Способ вибродиагностирования газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области контроля технического состояния газотурбинных двигателей (ГТД), а именно к способу вибродиагностирования газотурбинного двигателя. Предлагаемый способ может быть применен для мониторинга вибросостояния авиационных ГТД как на наземных устройствах обработки информации, так и в бортовых системах контроля двигателей, а также может быть применен для вибродиагностирования двигателей, используемых в электроэнергетике и для транспортировки газа. Сущность изобретения заключается в применении для обработки вибросигнала метода нелинейной динамики с последующим сравнением предлагаемого показателя структуры вибросигнала с его значениями в исправном и дефектном состояниях ГТД. Заявленный способ вибродиагностирования ГТД позволяет по эволюции уровня вибрации со штатного датчика оценить состояние опорных подшипников двигателя. 2 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение. Предлагаемое изобретение относится к области контроля технического состояния газотурбинных двигателей (ГТД), а именно, к способу вибродиагностирования газотурбинного двигателя.

Предлагаемый способ может быть применен для мониторинга вибросостояния авиационных ГТД, как на наземных устройствах обработки информации, так и в бортовых системах контроля двигателей, а также может быть применен для вибродиагностирования двигателей, используемых в электроэнергетике и для транспортировки газа.

Уровень техники. Известен способ определения состояния объекта при вибродиагностике, включающий получение вибродиагностических параметров в виде вибросигнала (перемещение, скорость, ускорение и т.д. исследуемого объекта) во временной области, его последующую обработку (патент RU №2187086, по кл. G01M 7/00, 2002 г)

В известном способе сигнал не переводят в частотную область, а строят фазовое пространство - пространство состояний по перемещению и/или его производным количеством n (n=2, 3, …), по выбранным подпространствам которого определяют тип дефекта и его характеристику на фоне общего технического состояния.

Недостатком данного метода является необходимость наличия эксперта для сравнения графиков и выработки диагностического решения. Автоматическая обработка информации не предусмотрена.

Известен способ диагностики технического состояния газотурбинного двигателя, при котором выбирают параметры, подлежащие контролю, определяют исходные значения этих параметров, а также регистрируют эти параметры на диагностируемом ГТД с помощью датчиков, определяют отклонения значений зарегистрированных параметров от исходных, формируют векторы входных параметров. (С.В. Жернаков. Применение технологии нейронных сетей для диагностики технического состояния авиационных двигателей. Научно-практический журнал ИжГТУ «Интеллектуальные системы в производстве», 2006 г., №2, стр. 70-80).

Полученные данные обрабатывают с помощью нейронной сети Кохонена. Нейронную сеть предварительно обучают и проводят формирование структуры классов (кластеризацию) по обучающей выборке с указанием априорно известной структуры классов. При диагностике формируют выходные сигналы сети, выбирают нейрон с максимальным значением сигнала, определяют класс, к которому он относится, и делают вывод об изменении в техническом состоянии двигателя.

Этот способ не обеспечивает отслеживание технического состояния ГТД в процессе развития неисправности, т.е. не позволяет проводить обработку временных рядов, т.к. выполняет только оценку текущего технического состояния, без учета технического состояния в прошлом (не формируется авторегрессионая зависимость), поэтому не допускает выявления процессов развития неисправностей ГТД на ранних стадиях.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является способ вибродиагностики газотурбинного двигателя, включающий получение эталонного значения вибросостояния при испытаниях двигателя, получение рабочего значения вибросостояния двигателя, причем значения получают путем снятия показаний датчика вибрации, сравнение эталонного и рабочего значения вибросостояния двигателя, и определение его технического состояния (патент RU №2499240 по кл. G01M 15/14, 2015).

Недостатком известного способа является необходимость создания модели вибросостояния двигателя в виде зависимости уровня вибрации от оборотов ротора ГТД и других величин, т.к. амплитуда вибрации, зависищаяся от многих величин, постоянно меняется. Вследствие чего, модель вибросостояния двигателя и соответствующий алгоритм необходимо поддерживать в актуальном состоянии, и для каждого двигателя они индивидуальны.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является создание способа вибродиагностики газотурбинного двигателя, позволяющего по одному параметру - вибросигналу ГТД определять техническое состояние опорных подшипников двигателя.

Раскрытие сущности изобретения. Технический результат в предлагаемом изобретении достигают созданием способа вибродиагностики газотурбинного двигателя, включающего получение эталонного значения вибросостояния при испытаниях двигателя, получение рабочего значения вибросостояния двигателя, причем значения получают путем снятия показаний датчика вибрации, сравнение эталонного и рабочего значения вибросостояния двигателя, и определение его технического состояния в котором, согласно изобретению, дополнительно создают дефектное состояние механической системы двигателя, снимают показания датчика вибрации в дефектном состоянии, при этом на эталонных, рабочих и дефектных режимах определяют показатель структуры Pstr - числовую характеристику вибросигнала, который находят посредством вычисления количества независимых параметров, от которых зависит вибросигнал, отражающий одну из координат ГТД как динамической системы, путем предварительной оценки параметра при различных ε, где mε - среднее количество точек в окрестности радиусом ε от точек временного ряда, которое рассчитывают методом корреляционного интеграла, причем D вычисляют для различных временных задержек между отсчетами вибросигнала, например, 10, 25, … 100 отсчетов, и числа координат в которых происходит разложение вибросигнала, от 2 до 20, а показатель структуры принимает значение номера координаты, при котором начинается ограничение по величине D и затем анализируют изменения показателей структуры во времени и определяют техническое состояние газотурбинного двигателя.

Показатель структуры вибросигнала является фундаментальной характеристикой двигателя как динамической системы.

Под параметром D понимается размерность вибросигнала, вычисленная с помощью корреляционного интеграла, означающая количество независимых координат (факторов) от которых зависит наблюдаемый сигнал какой-либо динамической системы [1, 2, 3].

В нашем случае динамической системой является газотурбинный двигатель, а одномерной наблюдаемой координатой - сигнал со штатного датчика вибрации. Для оценки D динамической системы необходимо последовательно преобразовывать сигнал в 2-х, 3-х и т.д. до 20-ти мерного (в литературе [1-3] называется числом координат пространства вложения или размерностью пространства вложения) с вычислением D для каждого преобразования (теорема Такенса [5, 6]).

При этом среднее число многомерных точек данных mε, находящихся в окрестности радиусом ε для каждого массива находится путем вычисления корреляционного интеграла (алгоритм Грасбергера-Прокаччио [4]):

где m - количество многомерных точек исходных данных;

- координаты точек данных в многомерном пространстве; i,j=1…m;

ξ() - функция Хевисайда, которая равна 1, если расстояние (модуль) между точками меньше ε, и равна 0 в противоположном случае.

Далее необходимо найти m(ε) для различных ε, отложить полученную зависимость в системе координат с двойным логарифмическим масштабом, определить на графике линейный участок и его угловой коэффициент:

Величина D будет оценкой размерности наблюдаемой нами динамической системы и носит название корреляционной размерности, т.к. для ее вычисления используется корреляционный интеграл.

При преобразовании исходного одномерного ряда данных в многомерный (реконструкция фазового пространства методом запаздывания [5, 6]) необходимо выбрать определенное время задержки между отсчетами вибросигнала (от 1 до 100). Время задержки зависит, с одной стороны, от типа ГТД и, с другой стороны, от параметров системы регистрации вибросигнала двигателя.

Если наблюдаемый сигнал случайный (шум), то D будет по мере увеличения числа координат разложения расти не ограничиваясь. Если же D прекращает рост, то эта величина D и соответствующая ей координата пространства вложения (названа автором показателем структуры Pstr) будут характеризовать наблюдаемую динамическую систему.

Осуществление изобретения. В качестве исходных данных для вычисления D и Pstr используется файл значений уровня вибрации, полученный штатной бортовой измерительной системой самолета (для авиационных двигателей) в течение одного полета, записанный в устройство регистрации летательного аппарата и после окончания полета скопированный и перенесенный на персональный компьютер.

Никакие другие параметры работы авиационного двигателя (обороты роторов, температура и давление в характерных сечениях), параметры траектории летательного аппарата (высота, скорость, перегрузки, угол атаки, крена, тангажа) и состояния атмосферы (температура, давление) для заявленного способа не требуются.

Дефектное состояние механической системы двигателя создается двумя способами:

а) путем искусственного внесения повреждений в элементы механической системы (например, в кольца и/или тела качения опорных подшипников) и последующую их установку на специальный испытательный стенд с анализом вибросигнала описанным способом;

b) путем обработки и анализа вибросигнала двигателей, работа которых завершилась их аварийной остановкой в процессе работы. Примером реализации заявленного способа вибродиагностирования применительно к одному из типов авиационных ГТД, полученному по результатам натурных испытаний, является график фиг. 2, где показано изменение Pstr двигателя с развивающимся дефектом его опорного подшипника.

Показатель структуры вибросигнала ГТД Pstr при его эталонном состоянии находится в диапазоне 9…10 единиц, а при наличии дефекта опорного подшипника двигателя он снижается до 3…4 единиц. Значения Pstr равные 5...6 единиц соответствуют пограничному техническому состоянию ГТД и могут использоваться для организации его внеочередного контроля с помощью других видов диагностирования (виброакустического, трибодиагностического, анализа амплитуды вибросигнала и его тренда, проверки маслофильтров и магнитных пробок на наличие металлических включений).

В ходе испытаний выдавались следующие диагностические сигналы: •«Дополнительный контроль ГТД» после снижения Pstr до 5-ти единиц во втором полете летательного аппарата;

-«Дефект ГТД» после снижения Pstr до 4-х единиц в пятом полете летательного аппарата;

- в 7-м полете произошла аварийная остановка двигателя в полете по причине разрушения опорного подшипника ГТД с выдачей сигнала «Отказ ГТД» штатной системой автоматического управления и контроля двигателя.

Предлагаемый способ позволяет диагностировать изменение технического состояния ГТД по времени раньше, чем вышеуказанные известные способы, делать это в отличие от них в автоматическом режиме работы и без необходимости наличия моделей вибросостояния двигателя.

Краткое описание чертежей. Предлагаемое изобретение поясняется нижеследующим описанием, чертежом и графиком, где

на фиг. 1 представлена схема системы для осуществления способа вибродиагностирования;

на фиг. 2 приведено изменение Pstr ГТД с развивающимся дефектом опорного подшипника двигателя.

Система для осуществления способа вибродиагностики ГТД содержит датчик вибрации, предназначенный для получения входных данных, которые в аналоговом виде поступают на блок 1.

В блоке 1 производят подготовку данных для последующей обработки: дискретизацию с заданной частотой, выделения скользящих кадров вибросигнала для записи в файл.

В блоке 2 производит изменение числа анализируемых координат, которое последовательно принимает значение от 2 до 20.

В блоке 3 осуществляют реконфигурацию входных данных в соответствие со значениями, поступающими с блоков 2 и 4.

В блоке 4 формирует задержку, необходимую между последовательными отсчетами входных данных. Эту операцию можно проводить как в ручную с пульта управления, так и быть заранее определенной одной или несколькими величинами.

В блоке 5 производят вычисление среднего числа точек входных данных, находящихся в окрестности размером ε от каждой из точек и находят коэффициент зависимости среднего числа точек от величины ε.

Вычисления производят для каждого набора данных с определенным временем задержки и номером координаты.

В блоке 6 определяют номер координаты, при котором происходит ограничение значения, поступающего с блока 5. Зависимость полученного номера координаты от времени является главным диагностическим инструментом данного устройства.

В блоке 7 производят формирование сигналов, сообщений и графиков. Техническое исполнение каждого блока зависит от места установки устройства. Для авиационных и наземных ГТД ими могут быть: диагностические центры разработчиков, производителей и эксплуатирующих организаций, бортовые устройства контроля и управления двигателей. В каждом из этих случаев описываемые функции могут выполняться или вручную, или с помощью персонального компьютера, или встроенных микропроцессоров.

Источники информации:

1. Кузнецов С.П. Динамический хаос. - М.: Физматлит, 2001, - 295 с.

2. Анищенко B.C., Вадивасова Т.Е. Лекции по нелинейной динамике. - М. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2011, - 516 с.

3. Чумак О.В. Энтропии и фракталы в анализе данных. - М. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2011, - 164 с.

4. Grassberger P., Procaccia I. Measuring the strangeness of strange attractors // Physica9D, 1983, p. 189-208.

5. Takens F. Detecting strange attractors in turbulence // Dynamical Systems and Turbulence. Under edit. D.A. Rang and L.S. Young. Warwick 1980, Lecture Notes in Mathematics, 898, Springer, Berlin, 1981, p. 366-381.

6. Takens F. On the numerical determination of the dimenthion of an attractor // Dynamical systems and bifurcations (Eds. B.L.J.Braaksma, H.W. Broer and F.Takens). Lect.Notes in Math. 1125, Springer, Heidelberg, 1985, p. 99-106.

Способ вибродиагностирования газотурбинного двигателя, включающий получение эталонного значения вибросостояния при испытаниях двигателя, получение рабочего значения вибросостояния двигателя, причем значения получают путем снятия показаний датчика вибрации, сравнение эталонного и рабочего значений вибросостояния двигателя и определение его технического состояния, в котором, согласно изоретению дополнительно создают дефектное состояние механической системы двигателя, снимают показания датчика вибрации в дефектном состоянии, при этом на эталонных, рабочих и дефектных режимах определяют показатель структуры Pstr - числовую характеристику вибросигнала, который находят посредством вычисления количества независимых параметров, от которых зависит вибросигнал, отражающий одну из координат ГТД как динамической системы, путем предварительной оценки параметра при различных ε, где mε - среднее количество точек в окрестности радиусом ε от точек временного ряда, которое рассчитывают методом корреляционного интеграла, причем D вычисляют для различных временных задержек между отсчетами вибросигнала, например 10, 25, … 100 отсчетов, и числа координат, в которых происходит разложение вибросигнала, от 2 до 20, а показатель структуры принимает значение номера координаты, при котором начинается ограничение по величине D, и затем анализируют изменения показателей структуры во времени и определяют техническое состояние газотурбинного двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств. Способ выявления ухудшения характеристик датчика выхлопных газов двигателя заключается в том, что измеряют соответственные концентрации множества составляющих выхлопных газов с помощью газоанализатора, принимающего поток выхлопных газов из двигателя, и категоризируют каждую составляющую или в группу окислителей, или в группу восстановителей.

Объектом изобретения является способ мониторинга лопаточного колеса (22) авиационного двигателя, содержащий: считывание по меньшей мере одного временного сигнала, связанного с моментами прохождения лопаток (23) лопаточного колеса перед датчиком (21); определение текущей фазы полета летательного аппарата; при этом для каждого полета из серии полетов летательного аппарата приводят в соответствие по меньшей мере часть каждого временного сигнала с заранее определенной фазой полета; и для каждой лопатки (23), для каждого полета и для каждой заранее определенной фазы полета измеряют среднее положение (24С) вершины лопатки, называемое положением равновесия.

Предложены способ и датчик для обнаружения твердых частиц в отработавших газах двигателя внутреннего сгорания. Датчик твердых частиц содержит наружную неперфорированную трубку с множеством отрицательных электродов на протяжении внутренней поверхности; центральный перфорированный элемент с множеством положительных электродов на протяжении наружной поверхности указанного центрального элемента.

Группа изобретений относится к способу, аппаратуре и системе для оценки нормальности или ненормальности измеренного датчиком физического параметра устройства. Для оценки контрольные значения для рабочего параметра устройства сохраняют в средствах хранения данных, при помощи средств обработки данных вычисляют оценочное значение параметра определенным образом, вычисляют соответствующую погрешность, вычисляют оценочное значение дисперсии физического параметра для значения рабочего параметра, вычисляют вклад аномалии измеренного значения, сравнивают вклад аномалии измеренного значения с порогом, при превышении порога отображают измерение как ненормальное на интерфейсных средствах.

Изобретение относится к энергетике, в частности к способам испытаний турбин. Способ газодинамических испытаний малоразмерных турбин включает изготовление одного или нескольких альтернативных вариантов испытываемой турбины, поочередную установку их на испытательном стенде, создание эквивалентных натурным условий работы - характерного давления по критериям Маха и Рейнольдса.

Изобретение может быть использовано в системах очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Способ для выпускной системы двигателя.

Группа изобретений относится к инструменту валидации системы мониторинга агрегата авиационного двигателя, системе мониторинга и способу валидации системы мониторинга.

Изобретение относится к области испытаний ракетных двигателей малой тяги. Устройство для высотных испытаний ракетных двигателей выполнено с кормовым диффузором для обеспечения безотрывного течения продуктов сгорания в сопле ракетного двигателя при испытаниях и включает две вакуумные камеры и две вакуумные задвижки.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к способам испытаний газотурбинных двигателей (ГТД). Способ испытания ГТД включает приведение значений параметров к стандартным атмосферным условиям с учетом изменения свойств рабочего тела и геометрических характеристик проточной части газотурбинного двигателя при изменении атмосферных условий.

Изобретение относится к системе судового энергетического оборудования, в частности к средствам диагностики виброакустических параметров энергетического оборудования, и может быть использовано для установления причин и норм вибрации судовых дизель-генераторов.

Изобретение относится к обеспечению испытаний газотурбинных двигателей, в частности отладки лопаточного аппарата компрессоров и турбин, а также может быть использовано в практике измерений деформаций, температур, вибраций на любых вращающихся и подвижных частях агрегатов. Цифровой бесконтактный многоканальный телеметрический комплекс состоит из измерительного блока, статорного блока, блока приема и регистрации, питания и средств визуализации. Причём измерительный блок выполнен в виде компактных модулей на основе 8-слойных гибких плат, залитых высокопрочными компаундами, работающих в диапазоне температур от минус 50 до +125 градусов и выдерживающих центростремительное ускорение до 40000 g и вибрации до 150 g, причем каждый измерительный модуль имеет дублированные высокочастотные каналы передачи данных, а антенная система позволяет одновременное подключение 16 передающих устройств с суммарной пропускной способностью на комплекс не менее 200 МБит/сек, с динамическим диапазоном каналов тензометрирования до 60 кГц и с неравномерностью амплитудно-частотной характеристики не более 0,5 дБ, дополнительно снабжен встроенной системой самодиагностики состояния датчиков и кабельных линий, а также возможностью переключения на резервные группы датчиков, при этом роторный и статорный блоки оборудованы специальными экранированными антенными системами для использования маломощных высокочастотных передатчиков и систем индукционного питания при обеспечении электромагнитной совместимости комплекса. Устройство значительно расширило возможности регистрации параметров на труднодоступных вращающихся и подвижных узлах в сложных условиях эксплуатации. Заявляемое устройство может быть базовым при оснащении испытательных стендов газотурбинных двигателей, газотурбинных установок, бортовых систем измерений. 1 ил.

Заявляемое изобретение относится к областям техники, связанным с испытаниями электрореактивных двигателей с высоким удельным импульсом, например стационарных плазменных и ионных двигателей. Способ снижения интенсивности эффекта распыления материала в вакуумной камере при проведении огневых испытаний электрореактивных двигателей заключается в защите поверхностей вакуумной камеры охлаждаемыми и неохлаждаемыми конструкционными элементами, выполненными с использованием защитных материалов. Перед проведением испытаний используют математическую модель процесса огневых испытаний, причем, меняя параметры модели, определяют схему наиболее оптимальной расстановки объектов испытаний и защитных конструкционных элементов для сведения к минимуму массы напыляемого материала за единицу времени на единицу площади в заданных точках вакуумной камеры. В вакуумную камеру устанавливают датчики, обеспечивающие за счет изменения их оптических и (или) электрических характеристик непрерывный контроль количества осаждаемого распыленного в области их установки в вакуумной камере материала на единицу площади за единицу времени. На основе результатов контроля изменяют схему размещения и тепловые режимы защитных конструкционных элементов в вакуумной камере. Другое изобретение группы относится к комплексу для обеспечения снижения интенсивности эффекта распыления материала в вакуумной камере при проведении огневых испытаний электрореактивных двигателей, включающему охлаждаемые и неохлаждаемые защитные конструкционные элементы, размещаемые в вакуумной камере, а также датчики, сообщенные через гермопроходной соединитель и преобразователь сигнала с компьютером. Защитные конструкционные элементы, устанавливаемые в вакуумную камеру, выполнены с возможностью изменения схемы их размещения и их тепловых режимов. Датчики обеспечивают за счет изменения их оптических и(или) электрических характеристик изменение величины выходного сигнала пропорционально количеству осаждаемого в области их установки материала, распыленного в вакуумной камере, на единицу площади за единицу времени. Группа изобретений позволяет снизить количество осаждаемого на поверхности испытательного оборудования материала. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания при их испытании и доводке после модернизации, форсирования или дефорсирования. Устройство содержит обратимую винтовую пару и механизм принудительного изменения взаиморасположения элементов винтовой пары, технологический привод (шестерню, звездочку) кулачкового вала 10 и кулачковый вал 11, к ступице привода (шестерня, звездочка) прикреплена обойма 7 обратимой шарико-винтовой передачи, передающей усилие вращения, возникающее при осевом перемещении винтового вала 5, на сепаратор 8, жестко соединенный с кулачковым валом 11. На хвостовике винтового вала шарико-винтовой передачи смонтирован подшипниковый узел 3 для передачи осевого усилия от механизма осевого перемещения 2 - «винт-гайка» на винтовой вал, при этом корпус подшипникового узла 3 при вращении рукоятки 1 выполняет осевые перемещения совместно с винтовым валом 5 и кулачковый вал изменяет угловое положение относительно привода. Корпус устройства, в котором размещены механизмы и детали (кроме рукоятки управления) закреплен на технологической крышке картера газораспределительного механизма двигателя. Технический результат заключается в упрощении конструкции, в уменьшении габаритно-массовых параметров, снижении трудоемкости подключения и погрешности изменения параметров при стендовых испытаниях и возможности принудительного бесступенчатого изменения углового положения кулачкового вала относительно коленчатого вала на любом режиме испытания двигателя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано в системах снижения выбросов двигателей внутреннего сгорания. Узел (200) датчика твердых частиц содержит две полностью перекрещивающиеся трубки (232) и (234), соединенные по текучей среде с внешней кольцевой трубкой (220). Перекрещивающиеся и внешняя кольцевая трубки (232), (234) и (220) соединены по текучей среде с датчиком через изогнутую трубку (251), проходящую в направлении, противоположном потоку (298) отработавших газов. Раскрыты вариант выполнения узла датчика твердых частиц и способ работы узла датчика твердых частиц. Технический результат заключается в снижении вероятности попадания крупных твердых частиц и/или капель воды в датчик твердых частиц. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение касается способа регистрации состояния насосного агрегата или части насосного агрегата. Способ включает следующие шаги способа: запись видеоряда находящегося в эксплуатации насосного агрегата или по меньшей мере его части, и определение состояния насосного агрегата или его части по изменениям на изображениях видеоряда. При этом определяют скорости изменений между пикселями или группами пикселей изображений видеоряда, следующих друг за другом, и по определенным скоростям изменений осуществляют определение состояния насосного агрегата. Видеоряд оценивается путем цифровой обработки изображений при поддержке банком данных. Изобретение позволяет просто и без больших конструктивных издержек определить работает ли насосный агрегат надлежащим образом, или же в данной области констатируются недопустимо высокие колебания, которые указывают на дефект, например повреждение подшипника или неоптимальную настройку частоты вращения. 14 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх