в результате чего передняя часть 3 удаляется от задней части 2, и поворотный рычаг 6 входит в зацепление с приемным элементом 7. В варианте осуществления, показанном на фиг. 5-7, ролики или шарики 8а, 13а и 18а предпочтительно постоянно контактируют друг с другом.

Как наглядно показано на фиг. 5-7, амортизирующий элемент 4 расположен сбоку от спускового элемента 10 и, по существу, параллельно спусковому элементу 10. В отличие от варианта осуществления, показанного на фиг. 1-4, где амортизирующий элемент 4 и спусковой элемент 10 расположены последовательно друг за другом в продольном направлении огнестрельного оружия, вариант осуществления, показанный на фиг. 5-7, позволяет получить гораздо более компактную конструкцию устройства 1 амортизации отдачи. Поэтому устройство 1 амортизации отдачи согласно варианту осуществления, показанному на фиг. 5-7, является особенно пригодным для крепления к прикладу и, следовательно, для дооснащения существующего огнестрельного оружия.

1. Устройство (1) амортизации отдачи огнестрельного оружия, в частности, для прикрепления к прикладу или внутри приклада огнестрельного оружия, предпочтительно ручного огнестрельного оружия, содержащее заднюю часть (2) и переднюю часть (3), которые выполнены с возможностью перемещения относительно друг друга, преодолевая усилие по меньшей мере одного амортизирующего элемента (4), при этом предусмотрено стопорное устройство (5), действующее между задней частью (2) и передней частью (3), которое в положении запирания блокирует относительное перемещение между задней частью (2) и передней частью (3), а в положении отпирания разблокирует относительное перемещение между задней частью (2) и передней частью (3), при этом также предусмотрен выполненный с возможностью активации посредством ударного импульса спусковой элемент (10), который в положении удержания удерживает стопорное устройство (5) в положении запирания, а в активном положении обеспечивает возможность перехода стопорного устройства (5) в положение отпирания, отличающееся тем, что спусковой элемент (10) и/или по меньшей мере часть стопорного устройства (5) выполнена с возможностью поворота вокруг поворотной оси (10а, 6а) под действием ударного импульса.

2. Устройство (1) по п. 1, отличающееся тем, что в положении запирания стопорного устройства (5) спусковой элемент (10) в контактной области (12) находится в зацеплении со стопорным устройством (5) с образованием линейного или точечного контакта.

3. Устройство (1) по п. 2, отличающееся тем, что указанный линейный или точечный контакт образован посредством по меньшей мере одного, предпочтительно двух расположенных напротив друг друга круглых элементов (8, 13), установленных с возможностью вращения вокруг соответствующей оси (8b, 13b) вращения в окружном направлении.

4. Устройство (1) по п. 3, отличающееся тем, что указанные элементы (8, 13), установленные с возможностью вращения, представляют собой ролики и/или шарики (8а, 13а), установленные на спусковом элементе (10) и/или на стопорном устройстве (5).

5. Устройство (1) по одному из пп. 1-4, отличающееся тем, что стопорное устройство (5) содержит приемный элемент (7), в частности паз, расположенный в передней части (3)/задней части (2), а также поворотный рычаг (6), установленный на задней части (2)/передней части (3), входящий в зацепление с приемным элементом (7) в положении запирания и находящийся в указанном положении запирания в зацеплении со спусковым элементом (10).

6. Устройство (1) по пп. 4 и 5, отличающееся тем, что поворотный рычаг (6) для вхождения в зацепление с приемным элементом (7), в частности с пазом, предпочтительно содержит на его конце, обращенном к приемному элементу (7), установленный с возможностью вращения элемент (8), в частности ролик или шарик (8а), для образования линейного или точечного контакта со спусковым элементом (10).

7. Устройство (1) по одному из пп. 1-6, отличающееся тем, что спусковой элемент (10) посредством первого элемента (11) предварительного натяжения предварительно нагружен со смещением в положение удержания.

8. Устройство (1) по п. 5 или 6, отличающееся тем, что поворотный рычаг (6) посредством второго элемента (9) предварительного натяжения предварительно нагружен со смещением в положение запирания.

9. Устройство (1) по одному из пп. 1-8, отличающееся тем, что спусковой элемент (10) выполнен с возможностью поворота вокруг поворотной оси (10а) и имеет разную массу выше и ниже поворотной оси (10а).

10. Устройство (1) по пп. 6 и 9, отличающееся тем, что и спусковой элемент (10), и поворотный рычаг (6) содержат элемент (13, 8), установленный с возможностью вращения, в частности ролик или шарик (13а, 8а), при этом в положении удержания спускового элемента (10) поворотная ось (10а) спускового элемента (10) и обе оси (13b, 8b) вращения элементов (13, 8), установленных с возможностью поворота, расположены на одной линии.

11. Устройство (1) по одному из пп. 1-8, отличающееся тем, что спусковой элемент (10) выполнен в виде элемента замедления, выполненного с возможностью перемещения, по существу, в направлении (X) относительного перемещения между задней частью (2) и передней частью (3).

12. Устройство (1) по п. 11, отличающееся тем, что спусковой элемент (10) по меньшей мере частично сферической концевой областью (20) входит в направляющую втулку (17) с возможностью поворота и с возможностью перемещения.

13. Устройство (1) по пп. 7 и 12, отличающееся тем, что первый элемент (11) предварительного натяжения входит в направляющую втулку (17).

14. Устройство (1) по п. 6 и одному из пп. 11-13, отличающееся тем, что и спусковой элемент (10), и поворотный рычаг (6) содержат элемент (13, 8), установленный с возможностью вращения, в частности ролик или шарик (13а, 8а), при этом их оси (13b, 8b) вращения в положении удержания спускового элемента (10) расположены на одной линии с осью (18b) вращения дополнительного элемента (18), установленного с возможностью вращения, в частности ролика или шарика (18а), при этом указанный дополнительный элемент (18) находится в зацеплении с установленным с возможностью вращения элементом (13) спускового элемента (10) напротив контактной области (12) установленных с возможностью вращения элементов (13, 8) спускового элемента (10) и поворотного рычага (6).

15. Устройство (1) по пп. 7 и 14, отличающееся тем, что предусмотрено ограничительное устройство (19), останавливающее перемещение спускового элемента (10), предварительно нагруженного первым элементом (11) предварительного натяжения, в позиции линейного расположения осей (8b, 13b, 18b) вращения.

16. Устройство (1) по одному из пп. 1-15, отличающееся тем, что предусмотрены направляющие ролики (13d, 13е, 13f), задающие направление относительного перемещения между задней частью (2) и передней частью (3).

17. Устройство (1) по п. 16, отличающееся тем, что направляющие ролики (13d, 13е, 13f) смонтированы на задней части (2)/передней части (3) и входят в зацепление с направляющими желобами или направляющими рельсами (14а, 14b) на передней части (3)/задней части (2).

18. Устройство (1) по одному из пп. 1-17, отличающееся тем, что задняя часть (2) или передняя часть (3) содержит продольный паз (15), проходящий в направлении (X) относительного перемещения между задней частью (2) и передней частью (3), в который входит амортизирующий элемент (4), воздействующий одним концом (16а) на заднюю часть (2), а другим концом (16b) - на переднюю часть (3).

19. Устройство (1) по одному из пп. 1-18, отличающееся тем, что амортизирующий элемент (4) представляет собой пружину, в частности винтовую пружину.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к огнестрельному оружию, в частности к стрелковому оружию с прикладом. .

Изобретение относится к прикладам, специально назначенным для уменьшения отдачи. .

Изобретение относится к оборонной технике и направлено на совершенствование стрелкового оружия, имеющего приклад с амортизатором отдачи и движущиеся вперед подвижные массы до момента 1-го выстрела.

Изобретение относится к средствам амортизации отдачи стрелкового оружия. Устройство амортизации расположено внутри приклада, состоит из передней и задней частей с возможностью перемещения относительно друг друга вдоль продольных осей с преодолением сопротивления амортизирующего элемента. Спусковой и запирающий элементы обеспечивают неподвижность элементов устройства в состоянии покоя и амортизацию при выстреле. Технический результат – улучшение амортизирующих свойств, упрощение эксплуатации. 18 з.п. ф-лы, 7 ил.

Наверх