Система регистрации параметров полета

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для сбора, регистрации и хранения полетной информации на борту вертолетов и других летательных аппаратов. Система регистрации параметров полета содержит блок сбора и преобразования параметров и блок регистрации параметров, соединенные между собой двунаправленной линией связи. Блок сбора и преобразования параметров соединен с бортовыми датчиками параметров полета, а блок регистрации параметров - с пультом управления. Для повышения надежности и достоверности служебной информации в состав блока регистрации параметров дополнительно введен пульт ввода оперативной служебной информации, содержащий индикатор и соединенные с ним табло ввода данных и задатчик сдвига символов. Упомянутый пульт ввода оперативной служебной информации расположен в корпусе блока регистрации параметров и непосредственно соединен с бортовым регистратором с помощью внутриблочного электроконтактного соединителя. Кроме того, пульт ввода оперативной служебной информации содержит индикатор и соединенные с ним табло ввода данных и задатчик сдвига символов, установленные на лицевой панели этого пульта. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и достоверности оперативной служебной информации. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для сбора и регистрации полетных данных на борту вертолетов и других летательных аппаратов.

Известны и применяются для сбора и регистрации полетных данных на вертолетах и самолетах системы регистрации параметров полета [патент РФ №2454713, МПК G06F 17/40, опубл. 2012; патент РФ №2427802, МПК G 01 D9/00, опубл. 2011].

Каждая из известных систем содержит блок сбора и преобразования параметров и блок регистрации параметров, содержащий бортовой регистратор, в состав которого входят защищенный и эксплуатационный накопители информации, причем упомянутые блоки соединены между собой двунаправленной информационной линией связи. К измерительным входам блока сбора и преобразования параметров подключены установленные на летательном аппарате и взаимодействующие с известной системой датчики параметров полета, а ко входу-выходу блока регистрации параметров подключен с помощью дополнительной двунаправленной информационной линии связи взаимодействующий с системой пульт управления.

Общим недостатком известных систем является низкая надежность и недостаточная достоверность служебной информации.

Вся информация, регистрируемая и сохраняемая системой регистрации параметров полета, подразделяется на контрольно-измерительную и служебную.

Контрольно-измерительная информация вырабатывается датчиками параметров полета, а служебная информация вводится в систему оператором с помощью пульта управления. К служебной информации относятся опознавательные данные (бортовой номер летательного аппарата, шифры дополнительных топливных баков и пр.), а также оперативные данные (четырехзначный номер рейса или номер полетного задания, астрономическое время, датировки дня, месяца, года и пр.).

Контрольно-измерительная информация постоянно вырабатывается датчиками параметров полета, поэтому при ее искажении, вызванном бортовыми электромагнитными помехами, она самопроизвольно восстанавливается в последующих кадрах регистрации.

В отличие от нее, поступление служебной информации происходит не постоянно, а одноразово, во время ее однократной передачи из пульта управления в блок регистрации параметров. Поэтому ошибки, которые могут возникнуть в процессе формирования или передачи служебной информации, не устраняются до конца полета.

В связи с этим надежность и достоверность служебной информации должны, в особенности, обеспечиваться во время ее формирования и передачи из пульта управления в блок регистрации параметров.

Однако в известных системах такое обеспечение не предусмотрено.

В известных системах ошибки служебной информации могут возникать по двум причинам.

Во-первых, из-за низкой помехоустойчивости проводной линии связи, по которой служебная информация передается с пульта управления в блок регистрации параметров.

Эта линия связи проложена на летательном аппарате в т.н. кабельном канале, в котором параллельно ей уложены и другие проводные электролинии, в том числе, силовые кабели. Параллельная укладка силовых и информационных проводов приводит к наводкам электромагнитных помех в информационной линии связи «пульт управления - блок регистрации», которые могут вызвать сбои и ошибки в передаваемой информации.

Во-вторых, из-за отсутствия обратной связи между блоком регистрации параметров и оператором, в результате чего оператор лишен возможности контролировать правильность передаваемой им в блок регистрации служебной информации.

Указанные недостатки частично устранены в наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату и принятому за ближайший аналог (прототип) системе регистрации параметров полета СДК-8 (см. Руководство по технической эксплуатации системы СДК-8, изд. ПАО «Техприбор», СПб, 2005 г. ).

В состав этой системы входят блок сбора и преобразования параметров и блок регистрации параметров, содержащий бортовой регистратор, в состав которого входят защищенный и эксплуатационный накопители информации, причем упомянутые блоки соединены между собой двунаправленной информационной линией связи, измерительные входы блока сбора и преобразования параметров подключены к установленным на вертолете датчикам параметров полета, а вход - выход блока регистрации параметров полета соединен с помощью дополнительной двунаправленной информационной линии связи с взаимодействующим с системой пультом управления.

Блок регистрации параметров содержит также соединенный с бортовым регистратором набор переключателей символов, предназначенный для непосредственного ввода служебной информации в этот регистратор.

Наличие набора переключателей символов дает возможность, во-первых, непосредственно вводить служебную информацию в бортовой регистратор без использования пульта управления и проводной линии связи, во-вторых, позволяет оператору убеждаться в правильности набора путем прямого наблюдения строки набранных символов.

Благодаря этому, обеспечиваются надежность и достоверность служебной информации, введенной в бортовой регистратор.

Однако, из-за ограниченного числа переключателей символов, с помощью их набора в бортовой регистратор может быть введена лишь незначительная часть служебной информации, а именно - опознавательная информация (как правило, бортовой номер вертолета). Вся оперативная служебная информация в известной системе, по-прежнему, формируется в пульте управления и передается в блок регистрации параметров по проводной линии связи, что снижает надежность и достоверность регистрируемых данных.

Задачей предлагаемого изобретения и его техническим результатом является повышение надежности и достоверности оперативной служебной информации, регистрируемой и сохраняемой в бортовом регистраторе блока регистрации параметров.

Указанная задача решается путем введения в состав блока регистрации параметров дополнительного устройства - пульта ввода оперативной служебной информации, снабженного внутриблочным электроконтактным соединителем для непосредственного подключения этого пульта к бортовому регистратору.

Для выполнения поставленной задачи и достижения заявленного технического результата система регистрации параметров полета, в состав которой входят блок сбора и преобразования параметров и содержащий бортовой регистратор блок регистрации параметров, соединенные между собой двунаправленной информационной линией связи, причем в состав бортового регистратора входят защищенный и эксплуатационный накопители информации, измерительные входы блока сбора и преобразования параметров подключены к установленным на вертолете датчикам параметров полета, а вход-выход блока регистрации параметров соединен с помощью дополнительной двунаправленной информационной линии связи с взаимодействующим с системой пультом управления, при этом блок регистрации параметров содержит установленный на его корпусе набор переключателей символов, соединенный с бортовым регистратором, дополнена новыми элементами и связями.

Предложенная система отличается от прототипа тем, что в состав блока регистрации параметров дополнительно введен пульт ввода оперативной служебной информации, снабженный внутриблочным электроконтактным соединителем, непосредственно подключенным к бортовому регистратору, причем упомянутый пульт содержит лицевую панель, на которой установлены индикатор и соединенные с ним табло ввода данных и задатчик сдвига символов.

Устройство и работа предложенной системы поясняются фигурами 1 и 2. На фиг. 1 представлена блочная схема системы и взаимодействующих с ней устройств, а на фиг. 2 - общий вид лицевой панели пульта ввода оперативной служебной информации.

На фигурах приняты следующие обозначения: 1 - блок сбора и преобразования параметров, 2 - блок регистрации параметров, 3 - двунаправленная информационная линия связи, 4 - датчик параметров полета, 5 - пульт управления, 6 - дополнительная двунаправленная информационная линия связи, 7 - набор переключателей символов, 8 - бортовой регистратор, 9 - пульт ввода оперативной служебной информации, 10 - индикатор и соединенные с ним 11 - табло ввода данных, 12 - задатчик сдвига символов, 13 - внутриблочный электроконтактный соединитель.

Блок сбора и преобразования параметров 1 и блок регистрации параметров 2 соединены между собой двунаправленной информационной линией связи 3.

Каждый из измерительных входов блока сбора и преобразования параметров 1 подключен к выходу одного из датчиков параметров полета 4, взаимодействующих с предложенной системой.

Блок регистрации параметров 2 соединен с взаимодействующим с предложенной системой пультом управления 5 дополнительной двунаправленной информационной линией связи 6.

В состав блока регистрации параметров 2 входят набор переключателей символов 7, бортовой регистратор 8 и пульт ввода оперативной служебной информации 9, на лицевой панели которого расположены индикатор 10 и соединенные с ним табло ввода данных 11 и задатчик сдвига символов 12. Пульт ввода оперативной служебной информации 9 снабжен внутриблочным электроконтактным соединителем 13, непосредственно соединяющим его с бортовым регистратором 8, в состав которого входят защищенный и эксплуатационный накопители информации.

Предложенная система работает следующим образом. В процессе предполетной подготовки оператор, используя набор переключателей символов 7, вводит в память бортового регистратора 8 четырехзначный номер летательного аппарата и убеждается в правильности введенного им номера по набранной строке символов. Далее, с помощью табло ввода данных 11 и задатчика сдвига символов 12 оператор вводит в память бортового регистратора 8 необходимую оперативную служебную информацию и отслеживает правильность ввода по индикатору 10. Задатчик сдвига символов 12 используется оператором для сдвига влево набранных информативных символов путем циклического переключения данных, что позволяет ему набирать текст с практически неограниченной длиной строки.

Введенная в память бортового регистратора 8 оперативная служебная информация является надежной и достоверной, т.к. она не подвергается воздействию электромагнитных полей в процессе формирования и ввода, а ее правильность контролируется оператором с помощью индикатора 10.

Затем из пульта управления 5 в память бортового регистратора 8 по дополнительной двунаправленной информационной линии связи 6 может быть, при необходимости, передана дополнительная информация, нужная для обеспечения данного полета.

В процессе полета предложенная система обрабатывает контрольно-измерительную информацию с использованием ранее введенной служебной информации для контроля технического состояния воздушного судна.

Контрольно-измерительная информация непрерывно вырабатывается датчиками параметров полета 4 и поступает на измерительные входы блока сбора и преобразования параметров 1, где преобразуется в стандартную, необходимую для регистрации форму и по двунаправленной информационной линии связи 3 передается в бортовой регистратор 8 блока регистрации параметров полета 2. В бортовом регистраторе 8 эта информация кадрируется с использованием служебной информации, ранее введенной в память бортового регистратора 8 из пульта ввода оперативной служебной информации 9 и набора переключателей символов 7, запоминается и накапливается в защищенном и эксплуатационном накопителях информации в течение всего времени полета.

После приземления накопленная информация передается для наземной обработки и анализа зафиксированных неисправностей и отказов аппаратуры и оборудования вертолета.

Таким образом, в предложенной системе регистрации параметров полета достигнута цель изобретения, заключающаяся в повышении надежности и достоверности служебной информации, и поставленная задача успешно решена.

Испытания опытного образца предложенной системы на помехоустойчивость служебной информации, проведенные в камере радиопомех ПАО «Техприбор», подтвердили невосприимчивость служебной информации к воздействию электромагнитных помех во всем спектре их образования.

Система регистрации параметров полета, в состав которой входят блок сбора и преобразования параметров и блок регистрации параметров, соединенные между собой двунаправленной информационной линией связи, взаимодействующая с датчиками параметров полета, выход каждого из которых подключен к одному из измерительных входов блока сбора и преобразования параметров, и с пультом управления, соединенным с помощью дополнительной двунаправленной информационной линии связи с блоком регистрации параметров, содержащим бортовой регистратор, в состав которого входят защищенный и эксплуатационный накопители информации, и соединенный с ним набор переключателей символов и пульт ввода оперативной служебной информации, отличающаяся тем, что упомянутый пульт ввода оперативной служебной информации расположен в корпусе блока регистрации параметров, непосредственно соединен с бортовым регистратором с помощью внутриблочного электроконтактного соединителя и содержит индикатор, соединенные с ним табло ввода данных и задатчик сдвига символов, установленные на лицевой панели этого пульта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу оценивания пилотирования самолета летчиком на этапе перед касанием при посадке. Для оценивания пилотирования регистрируют параметры самолета и действий летчика штатным бортовым устройством регистрации и передают их в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, формируют массив данных значений высоты и вертикальной скорости, определяют зависимость скорости снижения от высоты в определенные моменты времени, производят оценку качества пилотирования для каждой посадки в соответствии с принятыми нормативными значениями.

Интегрированная система регистрации данных, диагностики технического и физического состояния комплекса «человек-машина» содержит подсистему регистрации данных летательного аппарата (ЛА), блок съема информации, блок накопления и обработки диагностической информации состояния элементов и агрегатов ЛА, блок диагностирования физического состояния пилота, блок подготовки полетной информации для передачи на наземные пункты управления, устройство измерения несоконусности лопастей несущего винта, соединенных определенным образом.

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано в бортовых системах сбора, регистрации и хранения полетных данных. Технический результат – повышение надежности.

Изобретение относится к приборостроительной технике и может быть использовано на летательных аппаратах для обработки, хранения и отображения полетной информации.

Интегрированная система регистрации данных, диагностики технического и физического состояния комплекса «человек-машина» содержит блок сбора и преобразования информации, защищенный накопитель, блок съема информации, блок контроля, контроллер защищенного накопителя, блок накопления и обработки диагностической информации, блок диагностирования физического состояния пилота, блок подготовки полетной информации для передачи на наземные пункты управления, соединенные определенным образом.

Изобретение относится к анализу техники пилотирования по данным бортовых устройств регистрации параметрической полетной информации. Для анализа техники пилотирования осуществляют формализацию курсов боевой подготовки определенным образом, разрабатывают и вводят в базу данных методические схемы упражнений, разрабатывают полетные задания на основе формализованного курса и методических схем, разрабатывают модели идентификации для различных элементов полета, считывают зарегистрированную информацию с бортового устройства регистрации, производят идентификацию элементов полета, сравнивают результаты идентификации с данными полетного задания, оценивают полноту и последовательность его выполнения, оценивают отдельные элементы полета и полет в целом, анализируют технику пилотирования с выявлением нарушений методики выполнения элементов полета, записывают результаты в базу данных статистики, получают обобщенные данные о летной подготовке экипажей авиационной части.

Изобретение относится к системам и способам информации о продукте. Технический результат заключается в предоставлении достоверной информации о потребительских товарах, имеющих срок полезной службы.

Изобретение относится к способу анализа полетных данных. Для анализа полетных данных, зарегистрированных при помощи регистратора полетных данных воздушного судна, группируют данные определенным образом, производят Гауссовский покомпонентный анализ энтропии ядра полетных сигнатур для получения области нормальных полетов, классифицируют сигнатуры по расстоянию до указанной области, определяют уровень отклонения от нормы для каждого полета, выявляют полеты с отклонением от нормы в зависимости от уровня отклонения.

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для сбора и регистрации полетных данных, сохранения их в случае летных происшествий, а также для эксплуатационного контроля авиационных систем и оборудования.

Изобретение относится к системам и способам обеспечения информации о продукте. Технический результат – обеспечение достоверной информации о продукте.
Наверх