Компенсационный акселерометр

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в приборах компенсационного типа в системах стабилизации, навигации, наведения и медицине. Сущность изобретения заключается в том, что в компенсационный акселерометр дополнительно введены местная отрицательная обратная связь с выхода усилителя на один из входов датчика момента через фильтр и последовательно соединенные по информационным входам с выхода усилителя на один из входов компаратора интегратор, два параллельно соединенных пороговых элемента, сумматор, и выход реверсивного двоичного счетчика является цифровым выходом компенсационного акселерометра. Технический результат – расширение полосы пропускания компенсационного акселерометра, повышение точности измерения. 1 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в приборах компенсационного типа в системах стабилизации, навигации, наведения и медицине.

Известен акселерометр (А. С. №742801, опубл. в бюл. изобр. №23, 1980), содержащий чувствительный элемент, датчик угла, интегрирующий усилитель обратной связи, датчик момента, дополнительный интегрирующий усилитель, электронный ключ, пороговый элемент. Причем, первый выход датчика угла подключен через интегрирующий усилитель обратной связи к датчику момента, а второй выход датчика угла, через пороговый элемент и дополнительный интегрирующий усилитель, к управляющему входу электронного ключа.

Недостатком компенсационного акселерометра является низкая точность измерения, так как выбор коэффициента усиления с жесткой отрицательной обратной связью ограничен условием устойчивости системы. Точность работы компенсационного акселерометра зависит от интегрирующих аналоговых усилителей, порогового элемента и электронного ключа, включенных в обратную связь. Основная погрешность устройства для измерения ускорений связана с конечностью времени заряда конденсатора интегрирующего усилителя. Эта погрешность приводит к апертурной ошибке, свойственной подобной схеме выборки и обработки информации.

Наиболее близким по техническому решению является компенсационный акселерометр для измерения ускорений (патент РФ №2513667 C1, G01P 15/13, опубл. в бюл. №11, 20.04.2014), содержащий чувствительный элемент, угловое положение которого фиксируется датчиком угла, усилитель, вход которого соединен с выходом датчика угла, фазовый детектор отрицательной обратной связи, интегрирующую отрицательную обратную связь с выхода компаратора на вход датчика момента через последовательно соединенные по информационным входам компаратор, преобразователь уровня, пару ждущих синхронных генераторов, реверсивный двоичный счетчик, схему сравнения, триггер, электронный ключ, вход которого соединен с выходом генератора тока, суммирующий двоичный счетчик выход которого соединен с одним из входов схемы сравнения, а вход, с выходом генератора вспомогательной частоты, генератор опорного напряжения, выходы которого соединены с входами датчика угла и фазового детектора отрицательной обратной связи, дополнительные входы компаратора, ждущих синхронных генераторов, реверсивного двоичного счетчика соединены с генератором вспомогательной частоты, введена местная отрицательная обратная связь с выхода усилителя на вход фазового детектора отрицательной обратной связи через последовательно соединенные по информационным входам сумматор, пороговый элемент, интегро-дифференцирующее звено с передаточной функцией (где Т12, постоянные времени) и один из входов сумматора соединен с выходом интегро-дифференцирующего звена через звено запаздывания с передаточной функцией (где K и Т- коэффициент передачи и постоянная времени звена запаздывания) и выход фазового детектора отрицательной обратной связи соединен с входом компаратором через дифференцирующее звено с передаточной функцией (где Т12, постоянные времени звена запаздывания), и выход реверсивного двоичного счетчика является цифровым выходом компенсационного акселерометра.

Недостатком устройства для измерения ускорений малая полоса пропускания и невысокая точность измерения.

Технической задачей настоящего изобретения является расширение полосы пропускания компенсационного акселерометра и повышение точности измерения.

Это достигается тем, что в компенсационный акселерометр, содержащий чувствительный элемент, отклонение которого фиксируются датчиком угла, один из входов которого соединен с генератором опорного напряжения, а другой выход соединен с усилителем, отрицательную обратную связь, с выхода усилителя, компаратор, соединенный с входом датчика момента через последовательно соединенные по информационным входам преобразователь уровня, пару ждущих синхронных генераторов, реверсивный двоичный счетчик, схему сравнения, триггер, электронный ключ, вход которого соединен с выходом генератора тока, кроме того, выход суммирующего двоичного счетчика, соединен с одним из входов схемы сравнения, а вход, с выходом генератора вспомогательной частоты, дополнительные входы компаратора, ждущих синхронных генераторов, реверсивного двоичного счетчика соединены с генератором вспомогательной частоты, введены местная отрицательная обратная связь с выхода усилителя на один из входов датчика момента через фильтр, и последовательно соединенные по информационным входам с выхода усилителя на один из входов компаратора интегратор, пара параллельно соединенных пороговых элементов, сумматор, и выход реверсивного двоичного счетчика является цифровым выходом компенсационного акселерометра.

Введение фильтра, интегратора, сумматора, пары пороговых элементов, соединенных параллельно, позволяет стабилизировать параметры компенсационного акселерометра, реализовать астатизм по отклонению, режим автоколебаний, а также повысить точность измерения и расширить полосу пропускания. Введение фильтра в местную отрицательную обратную связь позволяет стабилизировать параметры устройства. Интегрирующая отрицательная обратная связь реализованная с выхода усилителя на один их входов датчика момента через интегратор, пару параллельно соединенных пороговых элементов (трехпозиционный пороговый элемент), сумматор, компаратор, преобразователь уровня, ждущие синхронные генераторы, реверсивный двоичный счетчик, триггер и электронный ключ обеспечивает астатизм, расширение полосы пропускания и увеличение точности. Реализация режима автоколебаний позволяет получить, кроме расширения полосы пропуская, дискретный выход.

На чертеже изображена функциональная схема компенсационного акселерометра.

Компенсационный акселерометр содержит чувствительный элемент 1, угловое отклонение которого фиксирует датчик угла 2. Один из входов датчика угла 2 соединен с выходом генератора опорного напряжения 3. Выход датчика угла 2 соединен с усилителем 4. Выход усилителя 4 соединен с входом фильтра 5.и с входом интегратора 6. Выход интегратора 6 соединен с входами двух пороговых элементов 7 и 8 соединенных параллельно, выходы которых соединены с входом сумматора 9. Выход сумматора 9 соединен с входом компаратора 10, выход которого соединен с входом преобразователя уровня 11. Выход преобразователя уровня 11 соединен с входами двух ждущих синхронных генераторов 12 и 13. Выходы ждущих синхронных генераторов 12 и 13 соединены с входами реверсивного двоичного счетчика 14. Выход реверсивного двоичного счетчика 14 соединен с одним из входом схемы сравнения 15. Другой вход схемы сравнения 15 соединен с выходом суммирующего двоичного счетчика 16. Выход схемы сравнения 15 соединен с входом триггера 17. Выход триггера 17 соединен с входом электронного ключа 18, другой вход которого соединен с выходом генератора тока 19. Выход электронного ключа 18 соединен с одним из входом датчика момента 20. Выход фильтра 5 соединен с одним из входов датчика момента 20. Выход датчика момента 20 соединен с чувствительным элементом 1. Дополнительные входы компаратора 10, ждущих синхронных генераторов 12 и 13, реверсивного двоичного счетчика 14, и вход суммирующего двоичного счетчика 16 соединены с выходами генератора вспомогательной частоты 21.

Внутреннее содержание компаратора, ждущих синхронных генераторов, триггера, реверсивного двоичного счетчика, схемы сравнения, суммирующего двоичного счетчика, преобразователя уровня, сумматора и фильтра описаны в книге: П. Хоровиц, У. Хилл. Искусство схемотехники. М.: Мир, т. 1-3, 1993, Н.Т. Кузовков Динамика систем автоматического управления. М.: Машиностроение, 19686 С. - 428.

Компенсационный акселерометр работает следующим образом. При действии ускорения, отклонение чувствительного элемента 1 фиксируется датчиком угла 2, обмотки, возбуждения которого соединены с выходом генератора опорного напряжения 3. Сигнал с датчика угла 2, после усиления усилителем 4, поступает на вход фильтра 5, выход которого соединен с одним из входов датчика момента 20. Также с выхода усилителя 4 сигнал поступает на вход интегратора 6, с выхода которого поступает на входы, параллельно соединенных пороговых элементов 7 и 8. Сигналы с выходов пороговых элементов 7 и 8 поступают на входы сумматора 9, а затем на один из входов компаратора 10. В компараторе 10 происходит сравнение сигнала с выхода сумматора 9 с сигналом, выделенного из стабильного по частоте и амплитуде сигнала с выхода генератора вспомогательной частоты 21. Если сигнал с выхода сумматора 9 будет больше треугольного напряжения с выхода генератора вспомогательной частоты 21, то на выходе компаратора 10 будет высокий логический уровень, если меньше, то на выходе компаратора 10 - низкий логический уровень. Уровень сигнала с выхода компаратора 10 зависит от фазы отклонения чувствительного элемента 1.

Сигнал с выхода компаратора 10, в виде уровня, поступает на вход преобразователя уровня 11, а затем на входы ждущих синхронных генераторов 12 и 13, которые, с помощью генератора вспомогательной частоты 21, выдают сигналы в виде импульса, на каждое воздействие входного сигнала (с выхода преобразователя уровня 11) равного "1". Реверсивный двоичный счетчик 14 производит подсчет единичных импульсов поступающих с выхода ждущего синхронного генератора 12 и вычитание импульсов, поступающих с выхода ждущего синхронного генератора 13. Реверсивный двоичный счетчик 14 положительную информацию представляет в прямом коде, а отрицательную в дополнительном коде, и преобразование дополнительного кода осуществляют схема сравнения 15 и суммирующим двоичным счетчиком 14. После логического сравнения сигналов в схеме сравнения 15, сигнал с выхода реверсивного двоичного счетчика 14 поступает на вход триггера 17, а затем, в виде уровня, на вход электронного ключа 18. Стабилизацию параметров электронного ключа 18 осуществляет генератор тока 19. На выходе электронного ключа 18 будут импульсы, число которых пропорционально двоичному коду, поступающему на вход схемы сравнения 15. На токовую обмотку датчика момента 20 поступают сигналы с выхода электронного ключа 18 со знаком знакового разряда реверсивного двоичного счетчика 14, и с выхода фильтра 5. Датчик момента 20 компенсирует угловое отклонение чувствительного элемента 1. Выход реверсивного двоичного счетчика 14, является выходом цифрового кода компенсационного акселерометра.

Введение фильтра, интегратора, сумматора, двух пороговых элементов, соединенных параллельно, позволяет стабилизировать параметры компенсационного акселерометра, реализовать астатизм по отклонению, режим автоколебаний, а также повысить точность измерения и расширить полосу пропускания.

Компенсационный акселерометр, содержащий чувствительный элемент, отклонение которого фиксируется датчиком угла, один из входов которого соединен с генератором опорного напряжения, а выход соединен с усилителем, отрицательную обратную связь, с выхода усилителя, компаратор, соединенный с входом датчика момента через последовательно соединенные по информационным входам преобразователь уровня, два ждущих синхронных генератора, реверсивный двоичный счетчик, схему сравнения, триггер, электронный ключ, вход которого соединен с выходом генератора тока, кроме того, выход суммирующего двоичного счетчика соединен с одним из входов схемы сравнения, а вход - с выходом генератора вспомогательной частоты, дополнительные входы компаратора, ждущих синхронных генераторов, реверсивного двоичного счетчика соединены с генератором вспомогательной частоты, отличающийся тем, что в него введены местная отрицательная обратная связь с выхода усилителя на один из входов датчика момента через фильтр и последовательно соединенные по информационным входам с выхода усилителя на один из входов компаратора интегратор, два параллельно соединенных пороговых элемента, сумматор, и выход реверсивного двоичного счетчика является цифровым выходом компенсационного акселерометра.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в приборах компенсационного типа в системах стабилизации, навигации, наведения, медицинского назначения.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в приборах компенсационного типа в системах стабилизации, навигации, наведения, медицинского назначения.

Изобретение относится к области микросистемной техники и может быть использовано для одновременного измерения линейного ускорений вдоль трех взаимно перпендикулярных осей.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в акселерометрах с упругим подвесом чувствительного элемента. Компенсационный акселерометр содержит корпус, магнитоэлектрический датчик момента, катушка которого одновременно является маятником, соединенным с упругими элементами, являющимися токопроводами, соединяющими маятник с корпусом, содержит магнитные системы, в зазоре которых находится катушка датчика момента, расположенная вдоль оси подвеса.

Изобретение относится к измерительной технике. Сущность изобретения заключается в том, что акселерометр дополнительно содержит последовательно по информационным входам с выхода схемы исключающее "или" на вход релейного элемента широкополосный фильтр второго порядка и элемент с зоной неоднозначности, фильтр и местная отрицательная обратная связь реализована с выхода элемента с зоной неоднозначности на вход широкополосного фильтра второго порядка через звено запаздывания, кроме того, вход преобразователя уровня соединен с выходом релейного элемента, и входы пары ждущих синхронных генераторов соединены с выходом преобразователя уровня, кроме того, вход магнитоэлектрического силового преобразователя соединен с выходом релейного элемента и выход реверсивного двоичного счетчика является цифровым выходом устройства.

Изобретение относится к измерительной технике. Сущность изобретения заключается в том, что компенсационный акселерометр дополнительно содержит последовательно по информационным входам, с выхода схемы исключающее "или" на вход преобразователя уровня, широкополосный фильтр второго порядка и элемент с зоной неоднозначности, и местная отрицательная обратная связь реализована с выхода элемента с зоной неоднозначности на вход широкополосного фильтра второго порядка через звено запаздывания, кроме того, преобразователь уровня соединен с входом магнитоэлектрического силового преобразователя, и выход реверсивного двоичного счетчика является цифровым выходом устройства.

Изобретение, компенсационный акселерометр, предназначено для применения в качестве элемента в системах стабилизации и навигации. Изобретение может найти применение в приборах измерения механических величин компенсационного типа.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в системах стабилизации и навигации. Сущность изобретения заключается в том, что компенсационный акселерометр дополнительно содержит последовательно соединенные первый и второй фильтры с выхода фазового детектора отрицательной обратной связи на вход интегрирующего усилителя и звено запаздывания с выхода интегрирующего усилителя на его вход, один из выходов двоичного реверсивного счетчика является цифровым выходом компенсационного акселерометра.

Акселерометр предназначен для применения в системах стабилизации и навигации. Сущность заявленного технического решения заключается в том, что в акселерометр, содержащий чувствительный элемент, генератор опорного напряжения, датчик угла, схему ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, пару логических элементов, датчик момента, отрицательную цифровую обратную связь, ждущие синхронные генераторы, RS-триггер, две пары схем совпадения, схему синхронизации, малоразрядный реверсивный двоичный счетчик, малоразрядный итоговый регистр, преобразователь цифровой информации в прямой код, двоичный умножитель, генератор пилообразного напряжения, введена единичная отрицательная обратная связь, с выхода схемы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ на вход датчика момента через второй сумматор, причем выход датчика угла через пропорциональное звено соединен с одним из входов первого сумматора, второй вход которого соединен с выходом интегрирующего усилителя переменного тока со стабильным коэффициентом усиления, выход которого соединен с входом схемы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, через первый логический элемент, кроме того, с выхода схемы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ на вход первого прецизионного релейного элемента введены последовательно по информационным входам интегратор и третий сумматор, один вход которого соединен с выходом генератора пилообразного напряжения, а выход соединен с входом первого прецизионного релейного элемента.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в качестве элемента в системах стабилизации и навигации. Компенсационный акселерометр содержит чувствительный элемент, датчик угла, усилитель, датчик момента, отрицательную обратную связь, фазовый детектор отрицательной обратной связи, интегрирующий усилитель, пару ждущих синхронных генераторов, управляемый релейный элемент, преобразователь уровня, двоичный умножитель, реверсивный двоичный счетчик, преобразователь дополнительного кода в прямой, схему собирания, введены в дополнительную отрицательную обратную связь с выхода фазового детектора отрицательной обратной связи на один из входов сумматора через последовательно соединенные по информационным входам сглаживающий фильтр, блок управления динамической ошибкой, преобразователь напряжение-ток, и в отрицательную обратную связь с выхода фазового детектора на вход интегрирующего усилителя последовательно низкочастотный фильтр и звено запаздывания.
Наверх