Способ автоматического отбора информации о транспортных средствах при нахождении маломобильного пассажира на остановке транспортного средства

Изобретение относится к технологиям и средствам, дающим маломобильным пассажирам возможность замены прямого зрительного восприятия слуховым восприятием, и может быть использовано для информирования и ориентации маломобильных пассажиров при их передвижении по городской территории к интересующим их транспортным средствам. Способ реализуется с помощью установленных на транспортных средствах радиомодулей, а также носимых маломобильными пользователями устройств. В радиомодуль транспортного средства встраивают компас, определяющий текущий курс движения данного транспортного средства, и значения этого курса передаются на устройства пользователя, при этом устройство пользователя, также снабженное компасом, по команде пользователя определяет, по какому курсу двигаются транспортные средства в попутном направлении, для чего пользователь, находясь на остановке, располагает свое носимое устройство в направлении проезжей части, определяя ее местоположение по звуку проезжающих транспортных средств или по границе посадочной площадки, и носимое устройство пользователя автоматически определяет диапазон значений курсов транспортных средств, двигающихся во встречном направлении, после чего устройство пользователя, получая значения текущего курса транспортных средств от всех установленных на них радиомодулей, находящихся в зоне его действия, сравнивает полученные от радиомодулей транспортных средств значения с вычисленными в устройстве пользователя значениями курсов встречного направления и исключает воспроизведение для пользователя информации об этих транспортных средствах.

 

Изобретение относится к технологиям и средствам, дающим маломобильным пассажирам возможность замены прямого зрительного восприятия слуховым восприятием, и может быть использовано для информирования и ориентации маломобильных пассажиров при их передвижении по городской территории к интересующим их транспортным средствам.

Для оценки новизны заявленного решения рассмотрим ряд известных технических средств аналогичного назначения, характеризуемых совокупностью сходных с заявленным устройством признаков.

Известны устройства ориентации слепых, построенные на принципе локации. Эти устройства используют либо радиолокаторы для выявления препятствий, возникающих перед незрячими людьми при передвижении их в пространстве (см. патенты RU №№58350, 2299052, 2299053), либо акустические эхолокаторы (патент RU №2085162).

Подобные устройства отличаются видом воздействия на человека при определении препятствия (акустическим или вибрационным), реакцией на одно или несколько препятствий, возможностью ориентации в пространстве с помощью магнитометра и GPS, однако все эти устройства не могут дать информацию незрячему человеку о городской инфраструктуре, столь необходимую для ориентирования в городе.

Известны устройства, обеспечивающие возможность информирования незрячего пользователя об объектах городской инфраструктуры.

Так, устройство, защищенное патентом РФ №43161, содержит стационарно установленный на объекте городской инфраструктуры информационный блок и носимый блок речевого оповещения, который имеет при себе пользователь. По существу, это устройство является системой для информирования и ориентирования слепых. В информационном блоке системы содержатся сведения об объекте. Радиопередатчик блока с периодичностью, задаваемой таймером, посылает в эфир кодированное сообщение, содержащее указанную информацию. За счет примененной узкой характеристики направленности пользователю предоставляется возможность определить направление на объект. Переданное сообщение воспроизводится носимым блоком как речевое сообщение, прослушиваемое человеком в режиме реального времени.

Указанная система позволяет незрячему человеку получить информацию об объекте городской инфраструктуры в режиме реального времени, однако они имеют ряд недостатков, в частности, для определения направления движения к объекту пользователю необходимо совершить сложный маневр. Другим недостатком системы является необходимость расположения нескольких информационных блоков на одном объекте, что существенно увеличивает затраты на приобретение, установку и техническое обслуживание такой системы. Существенным недостатком данной системы является также отсутствие тактильного способа привлечения внимания слепого при попадании в зону действия информационного блока. Так как система предназначена для эксплуатации в условиях повышенного шума городской среды, инвалид по зрению может пропустить интересующий его объект, просто не услышав голосовое сообщение из-за громкого шума.

Известна коммуникативная система для информирования и ориентирования слепых по патенту РФ №97918. Эта система, содержащая установленный на объекте информационный блок, включающий последовательно соединенные первое цифровое запоминающее устройство, первый кодер и первый радиопередатчик, а также первую схему управления с таймером, соответствующие выходы которой соединены с входами управления первого цифрового запоминающего устройства, первого кодера и первого радиопередатчика, также содержащую носимый блок, включающий последовательно соединенные первый радиоприемник, первый декодер, второе цифровое запоминающее устройство и цифроаналоговый преобразователь, последовательно соединенные первый усилитель и первый электроакустический преобразователь, а также вторую схему управления, соответствующие выходы которой соединены с входами управления первого радиоприемника, первого декодера, второго цифрового запоминающего устройства и цифроаналогового преобразователя, характеризуется тем, что в информационный блок введены цифровые часы-календарь, последовательно соединенные второй радиоприемник и второй декодер, а также последовательно соединенные генератор, первый цифровой регулятор громкости, второй усилитель и второй электроакустический преобразователь, при этом входы управления цифровых часов-календаря, второго радиоприемника, второго декодера, генератора и первого цифрового регулятора громкости соединены с соответствующими выходами первой схемы управления, и информационные выходы второго декодера и цифровых часов-календаря соединены с соответствующими информационными входами первой схемы управления, а в носимый блок введены устройство ручного управления и последовательно соединенные второй кодер и второй радиопередатчик, а также устройство тактильного воздействия и ручной регулятор громкости, при этом выход устройства ручного управления соединен с соответствующим входом второй схемы управления, соответствующие выходы которой соединены с входами управления второго кодера, второго радиопередатчика и устройства тактильного воздействия, и выход цифроаналогового преобразователя соединен с входом ручного регулятора громкости, выход которого соединен с входом первого усилителя.

Данная система содержит стационарно установленный на объекте, например, на подвижном объекте городского транспорта, информационный блок (далее - радиоинформатор), передающий с заданной периодичностью в цифровом виде сообщения об объекте, на котором установлен, и носимый блок речевого оповещения, воспроизводящий в голосовом виде эти сообщения (далее - абонентское устройство). Если пользователю нужно определить направление движения к объекту, информацию о котором он слышит, то посредством абонентского устройства он направляет в радиоинформатор специальную кодированную посылку. По получении этой посылки радиоинформатор, в течение фиксированного времени, подает звуковой сигнал ориентирования, позволяющий пользователю достаточно точно определить направление движения к объекту. В состав абонентского устройства введено устройство тактильного воздействия, с помощью которого привлекается внимание пользователя при его входе в зону действия радиоинформатора. Также предусмотрена возможность, при необходимости, устанавливать на одном объекте один радиоинформатор с дополнительными устройствами подачи звукового сигнала ориентирования, размещаемыми над входами в различные помещения объекта, например, в двери транспортного средства. Данная система обладает существенным недостатком, обусловленным тем, что все стационарно установленные на транспортных средствах городской инфраструктуры радиоинформаторы работают постоянно и постоянно передают сообщения об объекте, на котором они установлен, независимо от того, имеется ли у пользователя потребность в поиске этого объекта или в пользовании им. Абонентские устройства пользователей при этом также постоянно находятся в работе независимо от необходимости в этом.

Известен способ информирования инвалидов о прибывающих на остановку транспортных средствах общего пользования, повышения безопасности инвалидов при посадке в транспортное средство и система для его осуществления по патенту РФ №2573534. Данный способ информирования инвалидов о прибывающих на остановку транспортных средствах общего пользования реализуется с помощью установленных на транспортных средствах радиомодулей, пультов водителей и звукоизлучателей, а также носимых инвалидами абонентских устройств, согласно которому абонентское устройство инвалида автоматически передает в радиоэфир сигнал запроса, содержащий персональные данные этого абонентского устройства, после чего радиомодуль каждого транспортного средства, находящегося в данный момент в зоне действия абонентского устройства, по получении сигнала запроса передает в радиоэфир, со случайной задержкой ответ на полученный сигнал запроса, содержащий персональные данные этого радиомодуля, при этом абонентское устройство поочередно получает и запоминает полученные ответы от всех радиомодулей, находящихся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, при этом абонентское устройство автоматически направляет сигнал запроса на передачу информации радиомодулю транспортного средства, ответ от которого был получен первым, который по получении этого сигнала запроса на передачу информации передает в радиоэфир сообщение о транспортном средстве, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого радиомодуля информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений, после чего, при отсутствии необходимости инвалида в этом транспортном средстве, его абонентское устройство по команде инвалида направляет сигнал запроса на передачу информации радиомодулю транспортного средства, ответ от которого был получен вторым, который по получении этого сигнала запроса на передачу информации передает в радиоэфир сообщение о транспортном средстве, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого радиомодуля информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений, причем эти поочередные по командам инвалида передачи сигналов запросов на все радиомодули, находящиеся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, а также прием и воспроизведение полученной от них информации осуществляют до тех пор, пока инвалидом не будет сделан выбор необходимого ему транспортного средства, после чего абонентское устройство по команде инвалида подает в радиоэфир специальный сигнал о посадке, после приема которого радиомодуль выбранного инвалидом транспортного средства передает на пульт водителя специальный сигнал, при этом на пульте водителя, по получении этого сигнала, отображается информация о посадке инвалида, а после открытия дверей транспортного средства радиомодуль автоматически передает в радиоэфир принимаемое и воспроизводимое абонентским устройством инвалида разрешение на посадку в транспортное средство и подает команду на установленный на транспортном средстве звукоизлучатель, который воспроизводит звуковой сигнал ориентирования, по которому инвалид определяет необходимое направление движения к открытой двери транспортного средства. При этом, сообщение о транспортном средстве, передаваемое радиомодулем в ответ на сигнал запроса на передачу информации, содержит, в виде кодов, текущий номер маршрута ТС и текущее обобщенное направление его движения (Прямо или Обратно), в соответствии с данными маршрутной сети города или региона, а также состояние дверей транспортного средства (закрыты или открыты). Номер текущего маршрута транспортного средства и текущее обобщенное направление движения вводятся или изменяются водителем транспортного средства на пульте водителя, и автоматически передаются в радиомодуль. Номер текущего маршрута транспортного средства и текущее направлении движения радиомодуль транспортного средства может также автоматически получать от внешней бортовой системы, при наличии таковой. Сигналы на посадку от абонентских устройств и сигналы, передаваемые радиомодулем на пульт водителя, разделяют на несколько групп, соответствующих различным видам патологии инвалидов, при этом на пульте водителя, по получении сигнала, отображают информацию о посадке инвалида с соответствующим этому сигналу видом патологии инвалида.

Система, реализующая данный известный способ, содержит установленные на каждом транспортном средстве и связанные между собой радиомодуль, пульт водителя и звукоизлучатель, а также совокупность носимых абонентских устройств, находящихся на руках у инвалидов, при этом каждый радиомодуль включает в себя блок формирования, хранения и передачи информации, блок приема, обработки и хранения информации, блок хранения и передачи звукового сигнала ориентирования, блок хранения и передачи сигнала на пульт водителя, а также радиоантенну и приемопередатчик, при этом пульт водителя включает блок приема сигналов радиомодуля и блок отображения информации, при этом каждое носимое абонентское устройство включает в себя блок приема, обработки и хранения информации, блок преобразования полученной цифровой информации в аналоговые речевые сообщения и их хранение, блок формирования и передачи специального сигнала запроса на подачу звукового сигнала ориентирования, средства воспроизведения речевой информации, блок тактильного воздействия, а также радиоантенну и приемопередатчик. Контроль работоспособности оборудования системы, установленного на транспортном средстве, осуществляют автоматически при подаче электропитания. Сведения о работоспособности оборудования системы, установленного на транспортном средстве, периодически передаются во внешнюю систему.

Данное техническое решение, как наиболее близкое к заявленному по техническому существу и достигаемому результату, принято в качестве его прототипа

Данный известный способ, и реализующая его система представляют собой новую технологию ориентирования инвалидов по зрению и целостную систему, обеспечивающую получение и воспроизведение абонентским устройством, находящимся у инвалида по зрению, при его передвижении по городу и пользовании транспортными средствами, оперативной устойчивой и наиболее полной информации об интересующих его транспортных объектах по выбору инвалида. Данная система значительно повышает безопасность инвалида, поскольку предусматривает передачу на пульт водителя специального сигнала и отображения информация о посадке инвалида, который после открытия дверей транспортного средства получает воспроизводимое абонентским устройством инвалида разрешение на посадку в транспортное средство и слышит установленный нал дверьми транспортного средства звукоизлучатель, по сигналу которого инвалид определяет необходимое направление движения к открытой двери транспортного средства.

Радиомодуль, установленный на транспортном средстве, передает на устройства пользователей, в частности, в цифровом виде по радиоканалу в виде кодов текущий номер маршрута ТС и текущее обобщенное направление его движения (Прямо или Обратно), в соответствии с данными маршрутной сети города или региона. Эти данные воспроизводятся устройствами пользователей в виде устных сообщений.

Недостатками данного технического решения является то, что устройства пользователей, находящихся на остановке, получают и воспроизводят эти данные в виде устных сообщений обо всех транспортных средствах, находящихся в зоне взаимодействия с устройством пользователя. Таким образом, пользователь вынужден прослушивать все сообщения, в том числе ненужные ему сообщения о транспортных средствах, двигающихся во встречном направлении, что, в частности, может привести к пропуску нужной для пользователя информации о нужном транспортном средстве, двигающемся в попутном направлении.

Задачей заявляемого изобретения является создание технологии автоматического отбора информации о транспортных средствах при посадке маломобильного пассажира в транспортное средство, который исключал бы пропуск пассажиром нужной ему информации и транспортном средства, направляющемся в нужную для пассажира сторону.

Сущность заявленного технического решения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для решения указанной заявителем технической проблемы и получения обеспечиваемого изобретением технического результата.

Согласно изобретению способ автоматического отбора информации о транспортных средствах при нахождении маломобильного пассажира на остановке транспортного средства, который реализуется с помощью установленных на транспортных средствах радиомодулей, а также носимых маломобильными пользователями устройств, характеризуется тем, что в радиомодуль транспортного средства встраивают компас, определяющий текущий курс движения данного транспортного средства, и значения этого курса передаются на устройства пользователя, находящиеся в зоне взаимодействия с данным радиомодулем транспортного средства, при этом устройство пользователя, также снабженное компасом, по команде пользователя определяет, по какому курсу двигаются транспортные средства во встречном направлении, для чего пользователь, находясь на остановке, располагает свое носимое устройство в направлении проезжей части, определяя ее местоположение по звуку проезжающих транспортных средств, или но границе посадочной площадки, и носимое устройство пользователя автоматически определяет диапазон значений курсов транспортных средств, двигающихся во встречном направлении, после чего устройство пользователя, получая значения текущего курса транспортных средств от всех установленных на них радиомодулей, находящихся в зоне его действия, сравнивает полученные от радиомодулей транспортных средств значения с вычисленными в устройстве пользователя значениями курсов встречного направления, и исключает воспроизведение для пользователя информации об этих транспортных средствах.

Техническим результатом, который может быть получен при реализации совокупности существенных признаков заявленного изобретения, является создание новой технологии ориентирования маломобильных групп населения, обеспечивающей получение и воспроизведение носимым устройством, находящимся у маломобильного пассажира, нужной ему информации о двигающихся в нужном ему направлении транспортных средствах по его выбору, и исключение воспроизведения для пользователя информации о транспортных средствах, двигающихся в противоположных направлениях.

Заявленный способ может быть реализован с использованием любого носимого устройства пользователя, информационно совместимого с радиомодулями системы.

Способ автоматического отбора информации о транспортных средствах при нахождении маломобильного пассажира на остановке транспортного средства, который реализуется с помощью установленных на транспортных средствах радиомодулей, а также носимых маломобильными пользователями устройств, отличающийся тем, что в радиомодуль транспортного средства встраивают компас, определяющий текущий курс движения данного транспортного средства, и значения этого курса передаются на устройства пользователя, находящиеся в зоне взаимодействия с данным радиомодулем транспортного средства, при этом устройство пользователя, также снабженное компасом, по команде пользователя определяет, по какому курсу двигаются транспортные средства в попутном направлении, для чего пользователь, находясь на остановке, располагает свое носимое устройство в направлении проезжей части, определяя ее местоположение по звуку проезжающих транспортных средств или по границе посадочной площадки, и носимое устройство пользователя автоматически определяет диапазон значений курсов транспортных средств, двигающихся во встречном направлении, после чего устройство пользователя, получая значения текущего курса транспортных средств от всех установленных на них радиомодулей, находящихся в зоне его действия, сравнивает полученные от радиомодулей транспортных средств значения с вычисленными в устройстве пользователя значениями курсов встречного направления и исключает воспроизведение для пользователя информации об этих транспортных средствах.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области оптической локации, преимущественно пассивной, и может быть использовано в бортовых авиационных локационных комплексах, в том числе на беспилотных летательных аппаратах, для обнаружения воздушных объектов на удаленном фоне.

Изобретение относится к области пассивной локации. Оптико-электронный комплекс (ОЭК) включает обзорный тепловизор (ОТ) 1 для пассивного обнаружения наземных и воздушных объектов (НВОБ) и телевизионно-оптическую систему (ТОС) 2 для автозахвата на сопровождение и идентификации типа НВОБ.

Изобретение относится к области измерения расстояний. Способ определения дальности до движущегося воздушного объекта методом пассивной локации включает получение оптического изображения движущегося воздушного объекта; преобразование полученного изображение в цифровое; распознавание изображения по оцифрованному изображению, определение параметров изображения с учетом проекционных искажений; определение дальности до движущегося объекта как произведение фокусного расстояния оптической системы на соотношение фактического линейного размера к длине изображения движущегося воздушного объекта с учетом проекционных искажений.

Изобретение относится к области радионавигации. Техническим результатом является обнаружение препятствий, находящихся в окружающей среде подвижного аппарата.

Изобретение относится к области лазерной локации. Устройство для определения местоположения источника электромагнитного излучения содержит системы нацеливания и ослабления, регистратор, выходное устройство обработки.
Изобретение относится к области навигации. Устройство и способ обнаружения препятствий предназначено для оснащения подвижного аппарата, перемещающегося параллельно опорной плоскости, и содержит: три горизонтальных излучателя электромагнитных пучков, проходящих в трех виртуальных плоскостях; три датчика изображений, выполненных с возможностью охвата поля.

Изобретение относится к средствам информирования и ориентации инвалидов по зрению при их передвижении по городской территории. Способ состоит в размещении на стационарных объектах стационарных радиоинформаторов и размещении на инвалидах носимых абонентских устройств, автоматической передаче носимым абонентским устройством в радиоэфир сигнала запроса, по получении которого каждый стационарный радиоинформатор, находящийся в данный момент в зоне действия абонентского устройства, передает в радиоэфир ответ, содержащий его персональные данные, а абонентское устройство поочередно получает и запоминает полученные ответы от всех стационарных радиоинформаторов, находящихся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, и автоматически направляет сигнал запроса на передачу информации стационарному радиоинформатору, который по получении этого сигнала запроса передает в радиоэфир сообщение о стационарном объекте, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого стационарного радиоинформатора информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений.

Изобретение относится к средствам для ориентации инвалидов по зрению. Способ информирования инвалидов о прибывающих на остановку транспортных средствах общего пользования состоит в размещении на транспортных средствах общего пользования радиомодулей, пультов водителей и звукоизлучателей и размещении на инвалидах носимых абонентских устройств, при этом абонентское устройство инвалида автоматически передает в радиоэфир сигнал запроса, после чего радиомодуль каждого транспортного средства, находящегося в данный момент в зоне действия абонентского устройства, по получении сигнала запроса передает в радиоэфир ответ на полученный сигнал запроса, абонентское устройство поочередно получает и запоминает полученные ответы от всех радиомодулей, находящихся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, и автоматически направляет сигнал запроса на передачу информации радиомодулю транспортного средства, который по получении этого сигнала запроса на передачу информации передает в радиоэфир сообщение о транспортном средстве, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого радиомодуля информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений, затем радиомодуль выбранного инвалидом транспортного средства передает на пульт водителя сигнал для водителя и подает команду на установленный на транспортном средстве звукоизлучатель, который воспроизводит звуковой сигнал ориентирования, по которому инвалид определяет необходимое направление движения к открытой двери транспортного средства.

Изобретение относится к средствам для обеспечения жизнедеятельности инвалидов по зрению, а именно предназначено для получения информации и облегчения ориентации незрячих людей в пространстве.

Изобретение относится к вычислительной технике и может использоваться для измерения координат световых объектов для получения параметров траекторий их движения. .

Изобретение относится к технологиям замены прямого зрительного восприятия слуховым восприятием. Способ информационного взаимодействия маломобильного пассажира с транспортным средством общего пользования осуществляется с помощью радио-приемопередатчика и устройства пользователя, которые взаимодействуют в единой беспроводной сети "Говорящий город" по стандарту Bluetooth Low, радио-приемопередатчик передает в радиоэфир широковещательный пакет данных, а устройство пользователя воспроизводит сообщения о транспортном средстве в речевом виде и в случае идентификации этого пакета данных включает режим Wi-Fi и передает в радиоэфир сигнал запроса на подключение к беспроводной сети Wi-Fi радио-приемопередатчика этого транспортного средства.
Наверх