Установка для контроля топливной системы летательного аппарата

Изобретение относится к системе контроля топливных систем летательных аппаратов. Установка для контроля топливных систем летательных аппаратов содержит платформу (1) на колесном ходу, на которой смонтированы первая система нагнетания, система управления (18), пульт управления (19), табло (21). Установка оснащена второй системой нагнетания, баком (17) для топлива, блоком электроклапанов (16), первым и вторым устройствами контроля подачи топлива. Входы насосов первой и второй систем нагнетания, а также линия слива топлива подсоединены к кранам первого трехручьевого раструба. К выходу насоса второй системы нагнетания подсоединен второй трехручьевой раструб с краном на каждом ручье. К каждому из кранов входом подсоединена линия нагнетания, первая из которых своим выходом подсоединена к второй ветви двухручьевого раструба первого выходного патрубка, выход второй линии нагнетания подсоединен ко второму выходному патрубку. Достигается обеспечение контроля топливных систем летательных аппаратов, оснащенных, практически, любыми насосами и системами дозаправки без применения дополнительного технологического оборудования. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Изобретение относится к оборудованию для эксплуатации летательных аппаратов, в частности, самолетов и может быть использовано для наземного комплексного контроля их топливных систем.

Из уровня техники известны различные устройства для контроля топливных систем летательных аппаратов, использующие подачу топлива в летательный аппарат с необходимыми давлением и объемом.

Так, например, известно устройство для контроля топливных систем летательных аппаратов, выполненное на основе топливозаправщика типа «ТЗ-1600», содержащее установленную на платформе топливозаправщика систему нагнетания топлива в виде трубопровода, в который встроены насос с приводом, фильтры для обеспечения чистоты подаваемого топлива, манометр для контроля давления подаваемого топлива, и краны, соединяющие систему нагнетания с выходным патрубком и систему всасывания с входным патрубком.

(см. К.В. Рыбаков и др., «Специализированный автомобильный подвижной состав», изд. «Транспорт» 1982 стр. 167-168).

В результате анализа данного устройства необходимо отметить, что оно не достаточно эффективно в эксплуатации, так как не обеспечивает подачу топлива с давлением и объемом, достаточными для раскручивания струйных топливных насосов летательных аппаратов. Данное устройство не обеспечивает совместный контроль топливной системы и системы дозаправки летательного аппарата в виду невозможности регулирования (снижения) величины давления, а также для него характеры потери топлива из шланга нагнетания при его расстыковке с летательным аппаратом.

Известна установка для контроля топливных систем летательных аппаратов, содержащая платформу на колесном ходу с каркасом, оснащенным верхней панелью. На платформе и каркасе смонтированы входной и выходной трубопроводы, оснащенные входными и выходными патрубками, а также система нагнетания, выполненная в виде последовательно смонтированных насоса с приводом, выходного трубопровода с фильтром и обратным клапаном, причем входной трубопровод соединен с входным патрубком и входным фланцем насоса, а выходной трубопровод системы нагнетания соединен с выходным фланцем насоса и выходным патрубком. Установка оснащена системой управления, пультом управления, табло с мановакуумметром и манометром, при этом трубопровод входного патрубка соединен с мановакуумметром, а трубопровод выходного патрубка соединен с манометром.

(см. «Оборудование для обслуживания летательных аппаратов и объектов спецназначения. УПАТ-М». ОАО «Концерн КЭМЗ», kizlyar-kemz.ru).

В результате анализа выполнения данной установки необходимо отметить, что ее конструкция, в отличие от приведенной выше, позволяет обеспечить при работе заданное давление топлива, но не обеспечивает необходимый объем подачи топлива для нормальной работы струйных топливных насосов летательных аппаратов, а также не обеспечивает контроль системы дозаправки, в виду невозможности регулирования (снижения) величины давления и допускает потерю топлива из шлангов нагнетания и слива при расстыковке их с летательным аппаратом. Все это снижает функциональные возможности установки.

Техническим результатом настоящего изобретения является создание мобильной, удобной при эксплуатации универсальной установки, обладающей широкими функциональными возможностями за счет обеспечения контроля топливных систем летательных аппаратов, оснащенных, практически, любыми насосами и системами дозаправки без применения дополнительного технологического оборудования, а также обеспечивающей исключение потерь топлива при отстыковке шлангов нагнетания и слива от летательного аппарата.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в установке для контроля топливных систем летательных аппаратов, содержащей платформу на колесном ходу с каркасом, оснащенным верхней панелью, смонтированные на платформе входной и первый выходной патрубки, имеющие возможность подсоединения к топливной системе летательного аппарата или к топливозаправщику, с патрубками имеют возможность соединения, соответственно, входной и выходной трубопроводы, а также линию слива топлива, первую систему нагнетания, включающую насос, к входу которого подсоединен входной трубопровод, а к выходу - трубопровод с фильтром и обратным клапаном, установленные на каркасе систему управления, пульт управления, табло, причем входной трубопровод соединен с мановакуумметром табло, а выходной трубопровод - с манометром табло, новым является то, что установка оснащена установленными на платформе вторым и третьим выходными патрубками, второй системой нагнетания, баком для топлива, блоком электроклапанов, первым и вторым устройствами контроля подачи топлива, двух ручьевым раструбом, первым и вторым трех ручьевыми раструбами, входной патрубок соединен с первым трех ручьевым раструбом, оснащенным краном на каждом ручье, первый выходной патрубок соединен с двух ручьевым раструбом, входы насосов первой и второй систем нагнетания, через входные трубопроводы подсоединены, к кранам первого трех ручьевого раструба, к крану ручья которого также подсоединена входом линия слива, выход которой подсоединен к второму выходному патрубку, а выход трубопровода первой системы нагнетания подсоединен к одной из ветвей двух ручьевого раструба первого выходного патрубка, к выходу насоса второй системы нагнетания подсоединен второй трех ручьевой раструб с краном на каждом ручье, к каждому из кранов входом подсоединена линия нагнетания, первая из которых своим выходом подсоединена к второй ветви двух ручьевого раструба первого выходного патрубка, выход второй линии нагнетания подсоединен ко второму выходному патрубку, при этом обе линии нагнетания выполнены в виде трубопровода с последовательно смонтированными фильтром и обратным клапаном, выход третьей линии нагнетания подсоединен к второй линии нагнетания, перед ее фильтром, при этом в третью линию нагнетания встроены регулятор давления с трубопроводом сброса топлива, и обратный клапан, блок электроклапанов включает три электроклапана, каждый из которых оснащен входным трубопроводом с тройником и выходным трубопроводом, соединенным с баком для топлива, при этом тройник входного трубопровода первого из электроклапанов трубопроводами соединен с входным патрубком и с мановакуумметром табло, тройник входного трубопровода второго электроклапана трубопроводами соединен с первым выходным патрубком и с манометром табло, тройник входного трубопровода третьего электроклапана трубопроводами соединен с вторым выходным патрубком и с вторым манометром табло, каждое из устройств контроля подачи топлива выполнено в виде корпуса с краном, к которому подведены входной и выходной трубопроводы, входной трубопровод первого устройства соединен с входным трубопроводом первой системы нагнетания, входной трубопровод второго устройства соединен с входным трубопроводом второй системы нагнетания, а их выходные трубопроводы имеют возможность соединения с баком для топлива, оснащенным насосом и выходным патрубком с обратным клапаном, соединенным с линией слива.

Устройства контроля подачи топлива могут быть размещены на верхней панели каркаса и каждое из них может быть оснащено световым индикатором и трубкой из прозрачного материала, размещенной между краном и выходным трубопроводом, при этом рукоятки шаровых кранов также выведены на верхнюю панель каркаса и каждая из них оснащена световым индикатором.

Сущность заявленного изобретения поясняется графическими материалами, на которых:

- на фиг. 1 - установка, вид сбоку;

- на фиг. 2 - вид А по фиг. 1;

- на фиг. 3 - вид Б по фиг. 1;

- на фиг. 4- вид В по фиг. 1;

- на фиг. 5 - сечение Г-Г на фиг. 1;

- на фиг. 6 - сечение Д-Д по фиг. 1;

- на фиг. 7 - узел I по фиг. 1

- на фиг. 8 - разрез Е-Е по фиг. 5;

- на фиг. 9 - вид. Ж по фиг. 1;

- на фиг. 10- схема гидравлическая принципиальная;

Установка для контроля топливной системы летательного аппарата содержит платформу 1 на колесном ходу с каркасом 2, оснащенным верхней панелью 3.

На платформе 1 смонтированы, выведенный наружу за заднюю стенку каркаса 2 входной патрубок 4 с трубопроводом 5 и с первым трех ручьевым раструбом 6, каждый ручей которого оснащен краном, например, шаровым 7, 8 и 9, а также выведенные наружу за переднюю стенку каркаса 2 первый выходной патрубок 10 с трубопроводом 11 и двух ручьевым раструбом 12, второй выходной патрубок 13 и третий выходной патрубок 14 с трубопроводом 15.

На верхней поверхности платформы 1 установлен блок электроклапанов 16, а на нижней поверхности платформы 1 смонтирован бак 17 для топлива.

На каркасе 2 смонтированы система управления 18, пульт управления 19 с тумблером 20 выбора режима и табло 21 с мановакуумметром 22, оснащенным трубопроводом 23, и двумя манометрами 24 и 25, каждый из которых оснащен трубопроводом 26 и 27 соответственно.

Внутри каркаса 2 размещены первая 28 и вторая 29 системы нагнетания топлива, подсоединенные к шаровым кранам 7 и 9 соответственно, а также линия слива топлива в виде трубопровода 30, соединенного с шаровым краном 8 первого трех ручьевого раструба 6 и вторым выходным патрубком 13.

Первая система нагнетания 28 выполнена в виде приводного насоса 31, входного трубопровода 32, подсоединенного через шаровой кран 7 к трех ручьевому раструбу 6 и к входному фланцу приводного насоса 31, трубопровода 33 соединенного с выходным фланцем насоса 31 и с входным фланцем фильтра 34, трубопровода 35 оснащенного обратным клапаном 36 и соединенного с выходным фланцем фильтра 34 и с одним из ручьев двух ручьевого раструба 12, при этом фильтр 34 оснащен трубопроводом 37 аварийного слива.

Вторая система нагнетания 29 выполнена в виде приводного насоса 38, входного трубопровода 39, подсоединенного через шаровой кран 9 к трех ручьевому раструбу 6 и подведенного на вход приводного насоса 38, выход которого соединен с входом второго трех ручьевого раструба 40 с кранами, например, шаровыми 41,42 и 43 на каждом ручье.

К шаровым кранам 41,42 и 43 подсоединены трубопроводы, соответственно, 44, 45 и 46 первой, второй и третьей линий нагнетания топлива соответственно.

Трубопровод 44 первой линии нагнетания соединен с входным фланцем фильтра 47, к которому подведен трубопровод 48 аварийного слива. Выход фильтра 47, через обратный клапан 49 соединен с вторым ручьем двух ручьевого раструба 12

Трубопровод 45 второй линии нагнетания соединен с входным фланцем фильтра 50, к которому подведен трубопровод 51 аварийного слива, а выход фильтра 50 через обратный клапан 52. соединен с третьим выходным патрубком 14.

Трубопровод 46 третьей линии нагнетания соединен с последовательно расположенными регулятором давления 53, оснащенным трубопроводом слива 54, трубопроводом 55 с обратным клапаном 56, при этом трубопровод 55 соединен с трубопроводом 45 второй линии нагнетания перед его фильтром 50.

Трубопровод аварийного слива 37 фильтра 34 первой системы нагнетания 28 и трубопроводы 48 и 51 фильтров 47 и 50 второй системы нагнетания 29 объединены сливным трубопроводом 57 в систему слива.

На верхней панели 3 каркаса 2 смонтированы рукоятки 58 поворота шаровых кранов 7, 8, 9, 41, 42, 43 и устройств контроля подачи топлива 59 и 60, каждое из которых выполнено в виде корпуса 61 с краном 62, оснащенным входным трубопроводом 63, выходным трубопроводом 64, предпочтительно, трубкой из прозрачного материала 65, смонтированной между краном 62 и выходным трубопроводом 64, при этом входной трубопровод 63 устройства контроля подачи топлива 59 соединен с входным трубопроводом 32 первой системы нагнетания 28, а входной трубопровод 63 устройства контроля подачи топлива 60 соединен с входным трубопроводом 39 второй системы нагнетания 29.

Блок электроклапанов 16 установки представляет корпус 66 с тремя электроклапанами 67, 68 и 69, каждый из них оснащен входным трубопроводом 70 с тройником 71 и выходным трубопроводом 72. Тройник 71 электроклапана 67 соединен с трубопроводом 23 мановакуумметра 22, тройник 71 электроклапана 68 соединен с трубопроводом 26 манометра 24, тройник 71 электроклапана 69 соединен с трубопроводом 27 манометра 25. Тройники расположены ниже уровня соединения входного патрубка 4 с трубопроводом 5, первого выходного патрубка 10 с трубопроводом 11 и третьего выходного патрубка 14 с трубопроводом 15.

Бак 17 для топлива оснащен расположенными на крышке 73 штуцерами 74 и датчиком уровня топлива 75, установленным в полости бака насосом 76 с выходным патрубком 77, оснащенным обратным клапаном 78, соединенным с трубопроводом 30 линии слива. Трубопровод 57 системы слива, выходные трубопроводы 64 устройств контроля подачи топлива 59 и 60, выходные трубопроводы 72 электроклапанов 67,68 и 69, трубопровод слива 54 регулятора давления 53 соединены с штуцерами 74 крышки 73 бака 17.

Краны 7, 8, 9, 41, 42 и 43 наиболее целесообразно располагать на верхней панели 3 каркаса 2. Каждый кран и каждое устройство 59 и 60 могут быть оснащены световым индикатором, например, сигнальной лампой 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85 и 86, соответственно, установленным на верхней панели 3 у каждого крана или устройства контроля подачи топлива.

Работа установки осуществляется следующим образом.

Установка обеспечивает несколько режимов контроля топливных систем различных типов летательных аппаратов, а именно:

- подачу топлива через один трубопровод; - подачу топлива через два трубопровода;

- подачу топлива с увеличенным объемом;

- проверка системы дозаправки;

- регулируемый темп слива в топливозаправщик.

Режим контроля «Подача топлива через один трубопровод».

Для выполнения данного режима шланг слива, соединенный с летательным аппаратом, подсоединяют к входному патрубку 4 установки, шланг нагнетания, подсоединенный к летательному аппарату, подсоединяют к первому выходному патрубку 10, шланг слива, соединенный с топливозаправщиком, подсоединяют к второму выходному патрубку 13, на пульте управления 19 устанавливают тумблер 20 в положение «Подача топлива через один трубопровод», при этом на верхней панели 3 каркаса 2 загораются сигнальная лампа 79 шарового крана 7 и сигнальная лампа 85 устройства контроля подачи топлива 59.

Рукоятку поворота 58 шарового крана 7 и вентиль крана 62 устройства контроля подачи топлива 59 устанавливают в положение «Открыто» и начинают подачу топлива из летательного аппарата.

Топливо, проходя через входной патрубок 4, раструб 6, шаровой кран 7, входной трубопровод 32, через устройство контроля подачи топлива 59, а именно, входной трубопровод 63, кран 62, трубку 65, выходной трубопровод 64 и штуцер 74 крышки 73, попадает в бак 17, вытесняя при этом воздух из раструба 6, трубопровода 32 и из трубопровода 5, соединяющего входной патрубок 4 с трубопроводом 23 мановакуумметра 22, при этом трубопровод 5 также заполняется топливом.

Вентиль крана 62 устройства контроля подачи топлива 59 устанавливают в положение «Закрыто» и включают приводной насос 31 системы нагнетания 28. Топливо проходит через систему нагнетания 28. а именно, трубопровод 33, фильтр 34, трубопровод 35 с обратным клапаном 36, раструб 12, первый выходной патрубок 10, шланг нагнетания и попадает в летательный аппарат. При этом топливо наполняет трубопровод 11 выходного патрубка 10 и, проходя через тройник 71 входного трубопровода 70 электроклапана 68 и трубопровод 26, воздействует на манометр 24, регистрирующий величину давления, при этом топливо, находящееся в трубопроводе 5 входного патрубка 4 захватывается потоком топлива, создаваемым системой нагнетания 28 и воздействует на мановакуумметр 22, показывающий разряжение всасывания.

После окончания проверки топливной системы летательного аппарата, отключают приводной насос 31 подачи топлива, при этом автоматически включаются электроклапаны 67 и 68 блока электроклапанов 16, которые открывают выходные трубопроводы 72 и топливо, находящееся до приводного насоса 31, а именно, в шланге нагнетания, входном патрубке 4, в трех ручьевом раструбе 6, в входном трубопроводе 32, в трубопроводе 5, в трубопроводе 23 мановакуумметра 22 через тройник 71, выходной трубопровод 72 электроклапана 67, штуцер 74 крышки 73 бака 17 сливается в бак 17.

Топливо, находящееся за приводным насосом 31, а именно, в первой системе нагнетания 28, в двух ручьевом раструбе 12, в первом выходном патрубке 10, в трубопроводе 11, в трубопроводе 26 манометра 24, в входном трубопроводе 70 электроклапана 68, шланге нагнетания, через выходной трубопровод 72 электроклапана 68 и штуцер 74 сливается в бак 17.

При наполнении бака 17 топливом, датчик 75 уровня топлива включает насос 76, который через выходной патрубок 77 с обратным клапаном 78 направляет топливо в трубопровод 30 линии слива, откуда оно через второй выходной патрубок 13 поступает в шланг слива топливозаправщика.

После отключения насоса 76 бака 17, топливо, оставшееся в шланге слива топливозаправщика, откачивается насосом топливозаправщика. Тумблер 20 пульта управлении 19 возвращают в исходное положение, сигнальные лампы 79 шарового крана 7 и 85 устройства контроля подачи топлива 59 отключаются, рукоятку 58 шарового крана 7 возвращают в положение «Закрыто», шланги слива и нагнетания отстыковывают от установки и летательного аппарата, цикл проверки топливной системы закончен.

Описанный режим работы установки обеспечивает подачу топлива с определенным давлением и определенным расходом, что позволяет оператору летательного аппараты сравнивать работу насосов разных баков и исключает потерю топлива при отстыковке шлангов нагнетания и слива от летательного аппарата и топливозаправщика.

Режим контроля « Подача топлива через два трубопровода».

Для выполнения денного режима шланг слива, соединенный с летательным аппаратом, подсоединяют к входному патрубку 4 установки, шланг нагнетания, подсоединенный к летательному аппарату, подсоединяют к первому выходному патрубку 10, второй шланг нагнетания, подсоединенный к летательному аппарату подсоединяют к третьему выходному патрубку 14, шланг слива, соединенный с топливозаправщиком, подсоединяют к второму выходному патрубку 13, на пульте управления 19 устанавливают тумблер 20 в положение «Подача топлива через два трубопровода», при этом на верхней панели 3 каркаса 2 загораются сигнальные лампы 79 и 81 шаровых кранов 7 и 9 соответственно, и сигнальные лампы 85 и 86 устройства контроля подачи топлива 59 и 60.

Рукоятки поворота 58 шаровых кранов 7 и 9 и вентили кранов 62 устройств контроля подачи топлива 59 и 60 устанавливают в положение «Открыто» и начинают подачу топлива из летательного аппарата.

Топливо, проходя через входной патрубок 4, раструб 6, шаровые краны 7 и 9, входные трубопроводы 32 и 39, через устройства контроля подачи топлива 59 и 60, а именно, входные трубопроводы 63, краны 62, трубки 65, выходные трубопроводы 64 и штуцера 74 крышки 73, попадает в бак 17, вытесняя при этом воздух из раструба 6, трубопроводов 32 и 39, из трубопровода 5, соединяющего входной патрубок 4 с трубопроводом 23 мановакуумметра 22, при этом трубопровод 5 также заполняется топливом.

Вентили кранов 62 устройства контроля подачи топлива 59 и 60 устанавливают в положение «Закрыто» и включают приводной насос 31 системы нагнетания 28 и приводной насос 38 системы нагнетания 29. Топливо проходит через систему нагнетания 28, а именно, трубопровод 33, фильтр 34, трубопровод 35 с обратным клапаном 36, раструб 12, первый выходной патрубок 10, шланг нагнетания, а также через вторую линию нагнетания системы нагнетания 29, а именно второй трех ручьевой раструб 40, шаровой кран 42, трубопровод 45, фильтр 50, обратный клапан 52, выходной патрубок 14, второй шланг нагнетания и попадает в летательный аппарат. При этом топливо наполняет трубопровод 11 выходного патрубка 10 и трубопровод 15 выходного патрубка 14, проходя через тройники 71 входных трубопроводов 70 электроклапанов 68 и 69 и трубопроводы 26 и 27, воздействует на манометры 24 и 25 соответственно, регистрируя величину давления каждой линии нагнетания, при этом топливо, находящееся в трубопроводе 5 входного патрубка 4 захватывается потоком топлива, создаваемым системой нагнетания 18 и воздействует на мановакуумметр 22, показывающий разряжение всасывания.

После окончания проверки топливной системы летательного аппарата, отключают приводные насосы 31 и 38 подачи топлива, при этом автоматически включаются электроклапаны 67, 68 и 69 блока электроклапанов 16, которые открывают выходные трубопроводы 72 и топливо, находящееся до приводных насосов 31 и 38, а именно, в шланге всасывания, входном патрубке 4, в трех ручьевом раструбе 6, в входных трубопроводах 32 и 39, в трубопроводе 5, в трубопроводе 23 мановакуумметра 22, через тройник 71, выходной трубопровод 72 электроклапана 68, а также топливо, находящееся за приводным насосом 38, сливается в бак 17.

При наполнении бака 17 топливом, датчик 75 уровня топлива включает насос 76, который через выходной патрубок 77 с обратным клапаном 78 направляет топливо в трубопровод 30 линии слива на второй выходной патрубок 13 и в шланг слива топливозаправщика.

После отключения насоса 76 бака 17, топливо, оставшееся в шланге слива топливозаправщика, откачивается насосом топливозаправщика. Тумблер пульта управлении 19 возвращают в исходное положение, сигнальные лампы 79 и 81 шаровых кранов 7 и 9, а также устройств контроля подачи топлива 59 и 60 отключаются, рукоятки 58 шаровых кранов 7 и 9 возвращают в положение «Закрыто», шланги слива и нагнетания отстыковывают от установки и летательного аппарата, цикл проверки топливной системы закончен.

Описанный режим работы установки обеспечивает подачу топлива с определенным давлением и определенным расходом, на насосы разных баков, что позволяет оператору летательного аппарата сравнивать работу насосов топливной системы и при этом исключается потеря топлива.

Режим работы «Подача топливо с увеличенным объемом».

Для выполнения денного режима шланг слива, соединенный с летательным аппаратом, подсоединяют к входному патрубку 4 установки, шланг нагнетания, подсоединенный к летательному аппарату, подсоединяют к первому выходному патрубку 10, шланг слива, соединенный с топливозаправщиком, подсоединяют к второму выходному патрубку 13, на пульте управления 19 устанавливают тумблер 20 в положение «Подача топлива с увеличенным объемом », при этом на верхней панели 3 каркаса 2 загораются сигнальные лампы 79, 81 и 82 шаровых кранов 7, 9 и 41 соответственно, и сигнальные лампы 85 и 86 устройств контроля подачи топлива 59 и 60.

Рукоятки поворота 58 шаровых кранов 7, 9 и 41, а также вентили кранов 62 устройств контроля подачи топлива 59 и 60 устанавливают в положение «Открыто» и начинают подачу топлива из летательного аппарата.

Топливо, проходя через входной патрубок 4, раструб 6, шаровые краны 7, 9 и 41, входные трубопроводы 32 и 39, через устройства контроля подачи топлива 59 и 60, а именно, входные трубопроводы 63, краны 62, трубки 65, выходные трубопроводы 64 и штуцера 74 крышки 73 попадает в бак 17, вытесняя при этом воздух из раструба 6, трубопроводов 32 и 39, из трубопровода 5, соединяющего входной патрубок 4 с трубопроводом 23 мановакуумметра 22, при этом трубопровод 5 также заполняется топливом.

Вентили кранов 62 устройства контроля подачи топлива 59 и 60 устанавливают в положение «Закрыто» и включают приводной насос 31 системы нагнетания 28 и приводной насос 38 системы нагнетания 29. Топливо проходит через систему нагнетания 28, а именно, трубопровод 33, фильтр 34, трубопровод 35 с обратным клапаном 36 и первый ручей двух ручьевого раструба 12, а также через трубопровод 44 первой линии нагнетания, через фильтр 47, обратный клапан 49, второй ручей двух ручьевого раструба 12, через выходной патрубок 10 и шланг нагнетания попадает в летательный аппарат, при этом топливо заполняет трубопровод 11 выходного патрубка 10, и проходя через тройники 71 входных трубопроводов 70 электроклапана 68 и трубопровод 26, воздействует на манометр 24, регистрируя величину давления в линии нагнетания, при этом топливо, находящееся в трубопроводе 5 входного патрубка 4, захватывается потоком топлива, создаваемым системой нагнетания 28 и воздействует на мановакуумметр 22, показывающий разряжение всасывания.

После окончания проверки топливной системы летательного аппарата, отключают приводные насосы 31 и 38 подачи топлива, при этом автоматически включаются электроклапаны 67 и 68 блока электроклапанов 16, которые открывают выходные трубопроводы 72, и топливо, находящееся до приводных насосов 31 и 38, а именно, в шланге всасывания, входном патрубке 4, в трех ручьевом раструбе 6, в входных трубопроводах 32 и 39, в трубопроводе 5, в трубопроводе 23 мановакуумметра 22, через тройник 71, выходной трубопровод 72 электроклапана 67, штуцер 74 крышки 73 бака 17 сливается в бак 17.

Топливо, находящееся за приводными насосами 31 и 38, а именно, в шланге нагнетания, выходном патрубке 10, в двух ручьевом патрубке 12, в системе нагнетания 28, в трубопроводе 44\, фильтре 47 первой линии нагнетания, в трубопроводе 11, в трубопроводе 26 манометра 24, в входном трубопроводе 70 электроклапана 68, через штуцер 74 бака 17 сливается в бак 17.

При наполнении бака 17 топливом, датчик 75 уровня топлива включает насос 76, который через выходной патрубок 77 с обратным клапаном 78 направляет топливо в трубопровод 30 линии слива, откуда оно через второй выходной патрубок 13 поступает в шланг слива топливозаправщика. После отключения насоса 76 бака 17, топливо, оставшееся в шланге слива топливозаправщика, откачивается насосом топливозаправщика.

Тумблер 20 пульта управлении 19 возвращают в исходное положение, сигнальные лампы 79,81 и 82 шаровых кранов 7,9 и 41, и сигнальные лампы 85 и 86 устройств контроля подачи топлива 59 и 60 отключаются, рукоятки 58 шаровых крана 7,9 и 41 возвращают в положение «Закрыто», шланги слива и нагнетания отстыковывают от установки и летательного аппарата, цикл проверки топливной системы закончен.

Описанный режим работы установки обеспечивает подачу топлива большего объема, что необходимо для больших летательных аппаратов, обеспечивая контроль их топливной системы, при исключении потерь топлива

Режим контроля «Проверка системы дозаправки».

Для выполнения данного режима подключают шланг слива, соединенный с летательным аппаратом, к входному патрубку 4 установки, шланг нагнетания, подсоединенный к системе дозаправки летательного аппарата, подсоединяют к третьему выходному патрубку 14, другой шланг слива, соединенный с топливозаправщиком, подсоединяют к второму выходному патрубку 13, на пульте управления 19 тумблер 20 устанавливают в положение «Проверка системы дозаправки», при этом на панели 3 каркаса 2 загораются сигнальные лампы 81 и 84 шаровых кранов 9 и 43, и сигнальная лампа 86 устройства контроля подачи топлива 60. Рукоятки 58 поворота шаровых кранов 9 и 43, вентиль крана 62 устройства контроля подачи топлива 60 устанавливают в положение «Открыто» и начинают подачу топлива из летательного аппарата.

Топливо, проходя через входной патрубок 4, раструб 6, шаровой кран 9 входной трубопровод 39, через устройство контроля подачи топлива 60 попадает в бак 17, вытесняя при этом воздух из раструба 6, входного трубопровода 39 перед насосом 38 и из трубопровода, 5 соединяющего выходной патрубок 4 с мановакуумметром 22, при этом трубопровод 5 заполняется топливом. Вентиль крана 62 устройства контроля подачи топлива 60 закрывают, а рукоятку шарового крана 43 устанавливают в положение «Открыто» и включают насос 38 системы нагнетания 29. При этом топливо попадает в трех ручьевой раструб 40 и, через кран 43, в трубопровод 46 третьей линии нагнетания, в предварительно настроенный на определенное давление регулятор давления 53, обратный клапан 56, трубопровод 45 второй линии нагнетания, затем в фильтр 50, обратный клапан 52 второй линии нагнетания и через выходной патрубок 14 поступает в летательный аппарат, при этом топливо попадает в трубопровод 15 выходного патрубка 14, проходит через тройник 71 входного трубопровода 70 электроклапана 69 и трубопровод 27 манометра 25 регистрируя данные по давлению, при этом регулятор давления 53, через трубопровод слива 54, сливает лишнее топливо в бак 17. При наполнении бака 17 топливом, датчик 75 уровня топлива включает насос 76, который через выходной патрубок 77 с обратным клапаном 78 направляет топливо в трубопровод 30 линии слива, откуда оно поступает во второй выходной патрубок 13 и в шланг слива топливозаправщика.

После окончания контроля системы дозаправки летательного аппарата отключают насос 38 подачи топлива, при этом автоматически включаюся электроклапаны 67 и 69 блока электроклапанов 16, которые открывают выходные трубопроводы 72, и топливо, находящееся до насоса 38, а именно, в шланге нагнетания, входном патрубке 4, в трех ручьевом раструбе 6, в входном трубопроводе 39, в трубопроводе 5, в трубопроводе 23 мановакуумметра 22, через тройник 71, выходной трубопровод 72 электроклапана 67, штуцер 74 крышки 73 бака 17 сливается в бак 17.

Топливо, находящееся за насосом 38, а именно, в шланге нагнетания, выходном патрубке 14, в обратном клапане 52, фильтре 50, трубопроводе 45 второй линии нагнетания, в третьей линии нагнетания, а именно, в трубопроводе 55, обратном клапане 54, в регуляторе давления 53. во втором трех ручьевом раструбе 40 в трубопроводе 15 выходного патрубка 14, в трубопроводе 27 манометра 25, через входной трубопровод 70 электроклапана 69 и его выходной трубопровод 72 сливается в бак 17.

При наполнении бака 17 топливом, датчик 75 уровня топлива включает насос 76. который через выходной патрубок 77 с обратным клапаном 78 направляет топливо в трубопровод 30 линии слива. После отключения насоса 76 бака 17, топливо, оставшееся в шланге слива топливозаправщика, откачивается насосом топливозаправщика. Тумблер 20 пульта управления 19 возвращают в исходное положение, сигнальные лампы 81 и 84 шаровых кранов 9, 43 и сигнальная лампа 86 устройства контроля подачи топлива 60 отключаются, рукоятки 58 шаровых кранов 9 и 43 возвращают в положение «Закрыто», шланги слива и нагнетания отстыковывают от установки и летательного аппарата, цикл проверки системы дозаправки летательного аппарата закончен.

Описанный режим работы установки обеспечивает проверку любой системы дозаправки летательного аппарата за счет регулирования величины давления подаваемого топлива, при этом исключает потерю топлива.

Режим контроля « Регулируемый слив в топливозаправщик».

Для выполнения данного режима шланг слива, подключенный к летательному аппарату, подключают к входному патрубку 4, а шланг слива топливозаправщика подсоединяют к второму выходному патрубку 13, на пульте управления 19 устанавливают тумблер 20 в положение

«Регулированный слив», при этом на верхней панели 3 каркаса 2 загорается сигнальная лампа 80 у шарового крана 8 первого трех ручьевого раструба 6. Начинают подачу топлива из летательного аппарата и поворотом рукоятки 58 шарового крана 8 обеспечивают слив топлива в топливозаправщик. По указанию техника летательного аппарата, поворотом рукоятки 58 шарового крана 8, увеличивают или уменьшают темп слива топлива. После окончания слива топлива, рукоятку 58 шарового крана 8 возвращают в исходное положение, тумблер 20 также возвращают в исходное положение, сигнальная лампа 80 гаснет, а оставшееся в шланге топливозаправщика топливо отсасывается топливозаправщиком. Шланги нагнетания и слива отсоединяет от летательного аппарата и установки. Цикл работы «Регулируемый слив» закончен.

Установка позволяет расширить технологические возможности обслуживания различных летательных аппаратов за счет обеспечения выполнения различных операций по контролю их топливных систем без применения дополнительного технологического оборудования, исключая при этом потери топлива.

1. Установка для контроля топливных систем летательных аппаратов, содержащая платформу на колесном ходу с каркасом, оснащенным верхней панелью, смонтированные на платформе входной и первый выходной патрубки, имеющие возможность подсоединения к топливной системе летательного аппарата или к топливозаправщику, с патрубками имеют возможность соединения, соответственно, входной и выходной трубопроводы, а также линию слива топлива, первую систему нагнетания, включающую насос, к входу которого подсоединен входной трубопровод, а к выходу - трубопровод с фильтром и обратным клапаном, установленные на каркасе систему управления, пульт управления, табло, причем входной трубопровод соединен с мановакуумметром табло, а выходной трубопровод - с манометром табло, отличающаяся тем, что установка оснащена установленными на платформе вторым и третьим выходными патрубками, второй системой нагнетания, баком для топлива, блоком электроклапанов, первым и вторым устройствами контроля подачи топлива, двухручьевым раструбом, первым и вторым трехручьевыми раструбами, входной патрубок соединен с первым трехручьевым раструбом, оснащенным краном на каждом ручье, первый выходной патрубок соединен с двухручьевым раструбом, входы насосов первой и второй систем нагнетания, через входные трубопроводы подсоединены, к кранам первого трехручьевого раструба, к крану ручья которого также подсоединена входом линия слива, выход которой подсоединен к второму выходному патрубку, а выход трубопровода первой системы нагнетания подсоединен к одной из ветвей двухручьевого раструба первого выходного патрубка, к выходу насоса второй системы нагнетания подсоединен второй трехручьевой раструб с краном на каждом ручье, к каждому из кранов входом подсоединена линия нагнетания, первая из которых своим выходом подсоединена к второй ветви двухручьевого раструба первого выходного патрубка, выход второй линии нагнетания подсоединен ко второму выходному патрубку, при этом обе линии нагнетания выполнены в виде трубопровода с последовательно смонтированными фильтром и обратным клапаном, выход третьей линии нагнетания подсоединен к второй линии нагнетания, перед ее фильтром, при этом в третью линию нагнетания встроены регулятор давления с трубопроводом сброса топлива, и обратный клапан, блок электроклапанов включает три электроклапана, каждый из которых оснащен входным трубопроводом с тройником и выходным трубопроводом, соединенным с баком для топлива, при этом тройник входного трубопровода первого из электроклапанов трубопроводами соединен с входным патрубком и с мановакуумметром табло, тройник входного трубопровода второго электроклапана трубопроводами соединен с первым выходным патрубком и с манометром табло, тройник входного трубопровода третьего электроклапана трубопроводами соединен с вторым выходным патрубком и с вторым манометром табло, каждое из устройств контроля подачи топлива выполнено в виде корпуса с краном, к которому подведены входной и выходной трубопроводы, входной трубопровод первого устройства соединен с входным трубопроводом первой системы нагнетания, входной трубопровод второго устройства соединен с входным трубопроводом второй системы нагнетания, а их выходные трубопроводы имеют возможность соединения с баком для топлива, оснащенным насосом и выходным патрубком с обратным клапаном, соединенным с линией слива.

2. Установка для контроля топливных систем летательных аппаратов по п. 1, отличающаяся тем, что устройства контроля подачи топлива размещены на верхней панели каркаса каждое из них оснащено световым индикатором.

3. Установка для контроля топливных систем летательных аппаратов по п. 1, отличающаяся тем, что рукоятки шаровых кранов выведены на верхнюю панель каркаса и каждая из них оснащена световым индикатором.

4. Установка для контроля топливных систем летательных аппаратов по п. 1, отличающаяся тем, что каждое устройство контроля подачи топлива оснащено трубкой из прозрачного материала, размещенной между краном и выходным трубопроводом.



 

Похожие патенты:

Заявленное изобретение относится к комплексной сетевой системе для удаленных операций, которая распространяет методику неразрушающего контроля (НК), проводимого удаленным специалистом, на различные производственные процессы и процессы, осуществляемые во время эксплуатации.

Изобретение относится к топливным бакам летательных аппаратов. Корпус несущего топливного бака ЛА состоит из трех основных частей: передней части, средней герметичной, состоящей из корпуса переднего (10) и корпуса заднего (11), задней части, представляющей собой агрегатный отсек (12).

Изобретение относится к способу оценки вероятностей аварий изделий ракетно-космической техники с использованием стохастических сетевых моделей возникновения и развития аварийных ситуаций.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния ответственных элементов конструкции воздушных судов (ВС), а именно к диагностике состояния заделки остекления фонаря кабины, и может быть использовано для выявления наличия опасных дефектов.

Изобретение относится к области авиастроения и может применяться при сборке лопастей несущего винта вертолета, в частности для проведения технологической операции приклейки триммеров.

Изобретение относится к автоматизированному обнаружению повреждений конструкций. Интегрированная система для оценки состояния и контроля конструктивной платформы в полете содержит систему контроля степени исправности конструкции (SHM) и систему контроля рабочих нагрузок (OLM), соединенную с датчиками системы SHM.

Изобретение относится к робототехнике, в частности к способу и устройству для размещения роботов с использованием траверсы в производственной ячейке (10) для агрегата (14) фюзеляжа.

Изобретение относится к области авиационно-ракетной техники, а более конкретно к фюзеляжам ЛА. Фюзеляж беспилотного летательного аппарата содержит основной и отделяемый отсеки.

Группа изобретений относится к системе осмотра воздушного летательного аппарата и способу определения о нем информации. Система содержит беспилотный летательный аппарат и опорную станцию.

Изобретение относится к области авиастроения, и может применяться для сборки лопастей несущего винта вертолета, для проведения технологической операции сборки лонжерона, накладки противообледенительной системы и противовеса композитной лопасти несущего винта вертолета.

Изобретение относится к области испытаний летательных аппаратов. Способ проверки работоспособности газовых редукторов летательных аппаратов заключается в том, что объект испытаний (7) - газовый редуктор, смонтированный в составе пневматического испытательного стенда для проверки работоспособности газовых редукторов летательных аппаратов, вместе с самим пневматическим испытательным стендом размещают в термобарокамере (13). При этом с помощью термобарокамеры (13) имитируют условия окружающей среды при работе летательного аппарата, включая пониженную или повышенную температуру. При этом пневматический испытательный стенд содержит элементы, имитирующие пневмосистему летательного аппарата. Изобретение позволяет проводить проверку работоспособности газовых редукторов летательного аппарата при требуемых параметрах окружающей среды. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх