Центростремительная турбина

Изобретение относится к энергетическому, транспортному и авиационному двигателестроению и может быть использовано в технических объектах, где в качестве источника энергии целесообразно использовать высокотемпературную высокооборотную центростремительную турбину с низким объемным расходом рабочего тела, включая турбокомпрессоры для наддува двигателей внутреннего сгорания и микроэнергетику. Центростремительная турбина содержит направляющий аппарат, корпус и радиально-осевое рабочее колесо с лопаточным аппаратом. Причем на выходной части каждой из рабочих лопаток лопаточного аппарата выполнен выступ, а на внутренней поверхности корпуса напротив выступов на выходных частях рабочих лопаток выполнен кольцевой уступ. Величина зазора между периферией лопаточного аппарата и корпусом постоянна. Технический результат заключается в повышении коэффициента полезного действия турбины на 2-3%. 2 ил.

 

Изобретение относится к энергетическому, транспортному и авиационному двигателестроению и может быть использовано в технических объектах, где в качестве источника энергии целесообразно использовать высокотемпературную высокооборотную центростремительную турбину с низким объемным расходом рабочего тела, включая турбокомпрессоры для наддува двигателей внутреннего сгорания и микроэнергетику.

Изобретение предназначено для повышения экономичности центростремительных турбин малой мощности, в которых высота рабочих лопаток из-за низкого объемного расхода рабочего тела и требований к надежности приводит к увеличенному зазору между периферией лопаток и корпусом до величины не менее 5-7% от высоты выходной кромки рабочей лопатки.

Турбина состоит из двух основных элементов - ротора и статора (корпуса), между которыми в процессе работы не должно возникать контакта. При расширении и изменении направления движения рабочего тела в проточном тракте с разных сторон рабочей лопатки возникает перепад давления, благодаря которому совершается механическая работа. При этом некоторая часть потока, протекающая в пространстве зазора между лопатками и корпусом, не совершает полезной работы, что вызывает потери с утечкой рабочего тела. Очевидно, что потери тем больше, чем больше величина относительного зазора.

В целях увеличения экономичности турбины целесообразно минимизировать указанный зазор, однако это не всегда представляется возможным из-за требований к эксплуатационной надежности (для исключения задевания ротора о статор на всех режимах работы).

Для решения задачи повышения экономичности турбины известна конструкция, описанная в авторском свидетельстве СССР №1574967, опубликованном 30.06.1990 г., которая состоит из корпуса и рабочего колеса с покрывным диском. Для уменьшения утечек между корпусом и покрывным диском расположены лабиринтные уплотнения, предназначенные для уменьшения потерь. Однако данную конструкцию невозможно использовать для высокотемпературных и высокооборотных турбин, так как покрывной диск существенно увеличивает уровень напряжений в материале рабочего колеса из-за центробежных сил и тепловых деформаций.

Для повышения экономичности также известна центростремительная турбина, включающая направляющий аппарат, корпус и рабочее колесо турбины с бандажом на выходной (осевой) части лопаточного аппарата (авторское свидетельство СССР №641130, опубликовано 05.01.1979). Причем для уменьшения концевых потерь и повышения КПД турбины над бандажом выполнена кольцевая выемка, а выходная часть лопаток имеет положительную перекрышу по отношению к корпусу. Расположение бандажа в специальной выемке не допускает его срывного обтекания и уменьшает концевые потери в периферийной зоне лопаток. Наличие надбандажных уплотнений уменьшает потери с утечкой рабочего тела в пространстве между корпусом и бандажом. Данная конструкция является вариантом рабочего колеса с покрывным диском, роль которого выполняет бандаж, расположенный на том участке проточной части колеса, где его влияние наиболее эффективно.

Однако известная конструкция обладает всеми ограничениями, характерными для рабочего колеса с покрывным диском, то есть она вызывает дополнительные нагрузки на лопаточный аппарат колеса вследствие увеличенных центробежных сил (влияние дополнительной массы). Наличие бандажа также негативно отражается на надежности турбины при высокой температуре рабочего тела (и материала рабочего колеса) из-за напряжений, вызванных тепловыми деформациями. Следовательно, данная конструкция не может быть использована для высокотемпературных и высокооборотных центростремительных турбин.

Наиболее близким аналогом (прототипом) предлагаемого изобретения является центростремительная турбина, раскрытая в патенте РФ №2612309, опубл. 06.03.2017. Известная турбина содержит корпус, радиально-осевое рабочее колесо, снабженное лопаточным аппаратом, причем в корпусе на выходе рабочего тела из лопаточного аппарата радиально-осевого рабочего колеса выполнен кольцевой выступ, перекрывающий зазор между корпусом и лопатками рабочего колеса, а расстояние между выходной кромкой лопаток рабочего колеса и выступом на корпусе центростремительной турбины не превышает величину зазора между периферией лопаточного аппарата и корпусом центростремительной турбины. Как показали результаты 3D численного моделирования, для достижения гарантированного эффекта повышения экономичности конструкции прототипа необходима тщательная оптимизация геометрии лопаточного аппарата рабочего колеса с учетом влияния зазора и выступа на профиль выходной скорости (эффект достигается только при минимизации суммарных потерь от утечек через зазор и с выходной скоростью из рабочего колеса). Данная особенность конструкции требует большого объема расчетных исследований и дополнительных проработок.

Задача предлагаемого изобретения - создание новой центростремительной турбины, отличающейся повышенной эффективностью.

Технический результат заключается в повышении коэффициента полезного действия (КПД) турбины.

Для достижения технического результата предлагается центростремительная турбина, содержащая направляющий аппарат, корпус и радиально - осевое рабочее колесо с лопаточным аппаратом. Причем на выходной части каждой из рабочих лопаток лопаточного аппарата выполнен выступ, при этом на внутренней поверхности корпуса напротив выступов на выходных частях рабочих лопаток выполнен кольцевой уступ, при этом величина зазора между периферией лопаточного аппарата и корпусом постоянна.

На выходе из радиально - осевого рабочего колеса турбины поток меняет направление от центростремительного к осевому и происходит отклонение потока в сторону, противоположную вращению колеса. При этом часть потока, обладающая наибольшей кинетической энергией, устремляется в зазор между корпусом и периферийными кромками лопаток рабочего колеса, что вызывает потери. Очевидно, что сокращение потерь с утечками рабочего тела через зазор приведет к росту КПД турбины.

Эффект повышения КПД достигается за счет того, что энергия протекающего в зазоре потока направляется на совершение полезной работы при повороте этого потока на выступах, выполненных на выходных частях рабочих лопаток рабочего колеса. Минимально необходимая величина зазора между ротором и корпусом, а именно между периферией лопаточного аппарата и корпусом, определяется условиями надежности (исключение возможности задевания ротора о корпус), поэтому для наиболее выгодного соотношения экономичности и надежности величина зазора между периферией лопаточного аппарата и корпусом должна быть постоянной.

Изобретение иллюстрируется следующими фигурами.

На фиг. 1 показано меридиональное сечение лопаточного аппарата радиально - осевого рабочего колеса центростремительной турбины.

На фиг. 2 укрупненно показан участок I, выделенный на фиг. 1, в масштабе 5:1.

Центростремительная турбина содержит направляющий аппарат 1, корпус 2 и радиально - осевое рабочее колесо 3 с лопаточным аппаратом, при этом на выходной части каждой из рабочих лопаток 4 лопаточного аппарата выполнен выступ 5, а на внутренней поверхности корпуса напротив выступов 5 выполнен кольцевой уступ 6, при этом величина зазора δ между периферией лопаточного аппарата рабочего колеса 3 и корпусом 2 постоянна.

Центростремительная турбина работает следующим образом.

Рабочее тело (газ) подается в полость (на чертеже не показана) перед направляющим аппаратом 1, представляющим собой совокупность каналов, образованных сопловыми лопатками. Рабочее тело натекает на сопловые лопатки направляющего аппарата 1 в радиальном направлении от периферии к центру.

В межлопаточных каналах направляющего аппарата 1 поток рабочего тела расширятся, ускоряется и отклоняется в тангенциальном направлении в сторону вращения радиально - осевого рабочего колеса 3 с лопаточным аппаратом. После чего поток газа попадает в межлопаточное пространство радиально - осевого рабочего колеса 3 и в зазор δ между корпусом 2 и рабочими лопатками 4 лопаточного аппарата.

Выступы 5, каждый из которых выполнен на выходной части рабочей лопатки 4 лопаточного аппарата, в совокупности с уступом 6, выполненном на внутренней поверхности корпуса 2 напротив выступов 5, способствуют отклонению рабочего тела, попавшего в зазор между корпусом 2 и рабочим колесом 3, и направлению его в межлопаточное пространство, где он вместе с основным потоком рабочего тела совершает полезную работу. Таким образом, изобретение позволяет уменьшить суммарные потери (по выходной скорости и утечкам через зазор) и повысить КПД турбины примерно на 2-3%.

Центростремительная турбина, содержащая направляющий аппарат, корпус и радиально-осевое рабочее колесо с лопаточным аппаратом, отличающаяся тем, что на выходной части каждой из рабочих лопаток лопаточного аппарата выполнен выступ, при этом на внутренней поверхности корпуса напротив выступов на выходных частях рабочих лопаток выполнен кольцевой уступ, при этом величина зазора между периферией лопаточного аппарата и корпусом постоянна.



 

Похожие патенты:

Лопатка осевой турбомашины содержит лопасть, а также первую и вторую группы ответвлений. Лопасть проходит в радиальном направлении и имеет два радиально противоположных конца.

Ротор газотурбинного двигателя содержит диск, множество лопаток и множество платформ. Диск имеет на своей периферии первичные пазы, а каждая лопатка содержит ножку, имеющую в нижней части утолщение, блокируемое в осевом направлении в первичных пазах.

Статорная лопатка для паровой турбины содержит аэродинамическую часть, которая проходит в продольном направлении на определенную длину и имеет первый конец и второй конец.

Изобретение относится к способу изготовления лопатки (100) газотурбинного двигателя из композиционного материала, содержащей волокнистое усиление, уплотненное матрицей.

Изобретение относится к подвижной лопатке (34) для газотурбинного двигателя, содержащей хвостовик (41), выполненный с возможностью вставления в приёмный элемент (62) диска (38) ротора для газотурбинного двигателя, полку (48), которую несёт на себе хвостовик (41), и перо (42) лопатки, выступающее от полки (48).

Группа изобретений относится к способу изготовления двухкомпонентной лопасти для газотурбинного двигателя, к лопасти для газотурбинного двигателя и газотурбинному двигателю.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к восстановительной термической обработке бывшего в эксплуатации элемента конструкции турбины. Представлен способ восстановительной термической обработки бывшего в эксплуатации элемента конструкции турбины из сплава на основе никеля, представляющего собой литое изделие из сплава на основе никеля, содержащее γ-фазу в качестве матрицы и γ'-фазу в количестве 30 об.% или более, включающий термическую обработку для образования твердого раствора γ'-фазы в γ-фазе без рекристаллизации γ-фазы при температуре в интервале от температуры на 10°С выше температуры растворения γ'-фазы до температуры на 10°С ниже температуры плавления γ-фазы, и старящую термическую обработку.

Композитная лопатка компрессора содержит втулку, на которой закреплены ленты армирующего материала, пропитанные связующим веществом. Внутри втулки имеется вкладыш из антифрикционного материала.

Группа изобретений относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкциям сопловых аппаратов ТВД и трактам воздушного охлаждения сопловых лопаток авиационных газотурбинных двигателей ГПА.

Изобретение относится к теплоэнергетике, к лопаточным венцам с вильчатыми хвостовиками рабочих лопаток паровых и газовых турбин. Лопаточный венец паровой турбины включает рабочие лопатки, каждая из которых имеет вильчатый хвостовик и установлена на диске.

Лопатка осевой турбомашины содержит лопасть, а также первую и вторую группы ответвлений. Лопасть проходит в радиальном направлении и имеет два радиально противоположных конца.

Лопатка осевой турбомашины содержит лопасть, а также первую и вторую группы ответвлений. Лопасть проходит в радиальном направлении и имеет два радиально противоположных конца.

Статорная лопатка для паровой турбины содержит аэродинамическую часть, которая проходит в продольном направлении на определенную длину и имеет первый конец и второй конец.

Статорная лопатка для паровой турбины содержит аэродинамическую часть, которая проходит в продольном направлении на определенную длину и имеет первый конец и второй конец.

Группа изобретений относится к способу изготовления двухкомпонентной лопасти для газотурбинного двигателя, к лопасти для газотурбинного двигателя и газотурбинному двигателю.

Изобретение относится к области нанесения покрытий в вакууме электронно-лучевым способом, конкретно к контролю качества и скорости нанесения покрытий на изделия со сложным профилем, а именно на лопатки газотурбинного двигателя (ГТД).

Объектом изобретения является деталь (1) газотурбинного двигателя, содержащая по меньшей мере первую и вторую лопатки (3, 3I, 3E) и площадку (2), начиная от которой выполнены лопатки (3, 3I, 3E), при этом площадка (2) имеет неосесимметричную поверхность (S), ограниченную первой и второй концевыми плоскостями (PS, PR) и образованную по меньшей мере тремя кривыми построения (РС-А, РС-С, PC-F) класса С1, каждая из которых отображает значение радиуса указанной поверхности (S) в зависимости от положения между корытцем первой лопатки (3I) и спинкой второй лопатки (3Е) по существу в плоскости, параллельной концевым плоскостям (PS, PR), в том числе первой кривой (РС-С), восходящей вблизи второй лопатки (3Е); второй кривой (PC-F), расположенной между первой кривой (РС-С) и задней кромкой (BF) первой и второй лопаток (3, 3I, 3E) и нисходящей вблизи второй лопатки (3Е); третьей кривой (РС-А), расположенной между первой кривой (РС-С) и передней кромкой (ВА) первой и второй лопаток (3, 3I, 3E) и имеющей минимум на уровне первой лопатки (3I).

Объектом изобретения является деталь (1) газотурбинного двигателя, содержащая по меньшей мере первую и вторую лопатки (3, 3I, 3E) и площадку (2), начиная от которой выполнены лопатки (3, 3I, 3E), при этом площадка (2) имеет неосесимметричную поверхность (S), ограниченную первой и второй концевыми плоскостями (PS, PR) и образованную по меньшей мере тремя кривыми построения (РС-А, РС-С, PC-F) класса С1, каждая из которых отображает значение радиуса указанной поверхности (S) в зависимости от положения между корытцем первой лопатки (3I) и спинкой второй лопатки (3Е) по существу в плоскости, параллельной концевым плоскостям (PS, PR), в том числе первой кривой (РС-С), восходящей вблизи второй лопатки (3Е); второй кривой (PC-F), расположенной между первой кривой (РС-С) и задней кромкой (BF) первой и второй лопаток (3, 3I, 3E) и нисходящей вблизи второй лопатки (3Е); третьей кривой (РС-А), расположенной между первой кривой (РС-С) и передней кромкой (ВА) первой и второй лопаток (3, 3I, 3E) и имеющей минимум на уровне первой лопатки (3I).

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к лопаткам вентилятора с демпфером для гашения вибраций, в том числе и к длинным пустотелым широкохордным лопаткам вентиляторов.

Радиальный компрессор (10) с направляющим аппаратом (1), выполненным в виде входного направляющего аппарата (1), в частности, для компрессора (10), с по меньшей мере одной лопаткой (4), имеющей обтекаемое текучей средой (2) перо (3) лопатки, с регулировочным устройством (12) для регулировки лопатки (4), отличающийся тем, что прогиб (5) средней линии (6) профиля пера (3) лопатки имеет точку (7) перегиба, причем перо (3) лопатки выполнено таким образом, что длина хорды (8) профиля пера лопатки изменяется по его длине (9), причем перо (3) лопатки выполнено таким образом, что изменяется также толщина (11) профиля с изменяющейся длиной хорды (8) профиля пера (3) лопатки по длине (9) пера (3) лопатки, что соответственно изменению длины хорды профиля также изменяется толщина (11) профиля.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Система генерирования мощности для двигателя внутреннего сгорания содержит турбонагнетатель, модуль (40e) вычисления генерируемой мощности и модуль управления генерированием мощности.
Наверх