Способ эксплуатации технического оборудования сортировочной горки и система управления такой горкой

Изобретение относится к способу эксплуатации сортировочной горки (10). Для этого способ осуществляют путем фиксирования посредством блока (60) датчиков, по меньшей мере, измеренного параметра, относящегося, по меньшей мере, к кинематическому измеренному параметру отцепа (40) в виде вагона или вагонной группы (41, 42), осуществляют процесс роспуска отцепа (40), по меньшей мере, от другого транспортного средства (30) с учетом, по меньшей мере, одного зафиксированного измеренного параметра, а также, по меньшей мере, эталонного параметра. В случае, если с помощью, по меньшей мере, одного зарегистрированного измеренного параметра кинематического измеренного параметра или с помощью, по меньшей мере, одного значения, полученного из, по меньшей мере, одного измеренного параметра, а также с помощью, по меньшей мере, одного эталонного параметра, обнаружится, что, по меньшей мере, один зарегистрированный измеренный параметр или, по меньшей мере, одно полученное из него значение лежит в ожидаемой области значений, то делают вывод о соответствии процесса роспуска отцепа заданным показателям. В результате обеспечивается возможность своевременного выявления проблем в процессе роспуска отцепов. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

На сортировочных станциях в виде сортировочных горок в рамках процесса роспуска отцепы в виде вагонов или группы вагонов с заданной скоростью надвигают на сортировочную горку. При этом сцепку соответствующих вагонов в заданных постах секционирования между отцепами соответственно расцепляют или отсоединяют. Соответственно после прохождения центром тяжести отцепа верхней точки сортировочной горки отцеп ускоряется под действием силы тяжести и отделяется от другого отцепа, т.е. от оставшихся вагонов надвига. Образующиеся при этом разрывы или промежутки между отцепами необходимы для обеспечения возможности перестановки стрелок и, тем самым, с одной стороны, для направления каждого отцепа на соответствующий путь и, с другой стороны, для предотвращения взаимного столкновения следующих отцепов.

Для обеспечения максимально возможной производительности сортировочной горки заданную для локомотива скорость надвига для каждого отцепа рассчитывают, как правило, таким образом, чтобы обеспечить между следующими друг за другом отцепами соответствующие разрывы, соответствующие по длине соответствующе необходимой минимальной длине. Скорость фактического образования соответствующих разрывов между отцепами и их длина в соответствующий момент времени зависит, как правило, от ходовых качеств соответствующего отцепа и от характеристик соответствующего рельсового парка или сортировочной горки. При этом учитывают соответствующее влияние предпочтительно при расчете соответствующей скорости надвига. На практике, однако, возможны проблемы или ошибки, вызывающие изменение фактически возникающих промежутков или их отклонение от расчетных параметров, что вызывает непредусмотренный роспуск соответствующего отцепа от другого транспортного средства в виде следующего отцепа или сортировочного локомотива. Это имеет место, в частности, при запоздалом открывании вагонной сцепки в заданном посте секционирования. На практике это имеет место, в частности, у вагонов с центральной буферной сцепкой. Кроме этого соответствующе проблемы возникают при задании между сортируемыми вагонами на один пост секционирования больше или на один пост секционирования меньше. Существует также возможность отклонения параметров фактического роспуска от расчетных параметров роспуска по причине значительно более низких ходовых качеств отцепа по сравнению с расчетными. Как правило, при этом для ходовых качеств отцепа принимают сценарий „worst case“ (наихудший вариант). Если же ходовые качества отцепа ниже заданного „наихудшего варианта”, это также приводит к тому, что в процессе сортировки между следующими друг за другом отцепами возникают или могут возникнуть промежутки, слишком короткие и вызывающие, тем самым, повышенные риски, в частности, углового удара. При этом в зависимости от соответствующей причины сокращение промежутка возможно до или после инициирующего схода отцепа. Независимо от фактической причины в соответствующих случаях необходимо незамедлительно остановить процесс сортировки для предотвращения дальнейшего ущерба, а также несчастных случаев. Для предотвращения опасных ситуаций, а также, в частности, т.н. засланных вагонов в этом случае предпочтительно максимально возможное раннее распознавание проблемных ситуаций.

В основу данного изобретения положена задача, предложить способ эксплуатации технического оборудования сортировочной горки, обеспечивающий возможность своевременного распознавания в процессе сортировки проблем, связанных с процессом роспуска отцепов.

Эту задачу решают согласно данному изобретению посредством способа эксплуатации технического оборудования сортировочной горки, причем посредством системы датчиков регистрируют, по меньшей мере, измеренный параметр относительно, по меньшей мере, кинематического измеренного параметра отцепа в виде вагона или группы вагонов и с учетом, по меньшей мере, зафиксированного измеренного параметра, а также, по меньшей мере, контрольного параметра осуществляют проверку правильности роспуска отцепа, по меньшей мере, от другого транспортного средства.

В рамках способа по данному изобретению, по меньшей мере, одним другим транспортным средством может являться другой следующий впереди отцеп, другой следующий позади отцеп или сортировочный локомотив.

В основу способа по данному изобретению положена идея возможности заранее и своевременно выявить ошибки в характере роспуска отцепа, по меньшей мере, другого транспортного средства в виде другого отцепа или сортировочного локомотива на основе кинематического измеренного параметра отцепа. Например, существует возможность определить правильность процесса роспуска отцепа на основе, по меньшей мере, соответствующего измеренного параметра кинематической измеренной величины с учетом, по меньшей мере, эталонной величины. Если на основе, по меньшей мере, одного зафиксированного измеренного параметра кинематической измеренной величины (или, по меньшей мере, полученного измеренного параметра с привлечением в отдельных случаях других данных или измеренных параметров), а также, по меньшей мере, одного эталонного параметра, выявляют, что, по меньшей мере, один измеренный параметр (или, по меньшей мере, один полученный на этой основе параметр) соответствует заданной области значений, то делают вывод о соответствии процесса роспуска отцепа заданным показателям. За счет этого процесс роспуска отцепа, по меньшей мере, от другого транспортного средства, т.е. от сортировочного локомотива, впереди идущего и/или позади идущего отцепа, осуществляют, исходя из отсутствия ошибки или проблемы, ухудшающей процесс роспуска отцепов. Конкретно это означает, что в случае успешного осуществления можно исходить из того, что при конкретном роспуске посты секционирования расставлены правильно и своевременное открывание сцепки осуществлено в месте отделения. Кроме этого успешное осуществление роспуска отцепов позволяет сделать вывод, что ходовые качества соответствующего отцепа не уступают принятому наихудшему варианту.

Одновременно, неосуществленный роспуск, по меньшей мере, от другого транспортного средства свидетельствует о наличии одной из указанных проблем. Независимо от соответствующей конкретной причины это приводит к опасности сокращения промежутка между соответствующим отцепом и идущим впереди или позади отцепом или уже к его наличию. Это означает возможность выявления в процессе осуществления угрожающих проблем в рамках роспуска. Предпочтительно это обеспечивает возможность устранения возможного ущерба или грозящей аварии посредством соответствующего реагирования или, по меньшей мере, уменьшения вероятности или тяжести соответствующего ущерба. При этом предпочтительно существует возможность сравнительно своевременного и достоверного выявления отклонения неправильного роспуска от заданного параметра с помощью измеренной величины кинематического параметра роспуска, а также, по меньшей мере, соответствующего контрольного параметра. Согласно приведенным выкладкам соответствующее раннее выявление чрезвычайных ситуаций или проблем и ошибок обеспечивает возможность своевременного принятия мер безопасности, предотвращающих опасные ситуации или засланные вагоны.

Преимуществом способа по данному изобретению является изначальное наличие в техническом оборудовании сортировочной горки систем датчиков, предназначенных кроме своей непосредственной или изначальной функции, по меньшей мере, для фиксирования, по меньшей мере, одного измеренного значения кинематического измеренного параметра. Соответствующее применение уже установленной измерительной техники обеспечивает преимущества, в частности, относительно необходимых для реализации способа по данному изобретению издержек и затрат.

Согласно одному из особенно предпочтительных вариантов осуществления способ по данному изобретению модернизирован таким образом, что, по меньшей мере, один измеренный параметр относится, по меньшей мере, к следующим кинематическим измеренным параметрам: по меньшей мере, моменту прохождения, по меньшей мере, временного отрезка, по меньшей мере, скорости, по меньшей мере, ускорению. Это предпочтительно, так как указанные кинематические измеренные параметры обеспечивают возможность сделать вывод о роспуске соответствующего отцепа. При этом на практике от конкретных условий, например от имеющихся на горке блоков датчиков или от используемых для управления алгоритмов, зависит использование в качестве кинематического измеренного параметра, по меньшей мере, момента прохождения, по меньшей мере, временного отрезка, по меньшей мере, скорости или, по меньшей мере, ускорения. Также существует возможность сочетания друг с другом нескольких указанных параметров и их использования в качестве кинематических измеренных параметров. Независимо от типа используемого кинематического измеренного параметра для осуществления роспуска можно использовать, в частности, по меньшей мере, и параметры, полученные или выведенные, по меньшей мере, из одного кинематического измеренного параметра.

В зависимости от типа соответствующего кинематического измеренного параметра, а также от типа соответствующего эталонного параметра роспуск отцепа осуществляют принципиально разными способами.

Предпочтительно способ по данному изобретению может быть модернизирован, чтобы роспуск отцепа, по меньшей мере, от другого транспортного средства осуществляли на основе сравнения, по меньшей мере, одного эталонного параметра с зафиксированным, по меньшей мере измеренным параметром или на основе сравнения, по меньшей мере, одного эталонного параметра, по меньшей мере, с параметром, полученным, по меньшей мере, из зафиксированного параметра. Это предпочтительно, так как сравнение зафиксированного, по меньшей мере, одного измеренного параметра или, по меньшей мере, измеренного параметра, полученного, по меньшей мере, из одного измеренного параметра, по меньшей мере, с одним эталонным параметром обеспечивает возможность осуществления роспуска отцепа сравнительно простым и, тем самым, в частности, быстрым способом.

Предпочтительно способ по данному изобретению может быть также модернизирован, чтобы из зафиксированного измеренного параметра в виде моментов прохождения получить, по меньшей мере, параметр ускорения и осуществить роспуск отцепа, по меньшей мере, от другого транспортного средства на основе сравнения, по меньшей мере, эталонного параметра в виде эталонного, по меньшей мере, с одним зафиксированным параметром ускорения. Это предпочтительно, так как обеспечивает сверхпредпочтительную возможность выявить неосуществленный роспуск отцепа на основе одного или нескольких параметров ускорения. Например, в основу положено, в частности, прогнозирование роспуска возможных отцепов или расчеты возможного и/или фактического ускорения отцепов, за счет чего способ по данному изобретению в случае использования параметров ускорения может быть с относительно малыми затратами интегрирован в существующее управление роспуском.

В другом, особенно предпочтительном варианте осуществления способа по данному изобретению в качестве эталонного ускорения применяют, по меньшей мере, пороговое значение минимального ускорения отцепа. Для этого, например, необходимо, чтобы ускорение отцепа соответствовало или превышало минимальное ускорение в заданный момент времени, в заданной ситуации или в заданном месте. При этом конкретная величина минимального ускорения зависит от соответствующих условий и может составлять, например, 0,1m/s2. Дополнительно или в отдельных случаях альтернативно использованию минимального ускорения в качестве эталонного ускорения принципиально существует возможность использования для максимального ускорения порогового значения. В этом случае можно, например, проверить вхождение ускорения отцепа в допустимый или осуществимый диапазон параметров.

Предпочтительно способ по данному изобретению может быть осуществлен также путем роспуска отцепа, по меньшей мере, от другого транспортного средства после запланированного перехода отцепа в свободный накат. Это обеспечивает преимущество ускорения отцепа к этому моменту времени, что обеспечивает возможность надежного роспуска отцепа от другого транспортного средства.

В рамках способа по данному изобретению в качестве блока датчиков используют принципиально известные блоки датчиков любого типа. При этом, однако, необходимо выполнение соответствующего блока датчиков, по меньшей мере, для фиксирования, по меньшей мере, одного измеренного параметра, относящегося к кинематическому измеренному параметру отцепа.

В другом, особенно предпочтительном варианте осуществления способа по данному изобретению применяют блок датчиков, включающий, по меньшей мере, колесный датчик, и фиксируют параметры в виде времени прохождения. Это предпочтительно, так как техническое оборудование сортировочных горок и так часто включает колесные датчики для управления процессом роспуска. В зависимости от соответствующих условий, а также выполнения соответствующих колесных датчиков блок датчиков включает при этом один или несколько колесных датчиков. Так, например, блок датчиков включает, например, два колесных датчика на небольшом расстоянии друг от друга, причем колесные датчики выполнены одно- или двухканальными. Альтернативно этому, например, применяют один двухканальный колесный датчик, называемый также двойным датчиком.

Необходимо указать на то, что в рамках данного изобретения колесным датчиком называют любое устройство для фиксирования параметров колес или осей рельсового транспортного средства. Это имеет место независимо от конкретного принципа действия, а также независимо от того, включает ли соответствующее устройство только один компонент на одной стороне рельса или несколько компонентов на одной или на двух сторонах рельса. В последнем случае колесный датчик включает, по меньшей мере, передающее устройство и, по меньшей мере, принимающее устройство. В зависимости от конкретного типа выполнения и использования колесные датчики в смысле данного изобретения известны также под понятиями “пункт регистрации прохождения колес”, “пункт регистрации прохождения осей”, “рельсовый контакт” или “путевой контакт”.

Предпочтительно способ по данному изобретению отличается также использованием блока датчиков, по меньшей мере, с колесным датчиком для регистрации начала процесса роспуска и/или, по меньшей мере, для регистрации расстояния между осями. Преимуществом этого является установка колесных датчиков указанного предназначения в техническом оборудовании сортировочных горок в местах, обеспечивающих в рамках способа по данному изобретению использование соответствующего колесного датчика по его предназначению.

По меньшей мере, один эталонный параметр определяют принципиально разными способами.

В другом, особенно предпочтительном варианте осуществления способа по данному изобретению процесс роспуска отцепа, по меньшей мере, от другого транспортного средства осуществляют, дополнительно учитывая сортировочный лист, включающий в том числе данные о предусмотренных в последовательности отцепов мест секционирования. Это предпочтительно, так как предусмотренные в последовательности отцепов места секционирования значительно влияют на кинематические характеристики соответствующего отцепа. Кроме этого в отдельных случаях учитывают и другую информацию, например длину, количество осей и/или вес отдельных вагонов или отцепов. Конкретно существует возможность осуществления процесса роспуска, обеспечивающего превышение ускорением отцепа минимального ускорения в ситуации, когда детектировано минимальное число осей, а также, когда согласно сортировочному листу отцеп прошел верхнюю точку сортировочной горки, по меньшей мере, на две трети своей длины. Соответствующие условия при этом обеспечивают возможность прохождения центром тяжести отцепа верхней точки и соответственно возможность ускорения отцепа под действием силы тяжести.

В другом, особенно предпочтительном варианте модернизации способа по данному изобретению в случае выявления неосуществленного процесса роспуска отцепа, по меньшей мере, от другого транспортного средства выдают предупредительный сигнал. Это предпочтительно, так как соответствующий предупредительный сигнал обеспечивает возможность инициировать необходимые контрмеры и реагирование. Предупредительный сигнал выдают при этом, с одной стороны, в рамках системы управления сортировочной горкой, за счет чего система управления автоматически инициирует необходимые меры. Альтернативно или дополнительно существует возможность выдачи, например, оптического или акустического предупредительного сигнала персоналу для информирования о выявленной проблеме.

Предпочтительно в способе по данному изобретению процесс роспуска останавливают по предупредительному сигналу. Это предпочтительно, так как это предотвращает возникновение опасных ситуаций из-за непредусмотренного процесса роспуска отцепа или появление засланных вагонов. Независимо от этого, как правило, по возможности инициируют операции управления техническим оборудованием сортировочной горки для предотвращения соответствующих опасных ситуаций или появления засланных вагонов также касательно уже роспущенных отцепов или, по меньшей мере, для минимизирования возможных последствий и рисков.

Для своевременного выявления неосуществленного процесса роспуска отцепов фиксируют, по меньшей мере, один измеренный параметр предпочтительно как можно ближе к верхней точке сортировочной горки сортировочной станции. Таким образом, посредством блока датчиков фиксируют, по меньшей мере, один измеренный параметр по предпочтительному варианту модернизированного способа по данному изобретению не далее 20 метров, в частности, не далее 10 метров за верхней точкой сортировочной горки сортировочной станции. При этом соответствующее указание расстояния относится к направлению роспуска, так что соответствующий отцеп в момент фиксирования, по меньшей мере, одного измеренного параметра, как правило, уже, по меньшей мере, частично прошел верхнюю точку горки.

Кроме этого изобретение включает устройство управления техническим оборудованием сортировочной горки. При этом устройство управления по данному изобретению отличается тем, что оно включает средство для осуществления способа по данному изобретению или для осуществления одного из указанных предпочтительных вариантов модернизации способа по данному изобретению.

Преимущества устройства управления по данному изобретению соответствуют преимуществам способа по данному изобретению или его предпочтительным вариантам модернизации и поэтому делается ссылка на приведенные выше выкладки.

Далее изобретение более подробно раскрыто на основе примеров его осуществления, показанных на фигурах, на которых изображено:

Фигура 1 – техническое оборудование сортировочной горки с пояснительной схемой примера осуществления способа по данному изобретению и

Фигура 2 – диаграмма параметров ускорения в качестве функции места для пояснения примера осуществления способа по данному изобретению.

На фиг. 1 показано техническое оборудование сортировочной горки 10 с пояснительной схемой примера осуществления способа по данному изобретению, на которой расположены – сортировочный локомотив 20, а также отцепы 30 и 40, состоящие из группы вагонов соответственно с двумя состыкованными вагонами 31 и 32 или 41 и 42. При этом относительно направления роспуска речь идет в отцепе 40 о „переднем вагоне” или “впереди идущем отцепе”, а в отцепе 30 о „заднем вагоне” или “позади идущем отцепе”.

Условным обозначением 50 на фиг. 1 показана высшая точка сортировочной горки. Это означает, что в показанной на фиг. 1 ситуации вагон 42 уже полностью прошел высшую точку, а вагон 41 уже прошел ее примерно наполовину. Согласно показанному промежутку между отцепами 30 и 40 вследствие этого отцеп 40, т.е. группа вагонов 41 и 42, отцеплен от отцепа 30 и движется от воздействия силы тяжести отцепа 40 вправо в направлении сортировочной зоны или соответствующего сортировочного пути подгорочного парка.

Посредством соответствующего автоматического управления сортировочным локомотивом 20 скорость надвига последующего отцепа 30 выбирают таким образом, чтобы обеспечить пространственный промежуток между отцепами 40 и 30, достаточный для необходимой перестановки стрелок и для предотвращения соприкосновения отцепов 40 и 30 при движении на путях сортировочной горки. Существенным условием этого является отделение отцепа 40 от отцепа 30 прогнозируемым способом. Так, например, задержка открывания вагонной сцепки между вагонами 41 и 42 в посте секционирования привела бы к тому, что отцеп 40 не получил бы или получил бы с задержкой свободное ускорение и, тем самым, не был бы обеспечен достаточный промежуток между отцепами 40 и 30. Таким же образом отцеп 40 получил бы ускорение позже прогнозированного времени, если соответствующая вагонная группа сохранялась бы дольше запланированного времени из-за нехватки одного поста секционирования. На схеме по фиг. 1 это соответствовало бы, например, неотделению вагона 42 в точке отделения от вагона 41. Это привело бы к отсутствию ускорения соответствующей вагонной группы, так как центр тяжести вагонной группы еще не перешел бы высшую точку 50 сортировочной горки. Наоборот, возможна также ситуация, при которой из-за ошибочного наличия лишнего поста секционирования отцеп или вагонная группа сохранялась бы меньше запланированного времени и, следовательно, получала бы ускореннее раньше прогнозированного времени. В рамках фиг. 1 эта ситуация представлена образованием двух независящих друг от друга отцепов. В этом случае передний вагон 42 переходит в свободный накат с переходом его центром тяжести высшей точки 50 сортировочной горки и, тем самым, получает ускорение раньше запланированного времени. В этом случае это вызвало бы опасность слишком короткого промежутка или отстояния вагона 42 от непоказанного на фиг. 1 идущего впереди отцепа. Наряду с указанными проблемами из-за задержки открывания вагонной сцепки или ошибочного назначения точки отделения возникает также возможность того, что ходовые качества отцепа 40 будут хуже принятого “наихудшего варианта”. Это также может привести к тому, что отстояние от идущего сзади отцепа 30 будет недостаточным, и, тем самым, возникнет угроза, что отцеп 30 нагонит отцеп 40.

Для максимально своевременного и надежного выявления соответствующих проблем сортировочная горка 10 имеет блок 60 датчиков в виде, по меньшей мере, колесного датчика. При этом блок 60 датчиков по фиг. 1 в целях наглядности показан только с одним колесным датчиком. В интересах надежного и точного фиксирования измеренных параметров, обеспечивающих определение скорости каждой оси отцепов 40 и 30, блок 60 датчиков может иметь также несколько, в частности два, колесных датчиков. При этом соответствующие колесные датчики расположена с отстоянием друг от друга, обеспечивающим возможность точного определения скорости соответствующих осей на основе зафиксированного обоими колесными датчиками времени прохождения. Для этого оба колесные датчики блока 60 датчиков расположены с отстоянием 75 см друг от друга.

Для предотвращения недоразумений здесь необходимо настоятельно указать на то, что на фиг. 1 показана только схема. Это, в частности, означает, что позиции и отстояния показанных компонентов не масштабированы или не соответствуют принятым на практике параметрам. Так, например, положение блока 60 датчиков может совпадать с высшей точкой сортировочной горки. Таким образом, техническое оборудование сортировочных горок часто включает т.н. “контакты горки”, предназначенные для выявления начала процесса роспуска, а также начала отслеживания осей и дополнительно используемые в рамках далее описанного способа для осуществления роспуска отцепа 40 от последующего отцепа 30. Соответствующее “многоцелевое использование” предпочтительно потому, что предпочтительным образом предотвращает инсталляцию дополнительной измерительной техники для реализации способа.

В рамках описанного примера осуществления способа по данному изобретению при эксплуатации сортировочной горки 10 посредством блока 60 датчиков фиксируют, по меньшей мере, измеренный параметр, относящийся к кинематическому измеренному параметру отцепа 40. При этом, по меньшей мере, один параметр относится, по меньшей мере, к кинематическому измеренному параметру в виде, по меньшей мере, момента времени прохождения, по меньшей мере, продолжительности, по меньшей мере, скорости и/или, по меньшей мере, ускорения. В данном случае следует принять, что из моментов времени прохождения блока 60 датчиков, фиксируемых согласно предыдущим выкладкам обоими колесными датчиками на сортировочной горке, для каждой оси фиксируют измеренные параметры в виде моментов времени прохождения. Не показанный на Фигуре блок 60 датчиков, расположенный централизованно или децентрализовано, обеспечивает возможность определения скорости для каждой оси отцепа 40 на основе моментов времени прохождения, а также на основе известного отстояния друг от друга колесных датчиков блока 60 датчиков (или в случае только одного датчика двойного предназначения зафиксированных моментов времени прохождения и известного отстояния друг от друга систем датчиков). На основе последовательных осевых параметров скорости затем определяют или высчитывают, по меньшей мере, параметр ускорения отцепа 40. С учетом этого, по меньшей мере, параметра ускорения (и, тем самым, по меньшей мере, опосредованно и зафиксированного измеренного параметра, лежащего в его основе), а также, по меньшей мере, эталонного параметра затем посредством устройства управления осуществляют процесс роспуска отцепа 40 от дополнительного транспортного средства 30 в виде следующего сзади отцепа. Это происходит в рамках описанного примера осуществления в виде сравнения, по меньшей мере, одного зафиксированного параметра ускорения, полученного из зафиксированных измеренных параметров в виде моментов времени прохождения, по меньшей мере, с одним эталонным параметром в виде эталонного ускорения, называемого также пороговым значением ускорения. Эталонным ускорением является при этом минимальное ускорение, составляющее, например, 0,1 m/s2.

Решение о принятии процесса роспуска отцепа 40 за осуществленный принимают предпочтительно в ситуации, в которой отцеп 40 по плану или предварительному прогнозу достиг свободного наката. Предпочтительно процесс роспуска отцепа 40, по меньшей мере, от дополнительного транспортного средства 30 осуществляют при этом, в том числе, с учетом сортировочного листа, содержащего данные о предусмотренных постах секционирования между следующими друг за другом отцепами 40 и 30, а также о количестве осей у отцепов 40, 30. Это обеспечивает возможность учесть в рамках осуществления роспуска наличие между отцепами 40 и 30 поста секционирования. При управлении роспуском на основе сортировочного листа также известно количество осей у отцепа 40 или сколько осей должен иметь. Если на основе первых моментов времени прохождения или сообщений о прохождении от блока 60 датчиков или от его колесного датчика или от его колесных датчиков выходит, что отцеп 40 уже прошел высшую точку сортировочной горки явно больше, чем на половину своей длины, то можно сделать вывод о том, что это относится также к центру тяжести отцепа 40 (альтернативно местоположение центра тяжести и, тем самым, предполагаемую или самую позднюю точку отделения рассчитывают по осевой нагрузке отцепов из данных сортировочного листа). Следовательно, в этой ситуации отцеп 40 получил ускорение или уже ускорился и при этом достиг минимального ускорения 0,1 m/s2, указанного ранее в качестве примера, или превысил его. Если это не так, то процесс роспуска отцепа 40 от отцепа 30 (или в отдельных случаях от другого отцепа перед отцепом 40) считают неосуществленным. Это означает наличие неполадки в виде отсутствия поста секционирования или запоздалого открывания центральной буферной сцепки. Для индикации этого выдают предупредительный сигнал и затем останавливают процесс роспуска. В зависимости от конкретной ситуации инициируют или дают распоряжение на дополнительные меры безопасности. Если в отличие от этого согласно норме процесс роспуска отцепа 40 от другого транспортного средства или отцепа 30 считают осуществленным, нет необходимости в специальных действиях, т.е. процесс роспуска продолжают.

Необходимо указать на то, что на Фигуре 1 есть указание на дополнительный блок 70 датчиков, также с колесным датчиком или с несколькими колесными датчиками. Этот дополнительный блок 70 датчиков, например, с двумя колесными датчиками в зоне фоторелейной решетки для фиксирования поста секционирования используют в качестве альтернативы или совместно с блоком 60 датчиков в рамках ранее описанного способа осуществления процесса роспуска отцепа 40 от другого транспортного средства 30.

Далее способ более подробно описан на основе Фигуры 2.

На Фигуре 2 показана диаграмма параметров ускорения в качестве функции места для пояснения примера осуществления способа по данному изобретению.

Условным обозначением 100 на Фигуре 2 показана кривая измерений, иллюстрирующая выявленный согласно описанию Фигуры 1 процесс ускорения а отцепа 40 в качестве функции места первой оси отцепа 40.

Кроме этого на Фигуре 2 показано нижнее пороговое значение 110 и верхнее пороговое значение 120 ускорения а отцепа 40 в качестве функции места s. При этом из нижнего порогового значения 110 и из верхнего порогового значения 120 вытекают исключенные области значений 130 и 140, заштрихованные на Фигуре 2. Пары величин в этих исключенных областях значений 130, 140 обычно не возникают при нормальном процессе роспуска, а в случае их появления свидетельствуют о неосуществленном процессе отделения отцепа 40 от отцепа 30.

Так, например, наличие значения в исключенной области значений 130 показывает, что отцеп 40 отделился от отцепа 30 с запозданием от графика. Причиной этого может служить отсутствие поста секционирования, запоздалое открывание сцепки между отцепами 40 и 30 или плохие ходовые качества отцепа 40. Аналогично этому наличие значения в исключенной области значений 140 означает, что отцеп 40 отделился от отцепа 30 с опережением графика. Причиной этого может служить ошибка в расстановке постов секционирования в виде дополнительного поста секционирования, слишком близкое расположение поста секционирования к голове состава или в отдельных случаях и слишком высокие ходовые качества отцепа 40.

Независимо от конкретной причины этого параметр ускорения отцепа 40 в одной из исключенных областей значений 130 или 140 будут свидетельствовать о неосуществленном или о неправильном процессе роспуска отцепа 40 от отцепа 30. Тем самым, в этом случае – как было указано ранее – соответствующее устройство управления эмитирует предупредительный сигнал, а процесс роспуска останавливают. Это предотвращает опасные ситуации из-за недостаточных промежутков между следующими друг за другом отцепами и связанными с этим столкновениями или засланными вагонами. В зависимости от конкретной ситуации для уже роспущенных отцепов принимают дополнительные меры безопасности, например, в виде безопасного перевода стрелок. При этом проверяют ускорение а отцепа 40 в разных местах s или только в одном месте s. Последнее определяют, например, переходом центром тяжести отцепа 40 высшей точки 50 сортировочной горки и его переходом в свободный накат.

Необходимо указать на то, что в рамках описанного способа используют и другие типы блоков датчиков. Так, например, возможно, в частности, прямое или непосредственное измерение скорости иди ускорения отцепа 40. для этого блок 60 датчиков имеет, например, по меньшей мере, колесный датчик.

В соответствии с исполнением по описанным ранее примерам осуществления преимуществом способа по данному изобретению является, в частности, возможность своевременного и достоверного выявления неосуществленного процесса роспуска следующих друг за другом отцепов 40, 30. При этом блок 60 датчиков устанавливают в описанном примере выполнения предпочтительно рядом с высшей точкой 50 сортировочной горки, т.е. предпочтительно не далее 20 м, более предпочтительно не далее 10 м за высшей точкой 50 сортировочной горки сортировочной станции. Предпочтительно блоком 60 датчиков является в этом случае колесный датчик или несколько колесных датчиков, что и так уже предусмотрено для других задач на сортировочной горке 10. Соответствующее использование уже установленного измерительного оборудования дает преимущества относительно трудоемкости и стоимости осуществления способа по данному изобретению. Это обеспечивает возможность своевременного осуществления процесса роспуска отцепа 40 от отцепа 30 и, тем самым, предотвращения или сокращения нарушений процесса роспуска с учетом измеренного параметра кинематической измеренной величины или полеченного из нее параметра, например, в виде ускорения, рассчитанного колесными датчиками на основе моментов времени прохождения и, по меньшей мере, соответствующего эталонного параметра.

1. Способ эксплуатации сортировочной горки (10), при котором

- посредством блока (60) датчиков фиксируют, по меньшей мере, измеренный параметр, относящийся, по меньшей мере, к кинематическому измеренному параметру отцепа (40) в виде вагона или вагонной группы (41, 42), и

- с учетом, по меньшей мере, зафиксированного измеренного параметра, а также, по меньшей мере, эталонного параметра осуществляют проверку правильности роспуска отцепа (40), по меньшей мере, от другого транспортного средства (30),

отличающийся тем, что в случае, если с помощью, по меньшей мере, одного зарегистрированного измеренного параметра кинематического измеренного параметра или с помощью, по меньшей мере, одного значения, полученного из, по меньшей мере, одного измеренного параметра, а также с помощью, по меньшей мере, одного эталонного параметра, обнаружится, что, по меньшей мере, один зарегистрированный измеренный параметр или, по меньшей мере, одно полученное из него значение лежит в ожидаемой области значений, то делают вывод о соответствии процесса роспуска отцепа заданным показателям.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, по меньшей мере, один измеренный параметр относится, по меньшей мере, к одному из следующих кинематических параметров:

по меньшей мере, к времени прохождения,

по меньшей мере, к продолжительности,

по меньшей мере, к скорости,

по меньшей мере, к ускорению.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что процесс роспуска отцепа (40), по меньшей мере, от другого транспортного средства (30) осуществляют на основе сравнения, по меньшей мере, одного эталонного параметра с зафиксированным, по меньшей мере, одним измеренным параметром или на основе сравнения, по меньшей мере, одного эталонного параметра, по меньшей мере, с одним параметром, полученным из зафиксированного параметра.

4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что

из зафиксированных параметров в виде моментов времени прохождения получают, по меньшей мере, параметр ускорения и

процесс роспуска отцепа (40), по меньшей мере, от другого транспортного средства (30) осуществляют на основе сравнения, по меньшей мере, одного эталонного параметра в виде эталонного ускорения с полученным, по меньшей мере, одним параметром ускорения.

5. Способ по п. 4, отличающийся тем, что в качестве эталонного ускорения используют, по меньшей мере, пороговое значение минимального ускорения отцепа (40).

6. Способ по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что процесс роспуска отцепа (40), по меньшей мере, от другого транспортного средства (30) осуществляют после запланированного перехода отцепа (40) в свободный накат.

7. Способ по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что

используют блок (60) датчиков, включающий, по меньшей мере, колесный датчик, и

фиксируют измеренные параметры в виде моментов времени прохождения.

8. Способ по п. 7, отличающийся тем, что

по моментам времени прохождения определяют скорости отдельных осей отцепа (40) и

из скоростей нескольких осей вычисляют, по меньшей мере, параметр ускорения отцепа (40).

9. Способ по п. 7 или 8, отличающийся тем, что используют блок (60) датчиков, включающий, по меньшей мере, колесный датчик для выявления начала процесса роспуска и/или, по меньшей мере, колесный датчик для детектирования межосевых расстояний.

10. Способ по любому из пп. 1-9, отличающийся тем, что процесс роспуска отцепа (40), по меньшей мере, от другого транспортного средства (30) осуществляют, дополнительно учитывая сортировочный лист, содержащий данные о постах секционирования, предусмотренных между следующими друг за другом отцепами (40, 30).

11. Способ по любому из пп. 1-10, отличающийся тем, что при выявлении неосуществленного роспуска отцепа (40), по меньшей мере, от другого транспортного средства (30) эмитируют предупредительный сигнал.

12. Способ по п. 11, отличающийся тем, что по предупредительному сигналу останавливают процесс роспуска.

13. Способ по любому из пп. 1-12, отличающийся тем, что по меньшей мере, один измеренный параметр фиксируют посредством блока (60) датчиков не далее 20 м, в частности, не далее 10 м за высшей точкой (50) сортировочной горки сортировочной станции.

14. Устройство управления техническим оборудованием сортировочной горки (10), отличающееся тем, что устройство управления включает средства для осуществления способа по любому из пп. 1-13.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам блокирования стрелки стрелочного перевода. Система содержит датчики контроля наличия подвижной единицы, сеть передачи данных от датчиков, устройство обработки данных, полученных от датчиков, и исполнительный элемент с возможностью размыкания рабочей цепи двигателя стрелки при получении от датчиков информации о наличии подвижной единицы в зоне стрелочного привода.

Изобретение относится к средствам формирования информационной модели поезда. В способе используют пункт считывания параметров поезда, в состав которого входят контрольные участки (КУ) пути, ограниченные реверсивными датчиками колеса (РД), расположенными на пути следования поезда и подключенными к соответствующим входам блока обработки данных, осуществляющего анализ последовательностей занятия и освобождения контрольных участков колесными парами подвижного состава, по результатам которого определяют принадлежность каждой колесной пары той или иной подвижной единице.

Изобретение относится к рельсовому транспорту, к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано в системах управления движением локомотивов при маневровой работе на станции, а именно при автоматизации управления маневровым локомотивом при надвиге и роспуске составов на сортировочной горке.

Изобретение относится к средствам диагностики состояния железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе используют по меньшей мере два автоматизированных рабочих места - автоматизированное рабочее место механика и автоматизированное рабочее место электромеханика, компьютеры которых подсоединены через концентратор к контроллерам устройств ЖАТ, совместно эти компьютеры представляют собой линейный пункт диагностирования (ЛПД).

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для автоматизации технологического процесса на сортировочной горке. В способе определяют ходовые свойства вагонов для корректировки работы подсистемы автоматического роспуска составов горочного комплекса, содержащего взаимоувязанный с путевыми устройствами и исполнительным оборудованием комплекс программно-аппаратных средств, объединенных в несколько промышленных компьютеров и предназначенных для расчета переменной скорости роспуска, контроля расцепа отцепов, управления маршрутами движения отцепов, контроля хода роспуска с контролем заполнения путей подгорочного парка, регулирования скоростей скатывания отцепов, учета накопления вагонов, оперативного управления и отображения хода роспуска и обмена информацией с автоматизированной системой управления сортировочной станцией, горочный комплекс информационно объединяют с автоматической системой контроля подвижного состава, причем данные о ходовых свойствах каждого вагона, определенные по признакам неисправности - нагрева буксовых узлов, используют для предварительного построения прогнозируемой модели движения отцепов по горке.

Изобретение относится железнодорожной автоматике. В способе средствами диагностики подвижного состава определяют нагрев буксового узла, формируют информационное сообщение, содержащее данные о кодах станций, времени обнаружения нагретого буксового узла, порядковом номере вагона и степени нагрева узла, информация передается на сервер графика исполненного движения, из которого в комплекс диагностики передают информацию о номере поезда, для отслеживания нагрева буксовых узлов на протяжении нескольких станций и выявления динамики развития нагрева поврежденного буксового узла, отображают переданную информацию на экране.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике на сортировочных станциях для контроля заполнения пути. Устройство содержит две волоконно-оптические линии, на контролируемом участке вдоль рельсовой линии на ее противоположных сторонах, одна из линий подключена к источнику монохроматического излучения и состоит из последовательно соединенных оптических Y-разветвителей, при этом выход каждого из них соединен с последующим через оптический усилитель, другая линия подключена к фотоприемнику и состоит из последовательно соединенных оптических Y-объединителей, каждый из которых расположен напротив соответствующего Y-разветвителя, при этом второй выход Y-разветвителя, вход которого подключен к источнику монохроматического излучения, соединен со вторым входом Y-объединителя, подключенного выходом к фотоприемнику, второй выход каждого последующего Y-разветвителя соединен посредством установленного под рельсовой линией датчика на основе брэгговской решетки со вторым входом расположенного напротив него Y-объединителя, а первый выход последнего в линии Y-разветвителя соединен посредством установленного под рельсовой линией датчика на основе брэгговской решетки с первым входом расположенного напротив него Y-объединителя.

Изобретение относится к способу эксплуатации маневровой сортировочной горки (10). Способ осуществляют таким образом, чтобы определять для соответствующих отцепов (100, 101) в виде спускаемых вагонов или групп вагонов по меньшей мере значение сопротивления от крутизны кривой на пути соответствующего отцепа (100, 101) и управлять по меньшей мере путевым замедлителем (60, 70) с учетом по меньшей мере одного полученного значения сопротивления от крутизны кривой.

Техническое решение относится к постовым устройствам централизации для управления исполнительными устройствами железнодорожного пути. Периферийный пост включает стойку, содержащую монтажную раму, предназначенную для постоянного крепления к опорной поверхности или к стене для монтажа, имеющую переднюю сторону и противоположную заднюю сторону, а также первые разъемы на задней стороне, приспособленные для электрического соединения с концами кабелей; опорную удерживающую раму для модулей, предназначенную для размещения указанных модулей и приспособленную для соединения с монтажной рамой посредством подтягивания опорной удерживающей рамы к монтажной раме с передней стороны, чтобы достигнуть положения сцепления, причем опорная удерживающая рама содержит множество установочных мест для подключения внутри них указанных модулей.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Система включает сервисное устройство, автоматизированное рабочее место электромеханика, безопасное устройство управления горочными стрелками и светофорами, выполненное с возможностью реализации безопасного контроля состояния горочных стрелок и сигналов, а также управления горочными стрелками и сигналами с исключением выдачи несанкционированного управляющего воздействия, посредством безопасных микропроцессорных блоков управления, а также автоматизированное рабочее место дежурного по сортировочной горке АРМ ДСПГ.

Изобретения относятся к испытанию железнодорожных вагонов. Испытательный комплекс содержит горку с участком железнодорожного пути, электрическую лебедку, вагон-боек, вагоны-подпор, тормозные башмаки, динамометрическую автосцепку, устройство сцепления троса лебедки с вагоном-бойком, устройство измерения скорости.
Наверх