Способ определения обводов авианесущего корабля с самолетным трамплином в носовой оконечности



Способ определения обводов авианесущего корабля с самолетным трамплином в носовой оконечности
Способ определения обводов авианесущего корабля с самолетным трамплином в носовой оконечности

Владельцы патента RU 2693112:

Публичное акционерное общество "Невское проектно-конструкторское бюро" (ПАО "Невское ПКБ") (RU)

Изобретение относится к области судостроения и касается определения обводов авианесущих кораблей, имеющих носовую оконечность, конструктивно объединенную с трамплином для самолетов с укороченным горизонтальным взлетом. Предложен способ определения обводов авианесущего корабля с самолетным трамплином в носовой оконечности, включающий построение образующей линии продольного профиля самолетного трамплина, сопряжение образующей линии продольного профиля самолетного трамплина с трехмерной теоретической поверхностью корпуса авианесущего корабля, построение совмещенной с продольным профилем самолетного трамплина трехмерной теоретической поверхности корпуса авианесущего корабля, расчет несущей конструкции самолетного трамплина, аэродинамическую продувку предварительно изготовленной масштабной физической модели корпуса авианесущего корабля с трамплином, а также корректировку трехмерной поверхности авианесущего корабля с самолетным трамплином по результатам аэродинамической продувки. Технический результат заключается в повышении эффективности способа определения обводов авианесущего корабля с самолетным трамплином. 1 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и касается проектирования авианесущих кораблей имеющих носовую оконечность, конструктивно объединенную с трамплином для самолетов с укороченным горизонтальным взлетом.

Из уровня техники известны самолетные трамплины, используемые в качестве аэродромных, а также палубных средств авианесущих кораблей, обеспечивающих укороченный взлет самолетов с горизонтальной поверхности.

Самолетные трамплины представляют собой пространственные конструкции со сплошной ровной поверхностью, имеющие продольный профиль в виде дуги плавно сопрягающейся с горизонтальной поверхностью. Продольный профиль трамплина обеспечивает самолету при его разбеге и сходе с трамплина необходимую для взлета вертикальную скорость. Способ расчета профиля трамплина известен из патента на изобретение РФ №2097281 (В64F 1/00; B64F 1/04).

Самолетные трамплины использованы в конструкциях таких современных авианесущих кораблей как: легкий авианосец военно-морских сил Индии «Викрамадитья», авианосцы военно-морских сил Великобритании - «Инвинсибл», «Куин Элизабет», «Принц оф Уэллс», легкий авианосец военно-морских сил Испании «Принц Астурийский».

Самолетные трамплины современных авианесущих кораблей размещаются в носовой оконечности корабля и образуют единую с корпусом корабля конструкцию. Конструкция самолетного трамплина, авианесущего корабля содержит настил, имеющий продольный профиль в форме дуги, являющийся продолжением верхней полетной палубы авианесущего корабля, несущую конструкцию, являющийся частью корпусных конструкций авианесущего корабля, стенки ограничивающие трамплин с боков, являющиеся продолжением бортов авианесущего корабля.

При разработке проекта авианесущего корабля с самолетным трамплином в носовой оконечности, расчет образующей линии продольного профиля трамплина и проектирование обводов корпуса авианесущего корабля, осуществляются раздельно.

Технической проблемой при проектировании авианесущего корабля с самолетным трамплином является создание трехмерной поверхности корпуса авианесущего корабля с самолетным трамплином, при сохранении расчетных взлетных аэродинамических характеристик образующей линии продольного профиля самолетного трамплина.

Целью настоящего изобретения является создание, способа проектирования авианесущего корабля с самолетным трамплином в носовой оконечности, обеспечивающего объединение образующей линии продольного профиля самолетного трамплина и теоретической поверхности корпуса авианесущего корабля в единую трехмерную поверхность корпуса авианесущего корабля с самолетным трамплином. Техническим результатом изобретения является сокращение времени проектирования авианесущего корабля с самолетным трамплином за счет последовательного преобразования исходных данных в соответствии с предложенным способом изобретения.

Способ проектирования авианесущего корабля с самолетным трамплином в носовой оконечности состоит из следующих основных этапов:

1 - построение образующей линии продольного профиля самолетного трамплина;

2 - сопряжение образующей линии продольного профиля самолетного трамплина с трехмерной теоретической поверхностью корпуса авианесущего корабля;

3 - построение совмещенной с продольным профилем самолетного трамплина трехмерной поверхности корпуса авианесущего корабля;

4 - расчет несущей конструкции самолетного трамплина, как части конструкций корпуса авианесущего корабля;

5 - аэродинамическая продувка предварительно изготовленной масштабной физической модели корпуса авианесущего корабля с трамплином.

Исходными данными для осуществления способа изобретения являются:

- параметры образующей линии продольного профиля самолетного трамплина;

- трехмерная модель теоретической поверхности корпуса авианесущего корабля, соответствующая проектным требованиям по водоизмещению, общему расположению, главным размерениям, гидродинамическим характеристикам;

- параметры габаритов полетной палубы авианесущего корабля;

- параметры длин стартовых позиций для палубных самолетов;

- тяговооруженность палубных самолетов;

- параметры внешней нагрузки на несущую конструкцию самолетного трамплина, в частности параметры нагрузок от палубных самолетов, параметры вибрационных нагрузок от корабельных механизмов и устройств, параметры нагрузок от воздействия ударных волн, размещаемого на авианесущем корабле вооружения, параметры гидрометеорологических нагрузок.

Изобретение поясняется схемой - Фиг. 1, на которой изображены основные этапы способа и последовательность их выполнения, этапы обозначены номерами в блоках в соответствии с раскрытым описанием изобретения.

На этапе 1 способа изобретения осуществляется построение образующей линии продольного профиля самолетного трамплина. При этом, образующая линия продольного профиля трамплина рассчитывается на основе заданных габаритов полетной палубы, длин стартовых позиций палубных самолетов, тяговооруженности определенных типов палубных самолетов, а также геометрических характеристик формы надводной части корпуса авианесущего корабля в районе размещения трамплина. Рассчитанная образующая линия продольного профиля самолетного трамплина, имеет вид кусочно заданной функции, при этом функция трамплина задается в следующей аналитической форме:

На начальном участке:

На среднем участке:

На конечном участке:

где a1, а2, а3, b1, b2, b3, b4, c1, с2, с3 - вещественные константы

При этом построение функции осуществляется таким образом, чтобы обеспечить требуемый угол наклона касательной к образующей функции трамплина, то есть значение первой производной функции в точке отрыва. Угол касательной к функции выбирается в пределах 13-15 градусов.

При расчете образующей линии продольного профиля трамплина используются системы автоматизированного проектирования, в частности, математические пакеты, аналитических и численных вычислений, такие как «ProEgineer» или «Сrео Elements».

На этапе 2 способа изобретения выполняется сопряжение образующей линии профиля самолетного трамплина с трехмерной теоретической поверхностью корпуса корабля и построение совмещенной с продольным профилем самолетного трамплина трехмерной модели корпуса авианесущего корабля.

На этапе 2 способа изобретения выполняются следующие операции:

- сначала координаты образующей линии продольного профиля трамплина импортируются в систему автоматизированного проектирования с возможностью трехмерного проектирования, типа «ProEngineer» или «Aveva Маrinе»;

- затем выполняется построение графика образующей функций трамплина, при этом график образующей функции трамплина строится по массиву управляющих точек, либо путем экспорта аналитической формулы образующей линии продольного профиля трамплина в систему автоматизированного проектирования, указанного выше типа;

- затем, образующая линия продольного профиля трамплина сопрягается с проекцией линии пересечения диаметральной плоскости на теоретическую поверхность полетной палубы авианесущего корабля;

На этапе 3 способа изобретения выполняется построение совмещенной с продольным профилем самолетного трамплина трехмерной поверхности корпуса авианесущего корабля. На этапе 3 способа изобретения выполняются следующие операции:

- сначала выполняется проецирование образующей линии продольного профиля трамплина на горизонтальную плоскость в пределах заданных параметров размера и формы полетной палубы авианесущего корабля, с образованием поверхности трамплина;

- затем, в районе возвышения поверхности трамплина над поверхностью полетной палубы, исходная теоретическая поверхность наружной обшивки бортов корпуса корабля, достраивается до пересечения с плоскостью трамплина, при этом заданные углы развала бортов корпуса авианесущего корабля сохраняются;

- затем в районе носовой оконечности авианесущего корабля, обозначаются реперные отрезки с учетом продолженной поверхности наружной обшивки бортов корпуса авианесущего корабля;

- затем выполняется трансляция проекции образующей функции трамплина от диаметральной плоскости до пересечения с реперными отрезками продолженной поверхности обшивки правого и левого бортов авианесущего корабля;

- затем осуществляется подрезка пересекающихся поверхностей бортов корпуса и полетной палубы авианесущего корабля друг относительно друга;

- затем выполняется скругление фасок по периметру поверхности трамплина.

На этапе 4 способа изобретения выполняется расчет несущей конструкции самолетного трамплина, как части конструкций корпуса авианесущего корабля. Этап 4 способа изобретения включает выполнение следующих операций:

- сначала, на основе исходных параметров внешних нагрузок, осуществляется расчет продольной прочности набора корпуса авианесущего корабля в районе размещения трамплина;

- затем осуществляется выбор и расстановка необходимого для обеспечения заданной прочности количества продольных связей набора корпуса;

- затем выполняется проверочный расчет выбранной схемы продольных связей, при этом при не достижении требуемых значений прочности, выполняется итеративный подбор требуемых значений прочности;

- затем выполняется расчет поперечной прочности корпусного набора в районе размещения трамплина, при этом выполняется выбор и расстановка необходимого для обеспечения прочности количества поперечных связей набора корпуса;

- затем осуществляется проверочный расчет выбранной схемы поперечных связей, при не достижении требуемых значений прочности, выполняется итеративный подбор значений удовлетворяющих требованиям прочности;

- затем осуществляется расчет общей прочности конструкции корпуса при помощи системы автоматизированного проектирования типа «ShipMidel».

При этом на этапе 4 способа изобретения, параметры внешних нагрузок, такие как гидрометеорологические, вибрационные, нагрузки от воздействия ударных волн, учитываются в виде безразмерных коэффициентов запаса прочности.

На этапе 5 способа изобретения выполняется аэродинамическая продувка предварительно изготовленной масштабной физической модели корпуса авианесущего корабля с трамплином. Этап 5 включает выполнение следующих операций:

- сначала на масштабную модель авианесущего корабля крепятся датчики структуры и давления Винтури, либо системы маркеров, предназначенные для определения картины воздушных потоков над полетной палубой авианесущего корабля;

- затем, выполняют аэродинамическую продувку масштабной физической модели авианесущего корабля при различных режимах и направлениях имитированных воздушных потоков;

- на основе полученных от датчиков или маркеров данных, выводятся качественные характеристики обтекающих полетную палубу воздушных потоков;

- при выявлении завихрений в отдельных зонах полетной палубы, оказывающих отрицательное воздействие на взлетные характеристики палубных самолетов, выполняется корректировка трехмерной модели авианесущего корабля, после корректировки поверхности трехмерной модели авианесущего корабля, выполняется повторная аэродинамическая продувка, вновь изготовленной масштабной физической модели авианесущего корабля с трамплином.

Способ определения обводов авианесущего корабля с самолетным трамплином в носовой оконечности, включающий построение образующей линии продольного профиля самолетного трамплина, сопряжение образующей линии продольного профиля самолетного трамплина с трехмерной теоретической поверхностью корпуса авианесущего корабля, построение совмещенной с продольным профилем самолетного трамплина трехмерной теоретической поверхности корпуса авианесущего корабля, расчет несущей конструкции самолетного трамплина, аэродинамическую продувку предварительно изготовленной масштабной физической модели корпуса авианесущего корабля с трамплином, а также корректировку трехмерной поверхности авианесущего корабля с самолетным трамплином по результатам аэродинамической продувки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к разработке месторождения полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение продуктивности недавно разработанных месторождений полезных ископаемых, ускоренная адаптация планов разработки месторождений полезных ископаемых, надежное принятие решений, включающее возможности для устранения неопределенности.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для прогнозирования траекторий движения корабля, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля заключается в том, что формируют его трехмерную электронную модель, при этом часть корпуса корабля, расположенную выше ватерлинии, отсекают.

Изобретение относится к средствам вывода прогнозируемых метеорологических условий в видеотрансляцию. Технический результат заключается в обеспечении возможности корректировать прогнозы для учета известных смещений моделей прогнозирования погоды и выдавать изображения высокого разрешения, согласующиеся с откорректированными прогнозами.

Изобретение относится к средствам генерации модели, имеющей множество композитных слоев. Технический результат заключается в повышении точности генерирования модели.

Изобретение относится к области цифровой вычислительной техники и предназначено для моделирования комбинаторных задач при проектировании вычислительных систем. Технический результат заключается в расширении арсенала технических средств.

Изобретение относится к декоративному украшению транспортного средства. Способ включает в себя представление модели автоматизированного проектирования, включающей в себя модель панели и модель декоративного украшения.

Изобретение относится к декоративному украшению транспортного средства. Способ включает в себя представление модели автоматизированного проектирования, включающей в себя модель панели и модель декоративного украшения.

Изобретение относится к области дистанционного измерения высоких температур газов, в частности к способам спектрометрического измерения температуры потока газов и обработки спектральных данных оптических датчиков определения температуры потоков газов и может быть использовано для экспериментальных исследований рабочего процесса силовых установок и для повышения надежности при эксплуатации газовых турбин и газотурбинных двигателей.

Изобретение относится к области дистанционного измерения высоких температур газов, в частности к способам спектрометрического измерения температуры потока газов и обработки спектральных данных оптических датчиков определения температуры потоков газов и может быть использовано для экспериментальных исследований рабочего процесса силовых установок и для повышения надежности при эксплуатации газовых турбин и газотурбинных двигателей.

Изобретение относится к способу и системе информационного моделирования бизнес-процессов жизненного цикла производственного объекта. Технический результат заключается в автоматизации информационного моделирования.

Система сдачи багажа для приема и регистрации багажа на рейсы авиакомпаний содержит первый транспортер, оборудованный статическими или динамическими весами, содержащими множество разнесенных между собой тензодатчиков, и барьер, установленный над первым транспортером и проходящий поперек первого транспортера на расстоянии от верхней поверхности первого транспортера и выполненный с возможностью создания физического барьера для крупногабаритного багажа.

Система парковки воздушного судна содержит систему верификации и позиционирования на основе света, выполненную с возможностью сканировать объем, связанный с местом стоянки, а также управлять его размером, приемный блок для приема данных наблюдения из системы наблюдения аэропорта.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается конструкции авианесущих кораблей, имеющих в носовой оконечности самолетный взлетный трамплин для запуска самолетов с укороченным горизонтальным взлетом.

Изобретение относится к взлетно-посадочным полосам. Устройство взлетно-посадочных полос аэропорта, обслуживающего воздушные суда коммерческой гражданской авиации, содержит первый участок (202-1) взлетно-посадочной полосы, второй участок (202-2) взлетно-посадочной полосы, являющийся по существу продолжением первого участка взлетно-посадочной полосы в продольном направлении, а также расположенный между ними промежуточный участок (210-3).

Стартовый контейнер содержит корпус, выполненный со скатной крышей и с откидывающимся наружу люком, расположенные внутри корпуса стартовую платформу, блок питания и управления.

Изобретение относится к способу инструментального контроля за качеством посадки летательных аппаратов. Для контроля за качеством посадки дистанционно проводят тепловизионные измерения узлов и конструктивных элементов шасси и тормозных устройств с помощью тепловизионного прибора и устройства обработки информации, заносят полученные данные в базу данных, определяют интенсивность трибологического тепловыделения фрикционных контактов, производят программный расчет после трех посадок летательного аппарата интенсивности тепловыделения и рассчитывают среднеквадратичное отклонение определенным образом, определяют значение коэффициента вариации определенным образом, по значению которого признают или нет посадку удовлетворительной.

Изобретение относится к устройствам для обеспечения доступа к высокорасположенным элементам самолета, а также может быть использовано в судостроении и других областях техники.

Изобретение относится к строительству аэродромов. Аэродромный комплекс на вечномерзлых грунтах включает в себя взлетно-посадочную полосу (1), а также сооружения, установленные на винтовых сваях и связанные между собой рельсовыми путями с тележками (13).

Аэродромная установка рекуперации энергии самолета при посадке для разгона самолета на взлете содержит не менее двух взлетно-посадочных полос (ВПП), каждая из которых содержит аэродромный модуль, опирающийся стальными катками на опорные рельсы, две линейные электрические машины, размещаемые по краям полос, концевые площадки для подготовки модулей, пандусы, рулежные полосы, подземную (заглубленную) аккумуляторно-конденсаторную подстанцию, подземные кабельные силовые линии, линии связи, реостатное поле, диспетчерский пункт, участок электрической сети, управляемый автоматической системой управления.

Изобретение относится к системам посадки беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Система состоит из воздушного модуля, закрепляемого на летательном аппарате, и модуля посадки.

Изобретение относится к катапультным устройствам авианосцев. Паровая катапульта с возможностью параллельного соединения, последовательного соединения и раздельного управления содержит корпус, емкость для хранения газа и дополнительно блок катапульты.
Наверх