Способ отделки зубчатых колес
279 3I3
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союэ Советских
Социалистических .
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 49с1, 12
Заявлено 10.1!.1969 (№,1302646/25-8) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 21.ЧШ.1970. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 10.Х1.1970
МПК В 23f 19/02
УДК 621.923.5:621.833 (088.8) Комитет по делам иаабретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
Л. М. Попов
Научно-исследовательский и проектно-технологический институт автоматизации и механизации машиностроения
Заявитель
СПОСОБ ОТДЕЛКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к способу отделки зубчатых колес, в особенности цилиндрических и червячных колес с эвольвентным и неэвольвентным профилем.
Известен способ шлифования, например, зубьев цилиндрических колес глобоидпым абразивным червяком, При этом с целью повышения точности обработки шлифование осуществляется абразивным червяком, заправленным дисковым накатником. имеющим форм рабочего профиля, соответствующего зубу обрабатываемого колеса и воспроизводящего глобоидное зацепление с одновременной радиальной подачей накатника на червяк.
Известный способ обладает рядом недостатков, например, отсутствием решения о максимально возможном количестве зубьев, котопое одновременно может находиться в обработке, или высокой трудоемкостью и сложностью в осуществлении точной заправки абразивного червяка.
Цель изобретения — повышение точности обпаботки.
Для этого создают автономную внутреннюю жесткую кинематическчю связь, когда инструментом в форме глобоидного червяка, являющимся ведущим элементом в зацеплении с обрабатываемым колесом, охватывают такое максимально возможное количество зубьев и профилей, при котором проекции профилей обрабатываемого колеса на линию, расположенную в расчетной осевой плоскости червяка параллельно его оси, не перекпываются проекциями вершин предыдущих зубьев.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где приняты следующие обозначения:
1 — обрабатываемое колесо; 2 — инструмент;
mn и т n — проекции профилей крайних зубьев колеса, охватываемых инструментом в зацеплении; Йе и Й е — проекции вершин предыдущих зубьев;  — ширина инструмента;
С вЂ” размер, определяющий максимальную ширину инструмента. Ширина инструмента В принимается такой наибольшей величины, когда пазмер С становится минимальным.
Когда инстру мент вводят в беззазорное зацепление с обрабатываемым колесом, создается определенной степени жесткость зацепления внутри данной кинематической пары, что позволяет уменьшить имеющиеся в колесе искажение проФиля и накопленную погрешность окружного шага, заключенную на таком количестве зубьев, которое одновременно
25 может находиться в обоаботке, например, для случая некоппигипованного эвольвентного зацепления пнстт ментом можно охватить не менее четвертой части всех зубьев. Автономность такой связи обуславливается отсутстви30 ем внецтцих кинематических цепей, 279313
Предмет изобретения
Составитель В. Слиткова
Редактор Т. А. Киселева Техред А. А. Камышникова Корректор Л. Л. Евдоиов
Заказ 3258 1 Тираж 480 Подписное
ЦНИИГ1И Комитева по дсла:в изобретений и открытий при Совете Мини тров СССР
Москва, 7f(-35, Раушская нао., д. 4/5
Типография, пр Сапунова, 2
Способ отделки зубчатых колес, преимущественно цилиндрических и червячных, инструментом в форме глобоидного червяка, рабочий профиль витков которого образован профилем зуба обрабатываемого колеса, отлииаюи ийся тем, что, с целью повышения точности ооработки, создают жесткую кинематическую связь между обрабатываемым колесом и инструментом, являющимся ведущим элементом зацепления, коэффициент перекрытия
5 в котором определяется числом зубьев, линия контуров которых, расположенная в осевой плоскости инструмента, проектируется на его ось без самопаложения.