Линза френеля для виртуального шлема (варианты)

Линза Френеля для виртуального шлема представляет сложную составную линзу, образованную совокупностью отдельных концентрических колец относительно небольшой толщины, примыкающих друг к другу. Сечение каждого из колец имеет форму треугольника, одна сторона которого криволинейна, и это сечение представляет собой элемент сечения сплошной сферической линзы, другая сторона - переходной краевой участок линзы. Переходные краевые участки наклонены к оптической оси линзы под углом, определяемом по формулам, приведенным в формуле изобретения. Технический результат - отсутствие световых потерь на краевых переходных участках и отсутствие изображения краевых переходных участков в полезном изображении. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области специального оптического приборостроения и, в частности, к системам визуализации, тренажеров на основе нашлемного индикатора, систем виртуальной реальности и т.п.

При построении шлемов виртуальной реальности общепринято в каждом канале (для каждого глаза) на оси наблюдения глазом использовать положительную асферическую линзу, на фокусном расстоянии от которой располагать источник изображения (видеоматрицу). Такое построение оптической схемы шлема виртуальной реальности позволяет наблюдать видеоизображение матрицы глазом на бесконечности. Каждый глаз наблюдает свое изображение, которые совместно образуют стереопару. По этому принципу построено подавляющее большинство современных шлемов виртуальной реальности.

Так как D/ƒ - отношение диаметр/фокусное расстояние для асферических линз не превышает 1,0, то полный угол зрения FOV (field of view) не превышает 90° (угол зрения 45° в сторону от линии прямого взгляда). Увеличение угла зрения приводит к увеличению габаритных размеров линзы, так как толщина линзы пропорциональна значению D/ƒ.

Для уменьшения габаритных размеров и увеличения значения D/ƒ используют линзу Френеля. Это «сложная составная линза, образованная совокупностью отдельных концентрических колец относительно небольшой толщины, примыкающих друг к другу. Сечение каждого из колец имеет форму треугольника, одна из сторон которого криволинейна, и это сечение представляет собой элемент сечения сплошной сферической линзы» (Френеля линза // Физическая энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 1998. - Т. 5. - С. 374-375. - 760 с.). Такая конструкция обеспечивает малую толщину (следовательно, и вес) линзы Френеля даже при большой угловой апертуре. Сечения колец у линзы строятся таким образом, что сферическая аберрация линзы Френеля невелика. Линза Френеля позволяет увеличить значение D/ƒ без увеличения толщины линзы. Такое свойство линз Френеля широко используется в построении виртуальных шлемов, так как позволяет увеличить FOV до 130°.

Основным недостатком линзы Френеля является то, что линза состоит из множества элементов сдвинутых сферических поверхностей и в сечении имеет вид множества ступенек. Сдвиг между сферическими элементами формирует нерабочие переходные краевые участки, которые создают паразитные засветки и разного рода «ложные изображения» (по сравнению с обычными линзами и традиционными объективами). Кроме этого, рассеяние света на переходных краевых участках приводит к световым потерям. Обычно линза Френеля используется для сбора световой энергии в лэптопах, концентраторах солнечной энергии, в маяках и т.п. Это накладывает условие на расчет линзы Френеля, когда источник находится в фокусе линзы (смотри фигуру 1).

Как видно, лучи света от точечного источника 1, находящегося в фокусе линзы, проходят через линзу Френеля без потерь на переходных краевых участках, так как они параллельны друг другу.

Ход лучей в виртуальных шлемах, как изображено на фигуре 2, определяется конструкцией, когда входной зрачок глаза 4 находится от линзы на расстоянии значительно меньше ее фокусного расстояния, а протяженный источник изображения - дисплей 3 располагается в фокальной плоскости линзы.

Как видно, световые лучи от протяженного источника света - дисплея 3 в линзе Френеля идут под значительным углом к оптической оси линзы и к переходным краевым участкам линзы. Это приводит не только к потерям на отражении лучей света от переходных краевых участков, но и к тому, что краевые переходные участки становятся видимыми, при этом не несут полезной информации.

Технический результат направлен на создание линз Френеля для шлемов виртуальной реальности с отсутствием световых потерь на краевых переходных участках и отсутствием изображения краевых переходных участков в полезном изображении.

Технический результат достигается использованием линз Френеля в виртуальных шлемах с изменяемым наклоном переходных краевых участков к оптической оси линзы в зависимости от оптической схемы шлема и диаметра зоны.

Сущность шлема виртуальной реальности с большим углом зрения поясняется фигурами 1 и 2.

На фигуре 1 представлена оптическая схема классического использования линз Френеля.

На фигуре 2 представлена оптическая схема использования линз Френеля в виртуальных шлемах.

На фигуре 3 представлен ход лучей в одной зоне линзы Френеля.

Для определения величины наклона переходных краевых участков к оптической оси линзы введем следующие параметры оптической схемы виртуального шлема, смотри фигуру 3: L - расстояние от глаза наблюдателя до плоской стороны линзы; t - толщина линзы Френеля; αi - угол зрения i-й зоны линзы Френеля; Di - диаметр i-й зоны линзы Френеля; Ri - радиус оптической поверхности i-й зоны линзы Френеля; n - коэффициент преломления материала линзы Френеля; δi - сдвиг i-й зоны линзы Френеля.

Из фигуры 3 следует, что наклон i-го переходного краевого участка линзы Френеля к оптической оси линзы равен величине:

Когда используется очень тонкая линза Френеля, можно считать, что высота падения луча света на плоскую поверхность стремится к половине диаметра i-й зоны линзы, тогда:

Так как в линзе Френеля, используемой в виртуальном шлеме, лучи непараксиальные, то необходимо использовать функции синусов и тангенсов. Тогда, объединяя выражения (1) и (2), имеем:

Автором для виртуальных шлемов предлагается следующая линза Френеля - сложная составная линза, образованная совокупностью отдельных концентрических колец относительно небольшой толщины, примыкающих друг к другу. Сечение каждого из колец имеет форму треугольника, одна сторона которого криволинейна, и это сечение представляет собой элемент сечения сплошной сферической линзы, другая сторона - переходной краевой участок линзы, который для уменьшения паразитного влияния на качество изображения наклонен к оптической оси линзы под углом:

где Di - диаметр i-й зоны линзы Френеля; L - расстояние от глаза наблюдателя до плоской стороны линзы; n - коэффициент преломления материала линзы Френеля.

Если линза толстая (больше 1 мм), то при проходе луча через линзу его высота на границе i-й зоны линзы Френеля выше его высоты на плоской поверхности линзы на величину Δ. Тогда выражение (3) имеет вид:

Выражения (4) и (5) вычислить напрямую невозможно, но можно вычислить методом последовательных приближений.

Автором для виртуальных шлемов предлагается следующая линза Френеля - сложная составная линза, образованная совокупностью отдельных концентрических колец относительно небольшой толщины, примыкающих друг к другу. Сечение каждого из колец имеет форму треугольника, одна сторона которого криволинейна, и это сечение представляет собой элемент сечения сплошной сферической линзы, другая сторона - переходной краевой участок линзы, который для уменьшения паразитного влияния на качество изображения наклонен к оптической оси линзы под углом:

где

где Di - диаметр i-й зоны линзы Френеля; L - расстояние от глаза наблюдателя до плоской стороны линзы; n - коэффициент преломления материала линзы Френеля; t - толщина линзы Френеля; δi - сдвиг i-й зоны линзы Френеля; Ri - радиус оптической поверхности i-й зоны линзы Френеля.

1. Линза Френеля для виртуального шлема, представляющая сложную составную линзу, образованную совокупностью отдельных концентрических колец относительно небольшой толщины, примыкающих друг к другу, при этом сечение каждого из колец имеет форму треугольника, одна сторона которого криволинейна, и это сечение представляет собой элемент сечения сплошной сферической линзы, другая сторона - переходной краевой участок линзы, отличающаяся тем, что для уменьшения паразитного влияния переходных краевых участков на качество изображения они наклонены к оптической оси линзы под углом:

где Di - диаметр i-й зоны линзы Френеля; L - расстояние от глаза наблюдателя до плоской стороны линзы; n - коэффициент преломления материала линзы Френеля.

2. Линза Френеля для виртуального шлема, представляющая сложную составную линзу, образованную совокупностью отдельных концентрических колец относительно небольшой толщины, примыкающих друг к другу, при этом сечение каждого из колец имеет форму треугольника, одна сторона которого криволинейна, и это сечение представляет собой элемент сечения сплошной сферической линзы, другая сторона - переходной краевой участок линзы, отличающаяся тем, что для уменьшения паразитного влияния переходных краевых участков на качество изображения они наклонены к оптической оси линзы под углом:

где

где Di - диаметр i-й зоны линзы Френеля; L - расстояние от глаза наблюдателя до плоской стороны линзы; n - коэффициент преломления материала линзы Френеля; t - толщина линзы Френеля; δi - сдвиг i-й зоны линзы Френеля; Ri - радиус оптической поверхности i-й зоны линзы Френеля.



 

Похожие патенты:

Неподвижный концентратор солнечного излучения реализует наведение светового потока на входной торец фокона за счет сужения светового потока в двух перпендикулярных плоскостях и содержит три фокусирующие плоские линейные линзы Френеля, в фокусе первой короткофокусной линейной линзы Френеляторая линза Френеля, за которой расположена третья линейная короткофокусная линза Френеля, в фокусе которой расположен фокон.

Световод для изменения паттерна распределения света от излучателя содержит прозрачный элемент, у которого имеются: первая входная поверхность – поверхность линзы Френеля, и вторая выходная поверхность.

Преломляющая рентгеновская линза состоит из отдельных фокусирующих элементов в форме треугольных призм, упорядоченных в ряды. Геометрические размеры, угол при вершине и количество элементов в каждом ряду, а также материал, из которого изготавливаются фокусирующие элементы, варьируются в зависимости от выбранной энергии фотонов в диапазоне от мягкого рентгеновского излучения до гамма-излучения.

Линза содержит нижнюю поверхность; поверхность падения света для приема света источника света; первую выпуклую поверхность, используемую в качестве первой поверхности выхода света; первую кольцеобразную наклонную поверхность, используемую в качестве второй поверхности выхода света; вторую выпуклую поверхность, используемую в качестве третьей поверхности выхода света.

Способ может быть использован для изготовления высокоточных и крупноразмерных дифракционных оптических элементов (ДОЭ). Способ включает фокусировку пучка лазерного излучения на поверхность светочувствительного слоя оптической заготовки, приведение ее во вращение, совмещение центра фокусировки пучка лазерного излучения с осью вращения заготовки, выбор точки совмещения центра фокусировки пучка лазерного излучения с осью вращения оптической заготовки за начало отсчета декартовой системы координат устройства позиционирования сфокусированного пучка лазерного излучения, перемещение сфокусированного пучка лазерного излучения по поверхности оптической заготовки в радиальном направлении.

Способ состоит в том, что излучение лазера, сфокусированное на поверхности фоточувствительного слоя, модифицируют по глубине пропорционально плотности мощности излучения, распространяющегося в фоточувствительном слое.

Изобретение относится к области солнечной энергетике и, в частности, к концентраторам солнечного излучения, используемым в фотоэлектрических модулях. .
Изобретение относится к оптическому приборостроению и предназначено для создания сложных дифракционных оптических элементов (ДОЭ) - линз Френеля, киноформов, фокусаторов, корректоров и других устройств.
Наверх