Ротор электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в электрических машинах с постоянными магнитами. Технический результат - увеличение магнитного потока и улучшение рабочих характеристик электрической машины. Ротор электрической машины содержит вал из магнитомягкого материала, постоянные магниты, размещенные в продольных пазах, и кольцевой контур из диамагнитного материала. Продольные пазы выполнены в кольцевом контуре. Боковая продольная плоскость магнита параллельна плоскости, проходящей через продольную ось ротора и нижнюю грань противоположной продольной плоскости магнита. Кольцевой контур может быть жестко закреплен на цилиндрической вставке из шихтованной электротехнической стали, неподвижно установленной на стальном валу. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в электрических машинах с постоянными магнитами.

Известен ротор электрической машины [RU 2212748 Н02К 1/28, Н02К 21/12. Опуб. 20.09.2003. Бюл. №26], где ротор содержит магнито-провод с размещенными на нем постоянными магнитами с полюсными наконечниками. Между полюсными наконечниками имеются зазоры с установленными в них удерживающими элементами, одними концами жестко зафиксированными в магнитопроводе, а другими концами плотно прилегающими к поверхностям скосов, выполненных на наружных ребрах полюсных наконечников. По длине каждого удерживающего элемента симметрично его оси выполнена наружная прорезь, в которую вставлен расклинивающий элемент.

Недостатком ротора является наличие крепежных и расклинивающих деталей, сложность изготовления поверхностей для установки этих деталей.

Известен ротор электрической машины [RU 2618217, Н02К 1/28, Н02К 1/27. Опуб. 03.05.2017. Бюл. №13], принятый за прототип. Ротор содержит вал из магнитомягкого материала, в продольных пазах которого размещены постоянные магниты, закрепленные средствами фиксации в форме стержней, концы которых замкнуты в единый контур кольцами, расположенными по торцам ротора. Средства фиксации уложены в проточки, которые расположены на боковых поверхностях продольных пазов и постоянных магнитов друг напротив друга. Средства фиксации и кольца выполнены из диамагнитного материала, а постоянные магниты в поперечном сечении имеют прямоугольную форму, причем внешняя плоскость закруглена по радиусу ротора. Средства фиксации в форме стержней позволяют закрепить магниты в роторе. Короткозамкнутая обмотка из диамагнитного материала, образованная средствами фиксации и кольцами, создает условия для осуществления прямого пуска в малоинерционных синхронных электродвигателях.

Недостатком ротора является небольшая мощность короткозамкнутой обмотки, состоящей из фиксирующих стержней и колец по торцам ротора, а также наличие в крепеже магнитов дополнительных элементов в виде стержней.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в создании ротора для малоинерционных машин с прямым пуском, который имеет увеличенную мощность короткозамкнутой обмотки при исключении в крепеже магнитов дополнительных элементов.

Поставленная задача решается тем, что ротор содержит вал из магнитомягкого материала, постоянные магниты, размещенные в продольных пазах, и кольцевой контур из диамагнитного материала, причем продольные пазы выполнены в кольцевом контуре, боковая продольная плоскость магнита параллельна плоскости, проходящей через продольную ось ротора и нижнюю грань противоположной продольной плоскости магнита, а кольцевой контур жестко закреплен относительно вала. Кроме того, кольцевой контур может быть жестко закреплен на цилиндрической вставке из шихтованной электротехнической стали, неподвижно установленной на стальном валу.

Изобретение поясняется чертежами: на фиг. 1 показано поперечное сечение ротора с валом из магнитомягкого материала, на фиг. 2 - поперечное сечение ротора с цилиндрической вставкой из шихтованной электротехнической стали.

Ротор содержит постоянные магниты 1, размещенные в продольных пазах кольцевого контура 2 из диамагнитного материала, выполненного в форме полого цилиндра, длиной, равной длине ротора. Магниты расположены в пазах 3, выполненных на наружной поверхности кольцевого контура параллельно продольной оси ротора, и крепится в пазе боковыми продольными плоскостями 4. Боковая продольная плоскость 4 магнита параллельна плоскости а, проходящей через продольную ось ротора и нижнюю грань противоположной продольной плоскости магнита. Кольцевой контур 2 неподвижно закреплен на валу 5 (фиг. 1) из магнитомягкого материала, например, посредством плотной посадки и лысок 6 или может неподвижно крепиться на цилиндрической вставке 7 (фиг. 2) из шихтованной электротехнической стали также посредством плотной посадки и, например, шпоночного соединения 8. При этом шихтованная сталь неподвижно крепится на валу 9 из обычной стали.

Кольцевой контур 2 из диамагнитного материала в форме полого цилиндра создает короткозамкнутую обмотку с более мощным токопроводящим слоем, чем в прототипе. Для работы электрической машины в синхронном режиме мощный ток в короткозамкнутой обмотке создает благоприятные условия для стабильной работы электродвигателя в динамических условиях: при пуске-разгоне и торможении-останове. Дополнительную прочность и плотность крепления магнитов можно придавать, используя клеящие составы между ротором, магнитами. Для уменьшения воздушного зазора между ротором и статором внешняя (свободная) плоскость магнита закруглена по радиусу ротора.

Крепление кольцевого контура 2 на цилиндрической вставке 7 (фиг. 2) из шихтованной электротехнической стали предполагается использовать при модернизации существующего электродвигателя с целью удешевления модернизации. Для этого наружную поверхность ротора из шихтованной стали протачивают на токарном станке до внутреннего диаметра цилиндрического кольцевого контура и собирают их между собой.

Таким образом, короткозамкнутая обмотка из диамагнитного материала, образованная цилиндрическим кольцевым контуром, образует более мощный токопроводящий слой, создавая благоприятные условия для осуществления прямого пуска в малоинерционных синхронных электродвигателях и улучшая рабочие характеристики электрической машины.

1. Ротор электрической машины, содержащий вал из магнитомягкого материала, постоянные магниты, размещенные в продольных пазах, и кольцевой контур из диамагнитного материала, отличающийся тем, что продольные пазы выполнены в кольцевом контуре, боковая продольная плоскость магнита параллельна плоскости, проходящей через продольную ось ротора и нижнюю грань противоположной продольной плоскости магнита, а кольцевой контур жестко закреплен относительно вала.

2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что кольцевой контур жестко закреплен на цилиндрической вставке из шихтованной электротехнической стали, неподвижно установленной на стальном валу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к явнополюсному ротору. Технический результат – повышение надежности.

Изобретение относится к бесконтактным сверхпроводниковым синхронным электрическим машинам с комбинированным возбуждением. Технический результат – повышение удельной мощности, надежности.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в повышении жесткости конструкции и устранении вибраций, повышении удельной мощности, увеличении мощности мотора за счет удлинения магнитов и обмотки без существенных конструкционных усилений.

Изобретение относится к листу электротехнической стали для электрической машины, основное тело которого представляет собой одиночный лист намагничиваемого материала с несколькими выемками.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к линейным электродвигателям. Технический результат – улучшение массогабаритных характеристик, повышение силы тяги, а также повышение КПД.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к вращающейся электрической машине, оснащенной механизмом регулирования магнитного потока, и предназначено изменять магнитный поток, направленный от постоянного магнита к обмотке статора, без использования специального актуатора.

Изобретение относится к электротехнике. Обмотка электрической машины имеет центральную катушку в центре поля в полюсной паре и вспомогательные катушки в поле каждого из двух полюсов в полюсной паре в статоре.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к бесколлекторным электрическим машинам. Технический результат – обеспечение возможности регулирования выходной мощности за счет подключения/отключения отдельных модулей.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к системе охлаждения электрической машины. Технический результат - создание электрической машины, имеющей улучшенную вариабельность для системы охлаждения.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам со сверхпроводниками. Технический результат – повышение эффективности работы за счет использования сверхпроводников.
Наверх