Способ отстройки от резонанса системы "вертикальный электронасосный агрегат-фундамент-входной и выходной трубопроводы"

Изобретение относится к насосостроению. Cпособ отстройки от резонанса системы «вертикальный электронасосный агрегат (ЭНА) - фундамент - входной и выходной трубопроводы» заключается в измерении спектра уровней виброскорости на верхнем подшипнике двигателя ЭНА в горизонтальном направлении и определении собственной частоты fc колебаний системы в Гц. Данная частота fc при определенных соотношениях жесткостей элементов системы может приближаться к оборотной частоте fоб колебаний двигателя в Гц и тем самым создавать резонанс системы. Затем происходит отстройка от резонанса системы путем изменения жесткости рамы ЭНА. Определение частоты собственных колебаний системы fc проводится при остановке с холостого хода двигателя на выбеге либо при остановке с линии рециркуляции ЭНА на выбеге путем измерения на верхнем подшипнике двигателя ЭНА агрегата в двух взаимно перпендикулярных горизонтальных направлениях частотно-амплитудной зависимости уровней вибрации по виброскорости V в мм/с от частоты n вращения двигателя в об/мин и определении fc=n/60 Гц при Vmax. Если fc по любому из направлений измерения находится в диапазоне частот 1,0fоб÷0,8fоб, то проводится расчетно-конструкторская проработка по снижению величины fc за счет изменения жесткости системы путем уменьшения жесткости рамы ЭНА, в стенках которой в соответствии с расчетами выполняются отверстия. Изобретение направлено на отстройку от резонанса системы «вертикальный ЭНА - фундамент - входной и выходной трубопроводы», снижение уровней вибрации ЭНА и повышение надежности и ресурса ЭНА в целом. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к насосостроению, в частности к способам отстройки от резонанса системы «вертикальный электронасосный агрегат - фундамент - входной и выходной трубопроводы».

Известен способ экспериментального определения собственной частоты fc колебания вертикальных системы «опора - машина», в котором при измерении уровней вибрации в горизонтальном направлении на верхнем подшипнике электродвигателя fc может быть ниже частоты возбуждения f06 приводного механизма (двигателя) /ГОСТ ИСО 10816-3-2002. Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерения вибрации на невращающихся частях. Часть 3, л. 3 и 5/.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится отсутствие способа влияния на снижение собственной частоты колебания системы, когда fc находится в диапазоне частот 1,0 fоб÷0,8 fоб (по опыту ПАО «Пролетарский завод») и имеется вероятность возникновения резонанса системы «опора - машина» или существуют повышенные уровни вибрации.

Наиболее близким способом того же назначения по совокупности признаков является способ устранения резонанса системы «вертикальный электронасосный агрегат - фундамент - входной и выходной трубопроводы» (далее - системы), заключающийся в измерении спектра уровней виброскорости на верхнем подшипнике электродвигателя электронасосного агрегата в горизонтальном направлении и определении собственной частоты колебаний системы fc, которая при определенных соотношениях жесткостей элементов системы, может быть fc<fоб, приближаться к оборотной частоте колебаний электродвигателя fоб и, тем самым, создается резонанс системы, затем происходит отстройка от резонанса системы путем изменения жесткости рамы электронасосного агрегата, в частности установка на раму дополнительных ребер жесткости /В.М. Рожков, «Устранение вибрации насоса насосной замкнутых контуров (НЗК)», http://vdiagnostike.ru/ystranenie-vibracii-nasosa/.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, принятого за прототип, является то, что измерения уровня вибрации на верхнем подшипнике электродвигателя проводятся в горизонтальной плоскости только в одном направлении, что при несимметричной конструкции системы не дает достаточной информации о резонансных явлениях.

В прототипе отсутствует метод определения частоты собственных колебаний системы fc при остановке с холостого хода двигателя на выбеге, либо при остановке с линии рециркуляции электронасосного агрегата на выбеге путем измерения на верхнем подшипнике электродвигателя электронасосного агрегата в двух взаимно-перпендикулярных горизонтальных направлениях частотно-амплитудной зависимости уровней вибрации по виброскорости V в мм/с от частоты вращения двигателя n в об/мин и определении fc=n/60 Гц при Vmax, снижая тем самым качество определения fc и ее отстройки от резонанса.

В данном способе отстройка от резонанса происходит за счет увеличения жесткости системы (установки ребер на раме), поэтому fc, увеличиваясь, сначала ведет к повышению уровня вибрации, т.к. приближается к fоб (приближается к резонансу) и только уже потом переходит резонанс и при дальнейшем увеличении жесткости рамы (системы «машина - опора») при fc>1,3fоб (по опыту ПАО «Пролетарский завод») происходит отстройка от резонанса и снижение уровней вибрации, что не безопасно и более сложно, чем снижение жесткости системы и снижение fc.

Задачами, на которые направлено заявляемое изобретение, являются:

- отстройка от резонанса системы;

- снижение уровней вибрации электронасосного агрегата;

- повышение надежности и ресурса электронасосного агрегата в целом.

Технический результат, который получен при реализации изобретения заключается в отстройке от резонанса системы, снижение уровней вибрации электронасосного агрегата и повышение надежности и ресурса электронасосного агрегата в целом.

Указанный технический результат достигается тем, что способ отстройки от резонанса системы «вертикальный электронасосный агрегат - фундамент - входной и выходной трубопроводы» заключается в измерении спектра уровней виброскорости на верхнем подшипнике двигателя электронасосного агрегата в горизонтальном направлении и определении собственной частоты колебаний системы fc в Гц, которая при определенных соотношениях жесткостей элементов системы, может быть fc<fоб, приближаться к оборотной частоте колебаний двигателя fоб в Гц и, тем самым, создавать резонанс системы, затем происходит отстройка от резонанса системы путем изменения жесткости рамы электронасосного агрегата. Согласно изобретению определение частоты собственных колебаний системы fc проводится при остановке с холостого хода двигателя на выбеге, либо при остановке с линии рециркуляции электронасосного агрегата на выбеге путем измерения на верхнем подшипнике двигателя электронасосного агрегата в двух взаимно-перпендикулярных горизонтальных направлениях частотно-амплитудной зависимости уровней вибрации по виброскорости V в мм/с от частоты вращения двигателя n в об/мин и определении fc=n/60 Гц при Vmax, при этом, если fc по любому из направлений измерения находится в диапазоне частот 1,0 fоб÷0,8 fоб, то проводится расчетно-конструкторская проработка по снижению величины fc за счет изменения жесткости системы, путем уменьшения жесткости рамы электронасосного агрегата, в стенках которой в соответствии с расчетами, выполняются отверстия. Отверстия выполняются в центре стенок с шириной А и высотой В, при этом В>А, в верхней и нижней частях отверстия скругляются с радиусом А/2, площадь отверстия Sотв должна быть не более 0,2Sст, где Sст - площадь лицевой поверхности стенки. Отверстия могут выполняться со смещением от центра стенок к нижнему фланцу рамы. Отверстия могут выполняться в двух противоположных стенках рамы, наиболее близких к вертикальной плоскости, проходящей через оси входного и выходного трубопроводов насоса. Отверстия могут выполняться в двух противоположных стенках рамы, наиболее близких к вертикальной плоскости, проходящей через ось насоса и перпендикулярной осям входного и выходного трубопроводов насоса.

Изобретение поясняется чертежами: на фиг. 1 изображен вертикальный электронасосный агрегат, на фиг. 2 приведены амплитудно-частотные вибрационные характеристики верхнего подшипника при выбеге электродвигателя до доработки рамы, на фиг. 3 приведены амплитудно-частотные вибрационные характеристики верхнего подшипника при выбеге электродвигателя после доработки рамы.

Электронасосный агрегат состоит из насоса 1, на который установлена рама 2, на которую установлен электродвигатель 3. Насос 1, соединенный с трубопроводом входа 4 и трубопроводом выхода 5, устанавливается лапами 6 (4 шт.), имеющие опорные поверхности 7, на фундамент (на черт, не показан). Ротор 8 насоса 1 соединен с ротором (на черт, не показан) электродвигателя 3 муфтой 9, на которой нанесена метка, позволяющая при работе насоса 1 определять частоту вращения. Электродвигатель 3 содержит верхний подшипниковый щит 10, на котором в горизонтальной плоскости в двух взаимно-перпендикулярных направлениях производится измерение уровней виброскорости верхнего подшипника (на черт, не показан) электродвигателя 3, где V1 - горизонтальное направление, расположенное в вертикальной плоскости проходящей через оси входного 4 и выходного 5 трубопроводов насоса 1. В стенках 11 рамы 2 в центре выполнены отверстия 12 шириной А и высотой В при этом В>А, в верхней и нижней частях отверстия 12 скругляются радиусом R=A/2, площадь отверстия Sотв должна быть не более 0,2Sст, где Sст - площадь лицевой поверхности стенки.

Как вариант, отверстия 12 могут выполняться со смещением от центра стенок 11 к нижнему фланцу 13 рамы 2.

Как вариант, отверстия 12 могут выполняться только в двух противоположных стенках 11 рамы 2, наиболее близких к вертикальной плоскости, проходящей через оси входного 4 и выходного 5 трубопроводов насоса 1.

Как вариант, отверстия 12 могут выполняться только в двух противоположных стенках 11 рамы 2, наиболее близких к вертикальной плоскости, проходящей через ось насоса 1 и перпендикулярной осям входного 4 и выходного 5 трубопроводов насоса.

Способ отстройки от резонанса системы осуществляется следующим образом.

Вертикальный электронасосный агрегат состоящий из насоса 1, рамы 2, электродвигателя 3, соединенный с трубопроводами входа 4 и выхода 5, лапами 6 с опорными поверхностями 7 установлен на фундамент (на черт, не показан). Входной 4 и выходной 5 трубопроводы и насос 1 заполнены водой (возможен вариант, когда вода отсутствует).

По первому варианту, муфта 9, соединяющая ротор 8 насоса с ротором (на черт, не показан) электродвигателя расцеплена. Двигатель 3 запускается на холостом ходу и по датчикам, установленным на верхнем подшипниковом щите 10 электродвигателя по направлениям V1 (горизонтальное направление, расположенное в вертикальной плоскости параллельно осям входного 4 и выходного 5 трубопроводов насоса 1) и V2 (направление перпендикулярное V1), определяются уровни вибрации по виброскорости в мм/с на верхнем подшипнике электродвигателя 3. В случае, если уровни вибрации превышают установленные нормы, вероятно, что собственная частота fc системы находится в диапазоне частот 1,0 fоб÷0,8 fоб, где fоб оборотная частота электродвигателя. Затем электродвигатель останавливается и на выбеге (от частоты вращения на холостом ходу до полной остановки) проводится определение частоты собственных колебаний системы в Гц по направлениям V1 и V2 в реальном времени, путем измерения частотно-амплитудной зависимости уровней вибрации по виброскорости V в мм/с от частоты вращения электродвигателя n в об/мин. Строятся графики зависимостей V1=f(n) и V2=f(n), на которых определяют значения Vmax, по ним - соответствующие значения частоты вращения n, и далее находят

fc1=n1/60 и fc2=n2/60

По второму варианту, муфта 9 соединяет ротор 8 насоса 1 с ротором (на черт, не показан) электродвигателя 3. Насосный агрегат работает по линии рециркуляции. Производиться остановка насосного агрегата и на выбеге по вышеприведенной методике определяются величины fc1 и fс2.

Поскольку, частоты собственных колебаний системы fc1 и fс2 меньше fоб, целесообразно выйти из зоны резонансных явлений за счет снижения частоты собственных колебаний системы и здесь наиболее доступным элементом системы, для изменения конструкции, является рама 2. В стенках 11 рамы 2 в центре выполняются отверстия 12 шириной А и высотой В, при этом, В>А, а в верхней и нижней частях отверстия 12 скругляются радиусом R=А/2. Размеры А и В отверстий 12 определяются при расчете снижения частоты собственных колебаний рамы 2 и системы в целом, для обеспечении соотношения fc1 и fc2 < 1,0 fоб ÷ 0,8 fоб. Скругление углов отверстий 12 радиусом R=А/2 выполнено для исключения концентраторов напряжения в раме, а ограничение площади отверстия Sотв не более 0,2Sст, где Sст - площадь лицевой поверхности стенки, обеспечивает достаточную прочность и сейсмостойкость рамы 2 и насосного агрегата в целом.

Как вариант, отверстия 12 могут выполняться со смещением от центра стенок 11 к нижнему фланцу 13 рамы 2, при этом, более интенсивно снижается жесткость рамы, т.е. частота ее собственных колебаний и частота собственных колебаний системы в целом.

Как вариант, отверстия 12 могут выполняться только в двух противоположных стенках 11 рамы 2, наиболее близких к вертикальной плоскости, проходящей через оси входного 4 и выходного 5 трубопроводов насоса 1, при этом более интенсивно снижается частота собственных колебаний системы fс2.

Как вариант, отверстия 12 могут выполняться только в двух противоположных стенках 11 рамы 2, наиболее близких к вертикальной плоскости, проходящей через ось насоса 1 и перпендикулярной осям входного 4 и выходного 5 трубопроводов насоса, при этом более интенсивно снижается частота собственных колебаний системы fc1.

Пример выполнения.

Способ устранения резонанса системы был применен на вертикальном конденсатном электронасосном агрегате КЭНА 2000-100 (3 шт., изготовитель ПАО «Пролетарский завод») на блоке №6 «Нововоронежской АЭС». Основные характеристики агрегата на номинальном режиме: подача - 2000 м3/ч, напор - 100 м, частота вращения - 990 об/мин, допускаемый кавитационный запас - 2,8 м, КПД насоса - 82%. Мощность электродвигателя - 800 кВт, масса агрегата - 19263 кг, габарит по высоте - 6061 мм.

При проведении пуско-наладочных работ по результатам вибрационных измерений электродвигателей насосных агрегатов на холостом ходу (агрегат в сборе, муфта расцеплена) выявлены повышенные уровни вибрации на верхнем подшипнике в поперечном направлении от 3,5 до 7,1 мм/с при норме - 2,8 мм/с. Анализ спектральных характеристик показал, что основная частота в спектре вибрации практически совпадает с оборотной 16,5 Гц. Для двигателя агрегата 10LCB12AP001 на фиг. 2 приведены амплитудно-частотные вибрационные характеристики верхнего подшипника при выбеге электродвигателя, которые показывают, что максимальный уровень вибрации по направлению V2 составляет 12 мм/с при частоте вращения 975 об/мин, что соответствует fс2=16,25 Гц, а по направлению V1 - 8,5 мм/с при частоте вращения 890 об/мин, что соответствует fc1=14,8 Гц. Полученные результаты показывают наличие резонансных явлений в системе.

Были проведены расчеты по снижению собственной частоты колебаний рамы 2 и системы в целом, в соответствии с которыми во всех стенках 11 рамы 2 в центре были выполнены отверстия 12 с размерами А=150 мм, В=600 мм, R=75 мм.

На фиг. 3 приведены амплитудно-частотные вибрационные характеристики верхнего подшипника при выбеге электродвигателя после доработки рамы, которые показали, что собственная частота колебаний системы fс2 снизилась до 13 Гц (780 об/мин), a fc1 - до 11,9 Гц (716 об/мин), что отвечает требованиям fc1 и fс2 < 1,0 fоб ÷ 0,8 fоб.

В результате были получены уровни вибрации электродвигателя на холостом ходу в соответствии с установленными нормами - не более 2,8 мм/с, а также уровни вибрации насосного агрегата на номинальном режиме эксплуатации не более 4,5 мм/с.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует, что заявленное изобретение при его использовании выполняет следующие поставленные задачи:

- отстройка от резонанса системы;

- снижение уровней вибрации электронасосного агрегата;

- повышение надежности и ресурса электронасосного агрегата в целом.

1. Способ отстройки от резонанса системы «вертикальный электронасосный агрегат - фундамент - входной и выходной трубопроводы», заключающийся в измерении спектра уровней виброскорости на верхнем подшипнике двигателя электронасосного агрегата в горизонтальном направлении и определении собственной частоты колебаний системы fc в Гц, которая при определенных соотношениях жесткостей элементов системы может быть fc<fоб, приближаться к оборотной частоте колебаний двигателя f в Гц и тем самым создавать резонанс системы, затем происходит отстройка от резонанса системы путем изменения жесткости рамы электронасосного агрегата, отличающийся тем, что определение частоты собственных колебаний системы fc проводится при остановке с холостого хода двигателя на выбеге либо при остановке с линии рециркуляции электронасосного агрегата на выбеге путем измерения на верхнем подшипнике двигателя электронасосного агрегата в двух взаимно перпендикулярных горизонтальных направлениях частотно-амплитудной зависимости уровней вибрации по виброскорости V в мм/с от частоты вращения двигателя n в об/мин и определении fc=n/60 Гц при Vmax, при этом, если fc по любому из направлений измерения находится в диапазоне частот 1,0fоб÷0,8fоб, то проводится расчетно-конструкторская проработка по снижению величины fc за счет изменения жесткости системы путем уменьшения жесткости рамы электронасосного агрегата, в стенках которой в соответствии с расчетами выполняются отверстия.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что отверстия выполняются в центре стенок с шириной А и высотой В, при этом В>А, в верхней и нижней частях отверстия скругляются с радиусом А/2, площадь отверстия Sотв должна быть не более 0,2Sст, где Sст - площадь лицевой поверхности стенки.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что отверстия могут выполняться со смещением от центра стенок к нижнему фланцу рамы.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что отверстия могут выполняться в двух противоположных стенках рамы, наиболее близких к вертикальной плоскости, проходящей через оси входного и выходного трубопроводов насоса.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что отверстия могут выполняться в двух противоположных стенках рамы, наиболее близких к вертикальной плоскости, проходящей через ось насоса и перпендикулярной осям входного и выходного трубопроводов насоса.



 

Похожие патенты:

Способ крепления рабочего колеса используется при производстве лопастных насосов с разъемным корпусом. Способ включает закрепление внутренних колец радиально-торцевых опорных подшипников (3) на рабочем колесе (4) насоса, нанесение клея на наружные поверхности внешних колец подшипников (3) и на сами посадочные места, закрепление внешних колец подшипников (3) на корпусе (1) и крышке (2) насоса, сборку корпуса (1) с валом (5), рабочим колесом (4) и крышкой (2), выполнение поворота рабочего колеса (4) на 360° и оставление насоса в покое до полного отверждения клея.

Настоящее изобретение относится к способу регулирования выходной температуры компрессора или вакуумного насоса (1) с впрыском масла, содержащего сжимающий или вакуумирующий элемент (4), имеющий вход (5) для газа, выход (6) элемента и входной масляный трубопровод (12); указанный способ включает стадии измерения выходной температуры (Тout) на выходе (6) элемента; регулирования положения регулирующего клапана (15) для регулирования расхода масла, протекающего через охлаждающее устройство (13), соединенное с указанным входным масляным трубопроводом (12); при этом стадия регулирования положения регулирующего клапана (15) включает применение алгоритма нечеткой логики к измеренной выходной температуре (Тout); дополнительно способ включает стадию регулирования числа оборотов вентилятора (21), охлаждающего масло, протекающее через охлаждающее устройство (13), посредством применения алгоритма нечеткой логики и, кроме того, исходя из положения регулирующего клапана (15).

Группа изобретений относится к области насосостроения. Узел рабочего колеса для центробежных насосов содержит диски меньшего и большего диаметра, расположенные коаксиально по отношению к оси вращения и обращенные друг к другу с образованием промежуточного пространства.

Способ изготовления рабочего колеса турбомашины, содержащего диск, бандаж, рабочие лопатки, расположенные между диском и бандажом, и проточные каналы, расположенные между смежными лопатками, включает изготовление трубчатых компонентов, каждый из которых образует соответствующий проточный канал рабочего колеса и имеет впускное отверстие и выпускное отверстие.

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к машинам с вращающимся ротором, и может быть использована при создании турбонасосных агрегатов (ТНА) летательных аппаратов.

Изобретение может быть использовано в турбокомпрессорах. Система турбокомпрессора имеет центробежный компрессор (901), содержащий рабочее колесо с множеством радиально расположенных лопаток, соединенных с неполным задним диском (952), и вал (904).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий космической техники. Электронасосный агрегат содержит металлический корпус с входным и выходным патрубками, установленный в корпусе электродвигатель с рабочими колесами, размещенный снаружи электродвигателя, и присоединенный к корпусу герметизирующий кожух, а также электрический соединитель и стакан с кронштейном, в пазах которого размещены параллельно соединенные резисторы.

Изобретение относится к области машиностроения, к средствам охлаждения электродвигателей насосных агрегатов, подшипниковых узлов и частотных преобразователей электродвигателей, установленных в помещениях перекачивающих станций.

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано, в частности в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Щелевое уплотнение-демпфер для гашения энергии колебаний вращающегося в бесконтактных подшипниках ротора центробежного насоса содержит корпус с уплотнительной поверхностью, плавающее кольцо, выполненное из отдельных секторов (6), уплотнительный выступ (5) центробежного колеса насоса и упругое демпферное кольцо (7).

Группа изобретений относится к бытовому прибору (100) с насосом (105) для перекачивания жидкости. Насос (105) содержит корпус (111) насоса, камеру (107) всасывания, содержащую всасывающий патрубок (109) для соединения с всасывающей линией с возможностью передачи текучей среды, и фильтр насоса с фильтрующим элементом для отфильтровывания загрязнений из жидкости.

Предложенное изобретение обеспечивает новую технологию для создания вентиляторов с низким шумом, позволяющую трансформировать любую обычную лопасть в лопасть с низким шумом или сверхнизким шумом при очень низкой стоимости, сохраняя такую же высокую эффективность и окружную скорость концов лопасти, как противоположность всем другим лопастям с низким шумом из уровня техники.
Наверх