Способ профилактики преэклампсии беременных средствами аквафитнеса

Изобретение относится к оздоровительной физической культуре, плаванию, физическим упражнениям в воде, гидрокинезиотерапии и может быть использовано в профилактике преэклампсии практически здоровых, без явно выраженных патологий, беременных женщин. Такая профилактика средствами аквафитнеса преэклампсии особенно актуальна для предотвращения у беременных потенциально возможных осложнений для будущей мамы и вынашиваемого ею ребенка особенно в тех случаях, когда у беременной проявляются предпосылки к появлению начальной (умеренной) формы преэклампсии, проявляющейся ухудшением состояния ее здоровья, в частности наличием у наблюдаемой беременной отеков, и/или артериальной гипертензии в виде повышенного артериального давления до 140/90 мм рт. ст., и/или протеинурии, проявляющейся наличием белка менее чем 0,3 г/л, в анализах мочи беременной. Изобретение направлено на профилактику преэклампсии беременных за счет оптимального и наиболее эффективного индивидуального подбора специальных упражнений при постоянном контроле самочувствия и коррекции программы занятий. 4 з.п. ф-лы, 6 табл., 6 ил.

 

Изобретение относится к оздоровительной физической культуре, в частности, к плаванию, а именно к физическим упражнениям в воде, гидрокинезиотерапии и может быть использовано в профилактике преэклампсии практически здоровых, без явно выраженных патологий, беременных женщин, средствами аквафитнеса. Такая профилактика преэклампсии особенно актуальна для предотвращения у беременных потенциально возможных осложнений для будущей мамы и вынашиваемого ею ребенка, особенно в тех случаях, когда у беременной проявляются предпосылки к появлению начальной (умеренной) формы преэклампсии, проявляющейся ухудшением состояния ее здоровья, в частности, наличием у наблюдаемой беременной отеков, и/или артериальной гипертензии в виде повышенного артериального давления до 140/90 мм рт.ст., и/или протеинурии, проявляющейся наличием белка менее чем 0,3 г/л, в анализах мочи беременной.

Своевременно начатые превентивные меры, в виде регулярных занятий аквафитнесом, начиная со второго триместра беременности при строгом контроле самочувствия беременных и индивидуальным дозированием физической нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС) на разных этапах занятий, способствуют рождению здорового ребенка и снижению осложнений у беременной.

Известны способы оздоровления беременных женщин средствами аквафитнеса путем проведения тренировочных занятий в воде с дозированной физической нагрузкой по частоте сердечных сокращений (ЧСС), которые направлены на профилактику преэклампсии с целью улучшения самочувствия беременной и снижения у нее осложнений во втором и третьем триместре беременности за счет увеличения двигательной активности в воде [1-7].

Известен способ [1], основанный на подготовке беременных к родовой деятельности, направленный на увеличение общей выносливости за счет увеличения объема плавательной нагрузки и ее оценке по 12-ти минутному тесту плавания К. Купера.

Контроль самочувствия и подсчет пульса осуществляется по ЧСС в начале и в конце занятия и рекомендуется на уровне усредненных величин в границах 100-110 уд/мин для всех занимающихся. Критерием чрезмерной суммарной нагрузки является величина пульса более 100 уд/мин спустя 5 мин после занятия. Однако использование этого способа ограничено за счет жесткого режима непрерывности предусмотренных в нем сложных плавательных нагрузок, что не пригодно для большинства беременных, занимающихся аквафитнесом, имеющих предпосылки к появлению умеренной формы преэклампсии, без очевидных для них осложнений в самочувствии из-за неспособности переноса предусмотренного в известном способе режима нагрузок.

Известны способы тренировочных занятий в воде с беременными [2-5], общим недостатком которых является «частичный» аквафитнес за счет того, что выполнение большей части упражнений проводится на бортике бассейна и только незначительная часть упражнений выполняется в воде. Кроме того, в этих известных способах нет системного подхода, что, в частности, не позволяет анализировать и судить о влиянии дозировок соответствующих упражнений в разных частях занятия, а также не коррелируется изменение интенсивности выполняемых беременными заданий в зависимости от проводимого этапа тренировки. Все это не позволяет вести системную информацию о распределении нагрузки во временном объеме всего занятия в целом, что потенциально может привести к неконтролируемым перегрузкам беременных во время занятия (в частности, значительные перегрузки на мышцы живота беременной оказывают включаемые в занятия такие, например, упражнения, как плавание способом дельфин или выполнение упражнений с большой амплитудой при разминке и др.).

Известен способ организации и проведения тренировочных занятий аквафитнесом с беременными [6], включающий, начиная со второго триместра беременности, комплекс упражнений с подвижной структурой занятия, состоящей из трех частей, и выполнении блоков упражнений общей и специальной направленности с регулярностью 1-2 раза в неделю. Упражнения выполняются под музыку, из различных исходных положений, с поддерживающими средствами и без них. Однако известный способ имеет достаточно низкий профилактический уровень. Кроме того, он несет потенциальную угрозу состоянию будущей мамы и плода вследствие отсутствия учета в известном способе взаимосвязи интенсивности нагрузки, задаваемой беременной, с уровнем ее физической и плавательной подготовленности, включая информацию о значении ее ЧСС в покое. Помимо этого, к неконтролируемым последствиям состояния занимающихся в известном способе потенциально может привести отсутствие контроля и нормативных требований к ЧСС занимающихся беременных на разных этапах их занятий.

Известен способ профилактики гестоза беременных, наиболее близкий по решению технической задачи и совокупности общих признаков к заявляемому изобретению, принятый в качестве прототипа [7]. В известном способе предусмотрена профилактика гестоза беременных, которая осуществляется путем проведения цикла регулярных тренировочных занятий, как правило, под музыку, и с постоянным контролем как ЧСС, так и артериального давления (АД) беременных в начале и в конце занятия, с жестко фиксируемым допустимым учащением пульса у испытуемых беременных после нагрузки по отношению к исходному, значение которой не должно превышать 50-60% по отношению к первоначальному (до начала занятий). Кроме этого, в известном способе предусмотрен учет индивидуальных противопоказаний к занятиям аквафитнесом.

Недостатком известного способа является недостаточно высокий уровень контролируемости нагрузок (в начале и в конце занятия беременных). Кроме того, ряд применяемых упражнений, таких, например, как плавание с доской, не опуская лицо в воду, потенциально может привести к чрезмерному напряжению мышц передней стенки живота и вызвать тонус матки. Помимо этого, количество упражнений, используемых в занятиях известного способа, а также частая смена исходного положения при выполнении упражнений с заявленной дозировкой, амплитудой и темпом выполнения имеет достаточно низкую моторную плотность занятия, что реально может привести к переохлаждению занимающихся. Используемые в прототипе упражнения по физиологическому воздействию оказывают недостаточный положительный эффект, поскольку не используют в полной мере положительное воздействие свойств водной среды, а дозированные нагрузки по пульсу подходят только для ограниченной категории занимающихся беременных, чья ЧСС в покое не превышает 80 уд/мин. Дозирование нагрузки для беременных, чья ЧСС покоя превышает 80 уд/мин, известным способом, потенциально может также привести к неконтролируемым перегрузкам для беременных и, как следствие, к негативным последствиям и ухудшению состояния их здоровья.

Заявленное изобретение свободно от указанных недостатков.

Техническая задача заявленного изобретения состоит в повышении уровня профилактики преэклампсии беременных за счет максимального снижения неконтролируемых перегрузок занимающихся беременных и связанных с ними негативными для беременных последствиями. Техническое решение этой задачи состоит в определении и назначении оптимального и индивидуального значения ЧСС нагрузки на разных этапах тренировочного цикла.

Техническим результатом задачи повышения уровня профилактики преэклампсии беременных является оптимальный и наиболее эффективный индивидуальный подбор упражнений в воде при постоянном контроле самочувствия по допустимой для каждой из занимающихся беременных индивидуальной границе ее тренировочной зоны, определяемой индивидуальными значениями ЧСС и АД, а также выявление и контроль оптимальных границ ЧСС нагрузки, при выполнении упражнений, предусмотренных в основной части занятия, на каждом этапе тренировочного цикла для каждой беременной, соответствующей аэробному режиму (с нарастанием нагрузки поэтапно), и учетом исходной ЧСС покоя (на суше).

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе профилактики преэклампсии беременных средствами аквафитнеса, заключающемся в проведении тренировочного цикла регулярных, не реже 2-х раз в неделю тренировочных занятий, начиная со второго триместра беременности, включающих физические упражнения в воде, выполняемых, с учетом частоты сердечных сокращений (ЧСС), определяемой по пульсу и соответствующей аэробному режиму нагрузки, при постоянном, не менее чем двукратном контроле за одно занятие артериального давления и пульса, при этом три части тренировочного занятия, состоящего из подготовительной, основной и заключительной частей, включают упражнения на расслабление, растягивание, дыхание, укрепление мышц конечностей, верхней и нижней частей туловища и блок дистанционного плавания, в соответствии с заявленным изобретением, тренировочный цикл состоит из трех этапов в количестве не менее 8-12 тренировочных занятий, длительность каждого занятия составляет 50-60 мин и состоит из 40-50 упражнений, объединенных в не менее 5-8 блоков, при этом в подготовительную часть включены 2 блока упражнений - плавание и упражнения на укрепление мышц рук и верхней части туловища, основная часть состоит из 4 блоков, причем 2 блока обязательных - дистанционное плавание и блок упражнений для мышц, испытывающих наибольшую нагрузку во время беременности и родов, а также 2 блока, которые могут быть взаимозаменяемыми, заключительная часть состоит из 2 блоков -упражнения на расслабление и растягивание в сочетании с дыханием, при этом блок дистанционного плавания, который выполняют на каждом этапе тренировочного цикла, включает 7 упражнений, каждое из которых выполняют в течение не более 1 мин с интервалом отдыха не менее 1,5 мин при этом этот блок проплывают на каждом занятии при постоянном контроле ЧСС по пульсу и в первые 10 сек., после прекращения выполнения каждого упражнения, определяют значения индивидуальной тренировочной нагрузки (ЧСС нагрузки) по формуле:

ЧССн = ЧССтр. – ЧССп..,

где:

- ЧСС тренировочная - частота сердечных сокращений при тренировке; это показатель, измеренный беременной, во время занятий, уд/10 сек.,

- ЧСС покоя - исходный показатель частоты сердечных сокращений в покое, измеренный беременной до начала тренировочного цикла, в утренние часы после пробуждения, в положении сидя, уд/10 сек.,

и сравнивают с оптимальным значением ЧСС нагрузки, определенной экспериментальным путем для каждого этапа тренировочного цикла: на первом этапе ЧССн = 6, на втором этапе ЧССн = 7, на третьем этапе ЧССн = 8,

а при отклонении от максимально возможных значений индивидуальной тренировочной нагрузки на каждом из трех этапов в пределах менее 6 и более 8 понижают или повышают интенсивность нагрузки до достижения оптимальных значений величины ЧСС нагрузки путем ее изменения в блоке дистанционного плавания, при этом ЧССп.. беременная фиксирует не реже 1 раза в 2-3 недели в дневнике самоконтроля и этот показатель принимают в качестве базовой точки при дальнейшем определении допустимой индивидуальной нагрузки беременной при выполнении ею упражнений соответствующего блока дистанционного плавания, и при значениях ЧССп. в диапазоне 10-16 ударов в течение 10 сек, проводят цикл тренировочных занятий, состоящий из трех этапов с наращиванием нагрузки и ее контроле на каждом из них, причем, на 1-м этапе тренировочного цикла, в течение первого и второго занятия беременную обучают самостоятельно определять у себя пульс в покое на сонной артерии в течение 10 сек, и предлагают проплыть упражнения блока дистанционного плавания длиной 10-15 м, с остановками не менее 2-х раз и произвольным интервалом отдыха, на 2-м этапе, в течение третьего и четвертого занятия блока дистанционного плавания, предлагают проплыть 7 упражнений по 25 м с произвольными остановками с вариантами дыхания на задержке и на выдохе в воду и интервалом отдыха между ними не менее 1,5 мин, на 3-м этапе, начиная с пятого занятия, предлагают проплыть в равномерном темпе 7 упражнений по 25 м без остановок с вариантами дыхания на задержке и на выдохе в воду и интервалом отдыха между упражнениями - не менее 1,5 мин, причем перед началом выполнения каждого из последующих упражнений блока дистанционного плавания проводят контроль самочувствия беременной по значению ЧСС-нагрузки и при ее значении более 3, увеличивают время режима отдыха беременной.

Кроме того, указанный технический результат достигается тем, что упражнения 1-3 блока дистанционного плавания беременные проплывают с равномерными задержками дыхания на вдохе и последующим выдохом в воду, упражнения 4-6 выполняют с равномерными выдохами в воду, а 7-е заключительное упражнение задают с вариантами дыхания по выбору беременной на задержке или на выдохе в воду.

Помимо этого, указанный технический результат достигается тем, что задержку дыхания на вдохе и выдох в воду продолжают не более 15 сек.

Вместе с тем, указанный технический результат достигается тем, что 1-е и 4-е упражнения беременные выполняют при работе одними ногами кролем на груди, 2-е и 5-е упражнения выполняют попеременным подтягиванием коленей к одноименному плечу, а 3-е и 6-е упражнения выполняют с одновременным подтягиванием коленей к плечам.

Одновременно с этим, указанный технический результат достигается тем, что упражнения в воде беременные проводят на фоне, в том числе, мелодичного музыкального сопровождения.

Условиями проведения занятий в воде, как на одном занятии, так и на разных этапах цикла тренировочных занятий беременных, является использование комплексного контроля за самочувствием каждой из занимающейся беременной. Эта задача решается индивидуальным назначением интенсивности тренировочного задания в воде, в блоке дистанционного плавания, посредством расчета, как указано выше, по формуле:

ЧССн = ЧССтр - ЧССп.

В соответствии с заявленным способом, используя сведения о ЧССп. (в покое) беременной (при этом измерения проводятся утром один раз в две недели, в положении сидя) за 10 секунд, для каждой из занимающихся рассчитывается индивидуальная поэтапная пограничная зона ЧСС для основной части занятия, в частности, во время выполнения блока упражнений «дистанционное плавание», продолжительностью 20 мин и занимающего 30-35% времени всего занятия. Контроль пульса осуществляется после каждого проплываемого упражнения с определением индивидуального значения ЧССн (нагрузки) по указанной выше формуле. Как правило, после прекращения нагрузок пульс начинает быстро снижаться, а с учетом, что высокий первоначальный пульс сохраняется фактически в течение первых 15 секунд после окончания упражнения, измерение пульса занимающихся осуществляют после нагрузки в течение первых 10 секунд.

При перерыве в занятиях более 2-х раз или после перенесенных простудных заболеваний, адаптация к занятиям беременной начинается заново с I-го этапа со значением ЧСС нагр. = 6.

Реализация способа осуществляется следующим образом: после получения допуска к занятиям в бассейне, беременная, в соответствии с заявленным изобретением, под руководством инструктора выполняет, с учетом своих индивидуальных показателей, специальный комплекс упражнений в заданной последовательности и в заданном объеме.

Перед началом занятий с беременными проводят вводный инструктаж, получают о состоянии здоровья каждой занимающейся индивидуальную информацию, включая особенности протекания беременности для анализа и прогноза возможных рисков и потенциальной угрозы прерывания беременности и преждевременных родов при определении и назначении соответствующих дозированных нагрузок. Важным элементом дополнительно к врачебному контролю, является введение (при необходимости) комплексного педагогического контроля при определении индивидуальной нагрузки для каждой занимающейся, включая вновь приступивших к занятиям аквафитнесом.

Заявленный способ профилактики преэклампсии беременных включает новый, неизвестный ранее апробированный и оптимальный тренировочный цикл занятий с частотой посещения занимающихся не менее 2-х раз в неделю, схема которого представлена на Фиг. 1.

Как видно из представленного на Фиг. 1 минимального тренировочного цикла занятий для беременных аквафитнесом, цикл состоит из трех этапов (начального разучивания, углубленного разучивания и совершенствования) и включает 8-12 тренировочных занятий.

На первом этапе, в течение первого и второго занятий, предусмотрена адаптация беременной к предстоящим нагрузкам; на втором этапе, в течение третьего и четвертого занятия, повышается интенсивность выполняемых упражнений; на третьем этапе, начиная с пятого занятия, происходит увеличение двигательной активности беременных за счет повышения моторной плотности занятия и координационной сложности упражнений.

Каждый из указанных этапов подбирают и назначают индивидуально к занимающейся в зависимости от ее самочувствия, состояния здоровья, уровня физической и плавательной подготовленности. Переход на следующий этап занятия аквафитнесом беременная осуществляет только после освоения ею программы предыдущего этапа.

Тренировочное занятие представляет собой комплекс упражнений, выполняемый в аэробном режиме, с музыкальным, как правило, сопровождением (для создания комфортности настроения). В одно занятие входит 40-50 упражнений, объединенных в блоки разной направленности. Каждый блок содержит от 1 до 15 упражнений. В одном занятии продолжительностью 60 минут можно использовать от 6 до 12 блоков упражнений, однако экспериментальным путем определено, что оптимальным является использование 5-8 блоков упражнений в рамках одного занятия.

Каждое тренировочное занятие, продолжительностью 50-60 мин имеет подвижную трехчастную структуру и включает подготовительную, основную и заключительную части. Структурная схема предлагаемого типового занятия представлена на Фиг. 2

В подготовительную часть занятия, включены 2-а блока упражнений низкой интенсивности и не высокой координационной сложности, продолжительностью 10-15 мин Блок «плавание», занимающиеся заполняют по своему усмотрению, ориентируясь на самочувствие, собственные ощущения и потребности, второй блок направлен на укрепление мышц рук и верхней части туловища и включает порядка 10 упражнений. Основная задача подготовительной части занятия - подготовка организма к выполнению определенной мышечной работы, создание психологического настроя на предстоящую нагрузку.

Основная часть занятия состоит из 4-х блоков и включает 25-30 упражнений, при этом блок дистанционного плавания и блок специальных упражнений, выполняются на каждом занятии и являются обязательными. Остальные блоки могут быть взаимозаменяемыми, а также по выбору комфортности занимающейся заменяться другими упражнениями. Главная техническая задача этой части занятия состоит в развитии и поддержании на высоком уровне физических возможностей занимающихся и совершенствовании деятельности основных систем их организма. Продолжительность этой части занятия составляет не менее 2/3 времени всего занятия.

Заключительная часть занятия состоит из 2-х блоков упражнений и включает 10-15 упражнений, направленных на растягивание (для улучшения подвижности суставов и эластичности мышц), расслабление и дыхание. Главная техническая задача заключительной части занятия направлена на ускорение процессов восстановления и подготовку физического состояния беременной для перехода на следующую ступень оптимальной зоны функционирования, а также максимально возможного снятия повышенного физического и эмоционального напряжения.

Упражнения, используемые в заявляемом изобретении, отобраны, апробированы и систематизированы в блоки, с учетом индивидуальных особенностей состояния занимающихся беременных женщин. Апробированная на большом статистическом материале в режиме реального времени новая последовательность упражнений в блоках, сочетание их с плаванием обеспечивает ритмичное чередование нагрузки и отдыха, напряжения и расслабления различных мышечных групп, плавное переключение с ациклических на циклические виды деятельности.

Каждое из упражнений, используемых в занятиях, прошло тщательное тестирование и отбор, и было включено в занятие по результатам непосредственного консультационного контакта с врачами акушерами-гинекологами женских консультаций и родильных отделений.

Количество тренировочных занятий и полнота их выполнения назначается и контролируется при строгом соблюдении соответствия индивидуальной ЧССн и ЧССп. беременной. Важность заключается в регулярном посещении занятий и индивидуально дозированной нагрузке для каждой беременной с учетом ее анамнеза.

Каждое из тренировочных занятий разработано с учетом физиологических особенностей, изменений и возрастающей нагрузки на организм будущей мамы, происходящих в организме беременной, начиная со второго триместра беременности.

В заявленном способе предусмотрена комплексность воздействия на занимающихся, которая достигается путем последовательной, тренировки основных систем организма и тех групп мышц, которые будут испытывать наибольшую нагрузку во время беременности и родов. Наибольшая эффективность воздействия на организм занимающихся достигается освоением ими и выполнения упражнений в физиологически правильном согласовании с дыханием, а также освоением различных вариантов дыхания, применением специальных упражнений, направленных на умение различать состояние напряжения и расслабления мышц, что, как показали результаты многочисленных апробаций, реально способствовали благополучному течению родов и рождению здорового малыша.

Блоки классифицируются по направленности и условиям выполнения и состоят из: упражнений, выполняемых из различных исходных положений, с различными вариантами опоры, с предметами и без них, включают общеразвивающие и специальные упражнения.

Наиболее важное значение имеет разработанный блок упражнений дистанционного плавания с различными вариантами дыхания (задержка, выдох, произвольное дыхание), при применении которого фактически используется повторный способ тренировки, но только в виде коротких отрезков, в пределах тренировочного порога, с интервалами отдыха, достаточными для отдыха и восстановления. Такой цикл выполнения блока занятий актуален для большинства занимающихся беременных, которые не могут переносить непрерывную плавательную нагрузку, но вполне в состоянии выполнить отдельные ее блоки.

Блок упражнений дистанционного плавания, продолжительностью 20 минут, входит в основную часть занятия и является обязательным для выполнения на каждом занятии, что иллюстрируется на Фиг. 3 - Фиг. 6, при этом:

на Фиг. 3 - представлены движения ногами кролем;

на Фиг. 4 - представлены поочередные движения ногами «лягушкой»;

на Фиг. 5 - представлены движения ногами «лягушкой»;

на Фиг. 6 - представлено проплывание упражнения произвольным способом.

Блок дистанционного плавания, основной части занятия, описанный в зависимых пунктах 2-4 формулы изобретения, включает проплывание 7-ми упражнений, причем упражнения 1-3 проплывают с равномерными задержками дыхания на вдохе и последующим выдохом в воду, упражнения 4-6 с равномерными выдохами в воду, а 7-ое заключительное упражнение - проплывают с произвольным типом дыхания. Первое и четвертое упражнение беременные проплывают одними ногами кролем на груди, второе и пятое упражнение попеременно подтягивая колено к одноименному плечу, третье и шестое упражнение движениями ногами «лягушкой», седьмое упражнение проплывают произвольно на задержке дыхания или на «длинном выдохе».

Техническая задача блока дистанционного плавания ориентирована на улучшение функционального состояния занимающихся. Во время проплывания блока дистанционного плавания беременной предложено выполнить простые по координации упражнения с максимально комфортным темпом и амплитудой движения. Если выполнение какого-либо упражнения вызывает у беременной затруднение или дискомфорт, то упражнение выполняется по самочувствию, комфортным для нее способом, при условии сохранения типа дыхания и ЧСС трен.

Первое упражнение беременные проплывают одними ногами кролем на груди, руки вверху, как это иллюстрируется на Фиг. З; при этом выполняется глубокий вдох через рот, затем опуская лицо в воду, беременная плывет на задержке дыхания в течение не более 15 секунд и после этого выполняет выдох в воду через рот; далее, не вставая на дно, поднимает голову для следующего вдоха, при этом одновременно выполняя опорный гребок руками и затем повторяет упражнение. Задание выполняется в течение 1 мин (как правило, проплывая дистанцию 25 м). После того, как занимающаяся заканчивает выполнение упражнения, беременная немедленно измеряет пульс (на сонной артерии) за 10 сек. и называет инструктору разницу между ЧСС в покое за 10 сек. и сразу после нагрузки. Таким образом, индивидуальные значения тренировочной нагрузки определяют согласно следующей формуле: ЧССн = ЧССтр. - ЧССп.,

где:

- ЧССтр - частота сердечных сокращений при тренировке; это показатель, измеренный беременной, во время занятий, уд/10 сек.,

- ЧССп. - частота сердечных сокращений в покое; это исходный показатель частоты сердечных сокращений в покое, измеренный беременной до начала тренировочного цикла, в утренние часы после пробуждения, в положении сидя, уд/10 сек.,

и сравнивают с оптимальным значением ЧССн - частота сердечных сокращений нагрузки с фиксированными значениями, полученными эмпирическим путем в режиме реального времени и реальных условий на примере проведенных порядка свыше 1.600 экспериментальных исследований для каждого этапа тренировочного цикла и составляет соответственно: на первом этапе ЧССн = 6, на втором этапе ЧССн = 7, на третьем этапе ЧССн = 8,

Далее следует отдых беременной до 1 мин 30 сек. Если к началу следующего упражнения показатель ЧСС нагрузки более 3, или беременная чувствует себя не отдохнувшей, время отдыха увеличивается. Продолжительность задержки дыхания регулируется беременной самостоятельно, но не более 15 секунд. В этом случае, если беременная чувствует большую нагрузку или возникает ощущение «как будто не хватает воздуха», ей рекомендуется сократить время задержки дыхания. Или напротив, увеличить время задержки дыхания, если беременная легко справляется с нагрузкой и ЧСС нагрузки ниже заданных величин.

Второе упражнение, как представлено на Фиг. 4, проплывается аналогичным способом, но движения ногами изменяются на поочередные движения ногами «лягушкой», когда беременная поочередно подтягивает колено к одноименному плечу.

Третье упражнение, как представлено на Фиг. 5, проплывается также, как первое и второе упражнение, но движения ногами изменяются на одновременные подтягивания коленей к плечам (т.е. движения ногами «лягушкой»).

Четвертое упражнение, как представлено на Фиг. З беременная проплывает так же, как и первое, отличающееся тем, что после выполнения глубокого вдоха через рот, сразу же следует «длинный выдох» в воду, но не более 15 секунд. После этого, беременная, не вставая на дно, снова поднимает голову для вдоха, выполняя опорный гребок руками, и повторяет упражнение. Продолжительность выдоха беременная регулирует самостоятельно. При границах пульса после нагрузки выше или ниже заданных величин, действия аналогичны как при выполнении упражнений на задержке дыхания.

Пятое упражнение, как представлено на Фиг. 4 проплывается аналогично четвертому, но движения ногами изменяются на поочередные движения ногами «лягушкой», когда беременная поочередно подтягивает колено к одноименному плечу.

Шестое упражнение, как представлено на Фиг. 5 проплывается так же, как четвертое и пятое, но движения ногами изменяются на одновременные подтягивания коленей к плечам, движения ногами «лягушкой».

Седьмое упражнение, как представлено на Фиг. 6, проплывается беременной произвольным способом, с сохранением продолжительности и заданной интенсивности выполнения упражнения, на задержке дыхания (как в упражнениях 1-3) или «длинном выдохе» (упражнения 4-6). На этом упражнении беременной рекомендуется тренировать тот тип дыхания, который у нее получается хуже остальных.

После проплывания каждого из 7-ми упражнений блока дистанционного плавания, у беременной контролируют ЧСС.

Все упражнения (1-7) рекомендовано проплывать с опусканием лица в воду. Если занимающаяся не умеет плавать, опуская лицо в воду, то в этом случае предлагается выполнить проплывание упражнения одними ногами кролем, причем, из исходного положения лежа на спине, руки вдоль туловища. Из программы занятий исключают плавание с поднятой головой, так как создается чрезмерное напряжение передней стенки живота.

Для плохо плавающих беременных, у которых плавательные движения в воде не эффективны, задание выполняют в течение не более 1 мин, при этом проплываемая дистанция не учитывается.

Не умеющие плавать занимающиеся беременные выполняют упражнения на дыхание у бортика, по тому же принципу, что и хорошо плавающие беременные, но из исходного положения - стоя на дне бассейна или выполняя движения ногами кролем, держась руками за поручень бассейна или нудл.

Для достижения оптимального тренировочного эффекта с сохранением хорошего самочувствия занимающейся, ЧСС нагрузки определяют в зависимости от ЧСС покоя беременной. Показатели, согласно формуле изобретения, рассчитываются для каждого этапа тренировочного цикла и не должны превышать приведенные в Таблице 1 значения нормативных показателей ЧССн (нагрузки) беременных.

Таблица 1 отражает максимально возможные нормативные показатели ЧСС нагрузки беременных, которые были разработаны эмпирическим путем на основе многолетних исследований. Эффективность воздействия была апробирована и подтверждена на примере многократных исследований, анализа физиологического состояния занимающихся и долгосрочных наблюдений (совместно с врачами акушерами-гинекологами) за течением и благополучным исходом порядка 780 беременностей.

Для удобства использования и конкретного применения, расчетные показатели ЧССн. (нагрузки) на разных этапах тренировочного цикла в зависимости от показателей ЧССп..(покоя) представлены количеством ударов пульса, как за 10 сек, так и за 1 минуту.

Апробация соответствия тренировочных дозированных нагрузок из Таблицы 1 и физиологического состояния занимающихся показала положительный результат, который подтвержден конкретными примерами занимающихся.

Результаты апробации заявленного способа профилактики преэклампсии беременных средствами аквафитнеса приведены ниже в виде конкретных примеров успешной адаптации каждой из занимающихся, допущенной к предстоящим нагрузкам, в режиме реального времени.

Пример 1

Занимающаяся Светлана Ф., 28 лет, I-е роды.

В анамнезе: ЭКО, редукция второго плода, угроза прерывания беременности до 14 недель, артериальная гипертензия, варикозная болезнь, заболевания почек (нефропатия), тонзиллит, бытовая и лекарственная аллергия.

Начала заниматься в бассейне с 21 недели, посещала занятия регулярно 1-2 раза в неделю. Гипотензивные препараты начала принимать с 30 недель. Отеки кистей рук, ног и лица наблюдались с 30 недели.

Прибавка веса за всю беременность составила - 11 кг, при этом наибольшая прибавка в весе 5-6 кг наблюдалась в первом триместре. Индивидуальные показатели АД и ЧСС до и после занятия, зафиксированные в период с 22 по 35 неделю беременности, представлены в Таблице 2.

ЧСС покоя, измеренная беременной на 22-й неделе, составила 12 ударов за 10 сек (72 уд/мин). На 26 неделе беременности показатель ЧСС покоя увеличился до 14 уд/10 сек (84 уд/мин), а к 35-й неделе снизился до 13 уд/10 сек (78 уд/мин).

Все эти показатели подтверждают необходимость каждые 2-3 недели измерять и контролировать изменения ЧСС в покое на протяжении всей беременности, чтобы своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс.

При проведении на сроке 22-х недель анализа данных пульсометрии с использованием пульсометра Polar A300, наблюдалось не стабильное увеличение пульса, а ЧСС нагрузки находилась в пределах 6-10, что является признаком не стабильной и даже чрезмерной нагрузки (как правило, после проплывания беременной некоторых упражнений).

Вместе с тем, после внесения необходимых корректив в тренировочный процесс, беременная смогла выполнять задания в задаваемых границах. При этом ее самочувствие отмечалось как хорошее, а ощущения вовремя проплыва заданных упражнений как комфортные.

В результате регулярных занятий по разработанной индивидуальной программе у беременной наблюдалось хорошее самочувствие, стабильное восстановление пульса в течение 1,5 мин после проплывания упражнений блока дистанционного плавания, до показателей ЧСС нагрузки, равной 2-3 к началу следующего задания.

Когда показатели ЧСС нагрузки были выше заданных величин, беременной было рекомендовано снизить интенсивность выполняемых упражнений, несмотря на то что по субъективным ощущениям беременная легко справлялась с предложенным заданием. Помимо этого, отсутствие восстановления пульса до показателей ЧСС нагрузки, равной 2-3 к началу следующего задания, является косвенным показателем чрезмерности нагрузки. Первое повышение показателей ДД (диастолического давления) и низкие показатели ПД (пульсового давления) до начала занятия у беременной было зафиксировано на сроке 27 недель, однако после занятия данные показатели нормализовались и, по словам беременной, ее самочувствие значительно улучшилось.

На 35-й неделе беременная была госпитализирована из-за повышения белка в моче до 3 г/л. Беременность закончилась индуцированными родами, которые закончились экстренным кесаревым сечением на сроке 37 нед. Мальчик 2880 гр., 49 см, 8/9 баллов по шкале Апгар.

Пример 2

Занимающаяся Надежда Л., 29 лет, II-е роды, начала заниматься с 15-й недели беременности. Посещала занятия 1-2 раза в неделю, с двукратными перерывами в занятиях на 2-3 недели. За время беременности прибавка массы тела составила 14 кг, при этом наибольший набор веса наблюдался во втором триместре (с 14 по 28 недель). В анамнезе: гипертоническая болезнь (тахикардия беременных, не стабильное АД). В течение первой и текущей беременности находилась под наблюдением кардиолога. Угроза прерывания текущей беременности в I триместре.

Первое повышение АД наблюдалось с 24 недель, отеки с 30 недель, белок в моче поднимался до 1 г/л. Индивидуальные показатели АД и ЧСС до и после занятия, зафиксированные в период с 18 по 36 неделю беременности представлены в Таблице 3.

ЧСС покоя - исходный показатель частоты сердечных сокращений в покое, измеренный беременной до начала тренировочного цикла, в утренние часы после пробуждения, в положении сидя, уд/ 10 сек., составлял 16 уд за 10 сек (96 уд/мин), на протяжении всей беременности.

При этом в течение дня показатели ЧСС были высокими и не опускалась ниже 18 уд/10 сек, что подтверждалось результатами кардиомониторинга.

При проведении анализа данных пульсометрии, выполненной на сроке 18 недель (с использованием данных пульсометра Polar А300) было выявлено, что перед началом и во время занятия частота пульса не опускалась ниже 18 уд за 10 сек. (108 уд/мин), а ЧСС нагрузки находилась в пределах 9-10, что требовало проведения корректировки тренировочных заданий, за счет снижения интенсивности нагрузки и увеличения интервалов отдыха между проплываемыми упражнениями, до достижения оптимальных значений величины ЧСС нагрузки путем ее изменения в блоке дистанционного плавания.

Беременной было рекомендовано проплывать упражнения по самочувствию, при расчете ЧСС нагрузки, и ориентировании на показатели ЧСС в покое - 16 уд/10 сек., соответственно ЧСС нагрузки рассчитывалась, исходя из этих величин.

Во время проведения повторного тестирования (с применением пульсометра Polar A300) на сроке 20 недель наблюдалось стабильное увеличение ЧСС нагрузки до величины 7-8.

В результате регулярных занятий по предлагаемой программе у беременной наблюдалось хорошее самочувствие, снижение показателей ЧСС покоя, а также стабильное восстановление пульса в течение 1,5 мин после проплывания упражнений блока дистанционного плавания, до показателей ЧСС нагрузки, равной 2-3 к началу следующего задания. Беременность закончилась естественными родами в срок, здорового малыша. Девочка 3750 г, 53 см, 8/9 по шкале Апгар.

Пример 3

Занимающаяся Вера Б., 29 лет, I-е роды, начала заниматься с 15 недель беременности. Посещала занятия с регулярностью 1-2 раз в неделю.

В анамнезе: гестационный сахарный диабет 2 типа, варикозная болезнь, избыток массы тела, ДДЗП (сопровождались болью в поясничном отделе позвоночника). Суммарная прибавка веса за беременность составила 10 кг, первое повышение АД с 30 недель, появление отеков стоп с 36 недель. Индивидуальные показатели АД и ЧСС до и после занятия, зафиксированные в период с 19 по 30 неделю беременности, представлены в Таблице 4.

Исходный показатель ЧССп. (частоты сердечных сокращений в покое) на протяжении всей беременности, составлял 11-12 уд за 10 сек (66-72 уд/мин). По данным пульсометрии (с использованием пульсометра Polar A300) проведенной на сроке 19 нед., во время проплывания блока дистанционного плавания, показатель ЧСС нагрузки у беременной составлял 4-6, то есть ЧСС нагрузки относительно ЧСС покоя увеличивалась до показателей 15-17 уд/10 сек (90-102 уд/мин) при этом, по субъективным ощущениям занимающейся, задание ей было выполнять легко. В результате было рекомендовано увеличить ЧСС нагрузки до 7-8, путем увеличения времени задержки дыхания во время проплывания упражнений 1-3 и увеличения продолжительности выдоха, во время проплывания упражнений 4-6. При этом у беременной отмечалось хорошее самочувствие и стабильное восстановление пульса в течение 1,5 мин

Беременность закончилась естественными родами и в срок здоровой девочки, 3870 гр, 53 см, 8/9 баллов по шкале Апгар.

В дополнение к примерам 1-3, в которых проиллюстрирована эффективность заявленного способа, ниже приведены дополнительные доказательства эффективности предлагаемого способа профилактики преэклапсии. Для оценки оздоровительного воздействия цикла занятий аквафитнесом по предлагаемому способу, были проведены сравнения результатов комплексного врачебно-педагогического контроля беременных, посещавших и не посещавших занятия во время беременности. В результате была создана контрольная и экспериментальная группы.

В экспериментальную группу вошли 130 беременных женщин, посещавших занятия аквафитнесом по заявленному способу, контрольную группу составили 122 беременные, не посещавшие подобные занятия. Исследования проводились на базе сети бассейнов «Атлантика» (СПб, на ул. Бухарестская) и родильного дома №6 им. проф. В.Ф. Снегирева (СПб). Исследуемые группы формировались однородными и сопоставимыми по возрасту, весо-ростовым показателям, а так же соматическому и акушерско-гинекологическому анамнезу. В Таблице 5 представлен сравнительный анализ данных частоты возникновения преэклампсии и процент наступления преждевременных родов в исследуемых группах.

Обращает на себя внимание, что в контрольной группе преждевременные роды составили 10% от всех родов, а в экспериментальной группе 100% родов произошли в срок. Следует отметить, что причиной преждевременных родов служила необходимость в досрочном прерывании беременности по жизненным показания со стороны матери и была обусловлена развитием преэклампсии и эклампсии.

В группе беременных, занимавшихся аквафитнесом, достоверно реже встречалась преэклампсия тяжелой степени и эклампсия - 3,3%, а в контрольной группе - 13,3% (р<0,001). Оценивая частоту возникновения преэклампсии умеренной степени в исследуемых группах, следует отметить, что в экспериментальной группе данная патология встретилась в 2 раза реже (13,3% и 26,7% соответственно).

Показатели перинатальных исходов по оценке физиологической зрелости рожденных младенцев представлены в Таблице 6.

При сравнении указанных 2-х групп беременных было выявлено, что в экспериментальной группе вес новорожденных выше на 8,1%, в сравнении с контрольной группой и составил 3598,4 г и 3306,9 г соответственно. Оценка по шкале Апгар оказалась выше у новорожденных от беременных, регулярно посещавших занятия аквафитнесом, и составила 8,2 балла, что на 9,1% выше, чем в контрольной группе.

Учитывая полученные результаты апробации нового способа, можно сделать вывод о положительном влиянии заявляемого изобретения в целях снижения частоты развития преэклампсии различной степени тяжести и улучшения перинатальных исходов.

Заявленное изобретение, как показали результаты апробации, наиболее эффективно в качестве профилактики умеренной преэклампсии. Использование данного способа при занятиях с беременными начиная со второго триместра беременности предотвращает развитие тяжелой формы данного осложнения и позволяет средствами аквафитнеса добиться профилактики, связанных с этим, возможных угрожающих состояний для матери и плода во время беременности.

При постановке диагноза «преэклампсия» беременная прекращает занятия и госпитализируется в стационар.

Заявленный способ предполагает оценку результативности занятий аквафитнесом не только во время беременности, но и после рождения ребенка, с этой целью были проведены лонгитюдные исследования для определения эффективности предлагаемой методики занятий на большом статистическом материале, позволяющем сделать вывод об эффективности изобретения.

Полученные данные, а также заключения врачей одного из ведущих медицинских учреждений г. Санкт-Петербурга, женской консультации родильного дома №16, подтверждают эффективность и реализуемость заявленного способа.

Источники информации

1. Аикина Л.И. Влияние занятий в водной среде на состояние сердечно-сосудистой системы беременных женщин на примере (ЧСС) /научные труды Сибирского гос. ун-та ф.к. и спорта. 2015. №1. С. 84-87.

2. Василенко Л.В., Садретдинова Т.Л., Зрячкин Н.И., Елизарова Т.В. Использование аквааэробики в снижении перинатальных осложнений у матери и новорожденного / Science of Europa / Global Science center LP (Прага) 15-1 (15), 2017. C.40-45.

3. Казызаева A.C. Особенности занятий аквааэробикой во время беременности. Адаптивная физическая культура. 2015 №2 (62). С. 46-48

4. Менынуткина Т.Г. Теория и методика оздоровительного плавания женщин разного возраста: Диссертация д-ра пед. наук / Т.Г. Меныпуткина. - СПб., 2000 г. - 329 с.

5. Прокушенкова О.И. Плавание в курсе подготовки к родительству и родам. - М.: Физкультура и Спорт, 2006. - 192 с, илл.

6. Непочатых М.Г. Особенности организации и проведения занятий аквафитнесом для беременных // ПЛАВАНИЕ VIII Исследования, тренировка, гидрореабилитация //Материалы междунар. науч.-практ. конф. 2015. СПб.: изд-во «Петроград» С. 110-113.

7. Садретдинова Т.Л. Профилактика гестоза с использованием физических упражнений в воде в форме аквааэробики: Автореф. диссертации канд. мед. наук/ Т.Л. Садретдинова. -Пятигорск, 2014. - 26 с. (прототип).

1. Способ профилактики преэклампсии беременных средствами аквафитнеса путем проведения тренировочного цикла регулярных, не реже 2-х раз в неделю, тренировочных занятий, начиная со второго триместра беременности, включающих физические упражнения в воде, выполняемых, с учетом частоты сердечных сокращений (ЧСС), определяемой по пульсу и соответствующей аэробному режиму нагрузки, при постоянном, не менее чем двукратном контроле за одно занятие артериального давления и пульса, при этом три части тренировочного занятия, состоящего из подготовительной, основной и заключительной частей, включают упражнения на расслабление, растягивание, дыхание, укрепление мышц конечностей, верхней и нижней частей туловища и блок дистанционного плавания, отличающийся тем, что тренировочный цикл состоит из трех этапов в количестве не менее 8-12 тренировочных занятий, длительность каждого занятия составляет 50-60 мин и состоит из 40-50 упражнений, объединенных в не менее 5-8 блоков, при этом в подготовительную часть включены 2 блока упражнений - плавание и упражнения на укрепление мышц рук и верхней части туловища, основная часть состоит из 4 блоков, причем 2 блока обязательных - дистанционное плавание и блок упражнений для мышц, испытывающих наибольшую нагрузку во время беременности и родов, а также 2 блока, которые могут быть взаимозаменяемыми, заключительная часть состоит из 2 блоков - упражнения на расслабление и растягивание в сочетании с дыханием, при этом блок дистанционного плавания, который выполняют на каждом этапе тренировочного цикла, включает 7 упражнений, каждое из которых выполняют в течение не более 1 мин с интервалом отдыха не менее 1,5 мин, при этом этот блок проплывают на каждом занятии при постоянном контроле ЧСС по пульсу, и в первые 10 сек после прекращения выполнения каждого упражнения, определяют значения индивидуальной тренировочной нагрузки (ЧСС нагрузки) по формуле:

ЧССн = ЧССтр. - ЧССп.,

где:

- ЧСС тренировочная - частота сердечных сокращений при тренировке; это показатель, измеренный беременной, во время занятий, уд/10 сек.,

- ЧСС покоя - исходный показатель частоты сердечных сокращений в покое, измеренный беременной до начала тренировочного цикла, в утренние часы после пробуждения, в положении сидя, уд/10 сек.,

и сравнивают с оптимальным значением ЧСС нагрузки, определенной экспериментальным путем для каждого этапа тренировочного цикла: на первом этапе ЧССн = 6, на втором этапе ЧССн = 7, на третьем этапе ЧССн = 8,

а при отклонении от оптимально допустимых значений индивидуальной тренировочной нагрузки на каждом из трех этапов в пределах менее 6 и более 8 понижают или повышают интенсивность нагрузки до достижения оптимальных значений величины ЧСС нагрузки путем ее изменения в блоке дистанционного плавания, при этом ЧССп. беременная фиксирует не реже 1 раза в 2-3 недели в дневнике самоконтроля и этот показатель принимают в качестве базовой точки при дальнейшем определении допустимой индивидуальной нагрузки беременной при выполнении ею упражнений соответствующего блока дистанционного плавания, и при значениях ЧССп. в диапазоне 10-16 ударов в течение 10 сек, проводят цикл тренировочных занятий, состоящий из трех этапов с наращиванием нагрузки и ее контроля на каждом из них, причем на 1-м этапе тренировочного цикла, в течение первого и второго занятий, беременную обучают самостоятельно определять у себя пульс в покое на сонной артерии в течение 10 сек и предлагают проплыть упражнения блока дистанционного плавания длиной 10-15 м с остановками не менее 2-х раз и произвольным интервалом отдыха, на 2-м этапе, в течение третьего и четвертого занятий блока дистанционного плавания, предлагают проплыть 7 упражнений по 25 м с произвольными остановками с вариантами дыхания на задержке и на выдохе в воду и интервалом отдыха между ними не менее 1,5 мин, на 3-м этапе, начиная с пятого занятия, предлагают проплыть в равномерном темпе 7 упражнений по 25 м без остановок с вариантами дыхания на задержке и на выдохе в воду и интервалом отдыха между упражнениями - не менее 1,5 мин, причем перед началом выполнения каждого из последующих упражнений блока дистанционного плавания проводят контроль самочувствия беременной по значению ЧСС-нагрузки и при ее значении более 3 увеличивают время режима отдыха беременной.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что упражнения 1-3 блока дистанционного плавания беременные проплывают с равномерными задержками дыхания на вдохе и последующим выдохом в воду, упражнения 4-6 выполняют с равномерными выдохами в воду, а 7-е, заключительное, упражнение задают с вариантами дыхания по выбору беременной - на задержке или на выдохе в воду.

3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что задержку дыхания на вдохе и выдох в воду продолжают не более 15 сек.

4. Способ по п. 2, отличающийся тем, что 1-е и 4-е упражнения беременные выполняют при работе одними ногами кролем на груди, 2-е и 5-е упражнения выполняют с попеременным подтягиванием коленей к одноименному плечу, а 3-е и 6-е упражнения выполняют с одновременным подтягиванием коленей к плечам.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что упражнения в воде беременные проводят на фоне, в том числе, мелодичного музыкального сопровождения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для занятия спортом, а именно к палкам для ходьбы, а также к лыжным палкам. Палки спортивные, каждая из которых включает в себя стержень и соосно расположенную на нем рукоятку с возможностью перемещения по стержню, отличающиеся тем, что регулировка рукоятки с последующей ее фиксацией на стержне происходит за счет того, что рукоятка расположена на трубке, которая содержит внешнюю резьбу, также трубка на каждом своем конце оснащена фиксирующей гайкой с уплотнителем, который размещен на стержне, при этом гайка имеет внутренний фланец, за счет которого возможно сжатие уплотнителя.

Изобретение относится к области спорта, в частности к тренировочным средствам, необходимым для подготовки к соревнованиям, формированию технико-тактических действий в защите и развитию у спортсменов волейболистов специальных физических качеств.

Изобретение относится к стационарным устройствам для физической нагрузки мышц, для укрепления сердечно-сосудистой системы человека и для диагностики аритмии сердца.

Основу складного биокинетического лыжного тренажера составляют приспособления для выполнения качающихся движений для рук и скользящих шагающих движений для ног. Занятия на складном биокинетическом лыжном тренажере обеспечивают тренирующемуся два положительных фактора - тренировочный эффект, получаемый при хождении на лыжах, плюс тренировочный эффект при занятиях на биокинетическом тренажере при горизонтальном свободном положении позвоночника с опорой на четыре конечности.

Настоящее изобретение в целом относится к эллиптическим тренажерам - устройствам для выполнения физических упражнений, у которых траектория движения стопы ноги тренирующегося представляет собой эллипс.

Биокинетический эллипсоид Ахметова сочетает в себе динамические свойства и преимущества биокинетического тренажера для спины с качающимися опорами для конечностей со свойствами известных эллиптических тренажеров.

Изобретение относится к тренировочным средствам, необходимым для развития у спортсменов необходимых физических качеств. Ногами игрока на контактной поверхности при отталкивании от нее замыкают электрическую цепь, при этом сигнал по электропроводам передают в произвольном порядке через блок управления на световые сигнализаторы, которые заранее расставляют по игровой площадке и которыми информируют игрока о необходимости попадания именно в ту зону игровой площадки, в которой сработал световой сигнализатор.

Изобретение относится к области спорта, в частности к тренировкам волейболистов. При выполнении блока над сеткой игрок наступает на контактную поверхность, предназначенную для замыкания электрических контактов, и отталкивается от нее для прыжка, тем самым замыкает электрическую цепь, сигнал об этом по электропроводам передается через блок управления, предназначенный для формирования сигнала и передачи его по электропроводам на табло со световыми сигнализаторами (СС), которые загораются на табло в произвольном порядке и предназначены для имитации направления атаки направляющего удара, при этом игрок, находясь в прыжке, ставит блок, закрывая руками то направление, куда указывают СС.
Изобретение предназначено для эффективной оценки и развития психомоторных способностей человека. Способ осуществляется со спортивным снарядом или без него на поле с искусственными управляемыми препятствиями, которые перемещаются программно-аппаратным комплексом (ПАК), и отличается тем, что в зависимости от подготовленности спортсмена тренер или исследователь выбирает программу, задающую режим развития психомоторных способностей, где ПАК, содержащим заданное число дистанционно управляемых шаров, создают мобильные препятствия заданного размера; выбирается диаметр, количество и максимальная скорость шаров, мобильные шары имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения шаров и совершает обводку шаров, имитирующих соперников; в данном способе задается режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена; при этом перемещения шаров предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы ПАК: перемещение шаров прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем перемещают шары, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики; задача спортсмена - выполнить обводку шаров при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с шаром в границах тренировочной площадки; при отсутствии столкновения спортсмена или спортивного снаряда с шаром или выхода на границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения шаров увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение; по максимальной скорости и размеру шаров, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, выполняя упражнение, судят о психомоторных способностях спортсмена.
Изобретение относится к спортивной медицине, педагогике, предназначено для диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей спортсменов. Способ осуществляют на поле со светодинамической подсветкой.

Изобретение относится к медицине, а именно к гинекологии и физиотерапии. Пациентке проводят эндоскопическую операцию, гормональную терапию и использование медицинского озона.
Наверх