Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, использующих блок совмещённых насосов, состоящих из центробежной ступени (ЦС) низкой напорности и шестерённой ступени (ШС) высокой напорности. Центробежно-шестерённый насос (ЦШН) содержит корпус, в котором расположены ЦС с рабочим колесом, выполненным в виде крыльчатки, кинематически связанной с ведущей шестерней и (ШС), состоящей из ведущей и ведомой шестерни, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках. В подшипниках выполнены кольцевые и продольные проточки, а в крыльчатке - отверстия для протока рабочей жидкости, поступающей из полости входа в (ШС). Конструкция позволяет использовать для отвода тепла из зон трения (по торцам и цапфам шестерен) топливо с более низкой температурой - со входа в (ШС), что уменьшает износ подшипников, увеличивает КПД и ресурс насоса. 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, использующих блок совмещённых насосов, состоящих из центробежной ступени низкой напорности (ЦС) и шестерённой ступени высокой напорности (ШС).

Известен шестеренный насос (см. патент РФ №2263822, F04C2/08 от 01.06.2001 г.), содержащий две шестерни с цапфами и подшипники скольжения, в которых вращаются цапфы каждой шестерни насоса. В указанном устройстве дополнительный отвод тепла из зоны контакта цапф шестерён с подшипниками скольжения производится за счёт подачи в зону контакта рабочей жидкости высокого давления с выхода шестерённого насоса (ШН), которая проходит по зазору между цапфами шестерён и подшипниками скольжения в зону входа в ШС.

Недостатком данного устройства является использование для удаления тепла из зон трения, по торцам и цапфам шестерен рабочей жидкости с выхода из ШН, нагретой после прохождения через ШС высокого давления, что снижает ресурс и КПД насоса, а также увеличивает степень износа подшипников скольжения.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является центробежно-шестерённый насос (ЦШН) (см. патент РФ №2260715, F04D13/12 от 09.02.2004 г.), содержащий ЦС с рабочим колесом и ШС с ведущей и ведомой шестернями, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках скольжения. В указанном прототипе используется такая же схема охлаждения (удаление тепла из зон трения по торцам и цапфам шестерен осуществляется рабочей жидкостью с выхода из ШС, нагретой после прохождения через ШС высокого давления).

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является уменьшение износа подшипников, а также увеличение КПД и ресурса ЦШН.

Для достижения указанного технического результата в ЦШН, содержащем корпус, в котором расположены ШС с ведущей и ведомой шестернями, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках-подпятниках скольжения (далее - подшипниках), ЦС с крыльчаткой (рабочим колесом, кинематически связанной с ведущей шестерней), в крыльчатке выполнены отверстия, а в подшипниках-подпятниках кольцевые и продольные проточки, расположенные в зонах трения торцами и цапфами шестерен и соединяющие вход в ШС со входом в ЦС, через отверстия, выполненные в крыльчатке.

Выполнение в подшипниках проточек, а в крыльчатке отверстий для протока рабочей (охлаждающей) жидкости, поступающей из полости входа в ШС позволяет уменьшить износ подшипников, а также увеличить КПД и ресурс ЦШН.

Конструкция предлагаемого ЦШН представлена на фиг. 1. На фиг. 2 представлено направление потока рабочей жидкости в подвижных подшипниках. На фиг.3 представлено направление потока рабочей жидкости в неподвижных подшипниках.

В корпусе 1, между крышкой 2 и фланцем 3 располагаются ЦС и ШС, состоящие из подвижных подшипников 4, 5 и неподвижных подшипников 6, 7, в которых установлены на цапфах ведущая 8 и ведомая 9 шестерни. На ведущей шестерни 8 соосно установлена крыльчатка 10 ЦН с отверстиями 11. На торцах подшипников 4, 5, 6, 7 выполнены кольцевые проточки 12-15, и подведённые к ним в зоне контакта с цапфами продольные проточки 16-19.

Центробежно-шестерённый насос работает следующим образом:

От привода двигателя крутящий момент передаётся на ведущую шестерню 8 и крыльчатку 10.

Рабочая жидкость поступает на вход ЦС через отверстие в крышке 2 под давлением Рвх и выталкивается под давлением Рцн на вход в ШС.

Ведомая шестерня 9 приводится во вращение от ведущей шестерни 8 и они образует (совместно) ШС высокой напорности. Жидкость со входа в ШС (давление Рцн) подается в зоны трения по торцам шестерен через кольцевые проточки 12-15 подшипников 4-7 и далее по подведенным к подшипникам продольным проточкам 16-19 (см. фиг.2 и фиг.3) поступает в полость А, при этом жидкость отводит тепло из зон трения от разогретых деталей качающего узла ШС. Нагретая жидкость выводится из полости А на вход в ЦС через отверстия 11 в крыльчатке 10, тем самым унося избыточное тепло из ШС. Помимо охлаждающей функции продольные проточки 16-19 выполняют функцию смазки цапф шестерён.

Такое техническое решение позволяет уменьшить износ подшипников, а также увеличить КПД ЦШН, так как для охлаждения не расходуется жидкость высокого давления, и ресурс ЦШН, так как температура на входе в ШС ниже температуры на выходе из ШС.

Центробежно-шестерённый насос, содержащий корпус, в котором расположены шестерённая ступень с ведущей и ведомой шестернями, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках-подпятниках, и центробежная ступень с рабочим колесом, выполненным в виде крыльчатки, кинематически связанной с ведущей шестерней, отличающийся тем, что в крыльчатке выполнены отверстия, а в подшипниках-подпятниках - кольцевые и продольные проточки, расположенные в зонах трения с торцами и цапфами шестерен и соединяющие вход в шестеренную ступень со входом в центробежную ступень через отверстия, выполненные в крыльчатке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосным станциям, используемым в мелиорации, водоснабжении и т.п. Способ регулирования относится к мелиоративной насосной станции, содержащей по меньшей мере один центробежный насос со всасывающим и напорным трубопроводами, сообщенными соответственно с источником жидкости и через задвижку с потребителем, струйный аппарат, установленный во всасывающем трубопроводе центробежного насоса, и линию рециркуляции с задвижкой, сообщающую струйный аппарат с напорным трубопроводом.

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть применено для одновременно-раздельной эксплуатации продуктивных пластов насосными установками. Способ включает разработку двух продуктивных пластов одной скважиной по технологической схеме «ЭЦН-СШН».

Изобретение относится к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит шестерни 2, размещенные в расточках корпуса 1 и установленные на валах 3, расположенных в опорных подшипниках 4, каналы 9, выполненные в ступицах шестерен 2 с заборными отверстиями 16 для подвода жидкости в межзубовые полости 10, дросселирующие иглы 13, установленные перед отверстиями 16 с возможностью осевого перемещения и снабженные устройством для ограничения хода иглы 13.

Способ борьбы с гидроударом в напорных трубопроводах центробежных насосов включает установку на напорном трубопроводе (2) сети после основного насоса (1) обратного клапана (4) и задвижки (3), а также установку параллельно основному дополнительного насоса (5) с обратным клапаном (7) и задвижкой (6).

Группа изобретений касается управления работой насосной системы (НС), насосные агрегаты (НА) которой, например на площадях фонтанов, могут вводиться в эксплуатацию в разном количестве и эксплуатироваться с разным числом оборотов.

Изобретение относится к области осушения месторождений, а именно к рудничному водоотливу. Главная рудничная водоотливная установка содержит центробежные секционные насосы (1), погружной насос (4) с подставкой для лучшей устойчивости, водосборник (2) главного водоотлива.

Насосная система содержит модель управления в режиме постоянного давления, имеющую логический, компараторный или ПИД-контроллер и насосную модель, имеющую один или более работающих насосов.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Нагнетающий насос содержит шестеренный рабочий орган, который включает установленные на параллельных валах два колеса, наделяя каждое с торцов подпятниками.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к нагнетающим насосам маслосистемы ТРД. Нагнетающий насос (НН) выполнен сблокированным с откачивающим насосом в составе корпуса маслоагрегата.

Изобретение относится к авиадвигателестроению и касается устройства насоса, используемого в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Двухсекционный центробежно-шестеренный насос содержит корпус, выполненный в виде двух полуразъемов, образующих замкнутую полость.

Изобретение относится к насосным установкам с электрическим приводом и может быть использовано для откачки нефтепродуктов и других вязких и особо вязких сред из стационарных и подвижных емкостей.
Наверх