Контактная вставка для токоприемника троллейбуса



Контактная вставка для токоприемника троллейбуса
Контактная вставка для токоприемника троллейбуса
Контактная вставка для токоприемника троллейбуса
Контактная вставка для токоприемника троллейбуса
Контактная вставка для токоприемника троллейбуса
Контактная вставка для токоприемника троллейбуса
Контактная вставка для токоприемника троллейбуса
B60L2200/30 - Электрооборудование транспортных средств с электротягой; магнитные подвески или левитационные устройства для транспортных средств; электродинамические тормозные системы для транспортных средств вообще (электромеханические сцепные устройства транспортных средств B60D 1/62; электрические отопительные устройства для транспортных средств B60H; расположение или монтаж электрических силовых установок B60K 1/00; расположение или монтаж трансмиссий с электрической передачей на транспортных средствах B60K 17/12,B60K 17/14; приводы вспомогательных устройств для транспортных средств B60K 25/00 ; размещение сигнальных или осветительных устройств, их установка, крепление или схемы их размещения для транспортных средств вообще B60Q; система управления тормозами транспортных средств

Владельцы патента RU 2703851:

Жуковин Сергей Михайлович (RU)

Изобретение относится к токоприемникам транспортных средств. Контактная вставка для токоприемника троллейбуса выполнена в форме пластины с рабочей частью в форме желоба, соответствующего форме контактного провода, с симметричными раструбами на торцах. При этом боковые стенки контактной вставки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей части, равную 31-35% ширины контактной вставки. Глубина желоба контактной вставки составляет 41-70% от диаметра контактного провода. Радиус упомянутого желоба на 21-29% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение эксплуатационных свойств контактной вставки и снижение износа контактного провода и бронзовых щечек. 3 ил., 3 табл.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к устройствам для скользящего токосъема и может быть использовано для городского электрического транспорта (вставки троллейбусов) и в других машинах с аналогичными условиями токосъема.

Уровень техники

Известна конструкция вставки, выполненная в форме пластины из порошкового материала с желобом, соответствующим форме контактного провода, и снабженная вкладышами, которые занимают 5-10% площади рабочей поверхности и размещены в плоскостях, расположенных перпендикулярно поверхности контакта, глубиной, равной предельному износу вставки (патент №2095258 от 22.08.1995 г., кл. В60L 5/08). Недостатком предложенной конструкции вставки является то, что наряду с достаточно высокой прочностью рабочей части желоба его боковые стенки сильно ослаблены из-за предложенной конструкции и в процессе движения вставки в троллейбусном токосъемнике из-за высоких динамических нагрузок происходит разрушение боковых стенок вставки и контактный провод начинает изнашивать дорогостоящую бронзовую щечку токоприемника троллейбуса и при этом начинает изнашиваться сам. Несмотря на то, что вставка еще не изношена, ее приходится заменять.

Известна контактная вставка токосъемника троллейбуса, выполненная в форме пластины с плоской рабочей поверхностью и сферическими торцевыми частями, при этом торцевые части выполнены в форме раструбов, симметричных относительно оси симметрии, сопряженных с торцевой и рабочей поверхностями, причем угол наклона раструба к горизонтальной оси равен 30-60° (авторское свидетельство №465352 от 14.01.1974 г., кл. B60L 5/00). Недостатком указанной конструкции является то, что наряду со снижением динамических нагрузок в вертикальной плоскости данная конструкция испытывает в процессе работы высокие динамические нагрузки на торцевую часть в горизонтальной плоскости и у нее также ослаблена боковые стенки вставки, т.к. они имеют выступ, не позволяющий усилить ее и тем самым снижается их эксплуатационная стойкость за счет износа боковых стенок. При этом также начинается износ бронзовой щечки и контактного провода.

Известно изобретение, в котором контактная вставка троллейбуса, выполнена в форме пластины с рабочей частью, соответствующей форме контактного провода и имеющей желоб и симметричные профилированные раструбы на торцах, при этом ширина рабочей части пластины составляет 1,7-1,8 ширины, а радиус желоба 1,0-1,2 радиуса рабочей поверхности контактного провода (патент №2108244 от 27.09.1996 г., кл. B60L 5/00).

Недостатком указанной конструкции является то, что она имеет тонкую боковую стенку вставки и радиус желоба составляет 1,0-1,2 радиуса рабочей поверхности контактного провода.

Из-за такой конструкции вставки при движении токоприемника троллейбуса по контактной сети она испытывает значительные динамические нагрузки в горизонтальной плоскости, т.к. в реальных условиях контактный провод, даже на участке, равном длине контактной вставки, имеет отклонения радиуса поверхности контактного провода в горизонтальной плоскости до 20-30% от номинального. При этом упомянутые отклонения являются основным источником значительных динамических нагрузок, действующих в горизонтальной плоскости. Кроме того, происходит износ боковой стенки вставки из-за ее небольшой ширины в рабочей части, при этом еще не изношенная по вертикальной плоскости вставка меняется на новую, т.к. начинается износ бронзовой щечки токосъемника троллейбуса и контактного провода.

Наиболее близкой по техническому решению является контактная вставка для токоприемника троллейбуса, выполненная в форме пластины с рабочей частью в форме желоба, соответствующего форме контактного провода с симметричными раструбами на торцах, в которой боковые стенки вставки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей части, равную 20-30% ширины вставки, а радиус желоба на 30-40% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода (патент №2259929 от 10.09.2005 г, МПК B60L 5/08).

Недостатком указанного изобретения является небольшая толщина стенки вставки: 5,6-8,4 мм, при этом радиус желоба имеет избыточную величину. Проведенные замеры показали, что достаточным является радиус желоба равный 21-29% от радиуса контактного провода. Тогда толщину стенки можно увеличить до 8,4-9,9 мм. Кроме того, в изобретении не указан размер глубины желоба. Данный момент является очень важным в процессе работы контактной вставки.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение эксплуатационных свойств контактной. Технический результат достигается за счет снижения динамических нагрузок на токосъемную контактную вставку. При этом дополнительным техническим результатом является практически полное исключение износа дорогостоящих щечек токоприемника и контактного провода. Технический результат достигается тем, что контактная вставка для токоприемника троллейбуса, выполнена в форме пластины с рабочей частью в форме желоба, соответствующего форме контактного провода, с симметричными раструбами на торцах, при этом боковые стенки контактной вставки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей части, равную 31-35% ширины контактной вставки, глубина желоба контактной вставки составляет 41-70% от диаметра контактного провода, а радиус упомянутого желоба на 21-29% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода.

Выполнение контактной вставки с указанными параметрами позволяет существенно снизить величину динамических нагрузок при движении вставки по спецчастям и неровностям контактной сети как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.

Краткое описание чертежей

Фиг. 1 изображает общий примерный вид заявляемой контактной вставки.

Фиг. 2 изображает примерный вид заявляемой контактной вставки с торца.

Фиг. 3 изображает примерный вид заявляемой контактной вставки сверху.

Осуществление изобретения

Контактная вставка 1 (фиг. 1) для токоприемника троллейбуса, выполненная в форме пластины, состоит из, например, углерод-полимерной композиции, с основанием 2 и рабочей частью 3 (фиг. 2) в форме желоба, соответствующего форме контактного провода, с симметричными раструбами 4 на торцах 5, причем боковые стенки 6 контактной вставки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей зоне, равную 31-35% от ширины контактной вставки, глубина желоба контактной вставки составляет 41-70% от диаметра контактного провода, а радиус желоба на 21-29% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода.

Контактная вставка для токоприемников троллейбуса работает следующим образом: контактная вставка 1 в форме пластины устанавливается в существующую токоприемную головку троллейбуса, контактирующую с контактным проводом, по которому протекает электрический ток. Торцы 5 выполнены с симметричными раструбами 4 и являются заходными частями рабочей части 3.

Условия эксплуатации контактной вставки для токоприемника троллейбуса: напряжение питания 500-750 вольт, температура от минус 40 градусов до плюс 40 градусов Цельсия при любых погодных условиях.

Предложенная конструкция контактной вставки для токоприемника троллейбуса позволяет существенно снизить величину динамических нагрузок в горизонтальной плоскости, а следовательно, снизить количество поломок и величину износа вставки и повысить ее эксплуатационную стойкость за счет того, что рабочая поверхность выполнена в форме желоба, торцевые части выполнены с симметричными раструбами, а боковые стенки контактной вставки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей зоне, равную 31-35% ширины контактной вставки, глубина желоба контактной вставки составляет 41-70% от диаметра контактного провода, а радиус желоба на 21-29% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода.

Заявленное изобретение может быть использовано в существующих токоприемных устройствах троллейбусов без внесения изменений в конструкцию токоприемной головки.

Пример 1. Контактные вставки по прототипу (патент №2259929 от 10.09.2005 г, МПК B60L 5/08) изготовлены, например, из углерод-полимерной композиции и испытаны на одном маршруте, одном троллейбусе в сухую ясную погоду, при температуре воздуха от плюс 22°С до плюс 26°С.

Пример 2. Заявляемые контактные вставки изготовлены из той же композиции и испытаны в условиях, аналогичных примеру 1. Результаты представлены в таблице 1.

Из анализа полученных результатов следует, что увеличение радиуса желоба рабочей поверхности контактной вставки более чем на 35% от величины радиуса рабочей поверхности контактного провода приводит к значительному увеличению поломок боковой стенки так же, как снижение радиуса до величины менее 31% от величины радиуса контактного провода.

Было также определено влияние толщины боковой стенки контактной вставки на количество их поломок. Результаты представлены в таблице 2.

Также определено влияние глубины желоба на боковой износ стенки вставки.

Из таблицы 3 следует, что чем больше глубина желоба, тем меньше износ боковых стенок контактной вставки, а, следовательно, меньше износ щечек токоприемника и контактного провода. Но при значительном увеличении глубины желоба, снижается толщина боковых стенок. Глубина желоба ограничивается получаемой толщиной пластины. Оптимальным является формирование желоба глубиной 41-70% от диаметра контактного провода.

Как показали испытания, при толщине боковой стенки контактной вставки менее 31% от ширины контактной вставки происходит ее преждевременный износ и, как следствие, количество поломок возрастает до 15% (как по прототипу). При ширине боковой стенки более 35% от ширины контактной вставки значительно уменьшается радиус желоба, а это также существенно увеличивает динамические нагрузки на боковые стенки и количество поломок резко возрастает.

Кроме увеличения срока службы контактной вставки для токоприемника троллейбуса, при использовании предлагаемой конструкции значительно снижается износ бронзовых щечек, контактного провода, а также количество сходов токосъемных штанг на спецчастях по причине поломок.

Таким образом, использование контактной вставки заявленной конструкции обеспечивает, по сравнению с прототипом и известными техническими решениями, снижение износа и количества поломок вставок вследствие уменьшения динамических нагрузок, действующих в горизонтальной плоскости, и увеличения толщины боковой стенки вставки за счет изменения ее конструкции. Что в итоге значительно снижает износ щечек токоприемника и контактного провода. И дает значительный экономический эффект.

Контактная вставка для токоприемника троллейбуса, выполненная в форме пластины с рабочей частью в форме желоба, соответствующего форме контактного провода, с симметричными раструбами на торцах, боковые стенки которой выполнены сплошными, отличающаяся тем, что боковые стенки контактной вставки имеют толщину в рабочей части, равную 31-35% ширины контактной вставки, глубина желоба контактной вставки составляет 41-70% от диаметра контактного провода, а радиус упомянутого желоба на 21-29% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к изготовлению электрощеток из порошковой графитопластовой композиции. Способ включает прессование блока заготовок щеток из порошковой графитопластовой композиции, разделение этого блока на отдельные заготовки.

Изобретение относится к токоприемникам транспортных средств с электротягой. Контактная вставка содержит корпус с желобом для контактного провода, соответствующим форме контактного провода, и вкладыши.
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изготовлению изделий электротехнического назначения из порошковых композиций на основе углерода с новолачной фенолформальдегидной смолой.

Изобретение относится к получению контактных вставок токоприемников троллейбусов. Порошковые композиции на основе углерода из контейнера пресса выдавливают через мундштук с получением полуфабриката в виде двух обращенных друг к другу своими подошвами и разделенных рассекателем заготовок вставок с противолежащими профильными рабочими поверхностями.
Изобретение относится к токоприёмникам для линий энергоснабжения транспортных средств с электротягой. Способ изготовления токопроводящих контактных вставок включает смешивание связующего и наполнителя, прессование изделий из полученной смеси, их термическую обработку.
Изобретение относится к изготовлению графитопластовых изделий. Способ включает подачу порошковой графитопластовой композиции в предварительно нагретую до 100÷120°C пресс-форму, выдержку в течение 3÷4,5 мин с нагревом пресс-формы до 185÷190°C и прессование со скоростью пуансона 45÷48 мм/с.
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изготовлению скользящих контактов. Может использоваться в электротехнике, в узлах токосъема, в частности щеток электромашин и контактных вставок железнодорожного и городского транспорта.
Изобретение относится к изделиям скользящего контактного токосъема, в частности к токосъемным вставкам для железнодорожного и городского электротранспорта и технологии ее получения.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению контактных вставок токоприемников троллейбусов. Порошковую композицию на основе углерода выдавливают из контейнера пресса через мундштук с формованием профильной рабочей поверхности вставки и последующим делением полученного полуфабриката на отдельные заготовки.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к прессованию фасонных изделий, преимущественно контактных вставок троллейбусов, из углеродных материалов.

Группа изобретений относится к электрическим схемам для транспортных средств. Способ управления электропитанием транспортного средства заключается в следующем.

Изобретение относится к системам, указывающим на пробуксовку или юз колес на транспортных средствах с электротягой. Способ обнаружения боксования и юза колес транспортного средства с электрической передачей постоянного тока заключается в следующем.

Группа изобретений относится к индуктивной зарядке аккумулятора транспортного средства. Система бесконтактной подачи мощности, которая подает электрическую мощность бесконтактным способом из множества катушек для передачи мощности, расположенных на дороге, в катушку для приема мощности, смонтированную на транспортном средстве, движущемся по дороге, содержит первый модуль оценки и модуль указания.

Изобретение относится к устройствам и приспособлениям силовых установок, связанных с охлаждением. Электрическое транспортное средство содержит блок управления мощностью, приводной мотор, первый и второй теплообменники, первый и второй насосы, первый и второй охлаждающие каналы.

Изобретение относится к автомобильным технологиям. Электромобиль с центральным расположением двигателя включает кузов, турбовальный двигатель, блок аккумуляторных батарей с контроллером, генератор тока, блок управления автомобилем, приводы, контроллер подачи газа, топливный бак и впускной короб.

Группа изобретений относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Устройство преобразования энергии для транспортного средства содержит в одном рабочем режиме блок с, по меньшей мере, одной синхронной машиной, работающий в качестве генератора, устройство отведения энергии, предназначенное для отведения выработанной генератором электроэнергии, блок сопротивлений, блок регистрации и обработки данных и блок управления.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении эффективности передачи электрической энергии от сетевого источника по электролинии к транспортному средству.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим зарядным станциям. Технический результат заключается в возможности установки накопителя энергии в том же корпусе, что и силовая электронная система, чтобы минимизировать затраты на установку.

Группа изобретений относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Приводная система содержит многофазный электромотор, инвертор и электронный блок управления.

Группа изобретений относится к токоприемникам транспортных средств. Способ управления токоприемником вагона метро характеризуется переводом токоприемника из рабочего положения в нерабочее положение и переводом токоприемника из нерабочего положения в рабочее положение.
Наверх