Электротехнический комплекс поршневого компрессора на основе линейной магнитоэлектрической машины

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат – обеспечение высокого электромагнитного усилия на всем ходу якоря. Электротехнический комплекс включает в себя систему управления, программное обеспечение, датчики силы и перемещения, аккумуляторную батарею, поршневой компрессор, а также линейную магнитоэлектрическую машину, содержащую неподвижный статор в виде броневого сердечника, подвижный якорь и постоянные магниты якоря. Сердечник линейной магнитоэлектрической машины выполнен в виде ферромагнитного цилиндра. Подвижный якорь выполнен в форме многогранной призмы, на гранях которой расположены постоянные магниты. Внутри неподвижного статора расположены две обмотки, каждая из которых выполнена из n катушек, n≥1 - целое число. Постоянные магниты выполнены в количестве m, m - четное целое ненулевое число, и имеют призматическую форму. Постоянные магниты объединены в группы, образуя составной полюс. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электротехническим комплексам с линейными магнитоэлектрическими машинами.

Поршневые компрессоры выпускаются в широком ассортименте на большой диапазон мощностей и перемещений поршня. По физической природе создания усилия поршневые компрессоры бывают пневматического, гидравлического, электромагнитного и магнитоэлектрического типа. Использование поршневых компрессоров первых двух типов сопряжено с необходимостью размещения в непосредственной близости дополнительных гидравлических или пневматических систем, обладающих известными недостатками. Применение электромагнитных поршневых компрессоров связано с трудностью обеспечения заданного закона движения подвижной части и точного значения заданного электромагнитного усилия. В связи с этим задача разработки поршневых компрессоров магнитоэлектрического типа для систем требующих знание закона движения поршня и максимального электромагнитного усилия является актуальной. В связи с этим особый интерес представляют поршневые компрессоры с ходом поршня более 100 мм при значительном максимальном электромагнитном усилии выше 2000Н.

Известен электромеханический привод, содержащий статор в виде пустотелого броневого сердечника с полюсными наконечниками и обмоткой возбуждения, а также якорь, состоящий из пары встречно ориентированных по отношению друг к другу полюсов постоянных магнитов, разделенных ферромагнитной вставкой, сердечник статора выполнен в виде пустотелого кольца с радиальной прорезью, обмотка возбуждения изготовлена в виде соленоида, соосного с сердечником статора, постоянные магниты и вставка выполнены в виде шайб и неподвижно закреплены на штоке, шток установлен в упругих опорах с возможностью осевого перемещения при этом ферромагнитная вставка расположена симметрично относительно полюсов наконечников сердечника статора [Патент RU №96109989, опубл. 27.11.97]

Известен электромеханический привод магнитоэлектрического типа, который содержит неподвижный статор в виде броневого сердечника с полюсными наконечниками и обмоткой возбуждения, подвижный якорь образован парой разделенных ферромагнитной вставкой встречно ориентированных полюсов постоянных магнитов, сердечник изготовлен в виде кольца, постоянные магниты на якоре закреплены на штоке, проходящем сквозь отверстие кольца сердечника и установленных в корпус двух пружин мембранного типа при симметричном расположении постоянных магнитов относительно полюсных наконечников сердечника [Патент RU №2098909, опубл. 10.12.97]

Наиболее близким к заявленной полезной модели является электромеханический привод магнитоэлектрического типа, содержащий неподвижный статор в виде броневого сердечника с полюсными наконечниками и обмоткой в нем, подвижный якорь с постоянными магнитами, отличающийся тем, что подвижный якорь образован пятью неферромагнитными рейками, соединенными скобами в виде трубы и выполненными из немагнитной стали, а постоянные магниты на якоре расположены по обе стороны между неферромагнитными рейками подвижного якоря и выполнены в виде отдельных радиально намагниченных сегментов [Патент RU №34287, опубл. 27.11.2003].

Недостатком приведенных конструкций магнитоэлектрического привода возвратно-поступательного движения является трудоемкость обеспечения максимального электромагнитного усилия на всем ходе якоря при создании ступеней поршневых компрессоров с рабочим давлением от 0,5 МПа при диаметре поршня до 100 мм и ходе поршня более 100 мм. Указанный недостаток в предложенных конструкциях привода связан с использованием ферромагнитной вставки, разделяющей магнитный поток постоянных магнитов и тем самым уменьшающий максимальное значение электромагнитного усилия, а также ограничивающий перемещение якоря, а следовательно ход поршня компрессора.

Конструкция предлагаемой линейной магнитоэлектрической машины используемой в составе электротехнического комплекса представлена на Фиг. 1.

Конструкция якоря линейной магнитоэлектрической машины приведена на Фиг. 2

Линейная магнитоэлектрическая машина в составе электротехнического комплекса поршневого компрессора содержит неподвижный статор 1 в виде сердечника, цилиндрической формы, внутри статора 1 расположены две обмотки 2, каждая из которых состоит из n катушек 3, n≥1 - целое число, разделение обмотки на пкатушек повышает технологичность сборки, ремонтопригодность, а также позволяет включать катушки отдельно в процессе работы магнитоэлектрической машины, что приведет к уменьшению электрических потерь в обмотках, причем обмотки с одной стороны упираются в ограничительные упорные кольца 4, подвижный ферромагнитный якорь 5 изготовлен в виде многогранной призмы, на гранях которого любым способом закреплены m постоянных магнитов 6 призматической формы, m - четное, целое не нулевое число, причем постоянные магниты 6 объединены в группы, образуя составной полюс, и на каждой грани якоря 5 обращены к катушкам одноименными полюсами, таким образом, чтобы общий магнитный поток постоянных магнитов 6 замыкался по статору 1 и якорю 5, между постоянными магнитами 6, образующими одну пару полюсов по отношению к катушкам 4, максимальное расстояние хода якоря 5 определяется в виде разности общей длины обмотки 2, обращенной к одноименному полюсу и длины одноименного полюса, образованного несколькими постоянными магнитами, на якоре 5 с двух сторон любым способом жестко закреплен шток в виде цилиндрической трубы 7, с двух сторон неподвижного статора 1 закреплены две неферромагнитые крышки 8, в которых установлены подшипники скольжения или качения 9, по которым перемещается шток 7 и якорь 5, крышки связаны между собой шпильками 10, обмотки 2, расположены на немагнитной трубе 11, закрепленной на крышках 8 катушки 3 подключаются к системе управления 12 (на Фиг. не показана), которая получает информацию от датчика перемещения 13 и датчика развиваемого усилия 14 (датчики на фиг. не показаны). Система управления подключается к персональному компьютеру 15 (на Фиг. не показано) с установленным программным обеспечением позволяющему выводить информацию о развиваемом усилии, положении якоря. Кроме этого, программное обеспечение и система управления должны иметь возможность задать для линейной магнитоэлектрической машины рабочие параметры электротехнического комплекса: закон движения штока и обеспечение тягового усилия.

Для предлагаемой конструкции количество граней многогранной призмы равно шести, катушек n=16 (по восемь катушек, обращенных к одноименному полюсу), количество постоянных магнитов m=48 (четыре ряда по шесть постоянных магнитов, закрепленных с каждой грани ферромагнитного сердечника якоря на гранях одноименными полюсами). Катушки в количестве восьми штук подключаются к системе управления (на Фиг. не показано) и образуют одну обмотку. Система управления подает напряжение на катушки таким образом, чтобы в зоне действия катушек с током находилась область постоянных магнитов и магнитное поле катушек взаимодействовало с полем постоянных магнитов и создавало тяговое усилие. Подобная реализация питания катушек двигателя позволяет уменьшить электрические потери в катушках, ампер витки которых не взаимодействует с полем постоянных магнитов, однако, в процессе движения система управления отключает катушки, которые перестают оказывать влияние на тяговое усилие и, наоборот, подает напряжение на катушки, которые оказываются в зоне взаимодействия с постоянными магнитами. Постоянные магниты расположены на гранях якоря шестигранной призмы по четыре на каждой грани, таким образом, что 24 постоянных магнитов в процессе движения могут находятся в зоне одной обмотки, образуя одну группу постоянных магнитов, а другие 24 постоянных магнитов находятся в зоне другой обмотки. Группы постоянных магнитов обращены к обмоткам разными полюсами. Расстояние между группами постоянных магнитов равно 200 мм и составляет ход якоря. Постоянные магниты выполнены призматической формы 50×50×25 мм. Геометрическое сечение каждой обмотки 400×28 мм, при этом каждая катушка имеет сечение 100×28 мм2, Количество витков каждой катушки равно 350. В соответствии с расчетами, при плотности тока в обмотках 4 А/мм2, максимальное электромагнитное усилие, обусловленное взаимодействием постоянных магнитов и обмоток с током составляет не менее 2000Н (Фиг. 2). В зависимости от технического задания для электротехнического комплекса поршневого компрессора конкретного назначения указанные параметры могут быть изменены.

Принцип работы линейной магнитоэлектрической машины в двигательном режиме основан на взаимодействии магнитного поля создаваемого постоянными магнитами и током, протекающим по виткам катушек. При подключении персонального компьютера и задании рабочего режима, система управления (на Фиг. не показан) подает напряжение заданной формы, амплитуды и частоты на катушки. Протекающий по катушкам электрический ток, создает намагничивающую силу, которая взаимодействует с магнитным полем постоянных магнитов, что приводит к возникновению электромагнитной силы, действующей на якорь 5, причем закон изменения электромагнитной силы соответствует закону тока в катушках. Так как постоянные магниты 6 закреплены на подвижном якоре 5, якорь 5 и шток находясь в исходном крайнем положении, приходит в движение в направлении действия силы, перемещаясь до тех пор, пока постоянные магниты 6, обращенные одним полюсом к обмотке находятся в зоне ее действия. При изменении направления тока в обмотках, происходит изменение направление электромагнитной силы и, как следствие, изменение направления движения якоря 5.В связи с тем, что движущийся якорь 5 присоединен к штоку 7, а шток 7 соединен с поршнем поршневого компрессора (на Фиг. не показано), линейная магнитоэлектрическая машина в двигательном режиме представляет собой электромеханический преобразователь, рабочим органом которого является шток поршневого компрессора, а сам цилиндр компрессора рабочей машиной.

В случае если газ подается в цилиндр под давлением достаточным для перемещения якоря линейной магнитоэлектрической машины в исходное крайнее положение, линейная магнитоэлектрическая машина в составе электротехнического комплекса поршневого компрессора на отдельных этапах энергопреобразования находится в генераторном режиме (Ю.З. Ковалев, А.С. Татевосян, А.А. Татевосян «Исследование рабочих процессов энергопреобразования в электромагнитном приводе на заданный закон движения якоря при обеспечении максимума КПД // Омский научный вестник, №18, Омск, - 2002, С. 118-122; Н.П. Ряшенцев, Ю.З. Ковалев «Динамика электромагнитных импульсных систем» // Изд. «Наука», Сибирское отделение, 1974, С. 152). В этом случае электропитание от устройства управления на обмотку линейной магнитоэлектрической машины не подается, а работу по перемещению якоря выполняет газ рабочей машины, при нагнетании газа в цилиндр компрессора, шток приходит в движение и перемещает, связанный с ним якорь линейной магнитоэлектрической машины, при этом постоянные магниты, движущиеся в области катушки, в соответствии с законом электромагнитной индукции создают в них электродвижущую силу. Электрическая энергия полученная, таким образом, может быть возвращена через в электрическую сеть или накапливаться в аккумуляторной батарее (на Фиг. не показано).

Таким образом, основной режим работы линейной магнитоэлектрической машины - двигательный. Однако, на этапе энергопреобразования, связанного с возвращением якоря в исходное крайнее положение при давлении газа достаточном для возвращения поршня в исходное крайнее положение линейная магнитоэлектрическая машина в составе электротехнического комплекса поршневого компрессора находится в генераторном режиме.

Предложенный электротехнический комплекс поршневого компрессора на основе линейной магнитоэлектрической машины обеспечивает заданное электромагнитное усилие на всем ходе якоря и высокое давление в поршневой компрессорной ступени.

1. Электротехнический комплекс поршневого компрессора на основе линейной магнитоэлектрической машины содержит линейную магнитоэлектрическую машину, состоящую из неподвижного статора в виде броневого сердечника, подвижного якоря и постоянных магнитов якоря, отличающийся тем, что броневой сердечник линейной магнитоэлектрической машины электротехнического комплекса поршневого компрессора выполнен в виде ферромагнитного цилиндра, а подвижный якорь - в форме многогранной призмы, на гранях которого расположены постоянные магниты, постоянные магниты выполнены в количестве m, причем m - четное целое ненулевое число, и выполнены призматической формы, причем постоянные магниты объединены в группы и образуют составной полюс, внутри неподвижного статора расположены две обмотки, причем каждая обмотка выполнена из n катушек, причем n≥1 - целое число, поршневой компрессор, систему управления и программное обеспечение, позволяющее выводить информацию о рабочем режиме работы линейной магнитоэлектрической машины, а также задавать параметры режима работы электротехнического комплекса поршневого компрессора.

2. Электротехнический комплекс поршневого компрессора на основе линейной магнитоэлектрической машины по п. 1, отличающийся тем, что работает в режиме двигателя.

3. Электротехнический комплекс поршневого компрессора на основе линейной магнитоэлектрической машины по п. 1, отличающийся тем, что работает в режиме генератора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат – увеличение электромагнитного усилия.

Группа изобретений относится к электротяге, создаваемой линейными двигателями. Система для торможения или запуска тележки аттракциона для катания содержит линейный асинхронный двигатель, установленный на изогнутом участке трека, тележку аттракциона для катания, расположенную на треке, реактивные плиты, датчики и процессор.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к вентильным электродвигателям. Технический результат - улучшение эксплуатационных характеристик.

Изобретение относится к области наземного скоростного транспорта. Локомотив содержит постоянные магниты и источник питания.

Изобретение относится к области наземного скоростного транспорта. Локомотив содержит постоянные магниты и источник питания.

Изобретение относится к электротехнике, к линейным и ротационным электродвигателям, и может быть использовано в кинематических системах промышленного оборудования.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к системе привода с передачей электромагнитной энергии. Технический результат – обеспечение возможности выработки электрической мощности на подвижном элементе.

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к линейным электродвигателям, и может быть использовано в кинематических системах высокоточного технологического оборудования, например, в лазерных, плазменных, гидроабразивных комплексах, металлорежущих станках.

Изобретение относится к электрическим машинам, к линейным электродвигателям, и может быть использовано в кинематических системах высокоточного технологического оборудования, например в лазерных, плазменных, гидроабразивных комплексах, металлорежущих станках.

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к линейным электродвигателям, и может быть использовано в кинематических системах высокоточного технологического оборудования, например в лазерных, плазменных, гидроабразивных комплексах, металлорежущих станках.

Настоящее изобретение относится к области электротехники и машиностроения, а именно к двигателям постоянного тока, и может быть использовано в электроприводах, где требуется многократное перемещение с фиксацией в крайних положениях.
Наверх