Устройство для сборки лопасти несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиастроения и может применяться при сборке лопастей несущего винта вертолета, в частности для проведения технологической операции приклейки триммеров. Устройство для сборки лопасти содержит средства фиксации лопасти, прижимной блок (5) с винтом (11) и средства индикации величины усилия прижима. Средства фиксации лопасти выполнены в виде ложемента (1) и прижимной пластины (2), соединенных посредством шпилек (3). Прижимной блок состоит из верхней планки (6) и нижней планки (8) со скошенными рабочими поверхностями (22). К верхней планке (6) закреплена шаровая опора (10) нажимного винта (11) струбцины (12). Нижняя часть струбцины (12) снабжена пружинным блоком (14), состоящим из неподвижного стакана (15) и подвижного стакана (16), между которыми находятся пружина сжатия (17) и ограничительный болт (18). На подвижном стакане (16) выполнены концентрические риски (19). Ложемент (1) выполнен с выборкой (20), которая повторяет теоретический контур носовой части лопасти. Обеспечивается усилие прижима, соответствующее необходимому давлению для приклеивания, повышение точности позиционирования устройства относительно лопасти и надежности фиксации. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиастроения и может применяться для сборки лопастей несущего винта вертолета для проведения технологической операции приклейки триммеров.

Известна конструкция стапеля для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта (патент RU №2112702, В64С 27/46; В64С 11/06, B64F 5/00, публ. 10.06.1998 г.), которая включает основание для установки лопасти, боковые прижимные колодки, снабженные нагревательными элементами, хвостовые прижимные колодки. Недостатком известного аналога является громоздкость конструкции, затрудняющей ее использование для ремонта лопастей в условиях эксплуатации вертолета.

Известно устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета (патент RU №2288138, В64С 27/46; В25В 5/00, публ. 10.06.1998 г.), которое содержит струбцину, выполненную в виде скобы, на концах которой посредством траверс шарнирно установлены самоориентирующиеся зажимные губки с встроенными электронагревательными приборами. Зажимные губки. соединены шаровыми шарнирами с траверсами. Траверсы смонтированы на шаровых шарнирах, опорный палец первого из них посредством резьбового соединения установлен на конце скобы, а опорный палец второго закреплен на первом плече рычага, который установлен с точкой опоры на шарнире, закрепленном на другом конце скобы. Второе плечо рычага контактирует с зажимным винтом, который установлен в гайке, закрепленной в скобе. На скобе по оси шарнира рычага закреплен стрелочный указатель, против которого на рычаге нанесены риски. Зажимные губки содержат стеклопластиковый кожух, в котором на алюминиевой пластине помещен плоский нагревательный элемент в виде зигзагообразной ленты с различной шириной по длине приклеиваемой поверхности, помещенной между резиновыми изоляторами. Между хвостовым отсеком и резиновыми изоляторами установлены термометры сопротивления, соединенные с регулятором тока.

Известные устройства применяются только для технологической операции приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета.

Техническая проблема, не решенная в известном устройстве, решение которой обеспечивается заявляемым изобретением, заключается в создании компактного устройства для бесстапельной сборки лопасти, применяемого при изготовлении и ремонте лопастей несущего винта вертолета для проведения технологической операции приклейки триммеров.

Технический результат заключается в упрощении конструкции, повышении точности при обеспечении усилия прижима, соответствующего необходимому давлению для приклеивания, снижении нагрузки на персонал, повышение точности позиционирования устройства относительно лопасти и надежности фиксации.

Технический результат достигается за счет того, что в устройстве для сборки лопасти, содержащем средства фиксации лопасти, прижимной блок 5 с винтом 11, и средства индикации величины усилия прижима, в соответствии с заявляемым изобретением, - средства фиксации лопасти выполнены в виде ложемента 1 и прижимной пластины 2, соединенных посредством шпилек 3, прижимной блок состоит из верхней планки 6 и нижней планки 8 со скошенными рабочими поверхностями 22, к верхней планке 6 закреплена шаровая опора 10 нажимного винта 11 струбцины 12, при этом нижняя часть струбцины 12 снабжена пружинным блоком 14, состоящем из неподвижного стакана 15 и подвижного стакана 16, между которыми находятся пружина сжатия 17 и ограничительный болт 18, на подвижном стакане 16 выполнены концентрические риски 19.

При этом ложемент 1 выполнен с выборкой 20, которая повторяет теоретический контур носовой части лопасти.

Кроме того, скошенные рабочие поверхности образуют клиновидный зазор 23.

Причем на поверхности выборки 20 ложемента 1, а также на скошенных рабочих поверхностях 22 планок 6 и 8 приклеены резиновые прокладки 21.

Наличие средств фиксации лопасти, выполненных в виде ложемента 1 и прижимной пластины 2, соединенных посредством шпилек 3, прижимного блока 5 и средств индикации в виде пружинного блока 14 на нижней части струбцины 12, который состоит из неподвижного стакана 15 и подвижного стакана 16, между которыми находятся пружина сжатия 17, с нанесенными рисками 19 на подвижном стакане 16, - направлено на упрощение конструкции, повышение точности при обеспечении усилия прижима и снижение нагрузки на персонал, т.к. устройство является мобильным, легким и компактным, в отличие от стапелей.

Выполнение ложемента 1 с выборкой 20, которая повторяет теоретический контур носовой части лопасти, а также наличие скошенных рабочих поверхностей, образующих клиновидный зазор - повышает точность позиционирования.

Применение пружинного блока 14 на нижней части струбцины 12, который состоит из неподвижного стакана 15 и подвижного стакана 16, между которыми находятся пружина сжатия 17, с нанесенными рисками 19 на подвижном стакане 16, - снижает нагрузку на персонал за счет удобства изготовления, тарирования и применения, повышает точность при обеспечении усилия прижима.

Наличие приклеенных резиновых прокладок 21 на поверхности выборки 20 ложемента 1 и на скошенных рабочих поверхностях 22 планок 6,8, - повышает точность позиционирования и надежность фиксации устройства, т.к. предотвращает соскальзывание с лопасти как устройства, так и триммера.

Устройство для сборки лопасти несущего винта вертолета поясняется чертежами:

на фиг. 1 - Устройство для сборки лопасти, вид сбоку;

на фиг. 2 - Устройство для сборки лопасти, вид спереди;

на фиг. 3 - Устройство для сборки лопасти, вид 3/4 сбоку;

на фиг. 4 - Комплект устройств вид сверху.

Устройство для сборки лопасти несущего винта вертолета состоит из средств фиксации лопасти, включающих ложемент 1, прижимную пластину 2, которые соединены посредством шпилек 3 с гайками 4, и прижимного блока 5.

Прижимной блок 5 состоит из верхней планки 6 с приклеенной резиновой прокладкой 7 и нижней планки 8 с приклеенной резиновой прокладкой 9. К верхней планке 6 на винтах крепится шаровая опора 10 нажимного винта 11 струбцины 12. Винт 11 имеет подвижную рукоятку 13. Нижняя часть струбцины 12 имеет пружинный блок 14 (средство индикации величины усилия прижима), состоящий из неподвижного стакана 15 и подвижного стакана 16, между которыми находится пружина сжатия 17. Ход стакана 16 ограничивает болт 18. На подвижном стакане 16 имеются концентрические риски 19.

Риски 19 получают путем тарирования пружинного блока 14 усилием, которое определяют из условия необходимого давления склеивания, площади склеивания и количества пружинных блоков 14 в прижимном блоке 5.

Конструкция применяемого пружинного блока 14 и способ тарирования прижимного усилия отличается простотой и высокой точностью по сравнению с прототипом, в котором тарируется рычаг. При достаточном рабочем ходе пружины 17 (15-20 мм) погрешность установки и визуального контроля усилия по риске незначительна и допустима для данной операции по сравнению с прототипом, в котором перемещение стрелки индикатора усилия сопоставим с погрешностью при визуальном контроле. Достаточный ход пружины 17 позволяет тарировать несколько усилий для одного устройства, и нанести несколько рисок, а так же тарировать интервал ограниченный минимальным и максимальным допустимыми усилиями прижима. Существенно облегчается визуальный контроль и повышается точность установки усилия прижима.

Стакан 16 на винтах фиксируют на нижней планке 8.

Фиксированное положение устройства на лопасти обеспечивают ложемент 1 и прижим 2. Ложемент 1 выполнен с выборкой 20 (выемкой), к которой приклеена прокладка 21. Выборка 20 повторяет теоретический контур носовой части лопасти в заданных сечениях, соответствующих приклеиваемому триммеру. Верхняя 6 и нижняя 8 планки выполнены со скошенными рабочими поверхностями 22, образующими клиновидный зазор 23, в который помещают триммер. Прокладки 7 и 9 приклеены к скошенным рабочим поверхностям 22 для предотвращения смещения устройства на лопасти за счет увеличения силы трения.

Для приклейки всех триммеров необходим комплект предлагаемых устройств, которые отличаются длиной рабочих поверхностей 22, формой выемки 20, длиной шпилек 3, а также положением риски 19 на стакане 16. Для представленной конфигурации лопасти разработан комплект из шести типоразмеров устройств, которые пронумерованы для простоты сборки (фиг. 4). Процесс сборки отражен в соответствующем техпроцессе.

Устройство работает следующим образом.

Предварительно подготавливают лопасть, наносят клеевой состав, устанавливают приклеиваемый триммер. Раскручивают гайки 4 и снимают ложемент 1 и прижим 2 с шпилек 3. Прижимной блок 5 устанавливают на приклеиваемый триммер. Ложемент 1 устанавливают напротив прижимного блока 5 на носовой части лопасти, затем устанавливают прижим 2, при помощи шпилек 3 и гаек 4 устройство фиксируют на лопасти. Устройство устанавливают на лопасть в требуемом сечении, которое определяется из условий положения приклеиваемого триммера. Затягивая гайки 4, устанавливают необходимый размер L для хорды 24, к примеру, посредством измерительной линейки, шаблона или распорных втулок.

Вращая рукоятки 13 винтов 11, создают усилие прижима, соответствующее необходимому давлению для приклеивания. Рукоятку 13 вращают до тех пор, пока риска 19 на стакане 16 не совпадут с торцом стакана 15. Пружина 17 обеспечивает постоянное необходимое давление склеивания. Аналогичным образом фиксируют каждое устройство, входящее в комплект. Таким образом, обеспечивается необходимое положение и равномерность прижима по площади склеивания. Затем выдерживают заданное время склеивания. Демонтаж устройства осуществляют в обратной последовательности.

1. Устройство для сборки лопасти, содержащее средства фиксации лопасти, прижимной блок (5) с винтом (11) и средства индикации величины усилия прижима, отличающееся тем, что средства фиксации лопасти выполнены в виде ложемента (1) и прижимной пластины (2), соединенных посредством шпилек (3), прижимной блок состоит из верхней планки (6) и нижней планки (8) со скошенными рабочими поверхностями (22), к верхней планке (6) закреплена шаровая опора (10) нажимного винта (11) струбцины (12), при этом нижняя часть струбцины (12) снабжена пружинным блоком (14), состоящим из неподвижного стакана (15) и подвижного стакана (16), между которыми находятся пружина сжатия (17) и ограничительный болт (18), на подвижном стакане (16) выполнены концентрические риски (19).

2. Устройство для сборки лопасти по п. 1, отличающееся тем, что ложемент (1) выполнен с выборкой (20), которая повторяет теоретический контур носовой части лопасти.

3. Устройство для сборки лопасти по п. 1, отличающееся тем, что скошенные рабочие поверхности образуют клиновидный зазор (23).

4. Устройство для сборки лопасти по пп. 1-3, отличающееся тем, что на поверхности выборки (20) ложемента (1), а также на скошенных рабочих поверхностях (22) планок (6 и 8) приклеены резиновые прокладки (21).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизированному обнаружению повреждений конструкций. Интегрированная система для оценки состояния и контроля конструктивной платформы в полете содержит систему контроля степени исправности конструкции (SHM) и систему контроля рабочих нагрузок (OLM), соединенную с датчиками системы SHM.

Изобретение относится к робототехнике, в частности к способу и устройству для размещения роботов с использованием траверсы в производственной ячейке (10) для агрегата (14) фюзеляжа.

Изобретение относится к области авиационно-ракетной техники, а более конкретно к фюзеляжам ЛА. Фюзеляж беспилотного летательного аппарата содержит основной и отделяемый отсеки.

Группа изобретений относится к системе осмотра воздушного летательного аппарата и способу определения о нем информации. Система содержит беспилотный летательный аппарат и опорную станцию.

Изобретение относится к области авиастроения, и может применяться для сборки лопастей несущего винта вертолета, для проведения технологической операции сборки лонжерона, накладки противообледенительной системы и противовеса композитной лопасти несущего винта вертолета.

Изобретение относится к узлам отсеков хранения внутри транспортных средств и направлено на осуществление возможности хранения большего количества ручной клади в отсеке хранения.

Изобретение относится к наземной противообледенительной обработке самолетов. Комплекс предотвращения проливов технологических жидкостей на летное поле аэродрома при предполетной обработке самолетов содержит выполненный из эластичного влагонепроницаемого материала поддон (3), снабженный надувными бортами (2), и мобильную станцию обслуживания (1), включающую блок распыления на поддон моющего средства и блок удаления с поддона жидкости.

Изобретение относится к роботизированной системе для выполнения сборки или технического обслуживания летательного аппарата или космического корабля. Система содержит первый робот (2), основание (5), подвижную роботизированную руку (6), содержащую первую соединительную часть (19), и первое средство (17) управления рукой (6).

Группа изобретений относится к устройству и способу помощи в дистанционной диагностике при проверке состояния двигателя воздушного судна, машиночитаемому носителю информации.

Изобретение относится к области авиастроения. Обтекатель (1) для летательного аппарата выполнен с закрываемым проемом (4) с концевой (5), корневой (6) и промежуточными (7, 8) створками, фиксируемыми к обтекателю разъемными соединениями (9).

Изобретение относится к области авиастроения, и может применяться для сборки лопастей несущего винта вертолета, для проведения технологической операции сборки лонжерона, накладки противообледенительной системы и противовеса композитной лопасти несущего винта вертолета.
Наверх