Система дистанционного контроля поставки материальных и технических ресурсов для восстановления объектов инфраструктуры

Предлагаемая система относится к области технических средств контроля и регистрации перемещения специальной строительной техники и может быть использована при поставке материальных и технических ресурсов трейлерами и специальными машинами для восстановления объектов инфраструктуры. Система содержит на каждом контролируемом объеме датчик 1 давления, датчик 2 положения кузова, элемент И 3, блок 4 кодирования, передатчик 5, датчик 11 расхода топлива, датчик 12 пройденного пути, генератор 13 высокой частоты, фазовый манипулятор 14, усилитель 15 мощности, приемопередающую антенну 16, приемную антенну 33, приемник 34 GPS-сигналов, микропроцессор 35, дуплексер 36, перемножители 37, 38, 53 и 54, узкополосные фильтры 39 и 55, фильтры 40 и 56 нижних частот, демодуляторы 51 и 52 сложных ФМН-сигналов, блок 59 вычитания, фазоинвертор 57 и 58. Пункт контроля содержит приемную антенну 17, усилитель 18 высокой частоты, дешифратор 7, блок 8 регистрации, элемент 9 запрета, формирователь 10 длительности импульсов, перемножители 24, 25, 62 и 63, узкополосные фильтры 26 и 64, смеситель 21 и 70, блок 19 поиска, гетеродины 20 и 69, усилители 21 и 71 промежуточной частоты, коррелятор 72, пороговый блок 73, дополнительный блок 32 регистрации, счетчик 30 расхода топлива, счетчик 31 пройденного пути, амплитудный детектор 23, ключ 28 и 74, частотомер 29, демодуляторы 60 и 61 сложных ФМН-сигналов, фазоинверторы 66, 67, 76, 79 и 82, приемопередающую антенну 41, приемник 42 GPS-сигналов, вычислительную машину 43, блок 44 кодирования, передатчик 45, генератор 46 высокой частоты, фазовый манипулятор 47, усилитель 48 мощности, дуплексер 49, полосовые фильтры 78 и 81, сумматоры 77, 80 и 83. Технический результат - повышение избирательности и помехоустойчивости панорамного приемника и достоверности обмена дискретной информацией между контролируемой техникой и пунктом контроля путем подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по интермодуляционным каналам и каналу прямого прохождения. 3 ил.

 

Предлагаемая система относится к области технических средств контроля и регистрации перемещения специальной строительной техники и может быть использована при поставке материальных и технических ресурсов трейлерами и специальными машинами для восстановления объектов инфраструктуры.

Известны системы и устройства для учета перевозимого груза автосамосвалами, автотягачами, мусоровозами и т.п. (авт. свид. СССР №215.536, 477.330, 498.636, 695.508, 769.581, 830,447, 1.123.041; патенты РФ №2.184.992, 2.243.592, 2.619.200, 2.628.986, 2.656.972, 2.699.451; патент ЕР №0.985.525; Храмцов Ю.В., Фигурнов Н.В., Шур О.З. Современные методы получения и обработки экспериментальных данных при испытаниях автомобилей. НИИ автопром. М., 1975 и другие).

Из известных систем и устройств наиболее близкой к предлагаемой является «Система дистанционного контроля за транспортировкой высокотехнологичных строительных модулей» (патент РФ №2.699.451, G07C 5/00, 2018), которая и выбрана в качестве прототипа. Известная система обеспечивает подавление ложных сигналов (помех), принимаемых по зеркальным и комбинационным каналам, и узкополосных помех, принимаемых по основанию каналу.

Однако в панорамном приемнике известной системы существуют и интермодуляционные каналы, и канал прямого прохождения.

Если несущая частота помехи равна промежуточной частоте ωпр, то образуется канал прямого прохождения.

Если два или более мощных сигналов одновременно попадают в полосу частот Δωп1, расположенную «слева» от полосы протекания Δωп панорамного приемника (фиг. 4), или в полосу частот Δωп2, расположенную «справа» от полосы пропускания Δωп панорамного приемника (фиг. 5), то на нелинейных элементах образуются сигналы интермодуляционных частот, которые могут попадать в полосу пропускания Δωп панорамного приемника, т.е. образуются интермодуляционные каналы приема (фиг. 4, фиг. 5).

Наличие ложных сигналов (помех), принимаемых по каналу прямого прохождения и интермодуляционным каналом, приводит к снижению избирательности и помехоустойчивости панорамного приемника и достоверности обмена дискретной информацией между контролируемой техникой и пунктом контроля.

Технической задачей изобретения является повышение избирательности и помехоустойчивости панорамного приемника и достоверности обмена дискретной информацией между контролируемой техникой и пунктом контроля путем подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по интермодуляционным каналам и каналу прямого прохождения.

Поставленная задача решается тем, что система дистанционного контроля поставки материальных и технических ресурсов для восстановления объектов инфраструктуры, содержащая на каждой контролируемой технике последовательно включенные датчик давления, элемент И, второй вход которого соединен с выходом датчика положения кузова, блок кодирования, второй и третий входы которого соединены с выходами датчиков расхода топлива и пройденного пути соответственно, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности, дуплексер, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом первого фильтра нижних частот, первый узкополосный фильтр, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом дуплексера, и первый фильтр нижних частот, последовательно включенные приемную антенну, приемник GPS-сигналов и микропроцессор для выполнения навигационных расчетов, выход которого соединен с четвертым входом блока кодирования, последовательно подключенные к выходу дуплексера третий перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго фазоинвертора, второй узкополосный фильтр, первый фазоинвертор, четвертый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом дуплексера, второй фильтр нижних частот и второй фазоинвертор, к выходу первого фильтра нижних частот подключен блок вычитания, второй вход которого соединен с выходом второго фильтра нижних частот, а выход подключен к второму входу микропроцессора для выполнения навигационных расчетов, а на пункте контроля последовательно включенные приемную антенну, приемник GPS-сигналов, вычислительную машину для выполнения навигационных расчетов, блок кодирования, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности, дуплексер, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной и усилитель высокой частоты, последовательно включенные первый смеситель, второй вход которого через первый гетеродин соединен с выходом блока поиска, первый усилитель промежуточный частоты, коррелятор, пороговый блок, второй ключ, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя промежуточной частоты, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом первого фильтра нижних частот, первый узкополосный фильтр, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго ключа, и первый фильтр нижних частот, последовательно подключенные к выходу второго ключа, третий перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго фазоинвертора, второй узкополосный фильтр, первый фазоинвертор, четвертый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго ключа, второй фильтр нижних частот и второй фазоинвертор, к выходу первого фильтра нижних частот подключен блок вычитания, второй вход которого соединен с выходом второго фильтра нижних частот, а выход подключен к входу дешифратора, последовательно подключенные к выходу второго ключа амплитудный детектор, первый ключ, второй вход которого соединен со вторым выходом первого гетеродина, частотомер и дополнительный блок регистрации, второй, третий и четвертый входы которого соединены непосредственно и через счетчик расхода топлива и счетчик пройденного пути с соответствующими выходами дешифратора, пятый вход дополнительного блока регистрации соединен с выходом блока кодирования, при этом к выходам дешифратора подключены по числу контролируемых объектов исполнительные блоки, каждый из которых состоит из последовательно подключенных к выходу дешифратора элемента запрета, блока регистрации и формирователя длительности импульсов, выход которого соединен с запрещающим входом элемента запрета, причем к выходу блока поиска последовательно подключены второй гетеродин, второй смеситель, второй усилитель промежуточной частоты и коррелятор, частоты первого ωr1 и второго ωr2 гетеродинов разнесены на удвоенное значение промежуточной частоты

и выбраны симметричными относительно несущей частоты ωс основного канала приема

отличается от ближайшего аналога тем, что панорамный приемник снабжен двумя полосовыми фильтрами, тремя сумматорами, третьим узкополосным фильтром, третьим, четвертым и пятым фазоинверторами, причем к выходу усилителя высокой частоты последовательно подключены третий узкополосный фильтр, третий фазоинвертор, первый сумматор, второй вход которого соединен с выходом усилителя высокой частоты, первый полосовой фильтр, четвертый фазоинвертор, второй сумматор, второй вход которого соединен с выходом первого сумматора, второй полосовой фильтр, пятый фазоинвертор и третий сумматор, второй вход которого соединен с выходом второго сумматора, а выход подключен к первым входам первого и второго смесителей.

Структурная схема бортового оборудования системы, устанавливаемого на каждой технике, представлена на фиг. 1. Структурная схема стационарного оборудования системы, устанавливаемого на пункте контроля, представлена на фиг. 2. Частотные диаграммы, иллюстрирующие образование дополнительных каналов приема, изображены на фиг. 3, 4 и 5.

Система содержит на каждом контролируемом объекте последовательно включенные датчик 1 давления, элемент И 3, второй вход которого соединен с выходом датчика 2 положения кузова, блок 4 кодирования, второй и третий входы которого соединены с выходами датчика 11 расхода топлива и датчика 12 пройденного пути соответственно, фазовый манипулятор 14, второй вход которого соединен с выходом генератора 13 высокой частоты, усилитель 15 мощности, дуплексер 36, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной 16, первый перемножитель 37, второй вход которого соединен с выходом первого фильтра 40 нижних частот, первый узкополосный фильтр 39, второй перемножитель 38, второй вход которого соединен с выходом дуплексера 36, первый фильтр 40 нижних частот и блок 59 вычитания. К выходу дуплексера 36 последовательно подключены третий перемножитель 53, второй вход которого соединен с выходом второго фазоинвертора 58, второй узкополосный фильтр 55, первый фазоинвертор 57, четвертый перемножитель 54, второй вход которого соединен с выходом дуплексера 36, второй фильтр 56 нижних частот и второй фазоинвертор 58. Второй вход блока 59 вычитания соединен с выходом второго фильтра 56 нижних частот. К выходу приемной антенны 33 последовательно подключены приемник 34 GPS-сигналов и микропроцессор 35 для выполнения навигационных расчетов, второй вход которого соединен с выходом блока 59 вычитания, а выход подключен к четвертому входу блока 4 кодирования. Генератор 13 высокой частоты, фазовый манипулятор 14 и усилитель 15 мощности образуют передатчик 5. Первый 37 и второй 38 перемножители, первый узкополосный фильтр 39 и первый фильтр 40 нижних частот образуют первый демодулятор 51 сложных ФМН-сигналов. Третий 53 и четвертый 54 перемножители, второй узкополосный фильтр 55, второй фильтр 56 нижних частот, первый 57 и второй 58 фазоинверторы образуют второй демодулятор 52 сложных ФМН-сигналов.

Система содержит на пунктах контроля последовательно включенные приемную антенну 17, приемник 42 GPS-сигналов, вычислительную машину 43, блок 44 кодирования, фазовый манипулятор 47, второй вход которого соединен с выходом генератора 46 высокой частоты, усилитель 48 мощности, дуплексер 49, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной 41, усилитель 18 высокой частоты, третий узкополосный фильтр 75, третий фазоинвертор 76, первый сумматор 77, второй вход которого соединен с выходом усилителя 18 высокой частоты, первый полосовой фильтр 78, четвертый фазоинвертор 79, второй сумматор 80, второй вход которого соединен с выходом первого сумматора 77, второй полосовой фильтр 81, пятый фазоинвертор 82, третий сумматор 83, второй вход которого соединен с выходом второго сумматора 80, первый смеситель 21, второй вход которого через первый гетеродин 20 соединен с выходом блока 19 поиска, первый усилитель 22 промежуточной частоты, второй ключ 74, первый перемножитель 24, второй вход которого соединен с выходом первого фильтра 27 нижних частот, первый узкополосный фильтр 26, второй перемножитель 25, второй вход которого соединен с выходом ключа 74, первый фильтр 27 нижних частот и блок 68 вычитания. К выходу ключа 74 последовательно подключены третий перемножитель 62, второй вход которого соединен с выходом второго фазоинвертора 67, второй узкополосный фильтр 64, первый фазоинвертор 66, четвертый перемножитель 63, второй вход которого соединен с выходом ключа 74, второй фильтр 65 нижних частот и второй фазоинвертор 67. Второй вход блока 68 вычитания соединен с выходом второго фильтра 65 нижних частот, а выход подключен к входу дешифратора 7, к выходам которого подключены по числу контролируемых объектов исполнительные блоки, каждый из которых состоит из последовательно подключенных к выходу дешифратора 7 элемента 9 запрета, блока 8 регистрации и формирователя 10 длительности импульсов, выход которого соединен с запрещающим входом элемента 9 запрета. При этом к выходу ключа 74 последовательно подключены амплитудный детектор 23, ключ 28, второй вход которого соединен со вторым выходом гетеродина 20, частотомер 29 и дополнительный блок 32 регистрации, второй, третий и четвертый входы которого соединены непосредственно и через счетчик 30 расхода топлива и счетчик 31 пройденного пути с соответствующими выходами дешифратора 7.

Пятый вход дополнительного блока 32 регистрации соединен с выходом блока 44 кодирования. Первый 24 и второй 25 перемножители, первый узкополосный фильтр 26 и первый фильтр 27 нижних частот образуют первый демодулятор 60 сложных ФМН-сигналов. Третий 62 и четвертый 63 перемножители, второй узкополосный фильтр 64, второй фильтр 65 нижних частот, первый 66 и второй 67 фазоинверторы образуют второй демодулятор 61 сложных ФМН-сигналов. Усилитель 18 высокой частоты, блок 19 поиска, гетеродины 20 и 69, смесители 21 и 70, усилители 22 и 71 промежуточной частоты, коррелятор 73, пороговый блок, ключ 74, первый 60 и второй 61 демодуляторы сложных ФМН-сигналов образуют панорамный приемник 6. Генератор 46 высокой частоты, фазовый манипулятор 47 и усилитель 48 мощности образуют передатчик 45. Приемные антенны 33 и 17 контролируемой техники и пункта контроля через каналы радиосвязи соединены с передающими антеннами спутников 50.i (i=1, 2, …, 24) навигационной системы «Навстар» или «Глонасс». Приемопередающие антенны 16 контролируемых объектов через каналы дуплексной радиосвязи соединены с приемопередающей антенной 41 пункта контроля.

Система дистанционного контроля поставки материальных и технических ресурсов для восстановления объектов инфраструктуры работает следующим образом.

При подъеме кузова с высокотехнологичными строительными модулями давление в масляной магистрали подъема кузова увеличивается, датчик 1 давления выдает сигнал на элемент И 3. Последний выдает сигнал только тогда, когда на него поступает также сигнал от датчика 2 положения кузова, который выдает сигнал лишь при поднятом в верхнее положение кузове. При наличии двух сигналов от датчика 1 давления и датчика 2 положения кузова элемент И 3 выдает сигнал на первый вход блока 4 кодирования.

При движении техники сигналы от датчика 11 расхода топлива и датчика 12 пройденного пути в виде серии импульсов также поступают на второй и третий входы блока 4 кодирования соответственно.

Предлагаемая система использует сигналы навигационной системы «Навстар» («Глонасс») для определения местоположения контролируемой техники.

Глобальная навигационная система «Навстар» («Глонасс») предназначена для передачи навигационных сигналов, которые могут приниматься одновременно во всех регионах мира. В состав данной системы входят космический сегмент, состоящий из 24 КА 50.i (i=1, 2, …, 24), сеть наземных станций наблюдения за их работой и пользовательский сегмент (навигационные приемники GPS-сигналов).

Передатчики, установленные на спутниках навигационной системы «Навстар», излучают сигнал с фазовой манипуляцией (ФМН):

где Uc, ωс, ϕс, Тс - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность сигнала;

ϕk(t)={0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M(t), причем ϕk(t)=const ϕk(t) при kτэ<t<(k+1)τэ и может изменяться скачком при t=kτэ, т.е. на границах между элементарными посылками (k=1, 2, …, n-1):

τэ, n - длительность и количество элементарных посылок, из которых составлен сигнал длительностью Тсс=nτэ).

В качестве модулирующего кода M(t) используется псевдослучайная последовательность длительностью в 1023 символа (код С/А).

Указанный сигнал принимается навигационными приемниками 34 и 42 контролируемой техники и пункта контроля. Приемник 34 GPS-сигналов последовательно захватывает с помощью приемной антенны 33 и обрабатывает ФМН-сигналы каждого спутника 50.i (i=1, 2, …, 24) из выбранного созвездия. При этом приемник 34 попеременно использует два основных режима работы: режим приема информации и навигационный режим.

В режиме приема информации принимаются данные эфемерид и поправок времени, необходимые для навигационного режима, и производится более редкие (через одну минуту) навигационные измерения. В навигационном режиме каждую секунду уточняется местоположение техники и выдаются основные навигационные данные.

Микропроцессор 35, входящий в состав бортового комплекса техники, выполняет две функции: обслуживает приемник и производит навигационные расчеты. Первая заключается в выборе рабочего созвездия спутников, вычислении данных целеуказания, хранении оценок фазы кода и несущей синхронизации по видам, кадрам и управления работой приемника, например, переключением из режима приема информации в навигационный режим и обратно.

Вторая функция микропроцессора 35 состоит в расчете эфемерид, определении координат местоположения техники. Кроме того, микропроцессор 35 производит выбор рабочего созвездия из четырех спутников и рассчитывает доплеровский сдвиг частоты ФМН-сигнала каждого спутника. Далее приемник 34 последовательно осуществляет поиск и захват сигналов спутников, работая с ними по одной минуте (всего 4 минуты на созвездие).

Приемник 34 работает в навигационном режиме до тех пор, пока геометрия расположения спутников остается удовлетворительной или пока не устарели эфемериды. Для обновления эфемерид навигационный режим прерывается и приемник 34 вводится в повторный режим приема информации. При этом соблюдается та же последовательность операций, как и в начальном режиме. Такой порядок чередования режимов происходит автоматически на протяжении всего времени движения техники.

Для определения двух координат местоположения (широта и долгота) техники необходимы измерения от трех спутников. В данном приемнике информация от четвертого «лишнего» спутника может оказаться необходимой во время различных маневров техники, когда возможно затенение сигналов одного или более спутников.

Информация о местоположении техники из микропроцессора 35 поступает на четвертый вход блока 4 кодирования. Блок 4 кодирования формирует модулирующий код M1(t), в котором «зашита» информация о номерном знаке техники, количестве подъема кузова с материальными ресурсами, расходе топлива, пройденном пути и местоположении техники. Модулирующий код M1(t) содержит N1 элементарных посылок длительностью τэ. При этом первые n элементарных посылок несут в цифровом виде информацию о номерном знаке техники, m элементарных посылок отводятся количеству подъема кузова со строительным грузом, элементарных посылок сообщает о расходе топлива, z элементарных посылок отражают пройденный путь и q элементарных посылок несут информацию о местоположении техники .

Модулирующий код M1(t) с выхода блока 4 кодирования поступает на первый вход фазового манипулятора 14, на второй вход которого подается гармоническое колебание с выхода генератора 13

где U1, ω1, ϕ1, Т1 - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность гармонического колебания.

На выходе фазового манипулятора 14 образуется ФМН-сигнал

который после усиления в усилителе мощности 15 через дуплексер 36 поступает в приемопередающую антенну 16 и излучается ею в эфир.

Следует отметить, что каждой технике присущ свой модулирующий код Mi(t) и несущая частота ω1(i=1, 2, …, S), где S - количество контролируемой техники.

На пункте контроля поиск ФМН сигналов, принадлежащей различной технике, осуществляется с помощью панорамного приемника 6. Для этого блок 19 поиска периодически с периодом Тп по пилообразному закону изменяет частоты ωr1 первого 20 и ωr2 второго 69 гетеродинов.

Причем частоты ωr1 и ωr2 первого 20 и второго 69 гетеродинов разнесены на удвоенное значение промежуточной частоты

и выбраны симметричными относительно несущей частоты ωс основного канала приема (фиг. 3)

Это обстоятельство приводит к удвоению числа дополнительных каналов приема, но создает благоприятные условия для их подавления за счет корреляционной обработки принимаемых сигналов.

Принимаемый ФМН сигнал u2(t) с выхода приемопередающей антенны 41 через дуплексер 49, усилитель 18 высокий частоты и сумматоры 77, 80 и 83, у которых работает только одно плечо, поступает на первые входы первого 21 и второго 70 смесителей, на вторые входа которых подаются напряжение первого 20 и второго 69 гетеродинов соответственно:

где Ur1, Ur2, ωr1, ωr2, ϕr1, ϕr2 Тп - амплитуды, начальные частоты, начальные фазы и период повторения напряжений гетеродинов:

- скорость изменения частот гетеродинов (скорость просмотра заданного диапазона частот Dƒ).

На выходе смесителей 21 и 70 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителями 22 и 71 выделяются напряжения промежуточной (разностной) частоты:

где

ωupcr1r2c - промежуточная (разностная) частота:

ϕup11r1; ϕup21r2;

которые поступают на два входа коррелятора 72. На выходе последнего образуется напряжение U, пропорциональное корреляционной функции R(τ). Так как канальные напряжения uup1(t) и uup2(t) образуются одним и тем же ФМН сигналом, принимаемым по основному каналу на частоте ωс, то между ними существует сильная статистическая связь, выходное напряжение коррелятора 72 достигает максимального значения Umax, которое превышает пороговое напряжение Uuop в пороговом блоке 73 (Umax>Uuop). Пороговой уровень Uuop выбирается таким, чтобы его не превышали случайные помехи. При превышении порогового уровня Uuop в пороговом блоке 73 формируется постоянное напряжение, которое поступает на управляющий вход ключа 74, открывая его. В исходном состоянии ключ 74 всегда закрыт. При этом напряжение Uup1(t) с выхода первого усилителя 22 промежуточной частоты через открытый ключ 74 поступает на первые входы перемножителей 24, 25, 62 и 63. На вторые входы перемножителей 25 и 63 с выходов узкополосного фильтра 26 и первого фазоинвертора 66 подаются опорные напряжения соответственно:

В результате перемножения указанных сигналов образуются результирующие колебания:

где

Аналоги модулирующего кода:

выделяются фильтрами 27 и 65 нижних частот соответственно и подаются на два входа блока 68 вычитания. Вычитая одно из другого указанные напряжения с учетом их противоположной полярности, на выходе блока 68 вычитания образуется удвоенное (суммарное) низкочастотное напряжение

где

т.е. получается сложение по абсолютной величине напряжений uн1(t) и uн2(t). При этом амплитудные аддитивные помехи проходят через два демодулятора 60 и 61 одинаково, изменяя амплитуды выходных продетектированных напряжений в одну и ту же сторону. Но в блоке 68 вычитания они вычитаются, оставаясь однополярными, т.е. подавляются, взаимно компенсируются.

Низкочастотное напряжение uн2(t) с выхода фильтра 65 нижних частот поступает на вход фазоинвертора 67, на выходе которого образуется низкочастотное напряжение

Низкочастотные напряжения uн1(t) uн4(t) с выхода фильтра 27 нижних частот и фазоинвертора 67 поступают на второй вход перемножителей 24 и 62 соответственно, на выходе которых образуются напряжения:

где

Данные напряжения выделяются узкополосными фильтрами 26 и 64 соответственно. Напряжение u01(t) с выхода узкополосного фильтра 26 подается на второй вход перемножителя 25. Напряжение u03(t) выделяется узкополосным фильтром 64 и поступает на вход фазоинвертора 66, на выходе которого образуется напряжение

которое подается на второй вход перемножителя 63.

Описанная выше работа панорамного приемника 6 соответствует случаю приема полезных ФМН сигналов по основному каналу на частоте ωс.

Если ложный сигнал (помеха) поступает по первому зеркальному каналу на частоте ω3,

то на выходе смесителей 21 и 70 образуются следующие напряжения:

где

ωupr1з1 - промежуточная частоа;

Зωupr2з1 - устроенное значение промежуточной частоты;

ϕup3r1з1; ϕup4r2з1.

Однако только напряжение Uup3(t) попадает в полосу пропускания первого усилителя 22 промежуточной частоты и на первый вход коррелятора 72. Выходное напряжение коррелятора 72 равно нулю, ключ 74 не открывается и ложный сигнал (помеха), принимаемый по первому зеркальному каналу на частоте ωз1, подавляется.

Если ложный сигнал (помеха) поступает по второму зеркальному каналу на частоте ωз2

то на выходе смесителей 21 и 70 образуются следующие напряжения:

где

Зωupз2r1 - утроенное значение промежуточной частоты;

ωupз2r2 - промежуточная частота;

ϕup5з2r1; ϕup6з2r2.

Однако только напряжение uup6(t) попадает в полосу пропускания второго усилителя 71 промежуточной частоты и на второй вход коррелятора 72. Выходное напряжение коррелятора 72 также равно нулю, ключ 74 не открывается и ложный сигнал (помеха), принимаемый по второму зеркальному каналу на частоте ωз2, подавляется.

По аналогичной причине подавляются и ложные сигналы (помеха), принимаемые по первому ωk1, второму ωk2 и любому другому комбинационному каналу.

Если ложные сигналы (помехи) одновременно поступают по первому ωз1, и второму ωз2, зеркальным каналам, то на выходе смесители 21 и 70 образуются напряжения uup3(t) и uup6(t), которые попадают в полосы пропускания первого 22 и второго 71 усилителей промежуточный частоты и на два входа коррелятора 72. Но ключ 74 в этом случае не открывается. Это объясняется тем, что ложные сигналы (помехи) принимаются на разных частотах ωз1 и ωз2, между ними существует слабая корреляционная связь, выходное напряжение коррелятора 72 не достигает максимального значения и не превышает порогового напряжения uuop в пороговом блике 73. Ключ 74 не открывается и ложные сигналы (помеха), одновременно принимаемые по первому ωз1 и второму ωз2 зеркальным каналам, подавляются.

По аналогичной причине подавляются и ложные сигналы (помехи), принимаемые одновременно по первому ωk1 и второму ωk2 комбинационным каналом и по двум другим дополнительным каналам.

Частота настройки ωн третьего узкополосного фильтра 75 выбирается равной промежуточной частоте ωup (фиг. 3): ωнup. Частота настройки ωн1 и полоса пропускания первого полосового фильтра 78 выбираются равными (фиг. 4):

Частота настройки ωн2 и полоса пропускания Δωп2 второго полосового фильтра 81 выбираются равными (фиг. 5):

Если ложный сигнал (помеха) принимается по каналу прямого прохождения на частоте ωп

где ωпup, то он с выхода усилителя 18 высокой частоты поступает на первый вход первого сумматора 77, выделяется третьим узкополосным фильтром 75, частота настройки ωн которого выбирается равной ωupнup), и инвертируется по фазе на 180° в третьем фазоинверторе 76

Напряжение Uп(t) и Uп1(t), поступающие на два входа первого сумматора 77, на его выходе компенсируются.

Следовательно, ложный сигнал (помеха), принимаемый по каналу прямого прохождения на частоте ωпup, подавляется фильтром-пробкой, состоящим из узкополосного фильтра 75, фазоинвертора 76 и сумматора 77 и реализующим фотокомпенсационный метод.

Если ложные сигналы (помехи) принимаются по интермодуляционным каналам в полосе частот Δωп1, расположенной «слева» от полосы пропускания Δωп, панорамного приемника, то они поступают на первый вход второго сумматора 80, выделяются первым полосовым фильтром 78, инвертируются по фазе на 180° в фазоинверторе 79 и подаются на второй вход второго сумматора 80, на выходе которого они компенсируются (фиг. 4). При этом частота настройки ωн1 и полоса пропускания Δωп1 выбираются следующим образом:

где ω1, ω2 - граничные частоты, определяющие полосу частот Δωп1, расположенную «слева» от полосы пропускания Δωп панорамного приемника, попадание в которую двух или более сигналов, приводит к образованию интермодуляционных помех.

Если ложные сигналы (помехи) принимаются по интермодуляционным каналом в полосе частот Δωп2, расположенной «справа» от полосы пропускания Δωп панорамного приемника, то они поступают на первый вход третьего сумматора 83, выделяются вторым полосовым фильтром 81, инвертируются по фазе на 180° в фазоинверторе 82 и подаются на второй вход сумматора 83, на выходе которого они компенсируются (фиг. 5). При этом частота настройки ωн2 и полоса пропускания Δωп2 полосового фильтра 81 выбираются следующим образом:

где ω3, ω4 - граничные частоты, определяющие полосу частот Δωп2, расположенную «справа» от полосы пропускания Δωп панорамного приемника, попадание в которую двух или более сигналов, приводит к образованию интермодуляционных помех.

Напряжение uн3(t) с выхода блока 68 вычитания поступает на вход дешифратора 7, который в зависимости от кода транспортного средства выдает сигнал через элемент 9 запрета на вход блока 8 регистрации. Блок 8 регистрации, получив и запомнив сигнал, что рейс произведен, выдает сигнал на формирователь 10, который закрывает с помощью элемента 9 запрета вход блока 8 регистрации от дешифратора 7 на минимальное время рейса, исключая ложный зачет рейса в блоке 8 регистрации при повторном поднятии кузова в случае налипания строительного материала на стенки кузова. Кроме того, при подъеме порожнего кузова датчик 1 давления не выдает сигнала.

Напряжение uпр1(t) с выхода усилителя 22 промежуточной частоты одновременно поступает на вход амплитудного детектора 23, который выделяет его огибающую Uад. Последняя поступает на управляющий вход ключа 28, открывая его. В исходном состоянии ключ 28 всегда закрыт. При этом напряжение ur1(t) гетеродина 20 через открытый ключ 28 поступает на вход частотомера 29, где измеряется несущая частота ω1 принимаемого ФМН-сигнала.

где ωr1 - частота гетеродина в данный момент времени.

Измеренное значение несущей частоты ω1 фиксируется блоком 32 регистрации, где одновременно фиксируются бортовой номер техники, пройденный им путь, расход топлива и местоположение техники.

Стандартный приемник GPS-сигналов выполняется съемным и выпускается промышленностью в стандартной упаковке (прибор SDS-221). Указанный прибор обеспечивает обнаружение спутника за время не более 3-4 минут и погрешность определения координат техники не более 100 м.

Для повышения точности определения местоположения техники в предлагаемой системе используется метод дифференциальных поправок, который основан на применении известного в радионавигации принципа дифференциальных навигационных измерений.

Дифференциальный режим позволяет определять координаты наблюдаемого транспортного средства с точностью до 5 м в динамической навигационной обстановке и до 2 м в стационарных условиях. Дифференциальный режим реализуется с помощью контрольного приемника 42 GPS-сигналов, установленного на пункте контроля. Последний располагается в месте с известными географическими координатами в том же районе, что и основной приемник 34 GPS-сигналов, установленный на транспортном средстве, и дает возможность одновременно отслеживать спутники 50 л (i=1, 2, …, 24) навигационной системы «Навстар» («Глонасс»). Сравнивая известные координаты, полученные в результате прецизионной геодезической съемки, с измеренными с помощью приемника 42 GPS-сигналов координатами, вычислительная машина 43 определяет поправки, которые преобразуются с помощью блока 44 кодирования в модулирующий код M2(t), поступающий на первый вход фазового манипулятора 47 и в блок 32 регистрации. На второй вход фазового манипулятора 47 подается напряжение генератора 46 высокой частоты

На выходе фазового манипулятора 47 образует ФМН-сигнал

где - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M2(t), который после усиления в усилителе 48 мощности через дуплексер 49 поступает в приемопередающую антенну 41 и излучается ею в эфир.

Указанный ФМН-сигнал принимается антенной 16 и через дуплексер 36 поступает на первые входы перемножителей 37, 38, 53 и 54.

На вторые входы перемножителей 38 и 54 с выходов узкополосного фильтра 39 и фазоинвертора 57 подаются опорные напряжения соответственно:

В результате перемножения указанных сигналов образуются результирующие колебания:

где

Аналоги модулирующего кода:

выделяются фильтрами 40 и 56 частот соответственно и подаются на два входа блока 59 вычитания. Вычитая одно из другого указанные напряжения с учетом их противоположной полярности, на выходе блока 59 вычитания образуется удвоенное (суммарное) низкочастотное напряжение

где Uн7=2U5, т.е. получается сложение по абсолютной величине низкочастотных напряжений uн5(t) и uн6(t).

При этом амплитудные аддитивные помехи проходят через два демодулятора 51 и 52 одинаково, изменяя амплитуды выходных продетектированных напряжений в одну и ту же сторону. Но в блоке 59 вычитания они вычитаются, оставаясь однополярными, т.е. подавляются, взаимно компенсируются.

Низкочастотное напряжение uн6(t) с выхода фильтра 56 нижних частот поступает на вход фазоинвертора 58, на выходе которого образуется низкочастотное напряжение

Низкочастотные напряжения uн5(t) и uн8(t) с выхода фильтра 40 нижних частот и фазоинвертора 58 поступают на второй перемножитель 37 и 53 соответственно, на выходе которых образуется гармонические напряжения:

где

Данные напряжения выделяются узкополосными фильтрами 39 и 55 соответственно.

Напряжение uo4(t) с выхода узкополосного фильтра 39 подается на второй вход перемножителя 38. Напряжение uo5(t) выделяется узкополосным фильтром 55 и поступает на вход фазоинвертора 57, на выходе которого образуется напряжение

которое подается на второй вход перемножителя 54.

Низкочастотное напряжение uн7(t) с выхода блока 59 вычитания поступает на второй вход микропроцессора 35, где уточняется местоположение данного транспортного средства.

Следовательно, вычисленные поправки на пункте контроля передаются на транспортное средство по радиоканалам в заранее установленном формате. Поправки, принятые от пункта контроля, автоматически вносятся в результаты собственных измерений транспортного средства. Уточненное значение местоположения техники по радиоканалу опять передается на пункт контроля.

Для обмена дискретной информацией между контролируемой техникой и пунктом контроля используется дуплексная радиосвязь, использующая две частоты ω1, ω2 и сложные ФМН-сигналы, обладающие высокой энергетической и структурной скрытностью.

Энергетическая скрытность данных сигналов обусловлена их высокой сжимаемостью во времени или по спектру при оптимальной обработке, что позволяет снизить мгновенную излучаемую мощность. Вследствие этого сложный ФМН-сигнал в точке приема может оказаться замаскированным шумами и помехам. Причем энергия сложного ФМН-сигнала отнюдь не мала, она просто распределена по частотно-временной области так, что в каждой точке этой области мощность сигнала меньше мощности шумов и помех.

Структурная скрытность сложных ФМН-сигналов обусловлена большим разнообразием их форм и значительными диапазонами изменения значений параметров, что затрудняет оптимальную или хотя бы квазиоптимальную обработку сложных ФМН-сигналов априорно неизвестной структуры.

Предлагаемая система обслуживает учет рейсов, расхода топлива и пройденного пути техники, а также позволяет с высокой точностью определить их местоположение в любой момент времени. Кроме того, данная система позволяет высвободить персонал, занятый учетом и регистрацией эксплуатационных показателей транспортных средств и предусматривает возможность единой диспетчеризации на строительном комплексе.

Предлагаемая система обеспечивает повышение помехоустойчивости и достоверности обмена дискретной информацией между контролируемой техникой и пунктом контроля с использованием дуплексной радиосвязи. Это достигается подавлением узкополосных помех, принимаемых в полосе пропускания приемников, за счет применения на каждой контролируемой технике и пункте контроля двух универсальных демодуляторов ФМН-сигналов. Указанные демодуляторы свободны от явления «обратной работы», присущей известным демодуляторам ФМН-сигналов (схемы Пистолькорса А.А., Сифорова В.И., Костаса Д.Ф. и Травина Г.А.).

Таким образом, предлагаемая система по сравнению с прототипами и другими техническими решениями аналогичного назначения обеспечивает повышение избирательности и помехоустойчивости панорамного приемника и достоверности обмена дискретной информации между контролируемой техникой и пунктом контроля. Это достигается за счет подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по интермодуляционных каналам и каналу прямого прохождения. Причем подавление ложных сигналов (помех) по указанным каналам осуществляется фильтрами - пробками, реализующими фазокомпенсационный метод.

Система дистанционного контроля поставки материальных и технических ресурсов для восстановления объектов инфраструктуры, содержащая на каждой контролируемой технике последовательно включенные датчик давления, элемент И, второй вход которого соединен с выходом датчика положения кузова, блок кодирования, второй и третий входы которого соединены с выходами датчиков расхода топлива и пройденного пути соответственно, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности, дуплексер, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом первого фильтра нижних частот, первый узкополосный фильтр, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом дуплексера, и первый фильтр нижних частот, последовательно включенные приемную антенну, приемник GPS-сигналов и микропроцессор для выполнения навигационных расчетов, выход которого соединен с четвертым входом блока кодирования, последовательно подключенные к выходу дуплексера третий перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго фазоинвертора, второй узкополосный фильтр, первый фазоинвертор, четвертый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом дуплексера, второй фильтр нижних частот и второй фазоинвертор, к выходу первого фильтра нижних частот подключен блок вычитания, второй вход которого соединен с выходом второго фильтра нижних частот, а выход подключен ко второму входу микропроцессора для выполнения навигационных расчетов, а на пункте контроля последовательно включенные приемную антенну, приемник GPS-сигналов, вычислительную машину для выполнения навигационных расчетов, блок кодирования, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности, дуплексер, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, и усилитель высокой частоты, последовательно включенные первый смеситель, второй вход которого через первый гетеродин соединен с выходом блока поиска, первый усилитель промежуточной частоты, коррелятор, пороговый блок, второй ключ, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя промежуточной частоты, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом первого фильтра нижних частот, первый узкополосный фильтр, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго ключа, и первый фильтр нижних частот; последовательно подключенные к выходу второго ключа, третий перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго фазоинвертора, второй узкополосный фильтр, первый фазоинвертор, четвертый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго ключа, второй фильтр нижних частот и второй фазоинвертор, к выходу первого фильтра нижних частот подключен блок вычитания, второй вход которого соединен с выходом второго фильтра нижних частот, а выход подключен к входу дешифратора, последовательно включенные амплитудный детектор, первый ключ, второй вход которого соединен со вторым выходом первого гетеродина, частотомер и дополнительный блок регистрации, второй, третий и четвертый входы которого соединены непосредственно и через счетчик расхода топлива и счетчик пройденного пути с соответствующими выходами дешифратора, пятый вход дополнительного блока регистрации соединен с выходом блока кодирования, при этом к выходу дешифратора подключены по числу контролируемых объектов исполнительные блоки, каждый из которых состоит из последовательно подключенных к выходу дешифратора элемента запрета, блока регистрации и формирователя длительности импульсов, выход которого соединен с запрещающим входом элемента запрета, причем к выходу блока поиска последовательно подключены второй гетеродин, второй смеситель, второй усилитель промежуточной частоты и коррелятор, частоты первого ωr1 и второго ωr2 гетеродинов разнесены на удвоенное значение промежуточной частоты

ωr2r1=2ωup

и выбраны симметричными относительно несущей частоты ωс основного канала приема

ωcr1r2cup,

отличающаяся тем, что панорамный приемник снабжен двумя полосовыми фильтрами, тремя сумматорами, третьим узкополосным фильтром, третьим, четвертым и пятым фазоинверторами, причем к выходу усилителя высокой частоты последовательно подключены третий узкополосный фильтр, третий фазоинвертор, первый сумматор, второй вход которого соединен с выходом усилителя высокой частоты, первый полосовой фильтр, четвертый фазоинвертор, второй сумматор, второй вход которого соединен с выходом первого сумматора, второй полосовой фильтр, пятый фазоинвертор и третий сумматор, второй вход которого соединен с выходом второго сумматора, а выход подключен к первым входам первого и второго смесителей.



 

Похожие патенты:

Предложена система автомобильного видеорегистратора. Система содержит блок (100) съемочной камеры для записи информации об изображении или информации о снимке панорамы вокруг транспортного средства, блок (200) обработки изображений для приема информации об изображении или информации о снимке из блока (100) съемочной камеры и преобразования указанной информации в цифровой сигнал для создания цифровой информации об изображении или цифровой информации о снимке, блок (300) непрерывного сохранения изображений для приема цифровой информации об изображении или цифровой информации о снимке из блока (200) обработки изображений для непрерывного сохранения информации в реальном времени.

Настоящее изобретение относится к техническому решению для регулирования функционирования лесохозяйственного рабочего объекта, которое предусматривает идентификацию (120) изменения, оказывающего влияние на функционирование лесохозяйственного рабочего объекта, и сохранение (130) информации, относящейся к изменению, определение (110) по меньшей мере одного ключевого показателя, описывающего функционирование лесохозяйственного рабочего объекта, и представление (140) ключевого показателя, описывающего функционирование лесохозяйственного рабочего объекта, и изменений, происходящих во время периода мониторинга.

Изобретение относится к приборостроению. Тахограф цифровой электронный содержит бортовое устройство, внутренний источник питания, соединенный с центральным процессором, навигационным криптографическим устройством, блоком памяти, часами реального времени, термопечатающим устройством, блоком индикации, карт-ридерами, модулями ГНСС ГЛОНАСС/GPS с антеннами, блоком с гироскопами и акселерометрами, устройствами связи и ввода-вывода.

Изобретение относится к автоматизированному обнаружению повреждений конструкций. Интегрированная система для оценки состояния и контроля конструктивной платформы в полете содержит систему контроля степени исправности конструкции (SHM) и систему контроля рабочих нагрузок (OLM), соединенную с датчиками системы SHM.

Группа изобретений относится к системе осмотра воздушного летательного аппарата и способу определения о нем информации. Система содержит беспилотный летательный аппарат и опорную станцию.

Изобретение относится к транспортным средствам. В способе прогнозирования работы транспортного средства (ТС) устанавливают личность пользователя ТС; отслеживают рабочие параметры ТС для каждой поездки; сохраняют данные, собранные при отслеживании для этого пользователя; устанавливают и хранят обычные схемы работы на основе сохраненных данных для этого пользователя; определяют текущую обычную схему работы с учетом пользователя ТС, одного или более рабочих параметров и сохраненных обычных схем работы; используют текущую обычную схему работы для прогнозирования работы ТС на протяжении текущей поездки.

Изобретение относится к способам дистанционного управления для транспортного средства, а именно к определению местоположения телефона как ключа на основе обнаружения объекта.

Способ оказания помощи пассажиру попавшего в дорожно-транспортное происшествие транспортного средства содержит следующие этапы: обнаружение аварийного состояния транспортного средства; активация камеры или датчика для измерения физиологических состояния и сбора физиологических данных пассажира; запись собранных физиологических данных; и передача сообщения, содержащего их в удаленный сервер сбора данных через телематический блок контроля, установленный в транспортном средстве.

Изобретение относится к средствам контроля и регистрации перемещения специальной техники. Система содержит части оборудования пункта контроля и контролируемого объекта.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ выявления деградации датчика кислорода заключается в том, что при изменении потребности в подаче топлива в двигатель без изменения требуемой отдачи двигателя при температуре отработавших газов двигателя выше пороговой, указывают наличие деградации датчика кислорода в отработавших газах из-за выделения газа из герметика.
Наверх